Развитие брюшины и некоторых органов пищеварительной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие брюшины и некоторых органов пищеварительной системы



Брюшина развивается из среднего зародышевого листка – мезодермы.

На самых ранних стадиях развития по бокам от кишечной трубки распологается вентральная часть мезодермы (несегментированная), которая называется спланхнотомом; в нём имеется полость (эти вторичная полость тела или целом). Данная полость ограничена медиальной и латеральной пластинками. Из латеральной пластинки развивается мезотелий пристеночной брюшины, из медиальной пластинки – мезотелий висцеральной брюшины.

Для правильного понимания развития брюшины и возникающих аномалий развития, рассмотрение данного вопроса в процессе эмбриогенеза следует разделить поэтапно:

I этап – 4 неделя внутриутробного развития.

Первичная кишка имеет длину, равную длине туловища, протягиваясь от орального до каудального конца зародыша.

Медиальные пластинки спланхнотома охватывают кишечную трубку и образуют дорсальную и вентральную брыжейки; последняя на этой стадии имеется от орального конца до уровня пупка, ниже пупка произошла её ранняя редукция.

II этап – 5-6 неделя внутриутробного развития.

Начинается дифференцировка кишечной трубки. В начале появляется веретенообразное расширение в области желудка. Идет усиленный рост дорсальной брыжейки желудка (в области большой кривизны). Начинает формироваться сальниковая сумка.

Из эпителиальной выстилки начального отдела средней кишки начинают развиваться закладки поджелудочной железы.

Кроме того, в вентральной стенке выпячивается закладка печени, которая быстро растет. В мезенхима дорсальной брыжейки желудка появляется закладка селезёнки.

III этап – 7 недель внутриутробного развития:

каудальный отдел передней кишки, подвергнувшийся расширению (в области желудка) совершает повороты: вокруг вертикальной оси – слева направо, при этом правая стенка становится задней, а левая передней; вокруг сагиттальной оси снизу вверх; в результате малая кривизна оказывается сверху, а большая – внизу. Двенадцатиперстная кишка располагается справа от будущего позвоночника соответственно вентральная брыжейка желудка и двенадцатиперстной кишки оказываются сверху, а дорсальная снизу, то есть брыжейка из сагиттальной плоскости переходит во фронтальную.

В связи с поворотом брыжейки, печень также отклоняется кверху, размеры её быстро увеличиваются. Раздвигая листки вентральной брыжейки, печень своей верхней поверхностью соприкасается с диафрагмой, брюшина же накрывает её верхнюю и нижнюю поверхности.

 Связки, идущие от малой кривизны желудка и двенадцатиперстной кишки к печени и далее продолжающиеся на диафрагму и переднюю брюшную стенку (печеночно-желудочная, печеночно-дуоденальная, серповидная, венечная, треугольная) являются производными вентральной брыжейки.

Поворот желудка вокруг продольной оси (слева – направо) приводит к тому, что его левая стенка становится передней, а правая задней.

IV этап – 12 недель внутриутробного развития:

Характеризуется усиленным ростом кишечной трубки в длину, в результате образуется петля, обращенная выпуклостью вперед и вниз. В этой петле можно выделить 2 колена: нисходящее (тощеподвздошное) и восходящее (подвздошно-ободочное). В начальном отделе восходящего колена формируется утолщение, соответствующее слепой кишке.

На 13-ой неделе восходящее колено поднимается кверху и совершает поворот. Утолщение соответствующее слепой кишке, оказывается под печенью. Желточно-кишечный проток редуцируется, а также частично редуцируется дорсальная брыжейка в области двенадцатиперстной и нисходящей кишок.

  V этап – после 16 недель внутриутробного развития:

в этот период происходит усиленный рост отдельных участков кишечной трубки:

1. В области будущей тонкой кишки, ниже места перекреста с восходящим коленом, образуются, примерно, 7 петель брыжеечной части тонкой кишки.

2. Опускание слепой кишки и формирование восходящей ободочной кишки с редукцией ее брыжейки. Конечный отдел слепой кишки увеличивается и остается в зачаточном состоянии, этот участок в последствии соответствует будущему червеобразному отростку.

3. Участок нисходящей ободочной и сигмовидной кишки.

Аномалии и пороки развития пищеварительной системы:

1. Пороки развития пищевода: в результате неполного разделения кишечной трубки и трахеи – образуются пищеводно-трахейные фистулы. Наличие таких пороков приводит к аспирации пищи и жидкости в дыхательные пути и к возникновению аспирационной пневмонии.

2. Подвздошный дивертикул – это желточно-кишечный проток, соединяющий первичную кишку с желточным мешком. У эмбриона проток входит в состав пупочного канатика вместе с пупочной веной и пупочными артериями. В норме этот проток облитерируется, а иногда он остается и имеет форму слепого выпячивания тощей кишки на 50-70 см проксимальнее илеоцекального угла.

3. У эмбриональной кишки до двух месяцев внутриутробного развития сохраняется дорсальная брыжейка на протяжении всей кишки, которая затем в области двенадцатиперстной, восходящей и нисходящих кишок редуцируется. Если дорсальная брыжейка сохраняется, то нередко возникают завороты, осложняющиеся кишечной непроходимостью.

4. Обратное положение органов – это редко встречающаяся аномалия, когда происходит поворот кишечной трубки не слева направо, а в обратном направлении. В результате все органы желудочно-кишечного тракта располагаются зеркально.

5. Отсутствие или сужение заднепроходного отверстия. Этот порок развития требует вмешательства сразу после рождения ребенка.

 

Контрольные вопросы:

1. Из какого зародышевого листка развивается пищеварительная система?

2. Дайте понятие «ротовая бухта», «анальная бухта». Каким образом первоначально они отделены от первичной кишки?

3. Назовите отделы первичной кишки.

4. Какие отделы включает туловищная кишка?

5. Назовите производные: а) передней кишки, б) средней кишки, в) задней кишки.

6. Назовите основные жаберные дуги и определите их функцию.

7. Что такое I висцеральная дуга и на какие отростки она делится?

8. Из каких отростков образуется верхняя челюсть?

9. Как идёт образование нижней челюсти?

10. Производными чего является развитие наружного носа?

11. На какой неделе внутриутробного развития происходит деление ротовой бухты на ротовую и носовую полости?

12.  Назовите основные пороки развития лица.

13. Из какого зародышевого листка развивается брюшина?

14. Что такое «спланхнотом» и что в нем находится?

15. Что такое дорсальная и вентральная брыжейки? Из чего они формируются?

16. Назовите основные повороты желудка в процессе внутриутробного развития.

17. Назовите аномалии развития пищеварительной системы.

  

 

Практическое занятие №9.

 

Тема: Отчет по препаратам и итоговое занятие по теме «Пищеварительная система»

Цель и содержание занятия: Проконтролировать знания, умения и навыки студентов по разделу «Пищеварительная система». Провести тестовый контроль. Оценить умение находить, называть и показывать органы пищеварительной системы. Проконтролировать качество самостоятельного изложения материала о форме, строении и топографии этих органов, их отношение к брюшине. Проверить знание лекционного материала. Обратить внимание на возрастные особенности, индивидуальную изменчивость, аномалии и пороки развития.

На итоговом занятии студенты должны продемонстрировать практические навыки, умение ориентироваться на трупе и препарировать, защитить препараты, изготовленные по данной теме, что важно для закрепления знаний и выработки у студентов способности анализировать и синтезировать материал практических занятий и лекционного курса.

Оснащение занятия: Скелет, труп (вскрытый), сагиттальный распил головы, набор зубов, пищевод, язык, желудок, комплекс органов: печень, желудок с 12-ти перстной кишкой, поджелудочная железа, селезёнка, препараты тонкой и толстой кишки, планшеты, муляжи, схемы, рентгенограммы, тесты.

   

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЗАНЯТИЮ ПО РАЗДЕЛУ «ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»:

1. Какие кости и какими частями участвуют в формировании твердого неба?

2. Какие мимические мышцы участвуют в формировании нижней и верхней губы?

3. Назовите мышцы, участвующие в образовании дна полости рта.

4. Какие кости и какими частями участвуют в образовании десен?

5. Какие органы относятся к пищеварительной системе?

6. Общий план строения первичной пищеварительной трубки.

7. Назовите отделы ротовой полости.

8. Что располагается в полости рта?

9. Какое участие принимает ротовая полость в процессе пищеварения?

10.  Назовите стенки преддверия рта и укажите чем они образованы.

11.  Что такое переходная складка?

12.  Какие уздечки верхней и нижней губы Вы знаете?

13.  Что такое десневой желобок?

14.  Что такое десна? Назовите ее части.

15.  Что такое крыловидно-челюстная складка?

16.  Что такое подъязычное пространство?

17.  Что такое уздечка языка?

18.  Что такое челюстно-язычный желобок?

19.  Перечислите мышцы, формирующие диафрагму рта.

20.  Перечислите содержимое ротовой полости.

21.  Дайте анатомическую характеристику слизистой оболочки ротовой полости.

22.  Укажите особенности анатомии ротовой полости у детей.

23.  Укажите количество и дайте название слюнных желез.

24.  Перечислите большие слюнные железы, укажите места выхода их протоков.

25.  Где располагаются малые слюнные железы?

26.  На каких частях верхней и нижней челюсти располагаются зубы?

27.  Перечислите группы зубов и укажите их количество?

28.  Какова функция зубов в процессе пищеварения?

29.  Что такое прикус?

30.  Какие виды прикуса Вы знаете?

31.  Напишите зубную формулу молочного прикуса.

32.  Укажите сроки прорезывания молочных зубов.

33.  Напишите зубную формулу постоянного прикуса.

34.  Укажите сроки прорезывания постоянных зубов.

35.  Какую функцию выполняют большие слюнные железы в пищеварении?

36.  Укажите топографические ориентиры околоушной слюнной железы.

37.  Как проходит и где расположен выводной проток околоушной слюнной железы?

38.  Как проходит и где открывается выводной проток поднижнечелюстной железы?

39.  Дайте анатомическую характеристику подъязычной слюнной железы.

40.  Назовите анатомические части зуба. Какие ткани их формируют?

41.  Каким образом зубы фиксируются в альвеолах челюстных костей?

42.  Что такое пародонт?

43.  Что такое периодонт?

44.  Что включает в себя понятие: “мягкое небо”?

45.  Назовите и дайте характеристику анатомическим составным частям мягкого неба.

46.  Перечислите мышцы, которые входят в состав мягкого неба.

47.  Укажите точки фиксации мышц мягкого неба и дайте характеристику их функции.

48.  Назовите клетчаточные пространства дна полости рта и их связи.

49.  Назовите клетчаточные пространства височной области и их связи.

50.  Назовите клетчаточные пространства подглазничной области и их связи.

51.  Назовите клетчаточные пространства щечной области и их связи.

52.  Назовите клетчаточные пространства околоушно-жевательной области и их связи.

53.  Назовите клетчаточные пространства глубоких областей лица и их связи.

54.  Дайте анатомическую характеристику небной миндалины.

55.  Какие складки образует слизистая оболочка в области мягкого неба?

56.  Из какой мышечной ткани формируются мышцы языка?

57.  На какой поверхности располагается срединная борозда языка?

58.  Какие мышцы относятся к группе скелетных мышц языка?

59.  Какие мышцы относятся к группе собственных мышц языка?

60.  Дайте анатомическую характеристику слизистой оболочки языка.

61.  Перечислите части и поверхности языка.

62.  Что такое язычная слюнная железа? Где она расположена?

63.  Перечислите анатомические особенности языка у детей.

64.  Назовите типы мышечной ткани и укажите их функциональные различия.

65.  Перечислите слои глотки.

66.  Назовите мышцы, формирующие мышечный слой глотки.

67.  Какие мышцы относятся к вспомогательным (наружным) мышцам глотки?

68.  Назовите отделы полости глотки.

69.  Как называется наружная оболочка глотки?

70.  Какую функцию выполняет глотка как орган?

71.  Дайте анатомическую характеристику слизистого слоя глотки.

72.  Назовите мышцы, составляющие мышечный слой глотки и укажите точки их костной фиксации.

73.  Каким образом глотка сообщается с полостью среднего уха?

74.  Где глотка переходит в пищевод (топографические ориентиры)?

75.  В чем заключаются анатомические особенности мышечного слоя глотки?

76.  Назовите оболочки, составляющие стенку полого органа, и укажите их расположение в структуре стенки.

77.  Какую функцию выполняет пищевод в системе органов пищеварения?

78.  Назовите слои пищевода.

79.  Перечислите отделы пищевода.

80.  Имеет ли слизистая пищевода подслизистый слой?

81.  Где заканчивается пищевод?

82.  Дайте анатомическое описание слизистого слоя пищевода.

83.  Перечислите отделы пищевода и укажите их границы.

84.  Дайте анатомическую характеристику мышечного слоя пищевода.

85.  Как формируются анатомические сужения пищевода и в чем их функциональное значение?

86.  Что такое физиологические сужения пищевода и где они расположены?

87.  Функциональное назначение пищевода в системе органов пищеварения.

88.  В чем заключаются анатомические особенности мышечного слоя пищевода?

89.  Перечислите топографические области, выделяемые на передней брюшной стенке.

90.  Перечислите отделы желудка.

91.  Сколько слоев имеет мышечная оболочка желудка?

92.  Перечислите особенности в анатомическом строении слизистой оболочки желудка.

93.  Сколько слоев имеет мышечная оболочка желудка и как они расположены?

94.  Покажите отделы желудка и границы, их разделяющие на влажном трупном препарате.

95.  Назовите отделы тонкого кишечника.

96.  Назовите отделы двенадцатиперстной кишки.

97.  Перечислите отделы толстого кишечника.

98.  Покажите отделы тонкой, толстой кишки на трупном препарате.

99.   Назовите части двенадцатиперстной кишки и укажите их скелетотопические ориентиры.

100. Какие особенности анатомического строения имеет слизистая оболочка тонкой кишки?

101. Какие особенности анатомического строения имеет мышечная оболочка толстой кишки?

102. Какой отдел толстой кишки называется слепой кишкой?

103. Как осуществляется переход тонкой кишки в толстую? Покажите на препарате это место.

104. К какой части толстой кишки относится червеобразный отросток?

105. Назовите границы печени.

106. Посредством чего печень делится на правую и левую доли?

107. Чем ограничена квадратная доля печени?

108. Чем ограничена хвостатая доля печени?

109. Чем образован общий желчный проток, куда он открывается?

110. Назовите функцию печени.

111. Определите топографию поджелудочной железы.

112. Назовите функции поджелудочной железы.

113. Назовите и покажите части поджелудочной железы.

114. Определите топографию селезенки.

115. Назовите функцию селезенки.

116. Что такое брыжейка?

117. Укажите возможные варианты взаимоотношений органа и брюшины.

118. Какие связки брюшины имеют отношение к желудку?

119. Покажите малый сальник и назовите его составные части.

120. Покажите брыжейку тонкой кишки и объясните, как и чем она образована.

121. Как формируется большой сальник?

122. Что такое Дугласов карман? Покажите, где он находится.

123. Назовите сумки, ограниченные листками брюшины.

124. Покажите, где находится и чем ограниченно сальниковое отверстие.

125. Что является границей между верхним, средним, нижним этажами брюшной полости? Какие органы в них расположены?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.062 с.)