Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 4, и пути их преодоления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 4, и пути их преодоления



При оценке сочинений по критерию 4 учителя по-прежнему игнорируют указание: «Незачет ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется зачет».

Приведем пример сочинения, демонстрирующего, что несовершенное владение письменной речью явно затрудняет процесс формулирования выпускником своих мыслей: Мысль о женитьбе (Гринев) стала мечтой. Нужно ли бороться за свою мечту? Ответ таков. Да, нужно! Мечта – это та сторона реальности нашего сознания, где мы чувствуем себя комфортно, и мы счастливы. В данном случае человеку нужен человек. Мечта должна стать реальностью, перепробовать массу вариантов для достижения ваших желаний, это первый путь к успеху.

Вместе с тем обратим внимание на то, о чем было уже сказано в начале раздела: при проверке сочинений учитывается принцип автономности критериев. Позиции оценивания представлены как самостоятельные аспекты анализа сочинения. Если выставлен незачет по критерию 4 «Качество письменной речи», это не означает невозможность поставить зачет по критерию 1 «Соответствие теме». Критерий 4 сформулирован следующим образом: «Незачет ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения». Глагол «затрудняет» имеет значение «делать трудным, тяжёлым, неудобным» (Толковый словарь Ефремовой), но не означает «делает невозможным». Вполне возможна ситуация, в которой эксперт с трудом, после нескольких прочтений всё-таки смог реконструировать мысль обучающегося и на основании этого сделал вывод о соответствии сочинения теме. Однако в этом случае текст может изобиловать речевыми ошибками и заслуживать выставления незачета по критерию 4. Вместе с тем анализ сочинений показала показал, что эксперты чаще занижают оценку по критерию 4 (выставляют незачет), чем завышают ее, выставляя необоснованный зачет.

Ниже приведен фрагмент сочинения с речевыми ошибками, но смысл высказывания понятен:

Добро это одно из важнейших качеств человека, в него входят такие качества человека, как благородство, примирение и помощь любимому человеку без собственной выгоды. Благородство – это определенные поступки, показывающие смелость, гордость, доброту и совесть. По сути добро и благородство очень тесно связаны между собой, ведь за каждым добрым поступком следует и его благородство. Каждый добрый и благородный человек всегда будет счастлив и любим народом, и тем самым будет очень богат духовно.

Концентрация речевых ошибок разных типов чаще встречается в сочинениях участников, для которых русский язык является неродным:

- Каждому человеку охотно, чтобы его жизнь была идеальной. Но каждые слова необходимо подпирать действиями, совершающимися самим собой. Если человек потеряет свою веру на лучшую жизнь, тогда он по уши погрязнет в отчаянии и попадет на дно

- Ведь если человек верит в свою цель, то он обязательно добьется ее. Если человеку есть то, ради чего ему нужно жить, то ему нужно продолжать в том же духе, в каком он ее и начинал. И также дальше меняя свою жизнь в лучшую сторону.

Значительная часть участников владеют не литературным, а среднелитературным и разговорными типами речевой культуры (О.Б. Сиротинина), что проявляется прежде всего в категоричности оценок; смешении стилей в речи, неспособность их дифференцировать в общении; частом нарушении языковых норм; владении только разговорной системой общения, которая используется в любой обстановке, в том числе и официальной; неразличении норм устной и письменной форм речи и др. «Совершенно беспомощными носители разговорных типов… оказываются в любой официальной ситуации, с трудом справляются с письменными формами коммуникации из-за сбивчивости речи, отсутствия логики текстообразования, привычки только к диалогической, но не монологической речи» (О.Б. Сиротинина).

Отмечается клишированность речи, использование штампов, шаблонов, канцелярита (проникновение в живую речь старшеклассника канцелярский оборотов, присущих официально-деловому стилю), бедность речи многих сочинений.

Выше было сказано об использовании выпускниками достаточно шаблонных приемов построения сочинений. Дублирование темы работы в начале сочинения, нагромождение риторических вопросов, определение ключевых понятий вместо рассуждения о проблеме – эти шаблоны делают работы похожими друг на друга до полной неразличимости.

- Что такое понимание? Что дает понимание? Что может помешать взаимопониманию?

- Скажи мне, друг, что такое надежда? А что такое отчаяние? Каждый из нас задается этими вопросами.

Шаблоны используются и на уровне повторяющихся речевых конструкций:

- любовь своей жизни,

- опускать руки,

- великий российский писатель Федор Михайлович Достоевский,

- надеяться на светлое будущее,

- встать на сторону добра или на сторону зла,

- данная проблема очень распространена в культуре,

- вопрос взаимоотношений между мужчиной и женщиной давно волнует людей,

- приведу примеры из русской литературы,

- говоря об этом не могу не вспомнить,

- в качестве первого аргумента приведу,

- тема роли надежды в жизни человека интересовала и интересует всех прогрессивных людей,

- в заключение хочется сказать,

- хочу сказать, что я согласен с этим утверждением,

- во многих произведениях русских писателей играет важную роль,

- если человек устал надеяться, надо все во лишь дать ему правильную книгу,

- эти произведения, несомненно, позволят ответить на поставленный вопрос, раскроют весь смысл,

- я думаю, именно в этом произведении заключается вся суть темы,

- все аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что,

- надейтесь на лучшее, добивайтесь цели и идите к своей мечте,

- на этот вопрос каждый ответит по-своему,

- надежда умирает последней,

- завтра будет лучше, чем вчера,

- как говорила Анна Герман «Надежда – наш компас земной»,

- для Раскольников Соня – луч света,

- надежда дает силы встать и с гордо поднятой головой продолжить свой путь,

- надежда позволяет ждать от жизни только приятных сюрпризов,

- доброта – это то качество, которого много не бывает,

- …автора многочисленных шедевров русской литературы … Пушкина,

- свою половинку, свою любовь, любовь всей своей жизни,

- исходя из вышеизложенного, сделаем вывод,

- эти негативные мысли ставят человека в тупик и он не может прогрессировать,

- на данный вопрос каждый даст свое определение данному вопросу…,

- в данном романе читатель уже на первых страницах встречается с Сатаной,

- подводя итог всему вышесказанному, я хочу сказать,

- у Мерцаловых не было денег на дорогостоящие лекарства,

- Соня Мармеладова – умная, красивая, амбициозная девушка.

Отдельного комментария, наверное, заслуживает употребление выпускниками оборотов для обозначения любимого, близкого человека. На смену слащавой «своей половинке» готов заступить гендерно нейтральный «партнёр». Чужеродность этого слова авторами сочинений уже не ощущается.

Нередко в слабых сочинения речевые ошибки содержаться в штампах и при использовании канцеляризмов.

- Мы встречаем пару между мужчиной и женщиной.

- Уже находилась в семейном положении другим мужчиной.

- Подводя итог на поставленный вопрос…

- Обрисовывается любовь, которая образовалась между совершенно разными людьми.

- Хотела обрести своё счастье в виде любви.

Перечислим некоторые клише, которые помогают обучающимся структурировать сочинение.

Для вступления:

- Все по-разному отвечают на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

- Как же я понимаю это известное утверждение?

- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …

- Каждый из нас хоть раз задумывался над значением слова (понятие).

-  Я считаю, что …

- Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о…

- Каждый из нас сталкивался с…

- (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

- Наверное, эта тема интересует каждого из нас …

- Думаю, эта тема интересует многих…

Для перехода к аргументам:

- Об этом написано много произведений …

- О добре и зле писали многие известные авторы.

- Для того чтобы дать более развернутый ответ, можно обратиться к …

-  В правильности это позиции меня убеждает художественная литература.

- Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

- В доказательство можно привести …

- В доказательство данной точки зрения можно привести пример из художественной литературы.

- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

- Тема (…) затрагивается в романе… (автор, название).

- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).

- Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей.

- Обращается к ней и … (имя писателя) в…(название произведения).

- Обратимся к роману… (автор, название).

- Приведу ещё один литературный аргумент.

Клише для промежуточных выводов и заключения:

- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о …

- Мы можем прийти к выводу …

- Автор стремился показать…

- Автор текста считает проблему важной…

- После прочтения этого произведения становится понятно…

- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

- Таким образом, мы приходим к выводу: …

- Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…

- В заключение хочется сказать, что…

Многие клише, систематически используемые в проверенных работах, можно найти на сайтах для подготовки к итоговому сочинению и ЕГЭ, например:

https://shkolnaiapora.ru/sochinenie/klishe-dlya-itogovogo-sochineniya

Клишированными могут быть отдельные фразы и обороты в тексте сочинения, например:

- Ведь добро всегда побеждает зло, иначе не было бы жизни на нашей планете.

- Мы должны верить в лучшее и стремиться к нему всеми силами.

- Однажды в городе Лиза повстречала Эраста, мужчину своей мечты.

Некоторые обучающиеся комментируют процессе написания сочинения:

- Сначала мне бы хотелось прояснить значение этих важных слов.

- Перейдем ко второму примеру.

- Чтобы доказать свою мысль, я хочу обратиться к повести Гоголя «Шинель».

- Мне предложено ответить на вопрос, считаю ли я смирение добродетелью.

Обучающиеся часто пользуются устойчивыми оборотами, такими как:

- быть достойным членом общества

- стать достойным сыном своих родителей

- завещано предками

- найти в себе силы

- сталкивается с трудностями

- тяжелым грузом ложится на плечи

- преодолевать трудности

- крепко встать на ноги

- преодолеть преграды и препятствия

- не опускать руки

- покончить жизнь самоубийством

- видеть жизнь в розовых тонах

- свести счеты с жизнью

- добиваться поставленной цели

- не падать духом и др.

Если они употребляется уместно и в меру, работа от этого можешь стать более выразительной, публицистичной. Избыточное их употребление делает текст сочинения стертым, усредненным, лишает его искренности.

Использование шаблонов само по себе не является достоинством или недостатком сочинения. Можно предложить следующую логику оценивания роли шаблона в конкретной работе:

- если шаблон помогает выразить собственную мысль, это удобный инструмент, оптимизирующий использование языка, применение его в сочинении обоснованно и конструктивно;

- если шаблон вытесняет собственную мысль или замещает пустоту, возникшую из-за ее отсутствия, то его использование наносит вред и форме высказывания, и его смыслу, и процессу мышления на языке;

- злоупотребление шаблонами и клише свидетельствует о примитивности мысли и речи.

Ряд недостатков речевого оформления сочинений вызван стремлением сделать свою речь более литературной, не бытовой. При этом низкий уровень речевой культуры подсказывает выпускникам неестественные, вычурные варианты построения фразы.

Человек больше повержен влиянию сердца нежели чем разум;

Решаешь, поступать тебе по-доброму или же нет ( использование усилительной частицы «паразита»: «же»);

Люди – корабли, жизнь – океан, а надежда – Полярная звезда. А когда в небе не видно Полярной звезды, корабли сбиваются с пути. Именно надежда на исполнение мечты и достижения цели является толчком, пинком и стимулом в жизни.

Иногда участники столь неумеренно используют лозунговые штампованные конструкции, что порождает своеобразный безвкусный стиль:

Жить без надежды – жить с отчаянием. Жить с отчаянием – значит сдаться. Надеяться на лучшее – значит жить. Жизнь без надежды – существование. Надежда должна быть у каждого человека. Если человек хочет найти ее – он найдет. Надежда есть во всем, только стоит присмотреться. Всегда нужно надеяться на лучшее, будь у тебя все хорошо или плохо. Но одной надежды не хватает. Ведь чтобы заполучить то самое лучшее – нужно действовать.

Стремясь к красивости и разнообразию речи, выпускники не осознают, когда и где уместно применение книжных, архаичных союзов. Часто участники к тому же не умеют грамматически правильно ввести их в свой текст.

- Надеяться все же стоит, нежели опускать руки.

- Смирение является добродетелью, нежели отрицательной стороной.

- Дабы подтвердить свое мнение…

В сочинениях используются риторические клише преимущественно в виде риторических вопросов:

- Что же такое отчаяние?

- Любовь помогает понять себя. Но как ей это удается?

- Каждый ли человек задумывается над понятиями гордость и смирение?

- Зачем нужна любовь?

- Что же происходит с человеком, когда он поддается отчаянию?

Единичны случаи использования риторических приемов:

- именительный представления:

- Отчаяние. К этому чувству человек прибегает в последний момент.

 - именительный представления в сочетании с риторическим вопросом:

- Отчаяние… Что же это такое?

- риторическое обращение, призыв к собеседнику в финале текста:

- Помни о том, что отчаяние – выход, оно губит яркие краски будущего.

Во всех указанных случаях использование риторических клише представляется неуместным, не оправданным стилистически. Как известно, риторические приемы – это средство привлечения внимания адресата, воздействия на его чувства и мысли. Органично эти приемы выглядят в публицистических, эмоционально насыщенных текстах. К сожалению, проанализированные нами сочинения не содержат признаков публицистического стиля.

Ниже причислены и снабжены примерами типичные речевые ошибки, допущенные в сочинении.

- Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов.

Наиболее распространенной среди речевых ошибок является немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов – следствие бедной речи, однообразного языка и неумения корректировать свои письменные высказывания.

- Для того, чтобы посоветовать книгу, необходимо понимать, что такое надежда. Смысл данного слова я понимаю так надежда – это качество, которое помогает людям верить во все хорошее, не дает терять веру в себя и помогает жить дальше со своей мечтой.

- …Чарли болел болезнью, от которой лекарств нет.

- Лиза теряет надежду на счастье. Потеряв веру в любовь, она совершает самоубийство. Таким образом, я могу сделать вывод, что, теряя надежду, человек теряет свой смысл жизни.

- После этого об этом узнает муж, и находит Желткова и просит забыть Веру. Желтков просит о последнем письме Вере перед тем как покончить с собой. Он отправляет Вере последнее письмо.

- На данный вопрос каждый даст свое определение данному вопросу, но я постараюсь дать свое,

- Подводя итог всему вышесказанному, я хочу сказать,

- Отчаяние – это качество человека, которое побуждает его на отчаянные поступки,

- Сильные чувства Гринева открыли в нем сильного и благородного бойца,

- Сильное чувство оказалось сильнее нигилизма,

- Сначала начнем с романа Толстого «Война и мир».

- Кто-то мечтает о хорошей мечте

- Каждая мечта характеризует каждого по-разному…

- Проблему мечты описывает писатель Ф.М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание».

- Герои для достижения своей мечты переступали все границы, разрушая всю человеческую нравственность в себе.

- Родительский пример является важнейшим при воспитании ребенка. Каждый родитель, представляя будущее ребенка, желает видеть его успешным и счастливым человеком, и потому должен подавать ему достойный родительский пример.

- И мы всегда вспоминаем, что между поколением отцов и детей всегда возникает какой-нибудь конфликт.

Работы, свободные от тавтологии, – редкость. Авторы сочинений не слишком заботятся о том, чтобы убрать повторы, а если прибегают к заменам, то часто делают их неумело, не ощущая стилистической неуместности подобранных вариантов. Один из примеров неудачной замены – использование слов «мужчина» и «девушка». 

- Мужчина повел людей, освещая дорогу своим сердцем. (О Данко)

- Прекрасная девушка Катерина живет со своим возлюбленным, которого зовут Тихон

- Как-то, когда главная героиня была еще ребенком, она встретила мужчину, который открыл её судьбу… Ассоль почти всю свою жизнь верила и надеялась, что те слова мужчины окажутся правдой.

Это не является грубой ошибкой. Но возникает акцент на половой принадлежности, который мешает точному обозначению персонажа. У выпускника не хватает словарного запаса или стилистического чутья, чтобы в первом случае использовать слова «юноша», «герой», а во втором – «старик», «странник», «незнакомец».

Встречается в сочинениях и слово «мужик» в значении «мужчина».

Автор показывает историю любви Ивана Тимофеевича – городского мужика, заброшенного судьбой в захолустную деревушку и Олеси – внучки старой колдуньи, проживающей в лесу рядом. (Просторечие и деловой стиль в одной фразе).

- Немотивированный пропуск слова; семантическая неполнота

- Сплоченность воинов дала сильный отпор.

- Творческие люди в этом мире не просто так.

- Все люди живут в надежде.

- Смысловая избыточность

- старается и пытается

- Смешение паронимов

- Полностью отчаянный человек делает такими же окружающих,

- Отчаянные люди очень слабы морально и даже физически,

- Мюллер предложил Андрею выпить за победу немецкого ружья

- Неточное словоупотребление (часто по причине незнания лексического значения слова или реалии, наименованием которой является слово), как следствие – нарушение лексической сочетаемости

- Отношения Фриды и К могут уйти в забытье (вместо «уйти в небытие»).

- Его невестка Мария не бросала надежду на его освобождение (вместо «его невеста»).

- Мое мнение основывается через призму прочитанных произведений мировой литературы.

- Мужчина до последнего надеялся на реализацию своей мечты, но к сожалению наши надежды не всегда оправдывают ожидания.

- Смирение – это благосостояние, спокойствие души, умение отпускать обиды и чувства.

- …если бы один из народа выходцев не повел их из леса к свету.

- Его (Данко ) благоденствие и смирение не дали степному народу погибнуть.

- Также сопротивление добра и зла можно увидеть на примере главного героя в романе «Портрет Дориана Грея» ( вместо «противостояние добра и зла»).

- Смирение поможет в этом как никто другой.

- Кратер, оставленный немецкой бомбой

- У них началась быстроразвивающаяся любовь.

- В этом произведении рассказывается о происшествии между бедным чиновником Желтковым и самодостаточной Верой Шеиной ( вместо состоятельной )

- За быстрый период времени

- История духовных изысканий ( вместо исканий ) Родиона Раскольникова.

- «Тихон уезжает в командировку, чтобы отдохнуть от жены и от своей мамы» ( использование слов из другой эпохи )

- Мелочно выглядит

- Человек по-разному переносит успехи и неудачи

- Нужно верить в надежды.

- Присутствует дисциплина в своем поведении.

- Люди оказались на низком статусе своего происхождения

- К помощи надежды человека приводят разные события.

- Ярким примером добра и благородства можно привести рассказ…

- Добро можно проявлять к любому человеку, будь он хоть в высших слоях населения, хоть в низших.

- У кого-то надежда проявляется сильно, у кого-то хуже.

- Князь Андрей становится марионеткой случая

- Люди, живущие в ночлежке обладают разными недугами начиная от жадности и заканчивая пьянством

- После отъезда Котика Дмитрий Ионыч начинает внедряться в круг обывателей…

- Я понимаю так, понимание не может появиться сразу, это долгий процесс общения, понятия и принятия точки зрения любимого человека. Именно на этом строится взаимопонимание, это дескать фундамент отношений.

- Надежда это одно из основных и обыденных свойств человека.

- Желания не воплощаются в явь.

- Я хочу привести произведение легендарного русского поэта А.С. Пушкина,

- Если бы Самсон нашел другой выход, поменял бы тактику, он бы не спился,

- Весь рассказ крутится вокруг семьи Мерцаловых,

- Они сводили концы с концами из-за ужасного климата и нехватки денег,

- Отчаявшийся человек не может перебороть себя с наружи и внутри,

- Отчаяние – это качество человека, которое побуждает его на отчаянные поступки,

- Сильные чувства Гринева открыли в нем сильного и благородного бойца,

- Совесть – это очень хорошая черта человека,

- Акакия Акакиевича приглашают на корпоратив, откуда он возвращается поздно вечером

- жизнь кидает подсказки,

- На данный вопрос каждый даст свое определение данному вопросу…,

- Вскоре он накопил нужную сумму и исполнил свою мечту,

- Башмачкин надеялся заполучить шинель,

- Не выдержав своих чувств, он набросился на незнакомца с проблемами,

- Человек, который не имеет совести, способен совершать страшные вещи,

- Совесть помогает человеку сделать правильное решение.

- Она нарушила основную заповедь учителя – играла на деньги.

- Когда читаешь такие произведения, думаешь одной мыслью

- Но важно помнить свою мечту в первозданном виде, и не переступать ее.

- Не каждый способен запечатлеть эту красоту в камере фотопленки.

- Искусство заставляет задуматься над разными аспектами.

- Если ты назначил себе мечту

- выполнять свою мечту…

- Людям нужно самим ставить перед собой мечту.

- Искусство – это творческое отображение действительности в хозяйственных образах.

- Даже не пожалела горницу от своего дома для племянницы мужа.

- Пассажиры таким методом совершили справедливость над убийцей.

- Страшная реальность произошла и в романе Островского «Гроза».

- Когда месть характерна низким умом людям, великодушие характерно людям с более выраженной силой воли…

- Художник передает через мольберт реалистическую картину жизни и людей.

- Понятия, гармонизирующие между собой.

- И дети вырастают достойным примером своих родителей.

- Всякая ли мечтадостойна человека?Я думаю, что в одночасье трудно ответить на этот сложный вопрос.

- Обломов был ужасно ленив, за него с детства все и всегда делали его придворные.

- Он не опекал сына чрезмерной лаской.

- Тем самым он оберёг мечту на погибель.

- Промежутки между поколениями выдают нам недопонимание.

- Для получения желаемого результата человеку требуется лишь неопределенное [непреодолимое] желание.

- Единственное, к чему тяготило Павла Чичикова, было материальное обогащение.

- Ведь человек со слабой внутренней силой не умеет прощать.

- Примеры для ребенка необходимы, как для дома фундамент, на который он может всегда равняться.

- Илья Ильич лежал на кровати и лицезрел сны и мечтания.

Особенно часто в сочинениях проявляется неумение учитывать семантическую сочетаемость слов, значения которых известны обучающимся:

- Мы совершаем ошибки – слушаясь зла и получаем из этого жизненный опыт

- Во всей эпохе эту тему поднимали многие писатели.

- Они упали на дно общества.

- Судьба этой семьи приводит к плохому исходу.

 

- Ошибки в построении и употреблении фразеологических оборотов.

- Кто-то и песчаного замка сломать не может…

- Человек, уставший надеяться, не должен отпускать руки, он обязан стремиться к лучшему, воспроизвести свою мечту в реальность.

- любовь обременяет нас определенными оковами,

- Они сводили концы с концами из-за ужасного климата и нехватки денег,

- Он скончался, потеряв всего себя,

- Так его свело в могилу, когда он был еще живым,

- разочаровавшись в себе, ты опускаешь свои руки,

- Он готов был бежать во все стороны от всего этого,

- Ему обернулась удача…

- Не отпуская рук…

- И эти самые временные отрезки вносят свою лепту в недопонимание между поколениями.

- Она окутывала многих бедных людей долговыми сетями;

- Использование плеоназмов.

- как судно корабля

- Итак, в жизни бывает много трудностей, многие из которых невероятно сложны

- Пригласили его на вечерний ужин

- Эта тема раскрывается во многих романах и произведениях

- Актер потерял свой смысл жить дальше.

- У человека есть то, ради чего нужно жить.

- Тут появляется Лука, надежда на лучшее. Героям становится лучше на душе.

- Раскольников выбирает очень страшный и ужасный путь.

- Обратимся к художественным произведениям литературы.

- Для человека очень необходимо показать пример.

- Он продолжает трудиться и работать.

- Моя мечта – добиться намного лучших результатов.

Сочинения, представленные к анализу, актуализировали ряд ошибок, которые ранее не были отмечены нами как наиболее частотные.

- Стилистически немотивированное употребление глагольной связки «есть».

- Это не есть хорошо.

- … но простить и забыть – это есть большое проявление силы воли.

- Каждой мечте человека есть место быть.

По-видимому, это проявление канцелярита в речи выпускников, вызванное несформированностью стилистического чутья. Другим объяснением этой ошибки может быть влияние английского языка (связка is);

- Немотивированное использование разговорной лексики, просторечий и вульгаризмов.

- Ему было наплевать

- Он подставляет Азамата.

- Я это к тому, что отец Марьи был против их свадьбы

- Есть даже люди, которые проживают всю жизнь на обиде

- Лука ему врал

- Костылин «постоянно тормозил его» (то есть задерживал Жилина)

- Работать до потери сознания

- На них почти разом сваливаются куча проблем и несчастий

- У Ассоль не было толком друзей

- Если бы Кабаниха не лезла в отношения Тихона и Катерины, то все было бы по-другому

- … она покинула своего ухажера и ушла на служение в монастырь

- А женщина вроде как не против его ухаживаний

- он стоит и молча впитывает эту информацию

- Если кто-то вмешивается в вашу жизнь пропускайте их советы мимо ушей

- зацикленность лишь на своем счастье (Работа в целом хорошая, но аналога слову «зациклиться» обучающиеся, видимо, не находит в литературном языке. Таким же трудным для ребят оказывается разговорное «наплевать», что приводит к неточным заменам: Но всем было все равно на его шинель).

- По приезду в Питер, в саду Маша встречает девушку, летсорока, но Маша не знала, что эта девушка является императрицей.

- Они вместе отправляются к Желткову возвращать дорогущий подарок.

- ..который пытается насильно загнатьеё под венец

- Но вдруг Пугачев встречает Гринева, парня, который отказывает ему в присяге…

- Пугачев возглавляет банду.

- Что насчет существования и его непосредственного отношения к любви?

- Раскольников вынужден таскать вещи из дома и закладывать их,

- Человек узнает много чего нового на протяжении жизни,

- Позже парень сообщил девушке, что уезжает на службу <Эраст Лизе>

- Ночлежники Горького все убоищи

- Лука жжот своей добротой…

- Запилил проблему...

- Думаю, так авторы с помощью своего искусства дают нам понять, что не стоит грузить себя проблемами, а лучше жить настоящей жизнью.

- Наше общество — это солянка состоящая из разных личностей…

- Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» рассказывает нам о судьбе несчастного парнишки по имени Родион. Он был отчислен из университета из-за бедноты.

- Но в то время, когда он расправлялся со старухой, нагрянула в гости к ней сестра…

- Монтекки и Капулетти уже даже и не помнили, почему и с чего началась их вражда, ссоры и разборки, однако продолжали это делать.

Эта ошибка также вызвана несформированностью стилистического чутья обучающихся. Она усугубляется влиянием интернет-коммуникации (в частности, общением в социальных сетях), в пространстве которой размываются границы устной и письменной речи, официального и неофициального стилей общения;

- Ошибки в употреблении личных местоимений.

- … мечтать нужно, ведь она дает нам силы покорять новые горизонты.

- … великодушный человек не ждет, когда его позовут на помощь, а сам идет навстречу нуждающимся. Но человечество всегда помнит их имена.

- Искусство само задает вопросы человечеству, оно будто бы меняет их жизни.

- Своей семьей она недовольна. Она постоянно их пилит.

- Каждый человек на Земле мечтает, но не каждый способен до нее дойти.

- Мечта иметь сад крыжовника вполне допустима, но как Николай Иванович достиг его, это не приемлемо.

- Мечта может стать целью, обычно она формируется еще в далеком детстве, но не все из них исполняются.

Причину частотности этой ошибки мы видим в несформированности контекстного мышления выпускников при осуществлении речевой деятельности (при этом КИМ ЕГЭ по русскому языку содержат задания, направленные на проверку умения употреблять местоимения и видеть местоимение как средство связи предложений в тексте).

Неумение вербализовать чувства, найти точный словесный эквивалент для характеристики эмоций, состояний, переживаний (своих, других людей или литературных героев)

- Родион Раскольников, огорченный классовым неравенством…

- … казнь Пугачева вызывает у Петра грусть.

Ошибки вызваны, в частности, отсутствием читательского опыта, умения сопереживать героям, выражать свои чувства и эмоции по поводу прочитанного;

- Использование канцелярита.

- Таким образом, в качестве подтверждения вышеупомянутого, я хотела бы привести пример…

- Главное вовремя выявить корень проблемы недопонимания

- В один момент обрушился дождь, из-за которого видимость в лесу сильно упала.

- Героиня Ассоль, будучи ребенком, играет игрушечным кораблем пуская по течению ручья

- В легенде о Ларре за авторством Максима Горького повествуется…

- Она отчаянно пошла по билету продажи тела, но только для того, чтобы её семья могла справлять первичные потребности.

- Актер не выдержал и совершил суицид.

- Весь населенный пункт презирает героя

- Из всего выше сказанного хотелось бы заметить…

- В качестве другого примера к данному рассуждению…

- На основе вышесказанного можно сделать вывод…

- Данный пример показывает…

- …Наташа знала, в чем состоит счастье её жизни еще в подростковом возрасте

- Гордые люди имеют отношение к привилегированной социальной стратификации (то есть социальной страте)

- После осуществления бунта Пугачевым, Петру пришлось разлучиться с любимой на определенное количество времени.

- То и чудесам есть место быть ( попытка использовать популярный оборот «имеет место быть» )

- Приобретя новую шинель, Акакий Акакиевич вливается в коллектив.

- Для появления данной мечты…

- Делая вывод и объединяя все вышесказанное…

- Хочу подвести итог всему вышеизложенному…

- Из всего выше написанного следует…

- Данный передо мной вопрос заставил нас задуматься…

- В погоне за материальной ценностью…

- Герой посвятил себя мечте о приобретении частной собственности.

- Данный проблемный вопрос часто поднимается писателями.

- В качестве первого примера можно взять произведение…

- Следующим аргументом своего рассуждения я возьму произведение…

- Сбываться мечтам помогают человеческие факторы.

- Подобная расстановка приоритетов в воспитании девушки, личный пример Фамусова оказывает решающую роль в формировании ее дурных последствий.

Использование выпускниками канцелярита свидетельствует не только о несформированности их речевой культуры, но и об их отчужденном отношении к сочинению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.273 с.)