Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты и особенности политико-правовой идеологии России в дооктябрьский период
1. Для глубокого и разностороннего понимания сущности, со держания и назначения российского, так же как и любого иного государства, важное значение имеет, помимо всего прочего, определение и обстоятельный анализ осуществляемой им идеологии; рассмотрение тех политико-правовых и ряда других взглядов, идей, теорий и концепций, которые государство не только признает, но и руководствуется ими в процессе формирования и проведения в жизнь своей внутренней и внешней политики. Идеология государства, отражая в прямой или косвенной, завуалированной под демократические постулаты, права и свободы человека и т.п. форме суть, социально-классовое содержание и его целевое предназначение, формируется не стихийно, сама по себе, а под воздействием целого ряда социальных, национальных, исторических и многих других объективных и субъективных факторов. В силу этого идеология каждого государства, не исключая российского, обладая общеродовыми признаками и чертами, свойственными любой идеологии как явлению, имеет свои собственные черты и особенности. 2. Идеология Российского государства дооктябрьского периода отличается от идеологии, практикуемой другими государствами, следующими отличительными чертами и особенностями. Во-первых, она имеет разнотиповой характер, формируясь на ранних стадиях становления и развития российского общества и государства на базе традиционных элементов патриархальной, феодальной идеологии, а на последующих этапах дооктябрьского периода - на основе элементов раннекапиталистической идеологии. В силу этой и других причин у Российского государства рассматриваемого периода не было и не могло быть, как у других - однотипных государственных образований, единой на всех этапах развития российского общества и государства политики и идеологии. Ведь даже в рамках феодального строя России - одного и того же типа государственной организации, идеология раннефеодального государства значительно отличалась от идеологии более поздних этапов его развития. Не говоря уже о радикальных отличительных особенностях идеологии феодального государства как такового от идеологии раннекапиталистического государства, которая практиковалась в России в конце XIX - начале ХХ в.
Во-вторых, отличительной чертой и особенностью российской идеологии в дооктябрьский период является органическое сочетание в ней на протяжении многих столетий светской политической идеологии с религиозной, христианской идеологией. Независимо от того, как складывались отношения между государством и церковью, между светской и церковной властью, взаимная поддержка государства со стороны церкви и церкви со стороны государства, как правило, в полной мере осуществлялась. Это особенно четко проявлялось после крещения Руси (988 г.) киевским князем Владимиром, когда "русские князья неизбежно становились в особое положение по отношению к христианской религии и церкви"*(934). В Киевской Руси, констатируется в связи с этим в научной литературе, "глава государства был распространителем христианства и в некотором смысле даже создателем церковной организации. От русских князей в огромной мере зависела судьба христианской религии и церкви на Руси"*(935). И наоборот. Взаимная поддержка и сочетание христианской, церковной идеологии со светской, государственной идеологией проявлялись также и на более поздних этапах развития российского общества и государства, в частности, на этапе формирования и становления Русского централизованного государства, а также на этапах возникновения и развития в России абсолютной монархии. Одним из проявлений тесной взаимосвязи и взаимодополнения друг другом светской и религиозной идеологии во время существования в России абсолютной монархии является, в частности, факт взаимного признания церковью и государством божественного происхождения высшей государственной власти в лице монарха. По свидетельству ученых-историков Петр I даже использовал идею божественного происхождения своей власти для оправдания проводимой им реформы управления церковью и для установления своего главенства по отношению к русской православной церкви, официально оформленной и закрепленной им в Манифесте от 25 января 1721 г.*(936) До этого события "Русская Православная Церковь, - с полным основанием констатирует В.А. Томсинов, - на всем протяжении своей истории сама решала вопрос о собственном устройстве. Вмешиваясь во внутрицерковные дела, Петр I фактически нарушал многовековую традицию. Существовавшая в России до его восшествия на престол официальная доктрина самодержавной власти не наделяла самодержца правомочием переустраивать систему управления церковью"*(937). Тем не менее Петр I настоятельно пытался доказать в своем Манифесте от 25 января 1721 г., что он как царь и всероссийский самодержец, обладающий высшей властью божественного происхождения, правомочен решать как светские государственные, так и церковные проблемы.
В-третьих, одной из отличительных черт и особенностей политико-правовой идеологии России дооктябрьского периода является ее неотъемлемая связь с общей культурой российского общества и государства, возникновение и эволюция ее по мере развития общей как материальной, так и духовной культуры. Руководствуясь сложившимся в научной литературе представлением о культуре человеческого общества как о совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их повседневной жизнедеятельности*(938), вполне логично предположить, применительно к рассматриваемой материи, что политико-правовая идеология как определенный вид социальной ценности в полной мере зависит и в значительной степени предопределяется прежде всего духовной сферой общей культуры данного сообщества, содержащей в себе общие, в том числе и политико-правовые ценности. В переводе с языка теории на язык практики это означает, что общая культура феодального общества и государства, находящихся на разных этапах своего развития, будет продуцировать, естественно, свою, соответствующую ей политико-правовую идеологию, а общая культура переходного от феодализма к капитализму этапа в конце XIX - начале ХХ в. будет создавать условия и способствовать формированию соответствующей ей раннекапиталистической политико-правовой идеологии. В-четвертых, в качестве одной из отличительных черт и особенностей политико-правовой идеологии рассматриваемого периода следует рассматривать активное участие в ее формировании и развитии в форме соответствующих теорий, концепций или доктрин не только "рядовых" идеологов, но и самих правителей-монархов или по их поручению и с их подачи лиц, приближенных к престолу. В качестве одного из примеров может служить разработка Иваном Грозным теории "своей царской власти", названной в исторической литературе "теорией православного христианского самодержавия" - теории династийной власти, передававшейся в течение многих веков в пределах одной и той же династии государей и "действующей в соответствии с традициями предков"*(939). Наряду с названными, в непосредственной разработке политических теорий и доктрин, составивших сердцевину политической идеологии рассматриваемого периода, непосредственное участие принимали и другие первые лица Российского государства и их приближенные*(940). Помимо всего прочего, это свидетельствует об их высоком интеллектуальном уровне, об их способности профессионально управлять государством и видеть не только настоящее, но и будущее российского общества и государства. В-пятых, в системе отличительных черт и особенностей политико-правовой идеологии России дооктябрьского периода довольно четко выделяется ее апологетический характер, касающийся "оправдания" правомерности и целесообразности существования и функционирования в стране на различных этапах ее развития различных форм монархического правления.
Доминирование апологетического характера государственной официальной идеологии вполне понятно и объяснимо, имея в виду непосредственное участие глав Российского государства и их приближенных в разработке и реализации ее основных положений. А кроме того - положительное восприятие монархической формы правления в России на всех этапах ее дореволюционного периода основной частью населения страны и многими ведущими просветителями того времени, такими, например, как В.Н. Татищев, считавшими монархию лучшей формой правления в России, по крайней мере, для своего времени. Разумеется, официальная идеология России рассматриваемого периода периодически подвергалась критике с разных сторон и испытанию, но тем не менее она по-прежнему продолжала сохранять свой преимущественно апологетический характер*(941). В-шестых, среди отличительных черт и особенностей политико-правовой идеологии России рассматриваемого периода необходимо выделить такую ее черту и особенность, как формирование и развитие идеологии данного периода под определенным влиянием не только внутренних, но и внешних факторов. Речь при этом идет не только о глубоком и долговременном влиянии Византии на ранних этапах становления и развития Русского государства в силу принятия Киевской Русью от нее христианства, но и о последующих этапах эволюции российского общества и государства. Имеется в виду, в частности, влияние некоторых западных идей, касающихся абсолютной монархии, на процесс формирования и развитие политической идеологии России во время правления Петра I. Однако они не оказали сколько-нибудь заметного воздействия на данный процесс, и, как следствие, политическая идеология России в рассматриваемое время отличалась значительной самобытностью и своеобразием. В научной литературе по этому поводу верно подмечается, что "в эпоху правления Петра I в русском обществе сложилась идеологическая конструкция верховной государственной власти, которая отличалась целым рядом существенных особенностей, с одной стороны, от официальной доктрины самодержавной власти XVI-XVIII вв., а с другой стороны - от западноевропейской идеологии абсолютной монархии"*(942).
Говоря о влиянии западноевропейских политических идей и концепций на политико-правовую идеологию России в рассматриваемый период, следует указать также на широкое использование Екатериной II при разработке своей концепции "просвещенного абсолютизма" философских и иных работ известных европейских мыслителей, таких как Вольтер, Монтескье, Беккариа, Готтлоб фон Юсти и другие. В-седьмых, важной отличительной чертой и одной из особенностей политико-правовой идеологии России дооктябрьского периода, кроме названных, является также ее многовекторный, в полной мере проявившийся особенно во второй половине XIX - начале ХХ в., характер. Для политической жизни российского общества и государства данного этапа их развития было весьма характерным существование и функционирование в пределах политико-правовой идеологии страны таких направлений, как консерватизм, видными представителями которого были К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, Н.Я. Данилевский и многие другие; либерализм, зародившийся в России еще в 40-50-х гг. XIX в. в среде западников и условно подразделявшийся исследователями на дворянский, земский и буржуазный либерализм; анархизм, питательной средой которого в России было патриархальное сознание крестьянства с его вековой мечтой о земле, правде и воле. Видным представителем анархизма в России был П.А. Кропоткин. Марксизм-ленинизм, ведущими представителями которого в России были В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, И.В. Сталин и многие другие широко известные политические деятели*(943). Помимо отмеченных отличительных черт и особенностей политико-правовой идеологии России дооктябрьского периода, в государственно-правовой теории и практике выделяются и другие ее специфические особенности, появление и развитие которых обусловливаются на каждом этапе ее эволюции, окружающей рассматриваемый феномен, социально-политической, политической и иной средой. Данное явление требует особого рассмотрения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.009 с.) |