Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институциональный подход к познанию Российского государства: понятие, черты и характерные особенности
1. На протяжении многих столетий изучения государственно-правовой материи в научной литературе обозначилась серия самых различных моделей и подходов к познанию исследуемого предмета. Это, в частности, такие традиционные, новые и относительно новые подходы, как исторический, социологический, психологический, а также бихевиористский (поведенческий), системный, функциональный, неофункциональный. Большое значение среди них имеет институциональный подход, ассоциирующийся, с одной стороны, с институционализмом как "установленным порядком или способом социального общения, который включает обязательные нормы и стандартизованные виды поведения" и где различные институты - "существующие в каждом обществе коллективы и ассоциации" в виде социальных общностей учреждений, союзов и проч. "обеспечивают сплочение общества в нацию-государство"*(406). А с другой стороны - рассматриваемый и представляемый как организационный подход, применяющийся в процессе исследования экономических, политических и иных систем*(407). Применительно к Российскому государству и праву, равно как и к другим наднациональным и национальным государственно-правовым объединениям, он фокусирует основное внимание исследователей, прежде всего, на структуре рассматриваемого объединения, а также на отдельных ее частях - государственных или негосударственных институтах, органах и учреждениях. Подразделяя институциональный подход на старый институционализм - традиционный, акцентирующий внимание на "формальной стороне организации управления", - и на новый институционализм, выделяющий наряду с формальными институтами также опосредующие их правовые нормы, разделяемые ими ценности и защищаемые ими интересы, зарубежные авторы не без основания полагают, что "такая модель исследования" любых государственно-правовых или иных объединений, которая в принципе ассоциируется с институционализмом, "поможет в полной мере раскрыть не только формальные, но и все другие стороны данных объединений"*(408). 2. Рассмотрение с институциональных позиций Российского государства в разные периоды и на разных этапах его развития позволяет, во-первых, четче определить его институциональную структуру - систему возникающих и функционирующих в его пределах законодательных, исполнительно-распорядительных и иных институтов, обеспечивающих его повседневное существование и функционирование. Во-вторых, установить политико-правовой статус каждого структурного элемента данной системы, а также его место и роль в рассматриваемой структуре. В-третьих, выявить основные цели и задачи, решаемые каждым институтом или их совокупностью - государственным аппаратом или механизмом на каждом этапе развития российского общества и государства. И, в-четвертых, точнее определить и глубже понять проводимую Российским государством посредством своих соответствующих институтов внутреннюю и внешнюю политику в различные периоды своего существования и функционирования*(409).
Исследуя Российское государство с институциональных позиций, следует иметь в виду и учитывать не только общие закономерности и тенденции его развития на всем историческом, многовековом пути его эволюции, но и разнообразные структурные особенности данного явления, проявляющиеся в пределах каждого - дооктябрьского, советского или же постсоветского периода его развития. При этом речь идет не только, а иногда даже не столько о таких общих для многих, если не для всех государственных образований закономерностях и тенденциях развития, сколько об их конкретных, позволяющих глубже познать рассматриваемую материю, проявлениях в разные периоды и на различных этапах эволюции. Среди общих закономерностей и тенденций, прослеживающихся на всем историческом пути развития Российского государства с институциональных позиций можно выделить, в частности, такие как: а) последовательное развитие и совершенствование, вместе с другими компонентами управленческой структуры государства; б) непрерывное повышение роли и значения в экономической, политической и иных сферах жизни российского общества государственных институтов, осуществляющих свою деятельность в пределах, определяемых на каждом историческом этапе действующим законодательством; в) эволюционно-революционное развитие государственно-властного механизма Российского государства, форм его правления - от раннефеодальной монархии до советской и постсоветской республики, а также форм его государственного устройства; г) эволюция целей и задач, стоящих перед Российским государством на каждом этапе и на всем историческом пути его развития, обусловленная непрерывными изменениями, происходящими в окружающей его социально-экономической, политической и иной среде.
"Высшая цель государства, - замечал по этому поводу И. Ильин, имея в виду прежде всего Российское государство, - не в том, чтобы держать своих граждан в трепетной покорности, подавлять частную инициативу и завоевывать земли других народов; но в том, чтобы организовывать и защищать родину на основе права и справедливости, исходя из благородной глубины здорового правосознания". Именно для этого, заключал автор, - "государству дается власть и авторитет; для этого ему предоставляется возможность воспитания и отбора лучших людей; для этого оно создает армию и флот. Этой цели государство и призвано служить; служить ей оно может через преданное и верное правосознание своих граждан"*(410). Кроме названных общих закономерностей и тенденций развития Российского государства, существуют и другие подобного рода феномены, проявляющиеся по мере эволюции российского общества и обусловленного его природой самого государства. В их числе можно указать, например, на деперсонализацию Российского государства, проявляющуюся, с одной стороны, в постепенной замене межличностных отношений, лежавших в основе управления феодальным государством на всех этапах его развития, формально-юридическими связями и отношениями. Отношения сюзеренитета, т.е. "системы личных иерархических отношений между сеньором и его вассалами"*(411), по мере перехода российского феодального государства в капиталистическое, вытесняется и заменяется системой безличных, формально-юридических связей. А с другой стороны, деперсонализация Российского государства проявляется в значительном изменении характера восприятия гражданами России своего государства в различные периоды его развития в диапазоне от близкого, граничащего с личным его восприятием и вплоть до в определенной мере отчужденного, формально-юридического к нему отношения определенной части общества. Если на ранних этапах развития Российского государства, как отмечают исследователи, отношение гражданина или подданного к своему государству в значительной степени ассоциировалось с его весьма близким к личному отношению; когда, по замечанию Н.М. Карамзина, "польза отечества" воспринималась как "наша собственная", когда "любовь к собственному благу воспроизводила в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма"*(412), - то на более поздних этапах развития Российского государства это личное отношение к нему со стороны общества и особенно со стороны сверхобеспеченной и влиятельной его части превращается в сугубо формальное, обезличенное отношение. Наиболее ярко это проявилось в современный, постсоветский период развития Российского государства, когда в результате так называемой приватизации 1990-х гг. и последующего полукриминального "бизнеса" в стране появился особый, паразитический слой людей, именуемых олигархами, для которых Россия - это не более чем место для дальнейшего пополнения своего полукриминального капитала с помощью коррумпированной бюрократии*(413), за счет благополучия и интересов всего общества. 3. Наряду с общими закономерностями и тенденциями развития Российского государства, проявляющимися на всем историческом пути его существования и функционирования, каждый период эволюции данного образования, рассматриваемого в институциональном аспекте, отличается от других периодов своими особенностями. Они не выходят за рамки общих закономерностей и тенденций развития российского общества и государства, а, будучи обусловленными окружающей Российское государство на каждом этапе его эволюции социально-экономической, политической и иной средой, постоянно их конкретизируют и дополняют.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.006 с.) |