Глава 5. Международно-правовая защита жертв войны и гражданских объектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Международно-правовая защита жертв войны и гражданских объектов



 

§ 1. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение

 

Защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, посвящены первая и вторая Женевские конвенции 1949 г., а также часть II Дополнительного протокола I 1977 г.

Термины «раненые» и «больные» означают «лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни и другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти слова также относятся к роженицам, новорожденным детям и другим людям, которые могут нуждаться в медицинской помощи или уходе, например, беременные женщины или немощные, и которые воздерживаются от любых враждебных действий» (ст.8а ДП I).

Под лицами, потерпевшими кораблекрушение, Протокол понимает лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий (ст.8b ДП I).

Все эти лица, согласно Протоколу, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Протокол содержит специальное запрещение подвергать указанных лиц каким бы то ни было медицинским процедурам, которые не требуются по состоянию здоровья и не соответствуют общепринятым медицинским нормам. Они также имеют право отказаться от любой хирургической операции.

Права указанных лиц на защиту неотчуждаемы, т.е. они ни в коем случае не могут отказаться от предоставляемой им защиты. Такое положение введено с целью исключить давление на покровительствуемых лиц и принуждение их к отказу от своих прав.

С целью обеспечения защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, устанавливается особый статус тех служб, на которые возлагается данная миссия.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I предоставляют защиту медицинским формированиям, медицинскому персоналу и санитарно-транспортным средствам.

Сторона противника обязана в любое время уважать медицинские формирования и не вправе препятствовать их работе. Такие формирования не могут быть объектом нападения. Защита прекращается только в том случае, если медицинские формирования или санитарный транспорт используются помимо их гуманитарных функций с целью нанесения ущерба противнику. В то же время защита не прекращается в том случае, если медицинское формирование приняло раненных комбатантов вместе с их оружием с боеприпасами.

Медицинские формирования не подлежат обороне от захвата вооруженными силами противника. Напротив, они должны быть переданы противнику в рабочем состоянии. Оказавшись во власти неприятельской державы, медицинские формирования должны иметь возможность нормально функционировать.

На море функцию госпиталей выполняют госпитальные суда. Такие суда находятся под покровительством II Женевской конвенции и Дополнительного протокола I при условии, что они используются строго по назначению, имеют отличительные признаки и их характеристики сообщены сторонам, находящимся в конфликте.

Основные обязанности по защите покровительствуемых лиц лежат на воюющих государствах. Эти государства обязаны обращаться гуманно со всеми лицами, находящимися во власти воюющей стороны (ст.13 III Женевской конвенции, ст.27 IV Женевской конвенции, ст.75 ДП I, ст.4 ДП II); подбирать раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, и оказывать им помощь (ст.3, общая для всех Женевских конвенций, ст.8 и следующие ДП I, ст.7 и следующие ДП II).

Определенные обязанности в связи с защитой жертв вооруженного конфликта возникают у третьих государств. Так, статья 23 и ч.3 ст.59 IV Женевской конвенции, а также п.2 ст.70 Дополнительного протокола I обязывают каждую Высокую Договаривающуюся Сторону разрешать провоз помощи и обеспечивать охрану поставок помощи в пользу гражданского населения стороны, находящейся в конфликте.

На гражданское население обязанность по оказанию помощи раненым, больным и иным категориям покровительствуемых лиц не возлагается. В соответствии с нормами международного гуманитарного права гражданское население обязано лишь воздерживаться от актов насилия в отношении указанных лиц, и имеет право оказывать им помощь и уход. Следует подчеркнуть, однако, что в большинстве внутригосударственных законодательств (и, соответственно, в праве Республики Беларусь) закреплена обязанность оказывать помощь лицу, находящемуся в опасности.

В соответствии со ст.32 Дополнительного протокола I семьи имеют право знать о судьбе своих родственников во время вооруженного конфликта. Поэтому каждая воюющая сторона обязана разыскивать раненых и умерших. Особой обязанностью является розыск лиц, обозначенных как «пропавшие без вести». С началом войны стороны обязаны организовать Справочное бюро для сбора информации о лицах, находящихся под защитой. Запросы о розыске от одной стороны к другой стороне и соответствующие ответы передаются через Центральное агентство по розыску Международного Комитета Красного Креста.

§ 2. Защита военнопленных

 

Правила, определяющие статус военнопленных, появились еще на заре развития человеческой цивилизации. Долгое время они действовали в качестве обычных правовых норм. На рубеже XIX и XX веков с возникновением международного гуманитарного права они были включены в текст соответствующих международных конвенций.

Основными документом, регулирующим статус военнопленных, в настоящее время является III Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года и Дополнительный протокол I 1977 г.

Согласно ст.44 Дополнительного протокола I, военнопленным является любой комбатант, который попадает во власть противной стороны. Необходимо специально отметить, что статус военнопленного может быть предоставлен только в связи с международным вооруженным конфликтом: в вооруженных конфликтах немеждународного характера речь идет не о военнопленных, а о лицах, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом.

Содержание в плену ни в коем случае не является формой наказания. Цель военного плена – не допускать комбатантов со стороны неприятеля к непосредственному участию в боевых действиях.

Во время плена военнопленные сохраняют свой статус военнослужащих, т.е. им разрешено носить свою форменную одежду, они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными.

Оказавшись во власти неприятеля, военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Ни при каких обстоятельствах его нельзя принуждать давать какие-либо иные сведения. Пытки или другое жестокое обращение с военнопленными рассматриваются как военное преступление.

Каждый военнопленный с момента взятия его в плен должен иметь возможность заполнить карточку-извещение о взятии в плен, которая затем пересылается через Центральное агентство по розыску МККК в официальное Справочное бюро его страны.

В возможно более короткий срок военнопленных следует вывезти из опасной зоны и перевести в безопасное место. Условия размещения при этом должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, расположенной в той же местности (ст.25 III Женевской конвенции). Этим условиям не соответствуют, например, гражданские тюрьмы.

Держащая в плену держава обязана принимать все меры гигиены для обеспечения чистоты и предупреждения возникновения эпидемий. Каждый лагерь должен иметь лазарет, где военнопленные будут получать медицинскую помощь. По мере возможности должны учитываться привычки и обычаи военнопленных. Им предоставляется полная свобода для выполнения религиозных обрядов, при условии соблюдения ими дисциплинарного порядка, предписанного военными властями (ст.34 III Женевской конвенции).

Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работе, но на опасных работах они могут быть задействованы только в добровольном порядке. К числу опасных работ отнесено, например, удаление мин. Выполнение работы должно справедливо оплачиваться.

Военнопленным должна быть разрешена переписка с родственниками, обычно осуществляемая через Центральное агентство по розыску Международного Комитета Красного Креста. Разрешается также получать помощь в виде индивидуальных посылок (ст.72).

Военнопленные обязаны подчиняться законам, уставам и приказам держащей в плену державы. В случае нарушения к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры. При этом преданные суду военнопленные имеют право на надлежащее судопроизводство, а в случае осуждения не теряют статуса военнопленного. Однако их репатриация может быть отложена до полного отбытия наказания.

Статьи 91-94 Конвенции содержат специальные правила в отношении побега военнопленных. Дело в том, что по законам и обычаям войны побег военнопленного абсолютно совместим с его статусом комбатанта, с понятиями воинской и офицерской чести. Поэтому военнопленные, которые после удавшегося побега снова попали в плен, не подвергаются никакому наказанию за побег. Военнопленный, пытающийся бежать или пойманный до удачного завершения побега, подлежит за этот проступок только дисциплинарным взысканиям, даже в случае рецидива.

Репрессалии по отношению к военнопленным запрещены при всех обстоятельствах.

Тяжелобольные и тяжелораненные военнопленные подлежат репатриации незамедлительно, как только позволит их состояние. Все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы тотчас же по прекращении военных действий. Однако и в ходе вооруженного конфликта воюющие стороны обязаны стараться по возможности репатриировать военнопленных на взаимной основе. Военнопленные репатриируются в обязательном порядке, они не вправе отказываться от репатриации. Однако в практике реальных конфликтов имели место случаи, когда взятые в плен военнослужащие отказывались возвращаться домой. Современная доктрина и практика международного гуманитарного права исходят из того, что в тех случаях, когда есть основания полагать, что на родине бывшие военнопленные могут быть репрессированы, таким лицам может быть разрешено отказаться от репатриации. Следует иметь в виду, однако, что на практике этот вопрос очень сложный и болезненный, решение принимается часто при посредничестве и с учетом мнения Международного Комитета Красного Креста.

 

§ 3. Защита гражданского населения

 

Принцип установления различия между комбатантами и некомбатантами был принят не сразу. Длительное время в понятие «неприятель» включались все подданные враждебного государства, – как военнослужащие, так и гражданские лица. Соответственно все они, включая население, подлежали произволу победителя. Мысль о том, что народ не должен вовлекаться в военные действия, укоренилась в правосознании народов лишь к XVIII веку. Указанное положение было закреплено уже в первых Гаагских конвенциях. Однако история продемонстрировала явную недостаточность Гаагского положения. Особенно это проявилось в период второй мировой войны, когда разрушительные действия авиации были настолько беспрецедентными, что можно было говорить о необратимой эволюции военных действий в направлении глобальной войны. Принятая в 1949 г. третья Женевская конвенция о защите гражданского населения войны не смогла предоставить надлежащую защиту в условиях стремительного развития оружия массового поражения. Достичь определенных результатов удалось лишь на Дипломатической конференции 1974-1977 г., итоги которой закреплены Дополнительными протоколами к Женевским конвенциям. Из всех положений Протокола следует особо выделить отсутствовавшее ранее определение гражданского населения и гражданских объектов, противопоставляющее их солдатам и военным объектам, которые могут быть атакованы.

Таким образом, в настоящее время закрепленная правовыми нормами обязанность воюющих сторон проводить различие между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях, и теми, кто такого участия не принимает, – составляет суть международного гуманитарного права.

Согласно ст.50 Дополнительного протокола I гражданское население состоит из всех лиц, которые являются гражданскими лицами. Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее составу вооруженных сил, причем это правило применяется, если имеется сомнение относительно статуса конкретного лица.

Таким образом, в понятие «гражданское лицо» включаются и граждане государств, участвующих в конфликте, граждане других государств, включая граждан нейтральных государств на территории стороны в конфликте, а также граждане государств, не подписавших Женевские конвенции и Дополнительные протоколы, которые оказались на этой территории.

Являясь некомбатантами, гражданские лица не вправе совершать насильственные действия, а также носить и применять оружие. Национальное законодательство очень строго карает насильственные действия «незаконных военизированных формирований».

Единственным исключением из этого правила является деятельность участников движений сопротивления (ст.4 п.А подпункт 2 III Женевской конвенции), а также лиц, которые при приближении неприятеля стихийно берутся за оружие.

Согласно п.3 ст.50 Дополнительного протокола I присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, являющихся комбатантами, не лишает это население его гражданского статуса. Таким образом, гражданское население имеет право на защиту также и в том случае, когда среди него находятся целые военные формирования.

Нормы международного гуманитарного права, относящиеся к защите гражданского населения, подразделяются на общие и специальные. Общие нормы относятся ко всему гражданскому населению, а специальные – к отдельным категориям гражданских лиц: детям, женщинам, а также гражданскому медперсоналу и организациям гражданской обороны.

Гражданское население имеет право на гуманное обращение, уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям, привычкам и обычаям. В отношении гражданского населения запрещаются убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские или научные опыты, не связанные с необходимостью лечения этих лиц.

Согласно ст.38 IV Женевской конвенции, иностранцы, оказавшиеся на территории находящихся в конфликте сторон, должны быть обеспечены возможностью выезда. При этом такие лица вправе обеспечить себя необходимыми для поездки деньгами и взять с собой достаточное количество вещей и предметов личного пользования. Выезды должны производиться в удовлетворительных условиях (безопасность, гигиена, здоровье, питание). Все расходы по выезду иностранных граждан, оказавшихся на территории находящихся в вооруженном конфликте сторон, несет страна, в которую эти граждане направляются.

Гражданское население и отдельные гражданские лица не могут являться объектом нападения. Кроме того, запрещаются:

- акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население (п.2 ст.51 Дополнительного протокола I);

- нападения неизбирательного характера (п.4);

- нападение на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий (п.6);

- использование гражданского населения для защиты военных объектов (п.7);

- использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст.54 Дополнительного протокола I).

Согласно ст.57 Дополнительного протокола I, при ведении военных действий воюющие стороны обязаны:

- делать все возможное, чтобы удостовериться, что объекты нападения не являются ни гражданскими объектами, ни гражданскими лицами;

- принимать все возможные меры, чтобы избегать случайных потерь среди гражданского населения, или во всяком случае, свести их к минимуму;

- отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что оно вызовет случайные потери среди гражданского населения, понесет случайный ущерб гражданским объектам, которые были бы чрезмерны по отношению к тому военному преимуществу, которое предполагалось получить;

- делать эффективные заблаговременные предупреждения о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

Ст.14 IV Женевской конвенции предусматривает для воюющих сторон возможность создавать в районах, где идут бои, нейтрализованные зоны для защиты больных и раненных комбатантов и некомбатантов, а также гражданских лиц, не участвующих в военных действиях и не выполняющих никакой работы военного характера во время их пребывания в этих зонах. На такие зоны запрещены нападения.

Ст. 79-135 IV Женевской конвенции закрепляют правила содержания интернированных лиц. Интернированные лица – это гражданские лица из числа населения воюющих государств, которые содержатся в особых местах поселения с обязанностью бесплатного их обеспечения и содержания в связи с вооруженным конфликтом. Такие лица содержатся отдельно от военнопленных, обеспечиваются питанием, одеждой и медицинской помощью. Члены одной семьи должны содержаться в одном лагере (месте содержания). Они имеют право на почтовые отправления, получение посылок, денежных переводов, оплату за выполняемую работу, на судебную и иную защиту. По окончании военных действий интернированные лица освобождаются и репатриируются.

 

§ 4. Правовой режим военной оккупации

 

Под военной оккупацией понимают временное занятие вооруженными силами одного государства территории (части территории) другого государства и установление власти военной администрации на оккупированной территории.

Оккупацию следует отличать от завоевания территории. Завоевание предполагает полное подчинение побежденного победителю, влекущее за собой конец войны и прекращение существования побежденного государства. Для оккупации, наоборот, характерны сохранение властных структур (пусть даже в изгнании) побежденного государства и продолжение сопротивления и военных действий против государства-оккупанта. Нормы, относящиеся к оккупации, не применяются к завоеванию (покорению). Соответственно, если оккупация территории противной стороны следует за полной и безоговорочной капитуляцией, как в случае с фашистской Германией 8 мая 1945 г., полное подчинение территории, прекращение существования армии и правительства, а также прекращение любых форм борьбы изменяют режим оккупации, и право оккупации более не применяется.

Вместе с тем доктрина МГП исходит из положения, согласно которому право оккупации может не применяться только в том случае, когда завоевание соответствует международному праву, как, например, завоевание, которое стало бы результатом борьбы с государством-агрессором. Данное положение, в частности, было зафиксировано в одном из решений Нюрнбергского трибунала.

Основной принцип международного права в отношении военной оккупации – «оккупация не изменяет статуса оккупированной территории». В соответствии со ст. 47 IV Женевской конвенции права проживающих на оккупированной территории лиц полностью защищаются международным правом, и их правовое положение не может быть изменено ни односторонним актом оккупирующей державы, ни аннексией. Лица, проживающие на оккупированной территории, не вправе отказываться от своего статуса или прав, предусмотренных IV Женевской конвенцией.

Таким образом, основной задачей законодательства о военной оккупации является сохранение на оккупированных территориях status quo ante – ранее существовавшего положения. Военная оккупация рассматривается как временное обстоятельство, поэтому на оккупированной территории продолжает действовать национальное законодательство, а местные власти и суды должны иметь возможность осуществлять свою деятельность.

Следует отметить, однако, что в современных условиях это не всегда осуществимо, особенно при длительной оккупации. Требуют своевременного урегулирования экономические отношения на оккупированных территориях; необходимо поддерживать правопорядок; наконец, изменения в законодательстве оккупированных территорий могут быть вызваны военной необходимостью. Ст.43 Гаагского положения закрепляет обязанность оккупирующей державы соблюдать законы оккупированного государства при отсутствии «к тому... неодолимого препятствия». Это означает, что оккупант не имеет права изменять действующее законодательство, за исключением случаев, вызванных военной необходимостью или поддержанием общественного порядка. Вместе с тем в литературе отмечалась недостаточность приведенных формулировок и высказывалось мнение, что данная норма должна быть сформулирована иначе, с учетом новых проблем, возникающих в связи с социально-экономическим положением соответствующих территорий.

Гражданское население оккупированных территорий не может принуждаться к участию в военных действиях против собственного государства, к даче сведений об армии или военных объектах. Запрещено приводить указанных лиц к присяге на верность оккупанту.

Запрещается также высылка проживающих на оккупированной территории лиц на неоккупированные территории их государства, а также депортация на территорию оккупирующей державы. Принудительный труд в том виде, в котором он применялся во время второй мировой войны, не допускается. Оккупирующая держава не имеет права заселять оккупированные территории собственным населением.

Международное гуманитарное право закрепляет обязанность оккупирующей державы обеспечивать для детей, проживающих на оккупированных территориях, возможность посещать школы. Оккупирующая держава обязана также обеспечивать нормальные условия функционирования медицинских учреждений на оккупированных территориях. Что касается общественного порядка, то он должен поддерживаться при помощи местных полицейских сил.

Оккупирующая держава обязана обеспечить снабжение оккупированных территорий продовольствием и медикаментами, а при необходимости разрешить третьим сторонам (например, Международному Комитету Красного Креста) осуществлять помощь.

При этом оккупирующая держава вправе принимать меры (например, издавать постановления), которые она сочтет необходимыми для управления оккупированной территорией, в том числе, для обеспечения общественного порядка. Она может учредить свои суды, например, для рассмотрения посягательств на ее безопасность. Однако IV Женевская конвенция предусматривает ряд специальных правил функционирования таких судов, в частности:

- суды должны быть специально созданы надлежащим образом на оккупированных территориях, носить неполитический военный характер;

- обвиняемый может быть приговорен к смертной казни на основании закона оккупирующей державы только за тяжкие преступления (шпионаж, серьезные диверсионные акты, а также умышленные правонарушения, повлекшие за собой смерть одного или нескольких лиц) и при условии, что смертный приговор за такие правонарушения допускался законом оккупированной державы до начала оккупации;

- обо всех делах должна быть извещена Держава-покровительница или МККК, а их представителям должна быть предоставлена возможность присутствовать на судебном заседании.

Таким образом, оккупация является формой иностранного господства над территорией суверенного государства, и этот факт предопределяет неизбежность достаточно суровых условий для проживающего на оккупированных территориях гражданского населения. Однако нормы международного гуманитарного права все же по возможности смягчают положение покровительствуемых лиц, ограничивая прежде беспредельную власть оккупирующей державы. Действия оккупационных властей в настоящее время контролируются посредством специальных международных институтов, призванных обеспечить права покровительствуемых лиц.

 

§ 5. Международно-правовая защита культурных ценностей

 

Сохранение культурного наследия касается не только государства, на территории которого находятся те или иные ценности, но имеет большое значение для всех народов мира. В силу этого исключительно важно обеспечить международную защиту этого наследия, в том числе и в период вооруженного конфликта. Международное сообщество не раз обращалось к проблеме защиты культурных ценностей в условиях войны. Наиболее значимым документом в указанной сфере является Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта вместе со своим Исполнительным регламентом, являющимся ее составной частью, а также двумя Протоколами 1954 г. и 1999 г.

Ст.1 Конвенции включает в категорию ценностей, пользующихся защитой, движимые и недвижимые ценности. Следует обратить внимание, однако, на тот факт, что это наиболее широкое определение культурных ценностей, принятое для их защиты в условиях вооруженных конфликтов. Иные международные документы, в том числе Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., – устанавливают более ограничительные определения культурных ценностей, пользующихся защитой.

Согласно ст.4 Гаагской конвенции 1954 г., договаривающиеся стороны обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других договаривающихся сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта. Кроме того, договаривающиеся стороны обязуются запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа, вандализма или незаконного присвоения культурных ценностей. Запрещается реквизиция движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой договаривающейся стороны. Запрещаются также любые враждебные акты и репрессивные меры, направленные против культурных ценностей.

Следует иметь в виду, однако, что Конвенция допускает отступление от вышеуказанных обязательств в случае настоятельной военной необходимости. Протокол 1954 г. запрещает сторонам вывозить культурные ценности с оккупированных территорий и обязывает воспрепятствовать такому вывозу кем бы то ни было. Если культурная ценность все же будет вывезена с оккупированной территории, она должна быть возвращена компетентным органам власти по окончании военных действий.

Конвенция 1954 г. установила для некоторых категорий культурных ценностей специальный отличительный знак в виде щита, заостренного снизу, разделенного на четыре части синего и белого цвета. В соответствии с первым Протоколом 1954 г. был составлен специальный Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, который ведется по настоящее время Генеральным директором ООН на основании заявлений договаривающихся сторон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.045 с.)