Тема11. Джаз. Истоки развития. Дж. Гершвин – творческий портрет. Э. Л. Уэббер: рок- опера «иисус христос – суперзвезда» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема11. Джаз. Истоки развития. Дж. Гершвин – творческий портрет. Э. Л. Уэббер: рок- опера «иисус христос – суперзвезда»



 Понятие джаза. Родина джазовой культуры. Духовные песни- спиричуэлсы, песни- протесты блюзы. Регтайм. Свинг. Традиционный джаз в творчестве Л. Армстронга, Д Эллингтона, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Эллы Фитцджеральд, Бесси Смит. История отечественного джаза. Оркестр Л.Утесова.

Музыкальный материал: Д.Эллингтон «Гарлем», Д.Брубек «Сложный танец». Г Миллер                    «Серенада солнечной долины», джазовые композиции оркестров под управлением Г. Гараняна, А.Кролла, О. Лундстрема.

Краткий обзор творчества. Жанр рапсодии. Симфоджаз. Видео фрагменты в исполнении симфонического оркестра «Рапсодия в блюзовых тонах»

Музыкальный материал: «Рапсодия в блюзовых тонах» фрагменты из оперы «Порги и Бесс».

Знакомство с оперой. Вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы.Драматургия развития музыкальный язык основных образов рок оперы. Приемы драматургического развития в опере(повтор, контраст, вариационность). Средства драматического развития муз. образов.

Музыкальный материал: Фрагменты из оперы- «Осана» «Тайная вечеря» «Монолог Иуды», ария Марии,Молитва в Гефсиманском саду, Казнь.

 

Тема 12.Итоговая аттестация. Музыкальная викторина. Тестовые задания. Коллоквиум.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.

Результатами обучения также являются:

первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 

 

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

 

 

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий - определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

устный опрос (фронтальный и индивидуальный),

выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного),

письменное задание, тест.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения.

Пример письменных вопросов для контрольного урока "Евгений Онегин" 1 вариант, 7 класс

Как определил П.И.Чайковский жанр оперы "Евгений Онегин" и почему.

Какие музыкальные темы, связанные с образом Ленского, повторяются в опере и где?

В какой картине находится «Сцена письма Татьяны»? Какие музыкальные темы из этой сцены еще звучат в опере, где?

В какой картине показан бал в Петербурге, и какие танцы там использованы?

Перечислите хоровые эпизоды в опере (картина, состав хора).

С какой темы начинается опера? Дайте ей характеристику. Где еще звучит эта тема?

 

"Евгений Онегин" 2 вариант, 7 класс

Где впервые была поставлена опера и почему.

Какие музыкальные темы, связанные с образом Татьяны, повторяются в опере, где?

В какой картине находится Ария Ленского? Как она построена, дайте характеристику основной темы арии. Где в последний раз звучит эта тема, в чем ее смысл?

В какой картине показан бал в деревне, и какие танцы там использованы?

Перечислите ансамбли в опере (картина, состав и особенности ансамбля).

Что такое ариозо? Ариозо каких персонажей есть в опере? Где находятся эти ариозо? Темы каких ариозо повторяются в опере и где?

 

Промежуточный контроль - осуществляется в конце каждого учебного года. Может проводиться в форме контрольного урока, зачета. Включает индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания, в том числе, анализ незнакомого произведения. Задания для промежуточного контроля должны охватывать весь объем изученного материала.

Пример письменных вопросов для контрольного урока (зачета)

 

2 год обучения, 1 вариант

1.  В каких странах жили и творили композиторы: Г.Ф.Гендель, Г.Перселл,

К.В.Глюк, А.Сальери, К.М.Вебер, В.Беллини, Д.Верди, Ф.Мендельсон.

Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества которых приходится на XVIII век.

Расположите эти события в хронологическом порядке:

 

Великая французская буржуазная революция,

первое исполнение «Страстей по Матфею» И.С.Баха,

год рождения В.А.Моцарта,

год смерти И.С.Баха,

переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше,

год рождения И.С.Баха,

год смерти В.А.Моцарта,

год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене,

год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази,

год смерти Ф.Шуберта.

4.  Чем отличается квартет от концерта?

5.  Назовите танцы, популярные в XIX веке. В творчестве каких
композиторов они встречались?

Чем отличается экспозиция сонатной формы от репризы?

Укажите жанр этих произведений, их авторов и объясните названия: «Страсти по Матфею», «Кофейная кантата», «Времена года», «Неоконченная», «Пасторальная», «Лесной царь», «Зимний путь».

Как называется последняя часть сонатно-симфонического цикла? Какую музыкальную форму чаще всего использовали композиторы?

Кого из композиторов мы называем «венскими классиками» и почему? Какие жанры являются главными в их творчестве?

10. Объясните термины: рондо, имитация, разработка

2 год обучения, 2 вариант

Из каких стран композиторы: К.Монтеверди, Ф.Куперен, А.Вивальди, Д.Б.Перголези, Ф.Лист, Г.Доницетти, Р.Вагнер, Р.Шуман.

Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества которых приходится на XIX век.

Расположите эти события в хронологическом порядке: Великая французская буржуазная революция,

первое исполнение «Страстей по Матфею» И.С.Баха, год рождения В.А.Моцарта, год смерти И.С.Баха,

переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше, год рождения И.С.Баха, год смерти В.А.Моцарта,

год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене, год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази, год смерти Ф.Шуберта.

4.  Чем отличается симфония от сонаты?

5.  Назовите танцы, популярные в XVIII веке. В творчестве каких
композиторов они встречались?

Какие темы изменяются в репризе сонатной формы, а какие - нет? В чем состоят эти изменения?

Укажите жанр, этих произведений, их авторов и объясните их названия: «Страсти по Иоанну», «Хорошо темперированный клавир», «Времена года», «Прощальная», «Патетическая», «Форель», «Прекрасная мельничиха».

Какие жанры и какую музыкальную форму использовали композиторы в третьей части симфонии?

Кого из композиторов мы называем романтиками? Какие новые жанры появляются в их творчестве?

10. Объясните термины: хорал, двойные вариации, рефрен.

Учебными планами по образовательным программам «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» и некоторых других в качестве промежуточной аттестации может быть предусмотрен экзамен по учебному предмету «Музыкальная литература» в конце 14 полугодия - то есть в конце 7 класса. Его можно проводить как устный экзамен, предполагающий подготовку билетов, или как развернутую письменную работу.

Итоговый контроль

Итоговый контроль осуществляется в конце 8 класса. Федеральными государственными требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который может проходить в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая письменная работа).

Предлагаемые первый и второй варианты итоговой работы могут быть использованы для письменного экзамена в предвыпускном и в выпускном классах. Третий вариант - для выпускного класса. Учитывая пройденный материал, педагог может добавить или исключить некоторые вопросы по своему усмотрению.

 

Итоговая работа, 1 вариант

Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?

Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом-исполнителем? (желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант)

Какие важные исторические события произошли в России за время жизни Глинки?

Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов и как работал с народными песнями?

Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?

Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят?

Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы (напишите автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?

Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).

У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?

Объясните, что такое финал в инструментальном произведении и в опере.

Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).

Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).

В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?

В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?

В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.

Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)?

Назовите самые известные концертные залы Москвы.

Какое произведение старинной музыки входит в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторе (страна, время), жанр, тональность произведения.

 

Итоговая работа, 2 вариант

Назовите русских композиторов рубежа XIX-XX века. Кто из них был выдающимся исполнителем?

Кто из композиторов писал книги, научные труды, статьи о музыке (желательно указать названия книг)?

Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор, жанр, название).

Что такое фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет? Кто из композиторов писал произведения для таких составов?

В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»? Укажите автора, название произведения и состав исполнителей.

Какие вы знаете произведения, имеющие несколько редакций?

Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.

Запишите эти произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин», «Шехерезада», «Иван Сусанин», Первая симфония Чайковского, «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Русалка».

Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор изобразил сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие сражение в живописи, в музыке?

Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и творчество Бетховена?

В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?

Перечислите оперы: - с историческими сюжетами, - со сказочными сюжетами (автор, название).

Кто из известных русских композиторов получил образование в консерватории, и кто сам преподавал в консерватории?

Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности?

Что такое партитура и в каком порядке она записывается?

Что такое клавир, квартет (по 2 значения каждого термина)

Назовите известные вам музыкальные музеи, укажите, где они находятся.

Какие этюды входят в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторах (страна, время)?

Итоговая работа, 3 вариант

Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это название?

Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название).

Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?

Какие важные исторические события произошли за время жизни С.С.Прокофьева?

В какой исторической последовательности возникли эти жанры: симфония, концертная увертюра, опера, концерт.

Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их деятельности для русской музыки?

Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.

Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор (назовите автора, жанр, какой текст использован).

В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?

В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?

Назовите произведения, написанные на сюжеты Н.В.Гоголя (автор, название, жанр).

Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь?

Завершите: «Имя П.И.Чайковского присвоено...»

Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?

По каким признакам можно найти начало репризы в произведении?

Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный пункт?

Назовите музыкальные театры Москвы.

Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении, какие в них тональности?

Эффективной формой подготовки к итоговому экзамену является коллоквиум.

Для подготовки к коллоквиуму учащиеся должны использовать в первую очередь учебники по музыкальной литературе, а также «Музыкальную энциклопедию», музыкальные словари, книги по данной теме.

Полный список вопросов учащимся до коллоквиума не известен. Коллоквиум проводится в устной индивидуальной или мелкогрупповой форме (группы не более 4 человек). Возможно выполнение небольшого письменного задания, например, запись различных музыкальных терминов, названий произведений, фамилий деятелей культуры с целью проверки уровня грамотности и владения профессиональной терминологией у учащихся.

 

2. Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена (зачета) и итоговой аттестации

5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или письменный ответ с верным изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств).

4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.

3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке учащегося.

2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Учащийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.

3. Контрольные требования на разных этапах обучения

Содержание и требование программы «Музыкальная литература» определяет уровень подготовки учащихся. В соответствии с ними ученики должны уметь:

грамотно и связно рассказывать о том или ином сочинении или историческом событии,

знать специальную терминологию,

ориентироваться в биографии композитора,

представлять исторический контекст событий, изложенных в биографиях композиторов,

определить на слух тематический материал пройденных произведений,

играть на фортепиано тематический материал пройденных произведений,

знать основные стилевые направления в культуре и определять их характерные черты,

знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм.

 

VI. ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (9 -й или 6 -й класс)

 

Пояснительная записка

Содержание учебного предмета «Музыкальной литература» при 9-летнем и 6-летнем сроке направлено на подготовку учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

В то же время освоение выпускниками данной программы создает благоприятные условия для развития личности, укрепляет мотивацию к познанию и творчеству, эмоциональному обогащению.

Содержание программы рассчитано на годовой курс. Время аудиторных занятий - 1,5 часа в неделю. Время самостоятельных занятий - 1 час в неделю. В целом максимальная нагрузка за год составляет 82,5 часа, из них 33 часа - самостоятельная (внеаудиторная) работа, а 49, 5 часа - аудиторная.

Обоснованность последовательности тем в программе отвечает ходу музыкально-исторического процесса последних трех веков и включает темы по творчеству ведущих композиторов европейских стран.

Главная цель занятий (сверх перечисленных в начале данной учебной программы) - научить обучающихся вслушиваться в звучащую музыку при максимальном слуховом внимании. Регулярное знакомство с выдающимися творениями великих композиторов способствует формированию художественного вкуса, умению слышать красоту художественных образов, осознавать талант их авторов. Помимо чисто музыкальных навыков ученики получают немало знаний о великих композиторах европейских стран, основных событиях музыкальной жизни минувших эпох, ведущих стилях, направлениях в развитии европейской музыки.

Шестой год обучения (9-й или 6-й классы) по учебному предмету «Музыкальная литература» является дополнительным к основному курсу.

Назначение занятий по музыкальной литературе - содействовать профессиональной ориентации учащихся, их сознательному выбору профессии музыканта через расширение и углубление знаний, навыков и умений, приобретенных при изучении основного курса и в самостоятельном общении с музыкой.

Одной из основных целей учебного предмета «Музыкальная литература» является дальнейшее художественно-эстетическое развитие учащихся, а также овладение ими знаниями, умениями, навыками, достаточными для поступления в профессиональное учебное заведение.

Из подбора и последовательности тем и произведений у учащихся должно сложиться общее представление о музыкальном процессе в Европе XVIII-XX веков, об основных жанрах музыки, художественных направлениях и национальных композиторских школах в их наиболее ярких проявлениях.

Формы занятий

Занятия могут проводиться в форме бесед и лекций преподавателя, диалога между преподавателем и обучающимися. Эффективной формой занятий являются выступления обучающихся с заранее подготовленными докладами по заданной теме. На уроке выступают не более двух докладчиков (занятия в форме семинара). Остальные ученики являются активными слушателями, задают вопросы, высказывают свои суждения. Доклад подкрепляется прослушиванием музыкальных произведений. Накопленный учащимися опыт позволит обращаться к более сложным и объемным произведениям, позволит затрагивать вопросы, отвечающие интересам взрослеющих школьников. Безусловно, подготовка к докладу осуществляется с помощью преподавателя, который рекомендует перечень литературы; объясняет схему выступления; контролирует продолжительность выступления; указывает моменты, на которые необходимо при выступлении обратить особое внимание учеников.

Отличительная особенность программы шестого года обучения

Учитывая, что русская музыкальная классика XIX-XX веков в лице всех ее основных представителей учащимся уже знакома, а европейская классика в предшествующем курсе (пять лет обучения) была представлена лишь шестью монографическими темами, целесообразно вновь вернуться к классическому периоду европейской музыки и, не дублируя темы основного курса, познакомить их с именами и некоторыми сочинениями крупнейших композиторов Италии, Германии, Франции, ряда других стран, музыкальное искусство которых входит в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Обозревая европейскую классику трех последних веков, необходимо найти возможность приблизить школьников к современной музыкальной жизни, участниками которой они становятся, к некоторым ее проблемам. Хорошим материалом для этого могут послужить важнейшие события музыкальной жизни (конкурсы, фестивали, премьеры музыкальных театров и т.п.), обзор событий и фактов, содержащийся в средствах массовой информации, в интернете. Свое место в учебной работе должны найти и памятные музыкальные даты.

На усмотрение преподавателя несколько уроков можно посвятить творчеству выдающихся исполнителей ХХ века (пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов, дирижеров).

 

Учебно-тематический план

Предлагаемый план является одним из возможных вариантов содержания предмета в 9 (6) классе. Педагог должен ориентироваться на уровень подготовки учеников и исходить из методической целесообразности изучения той или иной темы.

Примерный учебно-тематический план

 

№№ темы

Темы уроков кол-во часов

Содержание

1 полугодие

1

Вводный урок

3

Музыка в античном мире, в эпоху Средневековья и Ренессанса (повторение).

2

Итальянская музыка XVIII         века; А.Вивальди, Д.Скарлатти; скрипка и клавесин; камерный оркестр

3

Эпоха Барокко; расцвет инструментальной музыки; формирование оркестров; жанр скрипичного концерта; concerto grosso; клавирные сонаты; неаполитанская школа.

3

Опера и оратория в

XVIII веке;

Г.Ф.Гендель, К.В.Глюк

3

Монументальные вокально-оркестровые сочинения эпохи Барокко и классицизма. Ознакомление с отдельными частями из произведений для камерного оркестра Г.Ф.Генделя, ариями из опер, хорами из ораторий; фрагментами из оперы «Орфей».

4

Немецкие романтики первой половины XIX века: К.М.Вебер, Ф.Мендельсон, Р.Шуман

3

Новая стилистика; романтическая опера (увертюра, хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»). Музыка в драматическом театре («Сон в летнюю ночь»), лирико-исповедальный характер творчества романтиков (цикл «Любовь поэта»).

5

Ф.Лист

1,5

Программный симфонизм, его специфика; «Прелюды».

6

Г.Берлиоз

1,5

Программный симфонизм; гротеск в музыке; «Фантастическая» симфония 2, 4, 5 части.

7

Н.Паганини

1,5

Виртуозы-исполнители и их творчество; Каприс №24 и сочинения Ф.Листа, И.Брамса на тему Н.Паганини.

8

Д.Россини

3

Разнообразие творчества итальянского композитора; духовная музыка Д.Россини. Три оперные увертюры и части из «Маленькой торжественной мессы».

 

Контрольный урок (семинар)

3

 

 

Резервный урок

1,5

 

2 полугодие

9

К.Сен-Санс

3

Творчество французского романтика. Ознакомление со Вторым фортепианным концертом; рондо-каприччиозо (для скрипки); ария Далилы из оперы «Самсон и Далила»

10

И.Брамс

1,5

Симфонические циклы второй половины XIX века; финалы Первой и Четвертой симфоний.

11

Д.Верди

3

Развитие оперных традиций; духовная музыка (фрагмент из «Реквиема»), ознакомление со

 

 

 

сценами из опер («Аида», «Травиата», «Риголетто») в видеозаписи.
12

Р.Вагнер

3

Музыкальная драма, новое отношение к структуре оперы. Прослушивание: «Лоэнгрин»: вступление к 1 и 3 действиям; «Тристан и Изольда»: вступление к 1 и 3 действию, смерть Изольды.
13

А.Дворжак или Б. Сметана

1,5

Творчество чешских композиторов; А.Дворжак: 9-я симфония, части 3,4, Влтава; Б.Сметана: увертюра к опере «Проданная невеста».
14

Г.Малер

1,5

Музыкальный постромантизм и экспрессионизм. Возможно прослушивание: 1-я симфония, 3,4 части, Адажиетто из 5 симфонии.
15

Французские импрессионисты: К.Дебюсси, М.Равель, П.Дюка

3

Новая стилистика; новые трактовки средств выразительности, звукопись. Ознакомление с фортепианными и симфоническими сочинениями К.Дебюсси и М.Равеля («Прелюдии», «Болеро» и т.д.). Симфоническая сказка П.Дюка «Ученик Чародея».
16

Б.Бриттен и английская музыка

1,5

Симфоническая музыка в XX веке. Вариации на тему Г.Перселла.
17

Д.Гершвин и

1,5

Джазовая культура. Рапсодия в стиле
 

американская музыка

 

блюз.
18

О.Мессиан и французская музыка или композиторы Нововенской школы

1,5

Квартет «На конец времени», различные органные пьесы или отрывки из «Лунного Пьеро» А.Шенберга, «Воццека» А.Берга и фортепианные пьесы А.Веберна.
19.

Выдающиеся исполнители XX века

3

Знакомство с аудио- и видео­записями, характеристика и особенности исполнения
 

Итоговый семинар, коллоквиум

3

 
 

Резервный урок

1,5

 
           

 

Методические рекомендации по проведению урока в 9 (6) классе

Каждую новую тему открывает небольшое вступительное слово преподавателя, устанавливающее связи новой темы с содержанием предшествующих уроков, собирающее внимание учеников. Затем слово передается ученику, подготовившего сообщение (доклад) по данной теме в пределах 5-10 минут (возможно чтение заранее написанного текста). Оно должно содержать краткую характеристику эпохи, среды, личности и творческого наследия композитора (при этом необходимо приводить наиболее значительные факты из жизни композитора). Ввиду того, что подобная форма заданий ранее не практиковалась и представляет для подростка определенную сложность, задача преподавателя - объяснить, каким должно быть подобное сообщение и как его следует готовить.

Отсутствие единого школьного учебника по тематическому плану дополнительного года обучения делает необходимым обращение к иным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, литература о музыке для школьников). И здесь не обойтись без советов и практической помощи преподавателя.

Выступление учащегося перед своими одноклассниками должно быть прокомментировано преподавателем, а его замечания и советы -учтены будущими «докладчиками». Количество выступлений каждого ученика зависит от численного состава группы, но не должно быть менее 2-3-х раз в учебном году. Каждое выступление засчитывается как выполнение требований и включается в общий зачет. Оценивать выступления в баллах нежелательно, - самостоятельность учащихся при подготовке выступления всегда относительна, и это неизбежно в силу характера самого задания и отсутствия опыта. Обучающая направленность такого задания - в приобщении школьников к студенческому виду работы над текстовым материалом, из которого нужно отобрать минимум необходимого. Распределение тем для сообщений можно осуществить как в начале четверти, полугодия, так и по ходу занятий.

Основное время урока посвящается прослушиванию музыки с необходимым предисловием преподавателя, подготавливающим осмысленное восприятие произведения (возможен предварительный показ одной или нескольких основных тем на фортепиано). Обмен впечатлениями и краткое подведение итогов завершают урок.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Дополнительный год обучения должен содействовать проявлению творческой инициативы учащихся. Хорошо обсудить с ними на первых уроках общую тематику занятий, выслушать и учесть пожелания учеников, объяснить назначение и содержание их сообщений, предусмотреть возможность исполнения музыки (по тематике занятии) школьниками.

Текущий контроль. Традиционная поурочная проверка знаний должна сочетаться с иными формами контроля, например небольшими тестовыми работами.

Пример тестовой работы Тема: Творчество Паганини, Листа, Берлиоза.

1.  Кто из этих композиторов был также:
музыкальным критиком,

педагогом,

дирижером,

исполнителем.

Назовите произведения композиторов, которые обращались к творчеству Н.Паганини.

Лист создавал фортепианные транскрипции произведений (перечислить). Какую цель он преследовал?

Кто является автором произведений: «Прелюды»,

24 каприса,

«Фантастическая симфония», «Гарольд в Италии», «Годы странствий», 5 скрипичных концертов.

В каком прослушанном произведении использован принцип монотематизма (автор, жанр, название).

В каком прослушанном произведении использован лейтмотив (автор, жанр, название).

Должны оцениваться также сообщения учеников, поощряться и учитываться высказывания по ходу урока. Возникающие элементы дискуссии могут свидетельствовать о растущем интересе к занятиям, способствовать выявлению собственных суждений.

Видом текущего контроля является контрольный урок, если проводится самим преподавателем без присутствия комиссии.

Промежуточный контроль в виде контрольного урока или зачета

может проводиться в конце полугодий. Можно рекомендовать для такого контроля такой вид оценивания, как семинар по пройденному материалу. Ответы на семинаре, как и активность учеников в его работе, оцениваются дифференцированно. Эффективным видом оценивания является также анализ нового (незнакомого) музыкального произведения, который проводится в старших классах. Контрольный урок или зачет как промежуточная аттестация проводится в присутствии комиссии.

Итоговый контроль предполагает проведение экзамена по музыкальной литературе в соответствии с федеральными государственными требованиями. Если учащийся осваивает дополнительный год обучения (6-й или 9-й класс) итоговая аттестация (экзамен) завершает дополнительный год обучения.

Целесообразно выпускной экзамен проводить не в виде ответов по заранее подготовленным билетам, а в виде коллоквиума и итоговой письменной работы. Одним из вариантов письменной работы может быть предложен анализ незнакомого произведения.

Возможно проведение своеобразной олимпиады, содержание и формы которой выбирает сам преподаватель. Особого внимания потребуют учащиеся, поступающие на теоретическое отделение, где проводится вступительный экзамен по музыкальной литературе.

Примерный образец коллоквиума приведен в настоящей программе в разделе «Формы и методы контроля» (итоговый контроль) и может быть использован также для дополнительного года обучения.

Варианты вопросов для итоговой письменной работы или устного экзамена 1. Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?

В какой исторической последовательности возникли эти жанры: симфония, концертная увертюра, опера, концерт.

Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.

Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом-исполнителем? (укажите страну и время, когда жил этот музыкант)

Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор (назовите автора, жанр, что за текст использован).

Какие оперные жанры сложились к XVIII веку.

Назовите оперы Д.Россини, которые написаны на необычные для его времени сюжеты.

Кто считается создателем первой романтической оперы и как называется это произведение?

Какие новые, «романтические» жанры появляются в творчестве Ф.Мендельсона?

Кто из немецких композиторов-романтиков был также: дирижером,

музыкальным писателем,

пианистом,

преподавателем.

Назовите самые известные произведения К.Сен-Санса.

Какие произведения написал И.Брамс для фортепиано?

Где был построен «вагнеровский» театр и в чем его особенности?

Что такое тетралогия?

Какие произведения, основанные на темах оперы Ж.Бизе «Кармен», вы знаете?

Какие страны представляют данные композиторы: Б.Сметана, Э.Григ, А.Дворжак, К.Дебюсси, Я.Сибелиус, М.Равель.

Укажите жанры и авторов этих произведений:

«Из Нового света» «Проданная невеста» «Море»

«Туонельский лебедь» «Влтава» «Пер Гюнт» «Норвежские танцы» «Славянские танцы» «Грустный вальс» «Болеро»

Результат освоения программы «Музыкальная литература».

Шестой год обучения

Выпускники должны продемонстрировать:

первичные знания в области основных эстетических и стилевых направлений музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.164 с.)