Тема 6. «выдающиеся творцы оперы второй половины 19 века» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. «выдающиеся творцы оперы второй половины 19 века»



Д.Верди, Р. Вагнер, Ж. Бизе.

Ж.Бизе.

Широта интересов крупнейшего композитора второй половины XIX века: музыка, живопись, литература, театр. Оптимизм, человечность, демократизм творчества. «Кармен» - первый образец реалистической музыкальной драмы (1874). История создания. Первоисточник и либретто. Народность сюжета, глубина чувств, яркость характеров, свежесть языка, многообразие жанров в опере «Кармен».

Примерный музыкальный материал:

Опера «Кармен»: Увертюра, Хабанера Кармен, Сегидилья, 1 д                   Цыганская пляска, Куплеты Тореодора, Ария Хозе, 2 д                    Сцена гадания  Антракт к 4 д.

Дж. Верди.

Верди и итальянская опера. Путь к оперному искусству. Обращение к Шекспиру. Три шедевра. Дюма или Верди: пьеса или опера? «Травиата» - лирико-психологическая драма.В.Гюго «Король забавляется»-опера «Риголетто» Триумф оперы.

 

Р.Вагнер.

Вагнер – реформатор немецкой оперы.Театральное детство и беспокойная юность. Творческий подъем и жизненные бури. Вагнер и Лист. Вагнер и Людвиг Баварский. Байрейтский театр.Завершение творческой миссии.

 

Видеоматериал:фильмы о судьбе и творчестве Д.Верди, Р.Вагнера, Ж.Бизе видео версия оперы «Кармен», «Риголетто» «Травиата».

Музыкальный материал: Верди -оперы «Риголетто», «Травиата»,Вагнер «Лоэнгрин» фрагменты из опер: «Гибель богов», «Валькирия», «Тристан и Изольда»

                

Год обучения.

                            Музыкальное искусство 20 века.

Пятый год обучения музыкальной литературе является итоговым в музыкальной школе. Его основная задача - при помощи уже имеющихся у учащихся навыков работы с учебником, нотным текстом, дополнительными источниками информации существенно расширить их музыкальный кругозор, увеличить объем знаний в области русской и советской музыкальной культуры, научить подростков ориентироваться в современном музыкальном мире. При изучении театральных произведений рекомендуется использовать возможности видеозаписи. Необходимо также знакомить учеников с выдающимися исполнителями современности. Заключительный раздел, посвященный изучению музыки последней трети двадцатого столетия, является ознакомительным, музыкальные примеры для прослушивания педагог может отобрать исходя из уровня подготовки учеников, их интересов, наличия звукозаписей.

 

Тема 1. Импрессионизм во Франции. Музыка и живопись. Клод Дебюсси, Морис Равель.

Импрессионизм – одно из направлений в искусстве Франции конца XIX века. Новые взгляды, идеи, мироощущение. Новаторы – художники и салон «Отверженных». Основные принципы импрессионизма. Художники –импрессионисты.

Музыкальный импрессионизм: причины возникновения, музыкальный язык, ведущее положение одночастных симфонических пьес и циклов, колористические находки.

Примерный музыкальный материал:

К. Дебюсси «Бергамасская сюита»: «Лунный свет»

К.Дебюсси Прелюдии «Девушка с волосами цвета льна», «Шаги на снегу»

К. Дебюсси «Детский уголок» (по выбору преподавателя)

М. Равель «Игра воды» «Античный менуэт» «Павана памяти умершей инфанты»

М. Равель Цикл «Ночной Гаспар»: «Ундина»

 

Гений Франции второй половины XIX – XX века. Влияние личности и творчества композитора, пианиста, дирижера на мировую музыкальную культуру XX века. Дебюсси - новатор, создатель нового образного мира, новых средств выразительности. Оркестр и фортепиано в творчестве Дебюсси. Дебюсси и Россия.

Симфонический триптих «Ноктюрны» (1897 – 1899). Оркестр Дебюсси. Взаимосвязь с живописью импрессионизма.

Примерный музыкальный материал:

К.Дебюсси Ноктюрны: «Облака», «Празднества», «Сирены»

«Прелюдии»,

«Послеполуденный отдых Фавна»

 

 Тема 2. Русская музыкальная культура конца XIX- начала XX века.

 

Литература, живопись, музыка того времени. Состав музыкальной культуры. Творческая деятельность музыкантов всех специальностей, способствующая распространению и усвоению музыкальных ценностей. Меценаты и музыкально-общественные деятели. Развитие музыкального образования.

Плодотворная разносторонняя музыкальная деятельность третьего поколения русских композиторов-классиков, сочетающая национальные традиции с поисками новых путей в искусстве. Связи музыкальной культуры с отечественным искусством и литературой, ее широкое признание за рубежом.

А. К. Лядов; представитель петербургской школы Римского-Корсакова, профессор консерватории, участник беляевского кружка. Малые формы инструментальной музыки Лядова, своеобразие выразительных средств. Прослушивание с предварительной характеристикой 2-3 сочинений.

А. К. Глазунов. Творческая и музыкально-общественная деятельность композитора. Глазунов и Римский-Корсаков. Жанровое разнообразие сочинений; преобладание инструментальных произведений крупной формы; балеты. Эпическое и лирическое в музыке Глазунова, красочность оркестровой палитры. Высокий авторитет Глазунова на родине и в Европе. Комментарии к озвученной музыке.

С. И. Танеев. Многогранность и своеобразие личности и творческой деятельности. Танеев и Чайковский. Обращение композитора к вокальным и инструментальным жанрам. Опера «Орестея». Основные особенности музыки Танеева. Полифония в сочинениях и научных интересах композитора. Вклад Танеева в музыкальную культуру Москвы. Предпочтение вокальным сочинениям для прослушивания.

 

Примерный музыкальный материал:

 А.К.Лядов «Баба-Яга» или «Кикимора».

Видеоматериал: фильмы «Мир искусства» «С.П.Дягилев»

Тема 3. Судьбы русских композиторов: Творческий облик А.Н. Скрябина.

А. Н. Скрябин. Личность и творческая деятельность. Краткие сведения из жизни композитора. Новый век в музыке Скрябина. Эволюция музыкального языка, его обновление. Сочинения для фортепиано и оркестра. Контрастность образов, сочетание порыва и утонченной лирики в музыке композитора. Отношение современников к музыке Скрябина, ее воздействие на развитие музыкального искусства. Прослушивание с коментариями сочинений для фортепиано раннего и позднего периодов.

 

Видеоматериал: фильм о А.Н.Скрябине «Поэма огня –Прометей»

Примерный музыкальный материал:

Прелюдии ор. 11,

 этюд dis moll соч.8 №12.

Творческий облик С.В. Рахманинова.

С. В. Рахманинов. Композитор, пианист, дирижер. Путь в музыку; школа Н.С.Зверева. Московская консерватория, Чайковский. Начало творческого пути; кризис. Дирижерская работа в опере. Рахманинов и Шаляпин. Расцвет композиторского творчества, создание произведений в разных жанрах. Богатый мелодизм, как определяющая черта музыки Рахманинова. Традиция и современность в музыке Рахманинова.

Перелом в судьбе после отъезда за границу. Жизнь вне родины; творческая пауза. Размах концертной деятельности и ее всемирное признание. Сочинения последних лет, трагические отзвуки в них тоски по родине.

Многогранность творческого наследия композитора. Музыка Рахманинова в наши дни.

Возможные варианты рассмотрения и прослушивания произведений Рахманинова: 1 часть Второго концерта; часть из «Всенощного бдения»; «Вокализ» в оркестровой версии; какие-либо фортепианные сочинения в авторском исполнении. Привлечение учащихся к исполнению фортепианных сочинений композитора.

 

Видеоматериал: фильм о творческой судьбе С.В.Рахманинова.

Примерный музыкальный материал:

Романсы,

фортепианные сочинения, концерт№2 1ч. Концерт №3 1ч. Вокализ.

Творческий облик И.Ф. Стравинского. Балет «Жар-птица»

         Балет «Петрушка».

Жажда обновления в мировой художественной культуре конца XIX — начала XX в. Острота столкновений мировоззрений художни­ков. Уникальность музыкального наследия Стравинского И.

И. Ф. Стравинский. Место Стравинского в музыкальном искусстве ХХ века. Новаторская сущность многогранной творческой деятельности, дань композитора различным направлениям современного музыкального искусства.

Русские истоки музыки Стравинского. Успех ранних балетов. Стравинский и Дягилев. Отъезд за границу; насыщенная жизнь в культурной среде западного мира. Общение с крупнейшими представителями культуры Европы и США. Сочинения композитора во всех возможных жанрах и формах музыки. «Регтайм», как отражение влияния джаза. Театральные, концертные и камерные произведения. Новые композиторские техники и обращение к ним Стравинского. Воздействие его личности и музыки на искусство ХХ века.

Увлечение музыкально-сценическими жанрами. Балет-«улица» — «Петрушка» (1911). Драматургия балета, пародийный язык — источ­ник хореографии.

Общая характеристика балета «Петрушка», рассмотрение и прослушивание 2-3 номеров. «Регтайм» — прослушивание с комментариями.

Полифонические особенности балета. Лейтмотивы, лейттембры, лейтгармонии.

Оркестр Стравинского.

 

Видеоматериал: фильм-балет «Жар-птица» «Петрушка» фильм о жизни И.Стравинского.

Музыкальный материал:

«Прибаутки»;

Балет «Петрушка»: Фокус, «Русская», 1 к, Петрушка, Балерина, 2 к,;

                              Танец Арапа, 3 к.; Смерть Петрушки 4 к..   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.012 с.)