Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие собственного зрения.
Восприятие собственного тела во многом похоже на восприятие окружающего с той разницей, что внешний мир воспринимается органами чувств, а собственное тело – непосредственно сознанием. При этом «неверное восприятие» возможно и в этом случае: Мне кажется, что у меня правая нога короче левой, но на самом деле это искривление позвоночника. Об отчуждении себя, своего сознания от тела см. выше, р. 1.4. Здесь прокомментируем восприятие А ее глаз и зрения вообще. Мое зрение сегодня странное. Я вижу из места на линии волос и при этом «глаза» выдвинуты вперед головы. Аналогично в другом месте: Сегодня я вижу откуда-то с линии волос, как будто выдернута из себя. (Об отчуждении себя, своего сознания от тела см. выше, р. 1.4.)А не подвергает свои ошибочные ощущения о локализации органа зрения сомнению, хотя и отмечает непривычность ощущений. Нет у нее сомнений и в том, что она видит не глазами, а чем-то еще, о чем свидетельствуют кавычки («глаза» выдвинуты вперед головы). В этом случае сознание А не раздваивается, в нем нет «двух мнений». Имеющееся у А знание о собственных глазах полностью подавлено «неверными ощущениями». Общая характеристика образа себя и окружающего в сознании А. Окружающее кажется А нереальным, не существующим, возможно изменчивым. Сама А кажется себе еще более нереальной. Расстояние до предметов неопределенно плавает, и я хожу по эфемерному полу. <…> Я нахожусь как будто в капсуле, и нереальность окружения не трогает меня. Потому что я сама еще более нереальна. Я не соприкасаюсь с вещами. Как будто я и кресло находимся на разных уровнях реальности. Это, видимо, следствие нарушения базовых функций сознания. Ощущение нереальности может быть сигналом (или следствием) «двух мнений», «двух противоречащих знаний» в сознании субъекта.
О внутренней жизни А. 3.1. Боль как наказание – кто и кого наказывает. В человеческой культуре, причем в самых разных ее вариантах, т.е. в различных культурах, закреплено представление о том, что за плохие поступки человек (или его душа) рано или поздно понесет наказание и одним из таких наказаний является болезнь, причем наказание человек получает от высшей силы (или сил). Идея суда и наказания за что-то определенное явно выражена в анализируемом тексте: Наблюдаю за болью со стороны, отмечаю изменения, выношу приговор.
А ясно пишет, что выносит приговор сама. Пока, правда, непонятно кому и за что. Это становится ясно из дальнейшего: Мне часто кажется, что приступы – это наказания. Вчера я сдала экзамен на три. Хороший повод себя наказать. Я всегда могу найти повод для этого, ибо никогда не соответствую своим требованиям. Итак, боль – это наказание за тройку. И наказывает А не высшая сила, а она сама: Хороший повод себя наказать. Парадокс и неприемлемость этого рассуждения для обычного человека состоит в том, что А мыслит себя не только «жертвой наказания», но одновременно и «карающей силой». Она «раздваивается»: в качестве (или в роли) жертвы она отделена от судьи, в роли судьи отделена от жертвы, но и жертвой, и судьей является она сама. Это представляется абсолютно ненормальным. В художественных или подобных текстах можно найти примеры, когда субъект противопоставляет себя своей душе - как средоточию своей внутренней жизни - или сердцу как вместилищу чувств и желаний. Ср. Душа моя, душа моя, покайся! (Великий покаянный канон Андрея Критского); О, сердце мое! Я печальную радость познал / Отверженным быть, но как прежде любовью пылать (Г. Аполлинер, пер. М. Кудинова). Но в этих случаях в роли «я» выступает разумное, волевое и нравственное начало в человеке – именно оно противопоставляется душе и сердцу. Это представление о борьбе разных начал в человеке, в частности, о борьбе разума, воплощающего этическое начало, с сердцем, т.е. с чувствами и страстями, вполне привычно – оно закреплено в большом количестве стандартных сочетаний, ср. бороться со страстями, обуздать <победить> чувство и т.п. Ср. также: Учитесь властвовать собой (А.С. Пушкин). В анализируемом тексте речь, безусловно, идет не о противопоставлении таких начал. Однако в анализируемом тексте в роли судьи не всегда выступает сама А – иногда ее судит нечто ей внеположное, т.е. раздвоения личности А на судью и жертву не происходит: Я буду <…> мысленно молить воздух о смерти, уверяя, что не могу это вынести. По-видимому, А сама не вполне понимает, к какой силе она обращается: она молит воздух. Но эта сила вполне для нее реальна, именно она обрекает А на эту боль. Это ясно из того, что именно ее А уверяет в том, что не может это вынести.
Непосредственно ниже А пишет о приступе боли как о справедливом возмездии, которое приходит извне (т.е. как наказание от этой силы, исходя из общего понимания текста): У меня бывали минуты слабости, когда я глотала таблетки горстями, лишь бы не допустить приступа, как я это называю. Однако тут же А сама насмешливо наблюдает за собой как за жалкой жертвой, которая пытается избежать кары: Я дрожащими руками опрокидывала свою аптечку, надо сказать немалую, и лихорадочно искала обезболивающие. Довольно жалкое зрелище. Еще один случай насмешки над собой или, по крайней мере, очень холодного к себе отношения: Когда она [боль] дойдет до апогея, я буду <…> мысленно молить воздух о смерти, уверяя, что не могу это вынести. Но в итоге я всегда выносила. Последняя фраза была бы уместна в устах холодного мучителя, наблюдающего за страданиями жертвы. В таком контексте непонятно, кто кого судит даже в простых случаях: я спокойно принимаю мысль, что обречена. Обычный человек может понять эту фразу только в одном смысле: А (тот, кто говорит) обречена кем-то другим. Но А может обречь на муки сама себя. Свои физические мучения и последующее состояние А называет адом: Добро пожаловать в Ад. Обращает внимание на себя внимание оборот Добро пожаловать, а также то, что она пишет слово «ад» с большой буквы. Это выглядит насмешкой над собой, что вполне логично, если А судит себя сама и, как уже ясно, вполне может относиться к себе насмешливо. Людей наказывают за то, что они нарушают закон, не соблюдают какие-то установленные нормы. Нормы, за нарушение которых А терпит наказание, установила она сама: это ее требования к самой себе. Я всегда могу найти повод для этого [для наказания], ибо никогда не соответствую своим требованиям. Существенно, что эти требования – высочайшие и поэтому невыполнимые: Собственно, им [требованиям] соответствовать невозможно. Однако выступая в роли судьи, А объективна и готова проявить снисходительность к жертве – себе самой: Собственно, им [требованиям] соответствовать невозможно, но можно пытаться и получше. Начиная говорить о приступах как наказаниях, А не говорит, что она это знает или понимает – она употребляет глагол казаться (Мне часто кажется, что приступы – это наказания). Она как будто не отдает себе в этом полного отчета. Если бы речь шла о наказании, исходящем от некоей посторонней силы, это было бы понятно. Но это тем более парадоксально, когда А сама же себя наказывает. Это представление, «раздваивающее» ее, как будто еще не завладело ею полностью.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.006 с.) |