Основные черты и особенности политико-правовой идеологии России в дооктябрьский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты и особенности политико-правовой идеологии России в дооктябрьский период



 

1. Для глубокого и разностороннего понимания сущности, со держания и назначения российского, так же как и любого иного государства, важное значение имеет, помимо всего прочего, определение и обстоятельный анализ осуществляемой им идеологии; рассмотрение тех политико-правовых и ряда других взглядов, идей, теорий и концепций, которые государство не только признает, но и руководствуется ими в процессе формирования и проведения в жизнь своей внутренней и внешней политики.

Идеология государства, отражая в прямой или косвенной, завуалированной под демократические постулаты, права и свободы человека и т.п. форме суть, социально-классовое содержание и его целевое предназначение, формируется не стихийно, сама по себе, а под воздействием целого ряда социальных, национальных, исторических и многих других объективных и субъективных факторов.

В силу этого идеология каждого государства, не исключая российского, обладая общеродовыми признаками и чертами, свойственными любой идеологии как явлению, имеет свои собственные черты и особенности.

2. Идеология Российского государства дооктябрьского периода отличается от идеологии, практикуемой другими государствами, следующими отличительными чертами и особенностями.

Во-первых, она имеет разнотиповой характер, формируясь на ранних стадиях становления и развития российского общества и государства на базе традиционных элементов патриархальной, феодальной идеологии, а на последующих этапах дооктябрьского периода - на основе элементов раннекапиталистической идеологии.

В силу этой и других причин у Российского государства рассматриваемого периода не было и не могло быть, как у других - однотипных государственных образований, единой на всех этапах развития российского общества и государства политики и идеологии.

Ведь даже в рамках феодального строя России - одного и того же типа государственной организации, идеология раннефеодального государства значительно отличалась от идеологии более поздних этапов его развития. Не говоря уже о радикальных отличительных особенностях идеологии феодального государства как такового от идеологии раннекапиталистического государства, которая практиковалась в России в конце XIX - начале ХХ в.

Во-вторых, отличительной чертой и особенностью российской идеологии в дооктябрьский период является органическое сочетание в ней на протяжении многих столетий светской политической идеологии с религиозной, христианской идеологией.

Независимо от того, как складывались отношения между государством и церковью, между светской и церковной властью, взаимная поддержка государства со стороны церкви и церкви со стороны государства, как правило, в полной мере осуществлялась.

Это особенно четко проявлялось после крещения Руси (988 г.) киевским князем Владимиром, когда "русские князья неизбежно становились в особое положение по отношению к христианской религии и церкви"*(934). В Киевской Руси, констатируется в связи с этим в научной литературе, "глава государства был распространителем христианства и в некотором смысле даже создателем церковной организации. От русских князей в огромной мере зависела судьба христианской религии и церкви на Руси"*(935). И наоборот.

Взаимная поддержка и сочетание христианской, церковной идеологии со светской, государственной идеологией проявлялись также и на более поздних этапах развития российского общества и государства, в частности, на этапе формирования и становления Русского централизованного государства, а также на этапах возникновения и развития в России абсолютной монархии.

Одним из проявлений тесной взаимосвязи и взаимодополнения друг другом светской и религиозной идеологии во время существования в России абсолютной монархии является, в частности, факт взаимного признания церковью и государством божественного происхождения высшей государственной власти в лице монарха.

По свидетельству ученых-историков Петр I даже использовал идею божественного происхождения своей власти для оправдания проводимой им реформы управления церковью и для установления своего главенства по отношению к русской православной церкви, официально оформленной и закрепленной им в Манифесте от 25 января 1721 г.*(936)

До этого события "Русская Православная Церковь, - с полным основанием констатирует В.А. Томсинов, - на всем протяжении своей истории сама решала вопрос о собственном устройстве. Вмешиваясь во внутрицерковные дела, Петр I фактически нарушал многовековую традицию. Существовавшая в России до его восшествия на престол официальная доктрина самодержавной власти не наделяла самодержца правомочием переустраивать систему управления церковью"*(937). Тем не менее Петр I настоятельно пытался доказать в своем Манифесте от 25 января 1721 г., что он как царь и всероссийский самодержец, обладающий высшей властью божественного происхождения, правомочен решать как светские государственные, так и церковные проблемы.

В-третьих, одной из отличительных черт и особенностей политико-правовой идеологии России дооктябрьского периода является ее неотъемлемая связь с общей культурой российского общества и государства, возникновение и эволюция ее по мере развития общей как материальной, так и духовной культуры.

Руководствуясь сложившимся в научной литературе представлением о культуре человеческого общества как о совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их повседневной жизнедеятельности*(938), вполне логично предположить, применительно к рассматриваемой материи, что политико-правовая идеология как определенный вид социальной ценности в полной мере зависит и в значительной степени предопределяется прежде всего духовной сферой общей культуры данного сообщества, содержащей в себе общие, в том числе и политико-правовые ценности.

В переводе с языка теории на язык практики это означает, что общая культура феодального общества и государства, находящихся на разных этапах своего развития, будет продуцировать, естественно, свою, соответствующую ей политико-правовую идеологию, а общая культура переходного от феодализма к капитализму этапа в конце XIX - начале ХХ в. будет создавать условия и способствовать формированию соответствующей ей раннекапиталистической политико-правовой идеологии.

В-четвертых, в качестве одной из отличительных черт и особенностей политико-правовой идеологии рассматриваемого периода следует рассматривать активное участие в ее формировании и развитии в форме соответствующих теорий, концепций или доктрин не только "рядовых" идеологов, но и самих правителей-монархов или по их поручению и с их подачи лиц, приближенных к престолу.

В качестве одного из примеров может служить разработка Иваном Грозным теории "своей царской власти", названной в исторической литературе "теорией православного христианского самодержавия" - теории династийной власти, передававшейся в течение многих веков в пределах одной и той же династии государей и "действующей в соответствии с традициями предков"*(939).

Наряду с названными, в непосредственной разработке политических теорий и доктрин, составивших сердцевину политической идеологии рассматриваемого периода, непосредственное участие принимали и другие первые лица Российского государства и их приближенные*(940).

Помимо всего прочего, это свидетельствует об их высоком интеллектуальном уровне, об их способности профессионально управлять государством и видеть не только настоящее, но и будущее российского общества и государства.

В-пятых, в системе отличительных черт и особенностей политико-правовой идеологии России дооктябрьского периода довольно четко выделяется ее апологетический характер, касающийся "оправдания" правомерности и целесообразности существования и функционирования в стране на различных этапах ее развития различных форм монархического правления.

Доминирование апологетического характера государственной официальной идеологии вполне понятно и объяснимо, имея в виду непосредственное участие глав Российского государства и их приближенных в разработке и реализации ее основных положений. А кроме того - положительное восприятие монархической формы правления в России на всех этапах ее дореволюционного периода основной частью населения страны и многими ведущими просветителями того времени, такими, например, как В.Н. Татищев, считавшими монархию лучшей формой правления в России, по крайней мере, для своего времени.

Разумеется, официальная идеология России рассматриваемого периода периодически подвергалась критике с разных сторон и испытанию, но тем не менее она по-прежнему продолжала сохранять свой преимущественно апологетический характер*(941).

В-шестых, среди отличительных черт и особенностей политико-правовой идеологии России рассматриваемого периода необходимо выделить такую ее черту и особенность, как формирование и развитие идеологии данного периода под определенным влиянием не только внутренних, но и внешних факторов.

Речь при этом идет не только о глубоком и долговременном влиянии Византии на ранних этапах становления и развития Русского государства в силу принятия Киевской Русью от нее христианства, но и о последующих этапах эволюции российского общества и государства.

Имеется в виду, в частности, влияние некоторых западных идей, касающихся абсолютной монархии, на процесс формирования и развитие политической идеологии России во время правления Петра I.

Однако они не оказали сколько-нибудь заметного воздействия на данный процесс, и, как следствие, политическая идеология России в рассматриваемое время отличалась значительной самобытностью и своеобразием.

В научной литературе по этому поводу верно подмечается, что "в эпоху правления Петра I в русском обществе сложилась идеологическая конструкция верховной государственной власти, которая отличалась целым рядом существенных особенностей, с одной стороны, от официальной доктрины самодержавной власти XVI-XVIII вв., а с другой стороны - от западноевропейской идеологии абсолютной монархии"*(942).

Говоря о влиянии западноевропейских политических идей и концепций на политико-правовую идеологию России в рассматриваемый период, следует указать также на широкое использование Екатериной II при разработке своей концепции "просвещенного абсолютизма" философских и иных работ известных европейских мыслителей, таких как Вольтер, Монтескье, Беккариа, Готтлоб фон Юсти и другие.

В-седьмых, важной отличительной чертой и одной из особенностей политико-правовой идеологии России дооктябрьского периода, кроме названных, является также ее многовекторный, в полной мере проявившийся особенно во второй половине XIX - начале ХХ в., характер.

Для политической жизни российского общества и государства данного этапа их развития было весьма характерным существование и функционирование в пределах политико-правовой идеологии страны таких направлений, как консерватизм, видными представителями которого были К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, Н.Я. Данилевский и многие другие; либерализм, зародившийся в России еще в 40-50-х гг. XIX в. в среде западников и условно подразделявшийся исследователями на дворянский, земский и буржуазный либерализм; анархизм, питательной средой которого в России было патриархальное сознание крестьянства с его вековой мечтой о земле, правде и воле. Видным представителем анархизма в России был П.А. Кропоткин. Марксизм-ленинизм, ведущими представителями которого в России были В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, И.В. Сталин и многие другие широко известные политические деятели*(943).

Помимо отмеченных отличительных черт и особенностей политико-правовой идеологии России дооктябрьского периода, в государственно-правовой теории и практике выделяются и другие ее специфические особенности, появление и развитие которых обусловливаются на каждом этапе ее эволюции, окружающей рассматриваемый феномен, социально-политической, политической и иной средой.

Данное явление требует особого рассмотрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.009 с.)