Когда поражение ценнее победы? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когда поражение ценнее победы?



Человеческая жизнь наполнена противоречиями, часто сталкивается с различными трудностями. Иногда человек способен справиться с ними, а порой – нет. Победа или поражение имеют место быть только в борьбе. Часто жизненные поражения помогают нам осознать ошибки прошлого, изменить будущее.

Примером этому может послужить рассказ Антона Павловича Чехова «Скрипка Ротшильда». В своей философской прозе писатель приводит нас к выводу, что тайна человеческого бытия не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Сюжет произведения очень необычен и интересен. Парадоксально уже название рассказа: с одной стороны, скрипка – лирический музыкальный инструмент, а с другой – Ротшильд (американский богач, ставший олицетворением бездуховности). Первой фразой Чехов подчеркивает абсурдность бытия, в которую погружен герой. Скрипка – центральный символический образ, который не только воплощает авторскую тоску о впустую потраченную жизни, но и является символом души героя, символом всего самого лучшего, что было в душе Якова: красоты, чуткости, творчества, трепетности. Передавая ее Ротшильду, Яков дарит людям возможность почувствовать красоту и гармонию жизни.

Делая всю жизнь гробы и подсчитывая доходы и убытки, которые его допонимали, Яков убивает в себе человечность. И только после смерти жены и накануне своей смерти в Бронзе как будто просыпается новый человек. Он понимает, насколько бездарно и бездушно жил. Смерть для героев Чехова видится счастьем, единственным избавлением от удушающей жизни, Яков терпит поражение перед жизнью, но одерживает нравственную победу над самим собой, когда в финале рассказа ненавидимого им Ротшильда называет братом, когда вспоминает умершего ребенка, когда понимает, что ничего не сделал для своей жены, для которой смерть стала единственным избавлением от жизни. Даря скрипку Ротшильду, Яков оставляет в мире напоминание о том, что человеческая душа бессмертна. Его величайшая победа – победа над самим собой.

Виктор Астафьев в повести «Людочка» тоже пишет о поражении героини пред жизнью, но также и о воскрешающей сердца любви, об искренности раскаяния и необходимости сострадать. И обо всем этом героям и нам напоминает тихая, трогательная Людочка. Росла она, как «вялая примороженная трава». И эта девушка, робкая на первый взгляд, но способная на решительный поступок, становится мерилом совести и катализатором человечности. Когда с Людочкой случается беда, она не находит утешение ни в чем. Гавриловна не смогла помочь, испугалась за свою избу, которую в отместку мог спалить Стрекач, и в страхе попросила Людочку уйти, временно, в общежитие. В трудную минуту девушка не находит отклика и у матери. У той новая семья, свои заботы. Людочка остается наедине со своей бедой и находит выход только в смерти, потерпев поражение перед жизнью. Однако ее смерть неожиданно приводит к необратимым последствиям. Все знавшие ее люди ощущали сильнейшую утрату, как будто из мира ушла какая-то значительная часть добра. В местной газете не было сообщения о смерти Людочки, но для знавших ее людей, да и для всего городка, эта утрата оказалась невосполнимой. И мать, и Гавриловна, и Артемка, и суровый отчим – все ощущали свою вину в смерти девушки, которая, с одной стороны, тяжелым камнем ложится на их души, и с другой – пробуждает в глубине этих душ покаяние, человечность, доброту. Поражение Людочки перед жизнью оборачивается великой нравственной победой над черствостью и бездуховностью жизни. «Если вы равнодушен к страданиям других, то ты не заслуживаешь название человек», - говорил Саади.

Мы сами строим свою жизнь. Сами делаем свой выбор. Если мы не будем обращать внимание на чужое горе, то убьем в себе самое ценное качество – способность творит добро. Победа над самим собой – единственное торжество, в котором удача не имеет доли.

Комментарий эксперта

Сочинение объемно и в полной мере самостоятельно. Тема раскрыта многоаспектно, аргументы убедительны. Следует отметить оригинальность подобранных примеров из отечественной литературы. Выпускник обращается к анализу произведений А.П. Чехова и В.П. Астафьева. В работе нет логических нарушений, грамматические и речевые недочеты не снижают общего положительного впечатления от сочинения.

Приведем пример удачного привлечения литературного материала для аргументации своей позиции.

Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

Надежда и отчаяние – два понятия, которые идут рука об руку. А что такое надежда и какой смысл люди вкладывают в это понятие? Надежда – это вера человека в лучшее, его упование на то, что все его мечты обязательно сбудутся, а желания исполнятся. Но всегда ли человеку удается сохранить эту веру? К сожалению, не всегда. Многие теряют надежду. А почему? Потому что мало рассчитывать только на нее, необходимо много работать над собой, много трудится, чтобы цели, которые мы поставили перед собой, были обязательно достигнуты. Человек, который устал надеяться, должен прежде всего задать себе вопрос «А все ли я правильно делаю?». На мой взгляд, самое важное это труд. Так как он необходим для того, чтобы надежда стала нашим спасательным кругом и помогала идти вперед несмотря на трудности и препятствия на нашем жизненном пути.

Данной теме посвящены многие литературные произведения, а также сняты различные киноленты. Знаменитый русский писатель Максим Горький особенно ярко размышлял над ней в своей пьесе «На дне». Пожалуй, именно это произведение я бы посоветовала бы прочитать человеку, который устал надеяться. Все произведение выстроено на проблеме потери людьми веры в самих себя, в лучшее. Все события действий и актов данной пьесы развиваются в ночлежке Костылевых. Название пьесы символизирует героев произведения, которые опустились на «дно» жизни. Это пьяницы, убийцы, воры. Все они утратили веру в лучшую жизнь, они уже не верят в то, что их жизнь может измениться в хорошую сторону, но только в том случае, если они начнут работать над собой. Главным героем пьесы является пожилой странник Лука. Он вселяет постояльцам ночлежки надежду. Самый яркий пример его влияние на Актера. Актер – один из жителей ночлежки, пьяница, он мечтает о том, что когда-нибудь он снова будет играть на сцене, снова будет известен. Лука рассказывает ему о существовании лечебниц, которые смогу помочь Актеру вылечиться. Актер верит страннику и свято верит, что совсем скоро он будет здоров. Он вспоминает свое любимое стихотворение. Но, уходя из ночлежки, Лука забирает то, что дал ранее – надежду. Актер понимает, что старик лгал, он отчаивается. И в конце его находят повешанным. Этим эпизодом Максим Горький заставляет нас задуматься о важности труда, в первую очередь, для достижения своих целей. Да, Актер надеялся, но разве это помогло ему реализовать его мечту. К сожалению, нет. Он ничего не делал. Не искал лечебниц, не пытался излечиться самостоятельно.

Автор не останавливается на Актере и на ряду с ним заставляет обратить наше внимание на Ваську Пепла. Васька влюблен в Наташу Костылеву, сестру хозяйки ночлежки. Он мечтает жениться на ней, но не может признаться в своих чувствах. Лука помогает Ваське сделать этот нелегкий шаг и понять, что жизнь его может наладиться. Он говорит о том, что Пепел со своей возлюбленной сможет уехать жить в Сибирь. Но после ухода старика Васька Пепел уезжает в Сибирь не со своей дамой сердца, а на каторгу, в ссылку, за убийство. От надежды, которую дал ему Лука, и от пустых мечтаний жизнь его не стала лучше.

Таким образом, пьеса Максима Горького «На дне» является хорошим примером того, как надежда может погубить человека. И я с уверенностью могу посоветовать эту книгу человеку, который устал надеяться, так как, я предполагаю, она сможет убедит его в том, что мало просто надеяться. Ведь герои произведения с приходом Луки стали надеяться на лучшее, а когда Лука покинул ночлежку, судьбы постояльцев начали рушиться. Это произошло потому, что люди только ждали лучшего, но не прикладывали усилий и не старались изменить свою жизнь. Лука дал им лишь толчок, указал путь, а дальше они должны были позаботиться о себе сами. Важно работать, стараться, трудиться. Ведь не зря говорят, что терпение и труд все перетрут. А русский писатель двадцатого века писал так «Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать – наша обязанность в несчастии».

Комментарий эксперта

Данное сочинение не лишено недостатков, главным из которых является многословность вступления к работе и его частичная ориентация на тематическое направление, отсутствие указание на принадлежность финальной цитаты Б.Л. Пастернаку, а также отдельные фактические, орфографические и пунктуационные ошибки и речевые недочеты. На первый взгляд кажется спорным и привлечение для аргументации пьесы М. Горького «На дне». Ведь в финале пьесы после ухода Луки жители ночлежки, казалось бы, должны совсем потерять надежду, потому что старик лгал. Однако автор сочинения предлагает удачную трактовку драмы, рассматривая ее как пьесу-предупреждение. По мысли выпускницы, это произведение показывает, что мало вернуть отчаявшемуся человеку надежду. Нужно, чтобы этот мотив сопровождался деятельными усилиями к изменению жизни, причем самым действенным механизмом в этом процессе является труд. Такая нравственная позиция обучающегося показывает зрелость ее рассуждений и ценностных ориентаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.008 с.)