Классификация по способам приготовления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация по способам приготовления



 

Впервые ее элементы появляются в классификации лекарственных средств по происхождению, где были выделены группы лекарств, приготавливаемых в отваре и соках. По традиции наиболее древними считаются пять лекарственных форм: отвары, порошки, пилюли, кашицы-дэгу и масла. По мере усложнения технологии дан производные от них появились золы (про-нзеодное от порошка), сгущенные экстракты - кханда (производное от дэгу), вина (производные от масляных лекарств), лекарства из драгоценностей и сборы из трав. Что касается лекарств из драгоценностей, то они могут быть представлены любой из перечисленных форм. Сборы из трав по способу приготовления тяготеют больше к отварам.

Самой простой лекарственной формой считались отвары. По способу приготовления они делились на холодные, получаемые при простом настаивании в течение нескольких дней: на воде, вине, молоке, иногда на моче. Горячие отвары готовились путем упаривания до 1/3 первоначального объема жидкости. Причем в рецептурниках нередко указывается, что «недостаточно упаренпый отвар не окажет лечебного действия» [БАЖ, л. 30].

Порошки составлялись практически из всех известных в тибетской медицине лекарственных средств. В качестве основы для них использовали свекольный или тростниковый сахар. Порошки широко применяли для лечения различных осложненных болезней.

Наиболее действенным считалось назначение лекарств в пилюлях. Следует отметить, что в рецептурпиках число прописей для составления порошков значительно превышает число прописей для пилюль. Основой для них служили мед, масла, патока.

Дэгу представляет собой измельченные лекарственные средства, смешанные с медом, маслом, патокой.

Своеобразна технология приготовления масел. Сырье, предназначенное для получения лекарства, кипятили в воде, отстаивали, сливали прозрачную часть. Оставшийся осадок выпаривали до определенного объема, добавляли парное ячье молоко, выпаривали и, наконец, кипятили с маслом. Кипячение производили до тех пор, пока на дне посуды не оставалось одно масло. В масло, приготовленное таким образом, иногда добавляли другие компоненты. Дозировали кусочками. Отвары, порошки, пилюли, кашицы-дэгу, масла тибетцы использовали для лечения жара и холода.

Очень сложна технология зольных лекарств. В большинстве случаев они представляют собой вещества, получаемые при обжиге различных металлов, химических веществ (минералов), продуктов животного происхождения и растений в герметически закрытых тиглях.

Лекарственные вина готовили путем настаивания различных компонентов на молочной, ячменной водке.

Сборы из трав, судя по «Вайдурья-онбо», являлись наиболее доступными для всех слоев населения в отличие от порошков, лекарств из драгоценностей и зольных препаратов, включающих драгоценные металлы, сырье импортных растений. В состав сборов входят простые лекарственные средства из тибетской флоры. Сборы, как правило, готовятся в отваре.

Классификация лекарств по способу приготовления представлена в «Сома-радже», где приведены раздела порошков, кашиц-дэгу, отваров и масел (гл. 79-83, 90, 131-144, 152-156) в IV т. «Чжуд-ши» и IV т. «Вайдурья-онбо».

Все эти классификации, несомненно, имеют историческое значение и характеризуют этапы развития фармации в древнем и средневековом Тибете. Сопоставление этих классификаций дает основание для вывода о том, что более поздние из них не всегда являются последовательным развитием древних.

Прежде всего, в классификациях разных источников общим термином для оценки свойств лекарственных растений, минералов, продуктов животного происхождения в тибетской медицине служит понятие «нуй-во» [(mis-pa санскр. virya — букв, «действие»).

В источниках тибетцы оперируют такими понятиями, как действие самого предмета или вещества и действие, определяемое преобладающими в нем первоэлементами. Кроме того, различают восемь видов действия:

1. Действие силы объясняется в текстах тем, что растения и другие лекарственные средства, находящиеся на южных склонах, вбирают силу солнца, тогда как растущие на северных склонах вбирают силу луны и соответственно называются горячими и холодными. Если горячие собрать с северной стороны, а холодные - с южной, то действия их силы будут ущербными.

2. Действие вкуса: сладкие лечат ветер и желчь, кислые - слизь и желчь и т. д.

3. Действие запаха. Например, лечебное действие камфоры, сандалов, ферулы, мускуса и прочих связано с запахом. После улетучивания запаха они утрачивают лечебные свойства.

4. Действие по противоположности базируется на мифологических мотивах, суеверии, бытовых представлениях и наблюдениях, связывающих те или иные объекты по признаку противоположности: считается, например, что павлин ест яд, поэтому мясо его помогает при отравлениях; выдра кормится рыбой — поэтому ее мясо, жир можно использовать для удаления застрявшей в горле рыбьей кости [Шэлпхрэнг, л. 11].

5. Действие по сходству происхождения основало на сходстве органов человека и животных: при болезнях глаз помогают глаза змеи; при головной боли - кости черепа; при зубной боли-— зубы тигра, леопарда и т. д.

Как говорилось ранее, этот же принцип аналогии использован при назначении корней миробалана для лечения костей, ветвей — для лечения сосудов и жил, а луба и смолы — кожи, конечностей [Дзэйцхар Мигчжан, л. 31].

6. Действие по сходству внешнего вида предполагает назначение для лечения сердца плодов сливы, по форме похожих на сердце; при болезнях почек - плод ареки катеху, семя которой похоже на почки. Деревья (красный сандал и жестер краснодревесный) рекомендуют при болезнях «крови» так же, как и травы с красными корнями и корневищами (оносму песчаную и марену сердцелистную), или киноварь, шеллак; при болезнях «желчи» - виды скерды с желтыми цветками, желтый луб стеблей барбариса.

7. Действие, объясняемое причинно-следственными связями. Например, кости убитого молнией или умершего от кишечных колик помогают при кишечных коликах и т.д.

8. Действие, обусловленное пожеланиями, возникшее якобы по благословению божеств. Среди таких средств названы клубни ятрышника - «руки Индры», рододендрон da-li и др.

Эта классификация по восьми действиям, приведенная в «Шэлпхрэнге» [л. 9-10], как бы объединяет фрагменты различных классификаций упоминаемых в сочинениях «Чжуд-ши», «Мэйбо-Шаллун», «Вайдурья-онбо» и др. В ней четко просматриваются разные принципы подбора лекарств для лечения болезней. Среди них известные в медицине гомеопатический и аллопатический.

Аллопатический подход, основанный на принципе «лечить противоположным», получает дальнейшее развитие в группе «действие, определенное первоэлементами», где он базируется на мировоззренческой платформе древних - учении о первоэлементах. Основное понятие - «действие лекарственных веществ» - здесь освобождено от мифологии, магии, а в качестве единого классификационного признака выдвигается вкус. Вкус должен был служить связующим элементом между теоретическими построениями тибетской медицины, посвященными схоластическим поискам соответствий между пятью первоэлементами и восемью обусловленными ими действиями, «тремя дошами» и т. д., и ее прикладным аспектом, отвечавшим на запросы практики, по сути дела, занятой поиском лекарств для лечения совершенно реально встречающихся болезней. Однако же, несмотря на доступность, тестирование всех применяемых средств по вкусу оказалось по ряду причин невозможным. Тибетские медики убедились в том, что «чистые вкусы и чистые вещества встречаются редко» [Шалпхрэнг, л. 11]. В «Чжуд-ши» классификация по вкусам дана для 68 лекарственных средств, из них к растительным отнесено только 46. Среди сладких — солодка, изюм, шафран, бамбуковая манна, сахар, тростник, мед и др. К жгучим относятся перцы, имбирь, ферула, прострел, лютик и др. [Чжуд-ши, т. II, гл. 19, л. 27]. Перечислены, таким образом, лишь те растения, вкус которых более или менее определенно можно отнести к одному из шести, тогда как большинство других, имеющих сложный вкус, оказалось за пределами этой классификации.

Несмотря на ограниченность применения, классификация по вкусам построена на объективном признаке и отличается от всех других более строгой систематизацией фактов (многие горькие на вкус растения действительно обладают желчегонным действием; жгучие усиливают секрецию пищеварительных желез; сладкие являются энергетическим материалом).

Тем не менее вкус, как мы уже отметили, не объясняет природу лечебного действия всех лекарственных средств. Поэтому тибетцы объясняли действие лекарственных веществ соотношением первоэлементов в их составе. Всего первоэлементов пять: земля, вода, огонь, ветер и пространство. В каждом дискретном явлении они бывают представлены в строго индивидуализированном наборе. Нарушение этого заданного сочетания по представлениям древних вызывает катаклизмы в природе, болезни у людей. В связи с этим терапия болезней в данном контексте мыслилась как восстановление утраченной гармонии за счет восполнения недостающих первоэлементов или выведения избыточных. Поэтому разработке единых критериев оценки содержания первоэлементов в объекте и средствах лечения придавалось большое значение. Этим целям и служили комплексы оз иосьми действий первоэлементов, которые образуют четыре антагонистические пары: тяжесть - легкость; маслянистость - жесткость; холод - жар; тупость -острота.

Для более детального описания болезней и средств через комплекс стандартных признаков на основе восьми «действий первоэлементов» тибетцами разработана схема, где они дополняются до двадцати и называются уже признаками трех доша (табл. 10).

Благодаря этим признакам, тибетцы получили возможность определять стандартную характеристику всего, что вызывало болезнь, ее проявления. Этим стандартным характеристикам противопоставлялись семнадцать свойств всех лечебных средств и мероприятий (лекарства, диета, процедуры, режим).

Общими для столбцов 1 и 2 табл. 10 остаются термины, применяемые для описания восьми действий первоэлементов, а признаки болезней дополняются терминами, производными от свойств ветра, желчи, слизи и некоторых клинически наблюдаемых проявлений их функций. Например, термин «твердость» применительно к ветру встречается при описании пальпации жяъ. степень плотности которого тибетские врачи объясняют, исключительно наличием или отсутствием избытка газов. Для желчи подчеркивается запах, послабляющее действие и жидкая консистенция. Для слизи введены термины, фиксирующие мягкость, клейкость, консистенцию. Нетрудно отметить, что «доша» (ветер, желчь, слизь) имеет ряд одинаковых свойств: легкость характерна для ветра и желчи; маслянистость - для желчи и слизи; полярные по большинству признаков ветер и слизь, по оси жар - холод оказываются более близкими друг с другом, чем с желчью. В то же время слизь охарактеризована «прохладной», а для ветра этот признак усилен: ветер - холоден.

Таким образом, можно заключить, что набор «свойств» лекарств и объем каждого из характеризующих признаков заданы признаками болезней и семантикой обозначающих их терминов. Следовательно, формулировка свойств лекарств не является результатом самостоятельной систематизации средств и методов лечения, а продиктована стремлением тибетцев конкретизировать аллопатический принцип лечения.

Надуманность этой схемы достаточно остро ощущалась тибетскими врачами уже в начале XVIII в., так как в «Шэлпхрэнге» цитируются различные мнения по способам ее усовершенствования. Предлагается, в частности, довести число свойств до двадцати, чтобы они хотя бы количественно, соответствовали признакам болезней [Шэлпхрэнг, л. 12]. Здесь необходимо отметить, что, критикуя других, автор «Шэлпхрэнга» Дапзин-Пунцок обоснованно отклоняет ряд дополнений к канонической схеме, доказывая, что предлагаемые термины являются синонимами уже имеющихся. В то же время Данзин-Пунцок непоследователен сам: свойством, противоположным «клейкости», он называет «твердость», хотя этот термин перечислен среди признаков болезней.

Сфера применения признаков болезней и свойств лекарств ограничивается исключительно теоретическими разделами тибетской медицины, в то время как указания на наличие вкуса и «действий» имеются и в разделах, связанных с практикой: при описании лечебных свойств тех или иных лекарственных средств.

Таким образом, анализ тибетских фармакогностических текстов показал, что тибетская традиция передачи знаний обусловила сохранение в медицинских сочинениях, написанных в разные исторические эпохи [с VII по XVII-XIX в.], всех известных в то время в Тибете классификаций лекарственных средств. Все эти классификации представляют исторический интерес и характеризуют этапы развития фармации в древнем и средневековом Тибете. Практический интерес для современной научной медицины имеют классификации по вкусам и по применению, которые дают возможность вести направленный поиск объектов с высокой фармакотерапевтической активностью как среди отдельных видов лекарственных средств, так и среди сложных смесей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.009 с.)