Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний



Значение кулинарной обработки пищи. Для того чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть соответствующим образом подготовлена к действию пищеварительных соков.

Одной из таких подготовительных форм является жевание. Тщательно разжеванная и хорошо смоченная слюной пища в желудке и кишечнике значительно полнее подвергается действию пищеварительных ферментов, легче расщепляется и всасывается, так как в результате жевания поверхность пищи сильно увеличивается.

Другой формой подготовки к лучшему усвоению ее является термическая обработка. Вареное мясо, каша, вареные и тушеные овощи гораздо полнее расщепляются пищевыми соками, чем сырые продукты. Обильному сокоотделению способствуют бульоны, супы. Они содержат уже готовые к всасыванию и не требующие дополнительного расщепления вещества. Вместе с тем в пищу нужно обязательно употреблять сырые овощи и фрукты. Их присутствие, во-первых, усиливает движение стенки желудка и кишки, способствуя тем самым более тщательному перемешиванию пищи и усилению всасывания питательных веществ. Во-вторых, в сырых овощах и фруктах содержится большое количество витаминов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности организма. При термической обработке они частично или полностью разрушаются.

Режим питания. При съедании слишком большого количества пищи за один прием происходит переполнение желудка. Это затрудняет и нарушает процесс пищеварения, так как выделяющиеся пищеварительные соки не могут расщепить все питательные вещества, находящиеся в пище. Для нормального функционирования пищеварительной системы пища должна поступать в нее небольшими порциями через определенные промежутки времени. Наиболее благоприятные условия для пищеварения создаются у людей, которые питаются 4 раза в сутки. При этом 25% полагающейся в день пищи съедается за завтраком, 50% - за обедом, а оставшиеся 25% делятся между полдником и ужином.

Есть следует в одни и те же часы через примерно равные промежутки времени. В этом случае образуются условные сокоотделительные рефлексы на время приема пищи. Пищеварительные соки начинают, таким образом, отделяться еще до еды, и поступающая пища усваивается значительно скорее и лучше, чем у тех, кто не придерживается режима питания и ест в разное время. Ужинать надо не позднее чем за час-два до сна. Если этот промежуток времени будет меньше, то человек ляжет спать с наполненным желудком, что повлечет за собой неспокойный сон, и организм не получит нужного отдыха.

Аппетит. Аппетитом называется ощущение потребности в определенной пище. Давно замечено, что, когда мы едим с удовольствием, выделяется много соков и съедаемая пища хорошо усваивается. Хороший аппетит вызывается разнообразием пищи, приправами, салатами. Последнее важно еще и потому, что обеспечивает получение организмом необходимых ему веществ, особенно витаминов.

Большую роль в развитии аппетита играет высокое качество продуктов, их кулинарная обработка, вкус приготовленных блюд, оформление, сервировка стола. Еще до начала еды все это вызывает условнорефлек-торное отделение пищеварительных соков, способствуя предстоящему пищеварению. Потеря аппетита - обычный признак многих заболеваний. Чрезмерно повышенный (волчий) аппетит наблюдается при заражении паразитическими червями (глистами) и при заболеваниях, связанных с нарушением обмена веществ.

Желудочно-кишечные болезни, глистные заболевания и их предупреждение. Использование недоброкачественных или несвежих продуктов может вызвать пищевое отравление. Чаще всего оно возникает после употребления колбасных изделий, консервов, особенно продуктов домашнего консервирования, ядовитых грибов. Признаками отравления являются боли в животе, рвота, понос, головная боль, головокружение, обморочное состояние. После промывания желудка и приема слабительного больному надо положить грелку к рукам и ногам, давать обильное горячее питье. К пострадавшему необходимо немедленно вызвать врача.

В пищеварительную систему вместе с недоброкачественной, недостаточно обработанной или плохо промытой пищей могут попасть болезнетворные микробы. Часть их обезвреживается в ротовой полости под действием слюны и разрушается в кишечнике желудочным соком и желчью. Другие, более устойчивые микробы, попадая в кишечник, начинают интенсивно размножаться. Выделяемые этими возбудителями яды вызывают нарушение пищеварения, тяжелые отравления, кишечные кровотечения, образование язв на стенке кишки. Такие расстройства пищеварения могут окончиться смертью.

Болезнетворные микробы с остатками непереваренной пищи в огромных количествах выбрасываются организмом в окружающую среду. С выделениями больных бактерии попадают в воду колодцев, озер, рек. Микробы могут находиться и на предметах, которыми пользовался больной. Наиболее обычными распространителями бактерий, вызывающих желудочно-кишечные заболевания, являются мухи.

К числу чаще всего встречающихся и особенно опасных желудочнокишечных заболеваний относятся дизентерия, брюшной тиф, холера. Заболевших людей немедленно госпитализируют, а помещение, где находились больные и их вещи, обязательно дезинфицируют. Против дизентерии, брюшного тифа и других инфекций во многих странах широко применяются профилактические прививки. Они предотвращают возникновение эпидемий, которые чаще всего вспыхивают в летние месяцы.

Наряду с желудочно-кишечными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания, иногда протекающие так же тяжело, как и инфекционные. Заражение яйцами различных паразитических червей происходит путем занесения их в пищеварительный канал с немытых рук или с пищей, на которую попали яйца. На руках яйца могут оказаться при посещении туалета, с шерсти животных, когда их гладят, с земли. Поэтому мытье рук после посещения туалета, а также перед едой является совершенно обязательным. Кроме того, надо систематически стричь ногти, так как под ними чаще всего задерживаются яйца паразитических червей.

Источником заражения глистными заболеваниями может явиться недоваренная рыба, плохо прожаренное мясо. В целях выявления глистных заболеваний и предупреждения их последствий в школах и других детских учреждениях регулярно проводятся обследования, больным назначается необходимое лечение.

Система пищеварения является одной из важнейших систем организма. Основные функции ЖКТ: пищеварительная (измельчение пищи, переваривание, всасывание и выведение лишнего); барьерная (защита организма от проникновения в кровь вредных веществ, токсинов, аллергенов, микробов); иммунная (участие в общем иммунном ответе и местных реакциях); обменная (участие в метаболизме витаминов, микроэлементов). Когда происходят сбои в работе ЖКТ, нарушаются эти функции. Если причиной сбоя не является анатомический фактор, то говорят о функциональных нарушениях.

 

Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта
Причинами функциональных нарушений ЖКТ являются: дисбактериоз кишечника; нарушения работы верхних отделов, куда входят печень, желчевыводящие пути, поджелудочная железа; очаги хронической инфекции в ЖКТ (в том числе паразиты, лямблии, хеликобактер пилори); ослабление иммунитета.

Можно назвать основные проявления дисфункции ЖКТ.

Вторичная лактазная недостаточность. Очень часто встречается у детей первого года жизни. Связана с незрелостью ферментативных систем и дисбактериозом. Проявляется вздутием живота, беспокойством, жидким пенистым стулом, иногда запорами. Для выявления этого состояния требуется сдать анализ фекалий "на углеводы", а также на дисбактериоз.

Синдром диспепсии. Выделяют верхнюю диспепсию с симптомами: тошнота, рвота, отрыжка, изжога, боли в эпигастрии, тяжесть в животе после еды, быстрое насыщение, запах изо рта. Проявлениями нижней диспепсии являются: метеоризм (повышенное газообразование), нарушения стула (неустойчивый, запор или понос), боли в низу живота. Явления диспепсии могут быть в любом возрасте, только дети дошкольного возраста не умеют дифференцировать локализацию болей и всегда показывают на область пупка. У подростков и взрослых для обозначения явлений диспепсии используется диагноз "Синдром раздраженного кишечника - СРК". В случаях диспепсии рекомендуется сдать анализы: кал на дисбактериоз, кал на копрологию, УЗИ органов брюшной полости, кровь на антитела к лямблиям, подросткам и взрослым еще кровь на антитела к НР (хеликобактер пилори).

Аллергические болезни. В настоящее время почти ни у кого уже не вызывает сомнений "кишечное" происхождение аллергических проблем, начиная от кожных высыпаний ("диатез", аллергодерматоз, пищевая аллергия, крапивница, атопический дерматит) и заканчивая поллинозами и бронхиальной астмой. Кроме дисфункции ЖКТ причинами аллергии являются иммунная дисфункция, а также наличие очагов хронической инфекции как в ЖКТ, так и вне его, например в дыхательных путях. При наличии аллергических проблем нужно сдать те же анализы, что при диспепсии, плюс дополнительно кровь на IgE общий, на аллергены, на оппортунистические инфекции (хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, ВПГ, ЦМВ, трихомониаз), а также мазок из зева (бактериальный посев). Детям первого года чаще всего бывает достаточно сдать анализ кала на дисбактериоз, поскольку в этом возрасте именно эта причина является главной в развитии аллергических проблем. Надо отметить, что проявлениями дисфункции кишечника, помимо основных, являются и такие симптомы как: проблемы с набором веса (как низкая прибавка, так и избыточный вес); проблемы с аппетитом; ослабление иммунитета - частые простудные заболевания; некоторые неврологические или психологические проблемы - скрипение зубами, капризность, раздражительность, повышенная утомляемость, перепады настроения, беспокойный ночной сон. Рецидивирующие инфекции мочевыводящих путей также могут быть связаны с кишечной дисфункцией. Во всех этих случаях требуется обследование функции ЖКТ и консультация гастроэнтеролога.

 

 

Вопрос 5

Пищевые отравления, заболевания, возникающие при употреблении продуктов, ядовитых по своей природе либо содержащих бактериальные яды или загрязнённых ядовитыми примесями. Характеризуются внезапным началом, коротким течением, не передаются от больного к здоровому. Бактериальные П. о. называются пищевыми токсикоинфекциями и интоксикациями. Причиной небактериальных П. о. часто являются ядовитые грибы, ядовитые растения — их семена, корни, листья, ягоды при использовании их в пищу вместо съедобных.

Профилактика: санитарное просвещение населения, санитарно-технический надзор за посудой на предприятиях общественного питания и т.п.

 

       Пищевые токсикоинфекции и интоксикации, острые, нередко массово возникающие инфекционные заболевания, вызываемые попаданием в желудочно-кишечный тракт пищи, содержащей определённые патогенные микроорганизмы или их яды (токсины). К П. т. относят заболевания, вызываемые группой сальмонелл, кишечной, паракишечной, дизентерийной палочками, стафилококками, а также ботулизм.

Профилактика: строгое соблюдение санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных правил при транспортировке, приготовлении, хранении и реализации продуктов и готовых блюд; профилактические осмотры персонала пищевых предприятий на бактерионосительство; обязательная госпитализация больных с последующим диспансерным наблюдением за ними.

 

Вопрос 6

Самые распространенные вредные привычки:

Курение (табакокурение);

Алкоголизм (алкогольная зависимость)

Наркомания (наркотическая зависимость), но к ним также относятся и такие социальные вредные привычки, как игромания, шопингомания, кофеин и некоторые другие. Хотя, говоря о кофеине, можно и поспорить. Одни не воспринимают его в качестве пагубной привычки, другие же считают пристрастие к кофе и кофесодержащим напиткам наркоманией.

Всем нам известно пагубное влияние вредных привычек, например курения, на организм. Минздрав об этом постоянно предупреждает, но мало кто обращает на это внимание, ведь проблемы со здоровьем начинаются не сразу, а когда они обнаруживаются (рак легких и некоторые другие), тогда бывает уже слишком поздно. Именно в таких случаях последствия вредных привычек – продолжительные болезни и в итоге смерть.

Некоторые привычки, наркомания, к примеру, не прощают даже одного единственного раза употребления вредного для организма вещества, поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем ступить на такую дорожку, с которой уже невозможно будет свернуть.

Человек, решаясь на такой шаг, можно сказать, подписывает себе смертный приговор, потому что среди людей, болеющих СПИДом, огромное количество наркоманов. Наши вредные привычки, алкоголь, к примеру, ведут к социальному падению человека. Как наркомания, так и алкоголизм, способны в два счета загубить жизнь любого человека, имеющего подобные вредные привычки. Человек просто перестает быть собой, все его желания основываются на том, чтобы добыть себе очередную дозу, без которой он уже не может существовать.

Как же бороться с вредными привычками

Вырваться из образовавшегося замкнутого круга и жить без вредных привычек бывает очень сложно, если, конечно, это вообще возможно. Очень горько осознавать, что мы в любом возрасте можем приобрести вредные привычки, борьба с которыми не всегда приводит к желаемому результату и это значит, что у наших детей они тоже могут появиться. Нам нужно быть внимательными к детям, своевременно проводить профилактическую работу и просто знать признаки, к примеру, наркомании чтобы вовремя оказать помощь.

Вредные привычки детей чаще всего возникают из-за невнимательности родителей, когда ребенок предоставлен самому себе, и некому объяснить ему, чего делать не следует, а сам малыш, естественно, ничего такого не замечает. Когда ребенок грызет ногти, сосет палец, вырывает себе волосы и т.д.- все это вредные привычки дошкольников, с которыми нужно бороться в раннем возрасте, в этом может помочь детский психолог.

Как правило, с возрастом, человек приобретает все более серьезные дурные привычки, особенно, в подростковом периоде. Профилактика вредных привычек подростков должна проводиться в каждой семье, и была бы более действенной, если бы родители, подающие пример своему ребенку, сами не были подвержены влиянию таких привычек.

Откуда вообще берутся вредные привычки человека и для чего они ему?

Некоторые из нас считают, что курение помогает расслабиться и снять стресс, занять какое-то особенное положение в обществе (так считается у подростков), но за все это приходится платить свои здоровьем, от которого зависит наше будущее и здоровье наших детей.

Вредные привычки: алкоголизм и наркомания, - начинаются с того, что человек хочет уйти от своих проблем, забыться, но в тот момент он не осознает, что этим в тысячи раз ухудшает свое состояние. Покурить за компанию с друзьями и выглядеть при этом «круче» - вот на чем основываются вредные привычки молодежи.

В настоящее время существует множество клиник или реабилитационных центров, которые помогают в борьбе против вредных привычек, отсутствие которых позволяет жить полноценной жизнью и иметь здоровых детей, ведь жизнь без вредных привычек – это главная составляющая нашего будущего.

Давайте бороться за то, чтобы наше поколение, чтобы наши дети и внуки жили в здоровой стране, ведь что может быть дороже чем здоровье. И никакие деньги не спасут, никакие удовольствия не станут радовать, если мы будет испытывать постоянные проблемы со своим здоровьем!

 

Вопрос 7

7. Возрастная периодизация — выделение периодов жизни высокоорганизованных животных и человека по совокупности анатомо-физиологических признаков, а человека и по социально-психологическим признакам.

Формирование групп ДУ происходит с учетом их возраста, т.к у детей разных возрастов разные потребности и особенности. В основном существует 4 группы детей в ДУ с учетом их возраста:

· младшая группа - дети четвертого года жизни;

· средняя группа - дети пятого года жизни;

· старшая группа - дети шестого года жизни;

· подготовительная группа - дети седьмого года жизни

· Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

·     

· I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,

· II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,

· III критерий – уровень нервно–психического развития,

· IV критерий – резистентность организма,

· V критерий – функциональное состояние органов и систем,

· VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

·
I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.

· Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.

·

· Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

·     

· Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

· II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

· II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

· Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

· - ребенок от многоплодной беременности,

· - недоношенность, переношенность, незрелость,

· - перинатальное поражение ЦНС,

· - внутриутробное инфицирование,

· - низкая масса тела при рождении,

· - избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

· - рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

· - гипотрофия 1-й ст.,

· - дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

· - аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

·     

· - функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

· - частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

· - понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

· - тимомегалия,

· - дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,

· - вираж туберкулиновых проб,

· - состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

· - состояние после неотложных хирургических вмешательств.

·     

· Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

·     

· Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

·

· Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды

 

Вопрос 8

Нарушения в развитии детей

К сожалению, в любом возрасте у ребенка возможны многочисленные нарушения и отклонения в развитии, которые требуют вмешательства специалиста. Поведение ребёнка в раннем возрастеэто метод, с при помощи которого он, ещё не умея говорить, может сообщить своим родителям о состоянии своего организма, как о физическом, так и эмоциональном, психическом. Зачастую это поведение может принимать весьма несвойственные формы, нехарактерные для вашего малыша. Конечно, если это носит разовый и кратковременный характер, отклонения малозаметны и несущественны - на них можно не обращать внимания, но весьма часто это может явится косвенным сообщением, что нарушения в развитии ребёнка приняли серьезный характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.056 с.)