Основные нарушения развития детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные нарушения развития детей



· детский аутизм. Который проявляется отрешённостью и погружением в свой собственный мир. Отсутствием или вялой реакцией на происходящее вокруг. При этом умственное развитие ребенка соответствует его возрасту.

· различные психологические травмы и стрессы, возникающие у дитей, когда они сталкиваются с негативными событиями в их окружении. Это ведет к развитию посттравматического стресса. Малыша могут преследовать навязчивые ужасные картины каких то трагических событий, преодолеть влияние которых он не в состоянии, ожидание повторения такой ситуации. Чувство тревожности не покидает его.

· изменения сенсорной регуляции (сенсорная защита), которые выглядят как повышенная чувствительность кожи, что приводит неприятию касания его тела предметами или руками. Эта реакция характерна при неадекватном восприятии акта прикосновения как опасного и болезненного. Следствием может быть отрицательное отношение ребенка к гигиеническим процедурам или ношению одежды и обуви.

· детская гиперактивность и сопутствующее нарушение концентрации внимания.

Всё это приводит к многочисленным сбоям в правильном функционировании организма, разрушает личность. Если игнорировать эти симптомы и не обращаться к специалистам - может произойти негативная регрессия в развитии молодого человека.

 

Творческое развитие способностей детей

Мы живем в эпоху перемен. Во все времена были нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Такие люди не появляются из ниоткуда сами собой. Верней появляются, но крайне редко, если эти способности не развивать, начиная с самого юного возраста. Современная массовая школа рассчитана на среднестатистического школьника и она развивает среднестатистические способности. Шаблонный подход к обучению, лишенный индивидуальности, без ориентации на будущую профессию сводит на нет усилия педагогов и снижает интерес к обучению у дитей. Лишаясь радости творческого развития своих способностей, дети теряют интерес, а затем и способность к творчеству. Задача хороших родителей не допустить этого. Провести для своего сына или дочери диагностику готовности к школе, тест выбора профессии, выявить творческие способности детей и начать их развивать.

 

Роль психолога в развитии ребенка и корректировке нарушений развития

Основной задачей психолога является выявление и корректировка причин в семье, которые препятствую адекватному и гармоничному развитию ребенка, нарушают его жизнедеятельность и добавляют проблем родителям. Мы также готовы предложить коррекционные занятия с детьми.

Специалист проведет психологическую диагностику семьи и вашего ребенка и:

· расскажет об особенностях развития ваших детей;

· определит степень соответствия тех условий, в которых растет и воспитывается ребенок, среднестатистическим требованиям развития, необходимым для конкретного возрастного периода;

· выявит внутрисемейные факторы, которые препятствуют гармоничному развитию ребенка, провоцируют конфликты желаемого с действительным;

· определит причины, которые дестабилизируют благоприятную семейную атмосферу и отношения между членами семьи;

· выявит ошибочные или вовсе неадекватные модели воспитания и влияние на физическое и психическое развитие ребенка;

· наметить пути достижения гармонии в семейных отношениях, способствующих достижению благоприятной внутрисемейной обстановки для развития способностей детей;

· в случае, если ваш сын или дочь имеют отклонения в развитии, психолог постарается скорректировать их, нивелировать их влияние на его жизнь, определит направления социализации таких детей и их родителей, если нарушения не поддаются коррекции.

 

Вопрос 9

Иммуноло́гиянаука об иммунитете живых организмов, изучающая биологические механизмы самозащиты организма от любых чужеродных веществ.

Иммунология — это наука о строении и закономерностях функционирования иммунной системы, её заболеваниях и способах иммунотерапии.

Иммунология изучает

· Строение иммунной системы;

· Закономерности и механизмы развития иммунных реакций;

· Механизмы контроля и регуляции иммунных реакций;

· Болезни иммунной системы и её дисфункции;

· Условия и закономерности развития иммунопатологических реакций и способы их коррекции;

· Возможность использования резервов и механизмов иммунной системы в борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями;

· Иммунологические проблемы трансплантации органов и тканей.

 

Иммунитет - это комплексная реакция организма, направленная на защиту его от внедрения генетически чужеродного материала. К такому генетически чужеродному материалу относятся бактерии и их токсины, вирусы, простейшие, паразиты, донорские ткани, включая кровь, измененные собственные клетки (например, раковые) и т.п. При этом иммунная защита может протекать по разным механизмам.

Сначала организм нейтрализует чужеродную субстанцию (антиген) путем выработки специальных химически активных молекул, нейтрализующих эффект антигенов - антител. За выработку антител ответственны важнейшие клетки иммунной системы - лимфоциты. Различают две основные популяции лимфоцитов, обеспечивающих при совместном функционировании все формы иммунного ответа: Т (тимусзависимые) и В (бурсозависимые) лимфоциты. Первые, при сенсибилизации чужеродным белком непосредственно участвуют в иммунных реакциях (разрушают чужеродные клетки опухолевых или донорских трансплантированных тканей). Это - клеточное звено иммунитета. Вторые - осуществляют эффективное обезвреживание чужеродных частиц на расстоянии, путем выработки специальных биологически активных молекул - иммуноглобулинов. Это - гуморальное звено иммунитета. Различают несколько классов иммуноглобулинов: 1gG, 1gA 1gM, 1gD, 1gE. Наиболее высоко содержание 1gG, которое составляет около 70 % общего количества иммуноглобулинов. На втором месте находится 1gA содержание которого доходит до 20 %. На долю остальных иммуноглобулинов приходится не более 10 %. При развитии гуморального иммунного ответа защита организма протекает непосредственно в крови по типу химической реакции. Антитела, которые образовались в результате подобной иммунной стимуляции, могут сохраняться всю жизнь, делая человека устойчивым к повторным контактам, например, к ветряной оспе, инфекционному паротиту, краснухе. На этом эффекте основана вся программа вакцинирования населения.

Т-лимфоциты участвуют в иммунных реакциях по двум направлениям, с одной стороны, помогают В-лимфоцитам опознать чужеродный фактор (антиген) и стимулировать их к выработке сложных молекул антител, а с другой стороны, Т-лимфоциты после антигенной активации способны сами растворять или уничтожать другие субстанции напрямую. Такой сенсибилизированный Т-лимфоцит разрушает чужеродную клетку при непосредственном контакте, за что и получил название клетки убийцы. Механизм клеточного иммунитета еще в 1883 году установил И. И. Мечников, который доказал, что сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям связана со способностью специальных клеток крови и тканей организма захватывать и переваривать возбудителей инфекций.

Это явление получило название фагоцитоза, а активные клетки, "охотящиеся" за чужеродным веществом назвали фагоцитами. Выработка антител и явление фагоцитоза представляют собой специфические механизмы иммунитета. Помимо этого существуют и неспецифические механизмы. К ним относят:

· непроницаемость нормальных кожных и слизистых покровов для большинства микроорганизмов;

· наличие в кожных секретах и кислом содержимом желудка веществ, неблагоприятно воздействующих на микроорганизмы;

· присутствие в жидкостях организма (в крови, слюне, слезах и пр.) специальных ферментных систем, разрушающих микроорганизмы (например, лизоцим).


Защита организма проводится не только путем предупреждения попадания в него чужеродных веществ, но и очищением органов и тканей от уже попавших антигенов (процесс элиминации). Установлено, что вирусы, бактерии и их токсины, продукты распада бактерий выводятся из организма с потом, мокротой, мочой, испражнениями и другими экскрементами.

К неспецифическим факторам защиты относят и интерферон - противовирусный белок, вырабатываемый зараженной клеткой. Распространяясь по межклеточной жидкости и оседая на мембранах здоровых клеток, интерферон защищает здоровую клетку от проникновения в неё вирусных частиц и систему комплемента - ряд белковых соединений, растворенных в сыворотке крови, лимфы и тканевой жидкости, которые обеспечивают разрушение клеток, содержащих чужеродные частицы.

Таким образом, иммунитет - это многоуровневая защита организма. Известно, что иммунитет может быть снижен вследствие воздействия ряда неблагоприятных факторов. При ожоге, переохлаждении, кровопотере, голодании, травме страдают целостность кожных покровов, объем циркулирующих антител, механизмы выведения токсинов и другие обезвреживающие факторы. В этом случае организм становится более чувствительным к инфекциям, механизмы регенерации (заживления) затягиваются, приобретают хроническую направленность.

Длительное подавление работы иммунитета резко повышает шанс развития раковых заболеваний, поскольку раковые клетки являются мутантными по отношению к организму, и в здоровом теле они быстро распознаются Т-лимфоцитами и уничтожаются ими. Недостаток иммунитета в десятки раз повышает риск того, что лимфоциты пропустят раковую клетку и та задаст прогрессирующий и неотвратимый рост дочерних раковых клеток. Существует ряд препаратов (иммуномодуляторы), содержащих как синтезированные, так и естественные природные вещества, повышающие силу неспецифического иммунитета.

Таким образом, иммунная система - это линия обороны, которая защищает вас от воздействий всего, что "не вы". Эта обширная категория включает бактерии, грибы, вирусы и все то, что иммунитет, как верный сторожевой пес, объявит "внешним". К ним могут быть отнесены трансплантированные почка или сердце, пенициллин и некоторые другие лекарства, частицы пыли и пыльца растений. В некоторых случаях "внешними" оказываются клетки нашего собственного тела, у которых нарушена организация и которые утратили свои нормальные "наши" характеристики. Иммунная система бдительно патрулирует, высматривая такие клетки-мошенники, являющиеся потенциальными источниками рака.

В любое время иммунная система стремится наперерез всему инородному и активизирует целый ряд средств, которые все это инородное разрушают. Все мы непрерывно подвергаемся вторжению инородного как из окружающего нас мира (мы что-то не то вдыхаем, съедаем, оно проникает в нас через кожу), так и изнутри нашего собственного организма (наши клетки стареют или изменяют свои свойства, и тогда их нужно удалить из организма, чтобы не начал развиваться рак).

Мы зависим от здоровья нашего иммунитета, который работает непрерывно, как часы, чтобы защитить нас от враждебного нам мира. Без здорового иммунитета, способного уничтожить всех наших врагов, мы приговорены к быстрой смерти, подобно ребенку, живущему под стеклянным колпаком. В свете сказанного нетрудно понять, что если вы хотите обладать прекрасным здоровьем, одной из самых главных ваших целей должно являться укрепление иммунитета.

Неподходящий пищевой белок калечит иммунитет. Дефицит только одного этого продукта питания является наиболее уязвимым местом и определяет характерный болезненный вид жителей тех бедных стран, в которых полноценные белки (содержащие полный набор незаменимых аминокислот, из которых формируется любой вид белка) являются часто предметом роскоши.

Организм получает незаменимые жирные кислоты из пищи и путем последовательности химических реакций вырабатывает "полезные" и "вредные" простагландины. Действие "полезных" простагландинов направлено на стимулирование функции иммунитета, но более важным является равновесие между "полезными" и "вредными" простагландинами.

Дефицит витамина А снижает активность иммунитета при проникновении в организм инородных белков, но прием этого витамина восстанавливает ее. Поскольку организм обладает способностью накапливать витамин А, его бесконтрольный прием иногда приводит к тому, что он начинает оказывать токсическое действие. Однако, если организму нужен витамин А, он сам может производить его из провитамина бета-каротина.

Витамины группы В помогают стимулировать деятельность иммунитета в периоды физического стресса, например, после операции или травмы. Если уровень этих витаминов падает, заметно снижается способность организма вырабатывать антитела для борьбы с инфекциями, и вы оказываетесь жертвой многочисленных инфекций. Дефицит фолиевой кислоты снижает скорость реакции иммунитета на инородные факторы. Дефицит пантотеновой кислоты и рибофлавина (витамина В) замедляет выработку организмом антител для борьбы с инфекциями.

Организм должен иметь достаточно витамина В6 (пиридоксина), чтобы выработать нужное количество новых иммунных факторов в тот момент, когда пришел сигнал о внедрении в него чужеродных элементов. Эти факторы воспроизводятся по матрицам, которые находятся в лимфатических узлах, в костном мозге, а также в крови. Как только появляется необходимость в защите организма, эти матрицы быстро воспроизводят сами себя, наполняя организм точными копиями, чтобы противодействовать внедрившемуся врагу. Витамин В6 помогает копированию генетической последовательности, которая должна перейти от любой иммунной клетки к ее копии. Дефицит витамина В 12 уменьшает мощность реакции иммунитета и слегка снижает его способность бороться с чужеродными клетками.

Недостаток витамина С может повреждать иммунитет несколькими способами: задерживается реакция защитных средств на сигнал о патологическом состоянии, и эти средства не слишком быстро появляются в областях внедрения бактерий, вирусов и т. п.; снижается скорость выработки антител для борьбы против инфекции: может ослабнуть и даже вообще пропасть способность средств иммунитета разрушать внедрившиеся в организм чужеродные факторы.

Дефицит витамина Е снижает способность иммунитета защищать нас. Прием витамина улучшает устойчивость к заболеваниям во всех возрастных группах, однако он особенно полезен для пожилых пациентов.

Дефицит селена ослабляет иммунитет несколькими способами: сокращается выработка антител, предназначенных для борьбы с инфекцией, снижается способность средств иммунитета разрушать внедрившиеся в организм чужеродные факторы, уменьшается число клеток, которые посылают сигналы о возникновении патологического состояния, чтобы привлечь защитные тельца иммунитета в области, подвергнутые нападению чужеродных факторов. Кроме того, организму нужен селен, чтобы вырабатывать глутатионпероксидазу, свой собственный натуральный антиоксидант, очищающий организм от свободных радикалов и защищающий собственные ткани от загрязнения химическими продуктами распада, возникающими как результат взаимодействия иммунных защитных средств с чужеродными факторами.

Дефицит железа снижает способность некоторых средств иммунитета бороться с чужеродными факторами, а также способность других к размножению в то время, когда это необходимо. У всех людей, но особенно с возрастом, когда иммунитет нередко ослабляется, важную роль играет дефицит цинка. Но даже если истинного дефицита этого элемента и нет, дополнительный прием препаратов цинка может только улучшить способность защитной иммунной системы реагировать на чужеродные воздействия. Пища с высоким содержанием рафинированного сахара ослабляет иммунитет тем, что повреждается способность организма вырабатывать нужные антитела для борьбы с инфекциями, а также тем, что снижается способность некоторых иммунных защитных средств бороться с чужеродными факторами. Необходимо сократить потребление сахара и всех продуктов, изготовленных с их применением.

Неповрежденная кожа и слизистые оболочки являются барьером для большинства микробов, так как обладают бактерицидными свойствами. Предполагается, что эти свойства кожи обусловлены главным образом молочной и жирными кислотами, выделяемыми потовыми и сальными железами. Молочная кислота и жирные кислоты вызывают гибель большинства патогенных бактерий. Например, возбудители брюшного тифа погибают через 15 мин контакта со здоровой кожей человека. Столь же губительно на бактерии и патогенные грибы действуют: отделяемое наружного слухового прохода, смегма, лизоцим, содержащийся в отделяемом многих слизистых оболочек, муцин, покрывающий слизистые оболочки, соляная кислота, ферменты и жёлчь в пищеварительном тракте. Слизистые оболочки некоторых органов обладают способностью механически удалять попадающие на них частицы. Например, движения ресничек эпителия слизистой оболочки способствуют удалению из дыхательных путей бактерий, частиц пыли и пр. Внутренняя среда организма млекопитающих в нормальных условиях стерильна.

Все агенты, повышающие проницаемость кожи или слизистой оболочки, понижают их устойчивость к инфекциям. При массивности инфекции и высокой вирулентности (См. Вирулентность) микробов кожные и слизистые барьеры оказываются недостаточными, и микробы проникают в более глубокие ткани. При этом в большинстве случаев возникает Воспаление, что препятствует распространению микробов из места их проникновения.

Ведущую роль в фиксации и уничтожении микроорганизмов в очаге воспаления играют нормальные и иммунные антитела и Фагоцитоз. В фагоцитозе участвуют клетки местной мезенхимальной ткани и клетки, вышедшие из кровеносных сосудов. Возбудители, не подвергшиеся уничтожению в очаге воспаления, фагоцитируются клетками ретикуло-эндотелиальной системы в лимфатических узлах. Барьерная, фиксирующая функция лимфатических узлов повышается в процессе иммунизации.

Проникшие через барьеры микробы и чужеродные вещества подвергаются воздействию системы Пропердина, содержащейся в плазме крови и тканевой жидкости и состоящей из Комплемента, или алексина, пропердина и солей магния. Лизоцим и некоторые пептиды (спермин) и липиды, освобождающиеся из лейкоцитов, также способны убивать бактерии. В неспецифическом противовирусном иммунитете особое место занимают нейраминовая кислота, мукопротеиды эритроцитов и клеток бронхиального эпителия. При проникновении вируса, микроба и др. клетки выделяют защитный белок — Интерферон.

Кислая реакция тканевой среды, обусловленная присутствием органических кислот, также препятствует размножению микробов. Высокое содержание кислорода в тканях тормозит размножение анаэробных микроорганизмов. Эта группа факторов неспецифична, она оказывает бактерицидное действие на многие виды бактерий.

Основной формой специфического иммунологического ответа на введение чужеродных веществ и инфекцию является образование в организме антител (см. Иммунология, Иммуногенетика).

Антитела, в зависимости от вызываемого ими действия, называются агглютининами, преципитинами, бактериолизинами, антитоксинами, опеонинами. Они вызывают агглютинацию (склеивание) и лизис (растворение) микробов, преципитацию (осаждение) антигена (См. Антигены), инактивируют токсины и подготовляют микробы к фагоцитозу. В определённых случаях могут образоваться аутоантитела — антитела, направленные против собственных тканей и клеток организма и являющиеся причиной аутоиммунных заболеваний (См. Аутоиммунные заболевания).

Способность организма синтезировать антитела определённой специфичности и формировать специфический иммунитет определяется его генотипом. Основная масса антител синтезируется в плазматических клетках и клетках лимфатических узлов и селезёнки. После введения антигена происходит иммунологическая перестройка организма, которая осуществляется в две фазы. В первую (латентную) фазу, длящуюся несколько суток, в лимфоидных органах возникают адаптивные морфологические и биохимические изменения. В этой фазе антиген подвергается переработке ретикулоэндотелиальными клетками, а фрагменты его контактируют избирательно с соответствующими лейкоцитами. Во вторую (продуктивную) фазу образуются специфические антитела. Вырабатываются антитела в плазматических клетках, образующихся из недифференцированных ретикулярных клеток, и, в меньшей степени, в лимфоцитах. Во второй фазе появляются «долгоживущие» лимфоциты — носители так называемой «иммунологической памяти». Повторное введение очень небольшой дозы антигена может вызвать размножение этих клеток и возникновение плазматических клеток, вновь образующих антитела.

Сохранение организмом иммунологической «памяти» лежит в основе потенциального иммунитета. Так, после вакцинации дифтерийным анатоксином организм ребёнка сохраняет устойчивость к заражению дифтерией, несмотря на исчезновение из кровотока соответствующих антител, поскольку очень незначительные дозы дифтерийного токсина способны вызвать у него интенсивное образование антител. Такое образование антител носит название вторичного, анамнестического («по памяти»), или ревакцинаторного, ответа. Очень высокая доза антигена может, однако, вызвать гибель клеток — носителей иммунологической «памяти», вследствие чего образование антител будет выключено, введение антигена останется без ответа, т. е. возникнет состояние специфической иммунологической толерантности. Особо важное значение иммунологическая толерантность имеет при пересадке органов и тканей (см. трансплантация).

Иммунологическая перестройка организма, происходящая после введения антигена или заражения, помимо образования защитных антител, может приводить к повышенной чувствительности клеток и тканей к соответствующим антигенам, т. е. к развитию аллергии. В зависимости от сроков появления симптомов повреждения после повторного введения антигенов (аллергенов) среди аллергических реакций различают повышенную чувствительность немедленного и замедленного типов. Повышенная чувствительность немедленного типа обусловлена особыми циркулирующими с кровью или фиксированными в тканях антителами (реагенами); повышенная чувствительность замедленного типа связана со специфической реактивностью лимфоцитов и макрофагов, несущих так называемые клеточные антитела. Многие бактериальные инфекции и ряд вакцин вызывают повышенную чувствительность замедленного типа, которую можно выявить с помощью кожной реакции на соответствующий антиген (см. Аллергические диагностические пробы).

Повышенная чувствительность замедленного типа лежит в основе реакции организма на чужеродные клетки и ткани, т. е. в основе трансплантационного, противоопухолевого иммунитета и ряда аутоиммунных заболеваний. Одновременно с повышенной чувствительностью замедленного типа в организме может возникнуть специфический клеточный иммунитет, который проявляется тем, что данный возбудитель не может размножаться в клетках иммунизированного организма. Повышенную чувствительность замедленного типа и связанный с ней клеточный и трансплантационный иммунитет можно перенести неиммунизированному животному с помощью живых лимфоцитов иммунизированного животного той же линии и таким образом создать у реципиента воспринятый (адаптивный) иммунитет.

 

Вопрос 10

 

Основы эпидемиологии инфекционных болезней. Понятие об эпидемическом процессе

Эпидемический процесс — это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний: от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Условия и механизмы формирования эпидемического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение инфекционных болезней, являются предметом изучения специальной науки — эпидемиологии. Биологической основой развития эпидемического процесса служит паразитарная система, т. е. взаимодействие популяций паразита и хозяина. В процессе такого взаимодействия при любой инфекции или инвазии происходит взаимное влияние популяций паразита и хозяина, которые в результате этого взаимно адаптационно изменяются. Взаимодействие паразитарной системы с социальными условиями превращает ее в эпидемический процесс. Эпидемический процесс обусловливает непрерывность взаимодействия 3 его элементов: 1) источника инфекции; 2) механизмов, путей и факторов передачи; 3) восприимчивости коллектива. Выключение любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса.

 

Решающую роль в развитии эпидемического процесса играют социальные факторы окружающей среды. Первый элемент эпидемического процесса представляет собой источник инфекции. Понятие «источник возбудителя инфекции» означает живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных. Источником инфекции могут быть организм человека (больного или носителя) и животного, а также абиотические объекты окружающей среды (вода, пища и др.). Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозны-ми, а инфекции, при которых источником являются больные животные, но может болеть и человек — зоонознымы. Кроме того, выделяют группу сапронозов, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды.

 

Возбудители сапронозов являются псевдопаразитами человека и животных. Они постоянно и естественно обитают в окружающей среде (вода, почва) и для поддержания своего существования в природе необязательно нуждаются в эпидемическом процессе. К сапронозам, например, относятся легионелле-зы, иерсиниозы. Второй элемент эпидемического процесса составляют механизм, пути и факторы передачи. Под механизмом передачи понимают способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый. Этот механизм включает последовательную смену 3 фаз (стадий): выведение возбудителя из организма хозяина в окружающую среду; пребывание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических или абиотических); внедрение возбудителя в восприимчивый организм. Различают фекалъно-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной (трансмиссивный), контактный и вертикальный (от одного поколения к другому, т. е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи. Факторы передачи — это элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, пища, почва, воздух, живые членистоногие, предметы окружающей обстановки.

 

Путь передачи — это конкретные элементы внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой в определенных внешних условиях. Для фекально-орального механизма передачи характерны алиментарный (пищевой), водный и контактный (непрямой контакт) пути передачи; для аэрогенного — воздушно-капельный и воздушно-пылевой; для кровяного — через укусы кровососущих эктопаразитов, парентеральный и половой; для контактного — раневой и контактно-половой (прямой контакт); для вертикального — трансплацентарный путь. Русский ученый-эпидемиолог Л. В.Громашевский сформулировал закон соответствия механизма передачи с локализацией возбудителя в организме. По этому закону все инфекционные болезни по механизму и основным путям передачи можно представить следующим образом (табл.8.1): 1) кишечные инфекции; 2) инфекции дыхательных путей (респираторные); 3) трансмиссивные (или кровяные) инфекции; 4) инфекции наружных покровов. В соответствии с этим делением для каждой из групп присущи основные пути передачи инфекции: для кишечных инфекций — это алиментарный, водный и контактно-бытовой; для респираторных — воздушно-капельный и воздушно-пылевой; для кровяных — через переносчиков, парентеральный и половой; для инфекций наружных покровов — раневой и контактно-половой пути передачи. Кроме этих основных механизмов, при некоторых инфекциях возможен вертикальный путь передачи инфекции от матери плоду и через зародышевые клетки. Следующим элементом эпидемического процесса является восприимчивость коллектива. Установлено, что, если иммунная «прослойка» в популяции составляет 95 % и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидемического благополучия, и циркуляция возбудителя прекращается. Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах иммунной «прослойки» путем проведения массовой вакцинации против соответствующих возбудителей.

Вопрос 11

Вопрос 12

Причины гриппа

 

Грипп — это острое инфекционное заболевание, высокозаразное, при котором поражаются верхние дыхательные пути и отмечаются симптомы интоксикации. Слово "грипп" произошло от французского "grippe", что означает "хватать". Долгое время заболевание называлось инфлюэнцией, от латинского слова" influre", что означает "вторгаться".

Передается инфекция только воздушно-капельным путем. Как правило, вначале заболевают взрослые, дети раннего возраста заражаются уже от них. К вирусу восприимчивы даже груднички.

У вируса гриппа существует несколько серотипов, поэтому, несмотря на то, что после перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет, можно заразиться другим серотипом гриппа.

Источником инфекции является больной человек с явной или стертой формой болезни. Вирус гриппа выделяется с кашлем и чиханием. Больной заразен в течении 4-5 дней с момента возникновения симптомов болезни.

 

                                                                                               Симптомы гриппа

Главный симптом гриппа - это высокая (до 40-41 градуса) температура, она держится не менее 5 дней. Характерно отсутствие насморка и боли в горле. Отмечается сильная головная боль, (преимущественно в передней части головы), ломота во всем теле

 

Профилактика гриппа

 

 

Прежде всего - активная иммунизация- вакцинация. В организм вводится частичка убитого или ослабленного возбудителя болезни, так называемого инфекционного агента. Вирус, который содержится в вакцине, не может вызвать болезнь, но организм начнет активно вырабатывать антитела к чужеродному микроорганизму. Когда в организм попадет уже «настоящий» вирус гриппа, организм не будет затрачивать время на выработку антител, которые активно начнут атаковать вирус и предотвращать инфицирование клетки.

 

В момент эпидемии нужно соблюдать личную гигиену: как можно чаще мыть руки, умываться, чаще менять носовые платки, а лучше пользоваться бумажными, чтобы исключить вероятность самоинфицирования.

 

Надо также не допускать переохлаждения, полноценно питаться и вести здоровый образ жизни.

 

Вирусы — возбудители острых респираторных заболеваний

 

Инфекции, вызываемые вирусами, принято называть острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ). По частоте они занимают первое место среди всех заболеваний. Каждый человек в течение жизни неоднократно болеет ОРЗ. Причин этому несколько: большое количество вирусов — возбудителей ОРЗ (более 130); отсутствие перекрестного иммунитета между ними; отсутствие против многих из них эффективных вакцин; наипростейший способ заражения (воздушно-капельным путем), обусловливающий быстрое распространение возбудителя, которое при отсутствии иммунитета может стать причиной не только эпидемий, но и пандемий.

Термин ОРЗ (острые респираторные заболевания) объединяет группу инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей, передающихся воздушно-капельным путем. В тех случаях когда доказана вирусная природа болезни, ОРЗ называют ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция). Однако, принимая во внимание тот факт, что большинство случаев ОРЗ действительно провоцируются вирусными инфекциями оба термина можно считать практически синонимичными.

Наиболее частые возбудители ОРЗ (ОРВИ) это вирусы гриппа, парагриппа, РС-инфекция, риновирус, аденовирус. Ввиду общности их проявлений различные формы ОРВИ в быту зовутся простудой.

 

Механизмы развития ОРЗ

Общей чертой всех вирусов возбудителей ОРЗ (ОРВИ) является их сродство к эпителию дыхательных путей. Именно в дыхательных путях происходит первичное осаждение и размножение этих видов вирусов. Размножение вирусов в клетках слизистой облочки дыхательных путей приводит к их гибели и развитию воспаления.

Основной механизм передачи инфекции воздущно-капельный. Иточником инфекции служит больной человек (в некоторых случаях животные). 

 

Симптомы ОРЗ (ОРВИ)

Основные симптомы ОРЗ (ОРВИ) связаны с поражением дыхательных путей (насморк, першение в горле, осиплость голоса, кашель) и общей интоксикацией организма (повышение температуры, разбитость, мышечные боли и пр.). Основные симптомы различных форм ОРЗ (ОРВИ) представлены в таблице:

 

ОРЗ симптомы

ОРЗ (острое респираторное заболевание) - это распространённая группа вирусных заболеваний верхних дыхательных путей. В быту ОРЗ обычно называют простудой. Основные симптомы ОРЗ - насморк, кашель, чиханье, головная боль, боль в горле, глазных яблоках, усталость. ОРЗ является самым распространённым инфекционным заболеванием в развитых странах, в среднем за год взрослый болеет ОРЗ не реже 2-3 раз, ребёнок - 6-10 раз в год

 

Вопрос 13

Туберкулез

 

Общие сведения

 

Туберкулез - серьезное инфекционное заболевание, обычно поражающее легкие. Путь передачи туберкулеза воздушно-капельный, особенно велика вероятность заражения при частом контакте с больным. К туберкулезу восприимчивы люди с ослабленными защитными силами организма (например, дети раннего возраста, пожилые люди, больные СПИД или ВИЧ-инфицированные). При отсутствии лечения туберкулез может привести к серьезным последствиям. У детей заболевание чаще всего протекает в виде первичного комплекса (форма заболевания с умеренной степенью тяжести). При правильном, полностью проведенном лечении ребенок может полностью выздороветь от инфекции. Однако возможен и рецидив заболевания спустя несколько лет, особенно если за это время ухудшилось общее состояние здоровья и иммунитета. Для получения более подробной информации о первичном комплексе обратитесь к педиатру.

 

Причины развития туберкулеза

 

Инфицирование бактерией Mycobacterium tuberculosis.

 

Симптомы туберкулеза

 

Сильный кашель продолжительностью более двух недель, боль в грудной клетке, кашель с кровью или с отхождением мокроты, потеря веса, повышенная температура тела, ночная потливость, снижение аппетита, слабость или усталость, коричневато-красные болезненные подкожные узелки, преимущественно в области голеней.

 

Осложнения

 

Внелегочный туберкулез - поражение других органов органов (например костной системы, головного мозга, почек). Прогрессирующее поражение легких, выпот в плевральную полость (скопление жидкости между легкими и стенкой грудной клетки), пневмоторакс (появление воздуха между легкими и стенкой грудной клетки), массивное кровохарканье/бронхоэктазы, обструкция кишечника. В некоторых случаях - летальный исход.

 

Туберкулез остается важной причиной заболеваемости и смертности во всем мире. Ежегодно приблизительно 1 млрд. людей инфицируется туберкулезом, 8-10 млн. заболевают и до 3 млн. человек умирает от этой инфекции. В России в первой половине 90-х годов отмечен значительный рос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.093 с.)