Как искусство помогает понять действительность? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как искусство помогает понять действительность?



Что такое настоящее искусство? Почему оно сильно на нас воздействует? Может ли мнимые произведения искусства формировать нашу личность? Почему (как?) искусство помогает нам понять действительность? В доказательство приведу пример…

  Второй вариант типичного вступления представляет собой прямой ответ на вопрос:

Какого человека называют великодушным?

Великодушный человек умеет прощать, принимать людей с их плюсами и минусами. Но главное, я уверена, что абсолютно в каждом из нас есть частичка великодушия. Зная это, человек все более совершенствует это качество в себе и встает на истинный путь…

К оригинальным вариантам вступления можно отнести следующий: автор сочинения по-своему раскрывает смысл ключевого слова темы и сразу переходит к предъявлению литературного источника, а затем, уже в контексте художественного произведения, делает акцент на вопросе темы.

 

Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

Ответ на этот вопрос дает Д. И. Фонвизин: «Имей душу, имей сердце и будешь человек во всякое время». Позволю себе уточнить, что такой человек – богатый, потому что он имеет великую душу и великое сердце. В этом заключается истинное богатство людей. В романе А. С. Пушкина таким является Пугачев. Несмотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Гринева, который когда-то спас его во время сильной метели. Это проявление великой души и большой силы».

Проследить нить рассуждений участников, оценить степень понимания темы и особенности ее трактовки можно на основе анализа вступлений и заключений к работам. Участники демонстрируют навыки критического мышления, изначально указывая на неоднозначность и многогранность рассматриваемой проблемы. 

Что такое смирение? В первую очередь, смирение – это покорность собственной судьбе. Оно бывает разным. С одной стороны, его можно воспринимать как рабскую покорность той ситуации, в которую попал человек. Такое ли смирение называют добродетелью? Ведь если посмотреть с другой стороны, человек, смирившийся со своей судьбой ради блага других людей идущий наперекор своим принципам – настоящий геро не каждый сможет поставить желания и потребности других людей выше своих. Так какое смирение можно назвать добродетелью? Постараемся разобраться в этом вопросе, приведя аргументы из русской классической литературы.

В финале работы участник делает краткий и логичный вывод:

В заключении хочу сказать, что только то смирение является добродетелью, которое совершается во благо другим людям.

Очевидно, что сочинение полностью соответствует теме, при подготовке участник использовал материалы электронных ресурсов, но смог их грамотно осмыслить и переработать.

В работах некоторых участников отчетливо слышен полемический задор:

В жизни многих людей случались тяжелые времена, и тогда перед ними вставал выбор: смириться или бороться. Конечно, только сильный человек выбирает второе, однако, бывают и те, кто не хочет что-то менять. Таких людей называют трусами, но, на мой взгляд, это не совсем так. Смирение – это не только не желание менять ситуацию, но и умение ее осознать и принять.

Несомненно, кто-то считает смирение злом. Ведь нежелание менять обстоятельства часто приводит нас к еще большим проблемам. Однако я так не считаю.

Автор смешивает все шаблонные приемы начала сочинения (рассуждения о том, что каждый человек о чем-то задумывается, определение понятия), на первый план выводит свою точку зрения (наличие местоимений мой, я). Заключительная часть работы свидетельствует о том, что участник так и не решил, является ли смирение добродетелью.

Умение смиряться с ситуацией порой приносит пользу. К этому решению достаточно сложно прийти, ведь есть страх упасть еще ниже. Если человек и делает такой шаг, то это не значит, что он трус, может у него не было выбора. К сожалению, так же бывают ситуации, выходом из которых является смирение, но человек не готов к нему. Для таких людей есть лишь одно верное решение: идти до конца.

Но отсутствие прямого ответа на вопрос темы не означает, что работа теме не соответствует и тема не раскрыта. Наоборот, мы видим живые, не шаблонные размышления участника, понимаем его позицию, наблюдаем ту самую познавательную рефлексию, которая заявлена во ФГОС СОО как один из основополагающих метапредметных результатов обучения.

Участники предлагают интересные ракурсы раскрытия темы, приведем фрагмент вступления к работе:

У всех есть свои переживания, и каждый по-своему способен смириться с ними. Иногда это может привести к тому, что человек не выдержит натиска боли, и выбрав в качестве своего пути смирение, не осилит его.

Несмотря на то, что такое вступление могло увести обучающегося в сторону от темы о соотношении смирения и добродетели, провоцировало рассуждения о сути смирения и его причинах, автор работы остался в рамках темы, что подтверждает заключение.

Я думаю, что смирение – выбор каждого, и это не всегда несет за собой ужасный исход, однако, для меня это на грани отчаяния, исключающего добродетель.

Отметим, что темы второй группы предоставляют обучающемуся свободу в ответе на поставленный вопрос, оценка сочинения не зависит от того, считает ли выпускник смирение добродетелью или нет. Грустно сознавать, что даже сильные обучающиеся думают, что от них ждут однозначного ответа:

В заключение могу сказать, что добродетель всегда несет в себе положительный эффект, обеспечивающий позитивный настрой и способствующий поднятию духа. Считать смирение таковым или нет можно, только узнав как человека, так и обстоятельства, которые привели к данному решению. А смиряться или бороться с судьбой – это однозначно решение каждого. Главное, чтобы не навредило, как в случае с Актером, а наоборот – помогло двигаться дальше. Исходя из вышесказанного, точного ответа на поставленный вопрос я дать не могу.

Некоторые работы демонстрируют движение мысли обучающегося: тезис, озвученный во вступлении, уточняется к концу работы в ходе размышлений автора о трактовке проблемы в художественных произведениях.

Можно долго рассуждать на тему того, является ли смирение добродетелью. Начнем с того, что такое смирение. Для меня смирение является понятием неоднозначным, которое включает в себя как прощение, принятие ситуации, так и бездействие, отчаяние и самообман. Я думаю, что люди сами хозяева своей жизни, которые вольны выбирать свой путь и идти к своей цели. Тем не менее у каждого в жизни бывают моменты грусти и отчаяния, ведь все мы люди и имеем право на минутную слабость.

Мы ожидаем, что автор не согласится с тем, что смирение является добродетелью, ведь во вступлении он ассоциирует смирение с такими понятиями, как бездействие, отчаяние, самообман, моменты грусти, минутная слабость. Но взгляд на проблему в заключении изменяется:

В заключении мне бы хотелось сказать о том, что смирение – явление неоднозначное. Часто все зависит от ситуации. Все же для меня это чувство в большей степени является добродетелью, ведь смирение несет за собой принятие себя и своей ситуации, давая возможность жить дальше. Ведь только после осмысления и понимания нашего жизненного положения мы можем со спокойной душой двигаться дальше.

Подобное изменение взгляда на проблему не снижает ценности работы, наоборот, демонстрирует, что обучающиеся старается самостоятельно разобраться в столь сложном вопросе. Но к подобным темам стоит обращаться сильным обучающимися, имеющим достаточный читательский опыт (именно опыт, а не набор готовых аргументов или знание сюжета произведения), хорошо владеющим письменной речью, обладающим навыками построения сочинения-рассуждения. В противном случае обучающиеся начинает с самого начала работы путаться в определениях:

Смирение – это добродетель, в которой отсутствует гордыня, которое может возникнуть у человека, когда не остается выбора. Однако не каждому человеку дано чувство смирения. Ведь смирение можно увидеть только в сильных людях. Так можно ли смирение отнести к добродетели?

Логический конфликт первой и последней фраз вступления очевиден. Вывод свидетельствует о том, что автор работы так и не разобрался в соотношении понятий «смирение» и «добродетель», завершил работу общим утверждением о том, что каждый сам выбирает свою судьбу.

Я, считаю, что смирение является добродетелью, ведь оно дает человеку право самому выбрать свою судьбу и изменить свою жизнь. Ведь не каждый человек способен правильно поступить и не превратить смирение в пассив.

Но даже эта работа будет положительно оценена по критерию «Соответствие теме», так как сочинение соответствует теме и в нем есть ответ на вопрос, является ли смирение добродетелью.

Одна из самых распространенных ошибок при раскрытии темы – путаница понятий. Многим обучающимся кажется, что в первом абзаце они обязательно должны дать словарное определение понятию, хотя от них требуется раскрыть свое понимание заявленной в теме сочинения проблемы. В результате мы получаем нагромождение слов и определений, в которых сам обучающиеся не может разобраться, он словно блуждает в сумрачном лесу понятий.

Смирение – это скромность человека по отношению к самому себе, отсутствие высокомерия, гордыни, то есть непроявление эгоизма и надменности. Добродетель определяет личные качества людей, их расположенность к совершению поступков наилучшим образом. Для проявления смирения нужны определенные черты характера присущие не всем. Они способствуют к благим деяниям: милосердию, терпению, состраданию и трудолюбию. Поступки человека показывают какой у него характер, который определяет его личность.

Очевидно, что перед нами набор фраз из домашних заготовок (ссылки на источник заимствований см. на стр. 3), которые не позволили автору работы выстроить логику раскрытия темы (заметим, что по критерию 3 «Композиция и логика рассуждения» работа совершенно справедливо получила «незачет»). Обучающиеся в основной части постарался поразмышлять над проблемой соотношения смирения и добродетели (и получил «зачет» по критерию 1), но отсутствие тезиса во вступлении не позволило ему найти ответ на вопрос.

Таким образом, смирением является скромность по отношению к самому себе, тем самым оно помогает человеку достичь умиротворения и стремления совершить добро во благо всему миру. Люди должны помогать друг другу в любых ситуациях, действовать во имя добра, а не корыстных побуждений, которые могут привести к гордыне и высокомерию.

Выпускник пересказал фразу из вступления, несколько раз употребил слово «добро», но вопрос темы так и остался без ответа. К сожалению, это не единичный пример, значительное количество участников не смогло верно прочитать тему сочинения.

Наибольшее количество неточных прочтений темы встречается в работах, посвященных рассуждениям о добре и зле в сердце человека (тема 313). Участники увидели ожидаемые понятия «добро», «зло», «человек», но упустили главное – борьба в сердце человека. В связи с этим более половины работ посвящены рассуждениям о том, что в мире есть добрые и злые люди, соответствующим образом подбиралась аргументация. Обучающиеся писали о Матрене, Андрее Соколове, Юшке, не подумав о том, что борьбы добра и зла в сердцах этих героев не было. Те же, кто внимательно прочитал тему сочинения, с легкостью с ней справились.

Мы в течение всей жизни решаем важные для нас проблемы и отвечаем на вопросы: кого любить, с кем дружить, как стать достойным уважения окружающих, каким нравственным законам следовать? На эти и многие другие вопросы отвечает каждый человек в течение жизни. Я считаю, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека. Именно сердцем мы чувствуем, что хорошо, а что плохо.

Далее обучающиеся рассматривает борьбу в сердце Емельяна Пугачева («Капитанская дочка») и Раскольникова («Преступление и наказание»), приходит к простому и ясному выводу:

Таким образом, мы можем сделать вывод, что сердце человека – главное поле битвы добра и зла. Ведь именно сердце помогает выбрать человеку истинный путь, по которому нужно двигаться дальше.

Очевидно, что приведенные фрагменты не являются демонстрацией глубины раскрытия темы, в них есть логические недочеты, речевые ошибки, но они показывают, что вдумчивое чтение темы сочинения, простое и ясное изложение своей позиции гораздо продуктивнее попыток воспроизвести заученные определения и использовать для аргументации не прочитанные самостоятельно произведения. Приведем пример неудачного вступления:

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, следует понять, что представляет собой добро и зло. На мой взгляд, добро – это образ мировоззрений, основанный на моральных нормах, оно вбирает в себя положительные качества и не пресекается с такими понятиями как корысть, зависть, алчность. Добро всегда стремится помочь окружающим и делается от чистого сердца. В свою очередь зло – является обратной стороной добра. Зло стремится навредить человеку.

Участник не выдвинул тезис, не обозначил проблему. Однако в ходе своих дальнейших рассуждений о поступках Раскольникова он пришел к выводу о том, что «не бывает совершенно злых или добрых людей, в каждом человеке происходит борьба добра и зла», что позволило выставить ему «зачет» по критерию «Соответствие теме».

Раскрытие тем первой группы (113, 202, 503) не вызвало затруднений у участников. В работах по «Войне и миру», составляющих 3% выборки, авторы продемонстрировали знание и понимание произведения, обе работы получили «зачет» по всем критериям. Главным залогом успеха в этих работах была продуманная и безошибочная (с точки зрения содержания) аргументация.

В рассуждениях об отсутствии взаимопонимания между любящими (удивительно, что столь близкая выпускникам тема представлена лишь 9% работ) все участники во вступлении обозначили причины отсутствия взаимопонимания, привели соответствующие аргументы. Работы, посвященные раскрытию этой темы, отличаются логичностью построения: тезис, сформулированный во вступлении, подтверждается аргументами, в заключении подводится итог размышлениям, подтверждающий верность тезиса.

Что же мешает взаимопониманию между любящими людьми? Этот вопрос был и остается актуальным во все времена. Если два человека любят, поддерживают друг друга, имеют одинаковые взгляды на жизнь, смотрят в одном направлении, то в этом случае можно говорить, что между ними существует взаимопонимание. Но если у влюбленных разные характеры, один из них мнение общества ставит выше своих чувств, их точки зрения на одни и те же вопросы расходятся, то взаимопонимание в их отношениях невозможно.

Далее участник обращается к повести «Ася» И.С. Тургенева и рассказу И.А. Бунина «Темные аллеи», развернуто аргументирует свою точку зрения, приходит к следующему выводу:

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что причинами отсутствия взаимопонимания между любящими являются несхожесть характеров влюбленных, их убеждения, социальные предрассудки.

Очевидно, что работа полностью соответствует теме, выставлен «зачет» по всем критериям.

Большинство обучающихся обратилось к теме «Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?» (69%), которая предполагала осмысление участниками своего читательского опыта. К сожалению, именно в этой группе работ встречается наибольшее количество шаблонных, заимствованных аргументов, что свидетельствует о том, что некоторая часть участников воспринимает сочинение как формальную работу, которую надо «слепить из того, что было». Но трудностей именно с соответствием теме, конечно же, не было. Кто-то из участников сразу обозначал свою позицию:

Я бы хотел посоветовать людям, которые устали надеяться, две книги: первая из них книга О-Генри «Последний лист», вторая книга Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Я хочу, чтобы люди, прочитав эти книги, поняли, что потеря надежды ведет к гибели человека.

Некоторые выпускники были менее свободными, оставались в рамках шаблона и клише:

Роль книги в жизни человека трудно переоценить. Особенно она необходима в тот момент, когда человеку плохо, когда он потерял надежду. Надежда – вера человека в лучшее, уверенность в исполнение своей мечты. Она связана с состоянием ожидания. Она утешает человека, дает ему уверенность в то, что все ожидания осуществятся в жизни. Она заставляет человека верить в себя и свои силы. Надежда помогает человеку справиться с жизненными трудностями. Человеку никогда не стоит уставать надеяться. Это единственное, что остается у нас в час нужды и горя.

Оптимальными, на наш взгляд, являются искренние и самостоятельные работы, они часто достаточно просты и бесхитростны, зато в них отчетливо звучит свободный голос автора:

Мир полон жестокости и злобы. Люди устают надеяться и теряют веру в добро. Отчаяние – это самое ужасное чувство, которое способно поглотить душу человека. Думаю, что каждый, хоть раз в жизни чувствовал его в своем сердце. Многие писатели поднимают темы надежды и отчаяния в своих произведениях. Я хочу посоветовать несколько книг, которые покажут вам, что из каждой ситуации есть выход.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.019 с.)