Глава 4. Международно-правовая регламентация средств и методов ведения вооруженной борьбы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Международно-правовая регламентация средств и методов ведения вооруженной борьбы



 

§ 1. Запрещенные средства ведения военных действий

 

Под средствами ведения войны понимаются оружие и иные средства, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику.

Средства ведения войны (равно как и методы) можно условно разделить на дозволенные (правомерные) и недозволенные (неправомерные, незаконные). Действующие международные соглашения не определяют правомерных средств ведения войны, но содержат положения, запрещающие применение тех или иных средств и методов ведения войны.

Недозволенными считаются все виды оружия, применение которых противоречит принципам и нормам международного права вооруженных конфликтов.

Статья 35 Дополнительного протокола I зафиксировала общие принципы выбора средств и методов ведения военных действий:

«1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде».

Таким образом, основным критерием дозволенности средств ведения войны является соразмерность масштабов и последствий применения силы поставленным целям и ожидаемому военному преимуществу.

Выработав основной критерий правомерности выбора средств вооруженной борьбы, международное право, тем не менее, этим не ограничивается и прилагает значительные усилия к тому, чтобы разрабатывать и принимать специальные нормы, запрещающие применение конкретных видов оружия.

Таким образом, право вооруженных конфликтов запрещает или ограничивает использование отдельных видов оружия:

- либо в целом, когда норма международного договора запрещает использование любого оружия, действующего определенным образом;

- либо конкретно, когда называются виды оружия, использование которых ограничено или запрещено.

В соответствии с действующими международно-правовыми договорами в силу характера действия запрещены следующие виды оружия:

1. Оружие, делающее смерть неизбежной.

2. Оружие, наносящее чрезмерные повреждения.

3. Оружие неизбирательного действия.

1. Оружие, делающее смерть неизбежной. Как и любой запрет общего характера, указанная норма влечет ряд трудностей в практическом применении. В качестве критерия отграничения оружия, подпадающего под указанный запрет, можно привести следующее доктринальное положение. По мнению А.Кассезе, оружие дозволено, если, поражая противника, оно может его убить или ранить, в зависимости от обстоятельств. Наоборот, противоречит международному праву оружие, если результатом его применения всегда является смерть всех, кто тем или иным образом был им поражен. К оружию, не оставляющему никаких шансов на выживание людям, находящимся в определенном радиусе от места взрыва, можно отнести, например, вакуумные бомбы. Такие бомбы при взрыве создают область вакуума, вызывающего смерть от удушья у всех, кто находится в определенном радиусе от места ее падения, а также полное разрушение строений (в том числе жилищ), буквально раздавливаемых внешним атмосферным давлением, когда взрыв происходит внутри построек. Под названный запрет подпадает и ядерное оружие.

2. Оружие, наносящее бесполезные или чрезмерные повреждения. Как и предыдущий, данный запрет является, с одной стороны, «оболочкой», в рамках которой специально запрещаются отдельные виды оружия, С другой стороны, он может быть самостоятельно применен на практике как принцип международного права при возникновении конкретной спорной ситуации. Например, наносящими бесполезные или чрезмерные страдания считаются дробовые охотничьи заряды, трассирующие пули, зазубренные штыки, пики с зазубренными наконечниками, пули неправильной формы, пули со стеклянным сердечником, пули с подпиленной или местами выбранной оболочкой и др.

3. Оружие неизбирательного действия. В принципе любое оружие может применяться вслепую или неизбирательно, но только редкие виды оружия неизбежно имеют неизбирательное действие. Речь идет об оружии, которое по самой своей природе не может быть направлено с достаточной степенью уверенности против определенных военных объектов, или оружии, нормальный и типичный метод использования которого не позволяет поразить эти цели с достаточной степенью точности. На основе этой общей нормы были запрещены биологическое оружие, газы, яды и др. При этом рассматриваемый запрет, как и предыдущие, имеет и самостоятельное значение.

Запрещенными конкретными видами оружия являются:

· Снаряды весом менее 400 граммов, имеющие свойство взрывчатости или снаряженные ударным или зажигательным составом (Санкт-Петербургская декларация 1868 г.).

· Пули «дум-дум» (Гаагская декларация 1899 г. о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль).

· Удушливые, отравляющие и прочие подобные газы, а также иное химическое оружие (Гаагская декларация 1899 г. об удушливых газах; Женевский протокол 1925 г.; Парижская конвенция от 13 января 1993 г. о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении).

· Яды и отравленное оружие (ст.23а Гаагских документов 1899 и 1907 г.). Запрещение применять яды и отравленное оружие является также логическим следствием запрещения применять оружие, делающее смерть неизбежной (некоторые яды в определенных дозах обладают таким действием); причиняющее излишние страдания (рана, полученная в результате применения такого средства, без пользы усугубляет страдания жертвы, поскольку воин и так уже выведен из строя); имеющее неизбирательное действие (в ряде случаев яды могут без разбора поражать военнослужащих и гражданских лиц – отравление источников, колодцев, продовольствия и т.д.).

· Подводные мины и торпеды (VIII Гаагская конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин). Конвенция запрещает ставить мины, не закрепленные на якорях, за исключением тех, что становятся безопасными самое большее спустя один час после того, как тот, кто их поставил, утратит над ними наблюдение, или же закрепленные на якорях, но не переходящие в безопасное состояние после срыва с минрепов. Конвенция запрещает также применение торпед (самодвижущихся мин), которые, не попав в цель, не делаются безопасными (ст.1).

· Зажигательное оружие (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, Протокол III о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия). Зажигательное оружие, которое может иметь вид огнеметов, фугасов, снарядов, ракет, гранат, мин, бомб и других емкостей с зажигательными веществами, запрещено к применению в отношении гражданских лиц и объектов, а также военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданских объектов. Запрещается превращать леса и другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются в военных целях.

· Бактериологическое оружие (Женевский протокол 1925 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и о его уничтожении).

· Средства воздействия на природную среду в военных целях (Конвенция ООН 1976 г. о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду). Конвенция запрещает применять любое оружие, позволяющее изменять динамику, состав или структуру Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космическое пространство, если это приводит к широким, долгосрочным или серьезным последствиям на территории одного из государств – участников Конвенции.

· Боеприпасы, осколки которых не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, Протокол I о необнаруживаемых осколках). Под этот запрет подпадают виды оружия, основное предназначение которых заключается в нанесении ранений осколками, не обнаруживаемыми при помощи рентгеновских лучей. Запрет не относится, например, к минам, помещенным в пластмассовые корпуса, чтобы затруднить их обнаружение миноискателем.

· Наземные мины, мины-ловушки и другие устройства (Конвенция 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, Протокол II о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств; Конвенция 1997 г. о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении). Протокол II запрещает не мины и наземные мины-ловушки вообще, а исключительно устройства такого рода, которые ввиду их способа применения создают большой риск поражения для гражданских лиц или же своим внешним видом могут ввести в заблуждение противника. Конвенция 1997 г. применяется ко всем типам противопехотных мин. Указанные нормы преследуют двойную цель: запрещение оружия неизбирательного действия и запрещение вероломства.

· Лазерное оружие (Конвенция 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, Протокол IY 1995 г. об ослепляющем лазерном оружии). Протокол запрещает применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях исключительно или в том числе для того, чтобы причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические приборы (например, бинокли). В то же время не запрещается использовать лазеры, которые оказывают то же воздействия на органы зрения людей, применяющих приспособления для ведения наблюдения с большого расстояния.

 

§ 2. Ядерное оружие как средство ведения войны

Вопросу о законности применения ядерного оружия посвящено немало исследований; его рассматривали в ходе двойной консультативной процедуры в Международном суде ООН, участие в которой приняли 35 государств – рекордное число участников в истории Международного суда.

Появление ядерного оружия не только потребовало пересмотра всех областей военного дела, но и породило множество актуальных проблем международного права.

Несмотря на то, что общие принципы международного права запрещают разрешение международных споров посредством войны, и тем более с использованием ядерного оружия, на сегодняшний день нет ни одной международно-правовой нормы, которая прямо запрещала бы при любых обстоятельствах использовать ядерное оружие или угрозу его применения в ходе вооруженного конфликта. Имеющиеся в данной сфере договоры регулируют лишь некоторые аспекты деятельности, связанной с ядерным оружием.

На сегодняшний день в доктрине международного права нет единого мнения по вопросу законности ядерного оружия. Бесспорным является тот факт, что применение ядерного оружия противоречит общим принципам международного гуманитарного права, запрещающим применять неизбирательные виды оружия, а также запрещающим оружие, причиняющее излишние страдания. На сегодняшний день принято более десяти резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, которые не только запрещают применение ядерного оружия, но и возводят такое применение в ранг преступлений против человечности. За эти резолюции проголосовали в основном социалистические государства и страны «третьего мира». Западные же государства самым решительным образом высказались против. Основным аргументом было стремление оставить за собой право использовать ядерное оружие в случае, если они станут жертвой агрессии.

В то же время ряд авторов, а также официальная доктрина ряда государств (большинство западных стран и стран, близких к их группе), полагают, что применение ядерного оружия не является нарушением международного права. Указанный тезис основывается на:

- отсутствии специальной нормы, запрещающей применение ядерного оружия (есть, конечно, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, но они не имеют юридического значения для западных государств, которые неизменно голосовали против);

- неразработанности существующего права и его неясности;

- практике государств в области ядерного сдерживания;

- законной самообороне, репрессалиях и состоянии крайней необходимости.

Большинство ведущих специалистов в сфере международного гуманитарного права считает все эти аргументы совершенно несостоятельными. Однако указанную позицию нельзя не учитывать при ответе на вопрос о законности применения ядерного оружия в ходе вооруженного конфликта.

В 1993 г. Ассамблея Всемирной организации здравоохранения обратилась в Международный суд ООН с просьбой ответить на следующий вопрос: «Учитывая воздействие ядерного оружия на природную среду, может ли его применение каким-либо государством в ходе вооруженного конфликта рассматриваться как нарушение его обязательств по международному праву, в частности – Устава ВОЗ?». Год спустя Генеральная Ассамблея ООН попросила Международный суд сделать консультативное заключение по вопросу о том, «разрешает ли международное право прибегать к угрозе ядерным оружием или его применению при любых обстоятельствах».

Международный суд отказался дать консультативное заключение, запрошенное ВОЗ, т.к. счел, что данный запрос находится вне пределов компетенции суда. В то же время суд согласился дать заключение по вопросу Генеральной Ассамблеи ООН. Указанное Консультативное заключение Международного Суда ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения, опубликованное 8 июля 1996 г., исходит из того, что применение или угроза применения ядерного оружия в принципе является нарушением права вооруженных конфликтов. Однако суд отметил, что не может высказаться о законности угрозы этим оружием или его применения в том случае, если эти действия обусловлены соображениями самообороны, или когда под угрозу поставлено само дальнейшее существование государства.

 

§ 3. Запрещенные методы ведения войны

 

Под методами ведения войны понимается порядок и способы использования средств ведения войны. Как и в отношении средств ведения войны, международное гуманитарное право не перечисляет дозволенных методов, ограничиваясь определением тех методов ведения войны, использование которых специально запрещено.

1. Прежде всего к запрещенным методам относится вероломство. Ст.37 ДП I запрещает убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломство определяется как «действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия» (ДП I, ст.37).

В качестве примеров вероломства Протокол указывает на следующие действия:

- симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия или симулирование капитуляции;

- симулирование выхода из строя вследствие ранений или болезни;

- симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта;

- симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды Организации Объединенных наций, нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте.

Таким образом, вероломными считаются нападения под прикрытием белого флага, симулирование выхода из строя с целью уничтожения противника, когда тот пытается оказать помощь, и т.д. С другой стороны, Протокол содержит специальное разрешение в отношении использования военных хитростей, каковыми являются действия, направленные на то, чтобы ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво, но которые не нарушают каких-либо норм международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и которые не являются вероломными, поскольку они не обманывают доверие противной стороны в отношении защиты, предоставляемой этим правом. В качестве примеров военных хитростей называются: маскировки, ловушки, ложные операции и дезинформация.

Следует уточнить, что вероломство предполагает совершение враждебных действий под прикрытием защиты, предоставляемой правом вооруженных конфликтов.

 !!! Схема (см. отдельный файл Shema)!!!

 

 

Поэтому использование этой защиты не во враждебных целях, например, симулирование смерти для спасения своей жизни и последующее бегство, не является вероломным.

Протокол I содержит специальное правило, запрещающее вероломное использование отличительных эмблем красного креста и красного полумесяца, а также эмблемы ООН. Такое использование запрещено даже без враждебных целей, а нападение под прикрытием указанных эмблем относится к серьезным военным преступлениям. Соотношение запрещенных и дозволенных методов ведения войны, предполагающих введение противника в заблуждение, представлено в таблице (см. с.48).

1. К запрещенным методам относится также приказ «никого не щадить» или «никого не оставлять в живых». Запрещение касается не только соответствующего приказа, но и объявления или угрозы никому не давать пощады (ст.40 ДП I).

2. Запрещен принудительный призыв на военную службу граждан неприятельской державы (ст.130 III Женевской конвенции, ст.147 IV Женевской Конвенции).

3. Запрещаются действия или угрозы, имеющие основной целью террор гражданского населения (п.2 ст.51 ДП I).

4. Запрещается использовать голод среди гражданского населения (ст.4 ДП I).

5. Запрещается нападать на вышедших из строя лиц, а также членов экипажа, которые покидают терпящий бедствие самолет на парашютах, поскольку они не могут себя защитить. При этом запрет не распространяется воздушно-десантные войска – на них можно нападать, в том числе и когда они находятся в воздухе (ст.41-42 ДП I).

6. В рамках ведения военных действий запрещены нападения в порядке репрессалий на:

- раненых, больных, медицинский и духовный персонал, медицинские формирования и учреждения (ст.46 I Женевской конвенции; ст.47 II Женевской конвенции; ст.20 ДП I);

- гражданских лиц (п.6 ст.51 ДП I; п.2 ст.3 ДП II);

- гражданские объекты (п.1 ст.52 ДП I);

- культурные ценности и места отправления культа (ст.56с ДП I);

- объекты, необходимые для выживания гражданского населения (п.4 ст.54 ДП I);

- природную среду (п.2 ст.55 ДП I);

- сооружения и установки, содержащие опасные силы (п.4 ст.56 ДП I).

Под вооруженными репрессалиями понимаются нападения в ответ на нарушение противной стороной норм международного права. Репрессалии – это явление, находящееся по своей сути на стыке права и мести, поскольку наказание правонарушителя осуществляется не юридическими средствами (судом), а с применением силы. Это свойство вооруженных репрессалий дает основание для ожесточенных дискуссий по вопросу их законности и соответствия общеправовым принципам. Так, на Дипломатической конференции в Женеве (1974-1977 г.г.) некоторые государства, в том числе Польша, выступали за общее запрещение репрессалий. Другие, как, например, Франция, видели в репрессалиях единственный способ заставить соблюдать запреты, налагаемые правом вооруженных конфликтов, и желали оставить за собой возможность прибегать к ним при нарушении этого права в случаях, не подпадающих под запрещение репрессалий в отношении лиц, находящихся во власти неприятеля. За право прибегать к репрессалиям в ответ на нарушение норм Гаагского права высказалось большинство западных держав при почти единодушном противодействии развивающихся стран и социалистических государств.

Позже, в целях достижения компромисса, Польша и Франция сняли свои предложения, и в Дополнительном протоколе I было сформулировано не общее запрещение репрессалий, а запрещение по конкретным объектам.

Таким образом, применение репрессалий в принципе противоречит законам человечности и требованиям общественного сознания, что позволяет считать их незаконными в свете права вооруженных конфликтов. Тем не менее на сегодняшний день репрессалии являются обычным институтом международного права, применимым там, где это не запрещено явным образом, в той мере, в какой соблюдаются классические условия, позволяющие использовать репрессалии:

- предварительное нарушение международного права со стороны одного из воюющих государств;

- соразмерность репрессалий исходному нарушению;

- ограничение целей репрессалий тем, чтобы заставить государство, совершившее нарушение, соблюдать международное право;

- дополнительный характер репрессалий, применяемых только после того, как исчерпаны все другие средства достичь соблюдения международного права;

- схожесть репрессалий с изначальным незаконным действием: репрессалии должны носить «одноплановый» характер.

 

§ 4. Вооруженная борьба на море и в воздушном пространстве

Международно-правовые нормы, регламентирующие морскую войну, содержатся в восьми Гаагских конвенциях 1907 г., второй Женевской конвенции 1949 г., Дополнительном протоколе I и иных международных соглашениях соответствующей направленности. Кроме этих правовых документов, имеется также ряд актов, не обладающих обязательной юридической силой, но являющихся тем не менее весьма авторитетными в свете современных гуманитарных требований. К их числу следует отнести прежде всего так называемое Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море. Это Руководство было подготовлено в 1988-1994 гг. группой специалистов по международному праву и военно-морских экспертов, которые лично участвовали в ряде «круглых столов», организованных Международным институтом гуманитарного права. Руководство призвано служить сводом современных норм международного права, применимых к вооруженным конфликтам на море. Надо отметить, что Руководство содержит не только действующие нормы международного права, закрепленные в соответствующих конвенциях, но и ряд правил, которые пока не являются общеобязательными stricti iuris (строго юридически), но призваны урегулировать те отношения в морской войне, которые до сих пор находились вне правового поля, либо их регулирование не отвечало современным условиям морской войны. Оценивая место Руководства Сан-Ремо в системе источников международного гуманитарного права, следует учитывать особую роль доктрины в международном праве (см. тему 2).

Театр морской войны включает в себя территориальные и внутренние воды воюющих государств, открытое море и воздушное пространство над ними. При этом ведение войны в открытом море не должно нарушать свободы плавания государств, не участвующих в данной войне, включая суда нейтральных государств.

Часть III Руководства специально называет категории судов и летательных аппаратов, не подлежащих нападению. Запрещено нападать на госпитальные суда и другие санитарные транспортные средства; суда, которым предоставлены охранные грамоты по соглашению между воюющими сторонами (суда, предназначенные для перевозки военнопленных, для перевозки грузов, необходимых для выживания гражданского населения, и др.); суда, перевозящие культурные ценности, пользующиеся особой защитой; суда, сдавшиеся в плен; суда, предназначенные или используемые для ликвидации загрязнения морской среды, и др. Аналогично не подлежат нападению летательные аппараты санитарного назначения, гражданские авиалайнеры, а также летательные аппараты, которым предоставлены охранные грамоты по соглашению сторон в конфликте. Разумеется, иммунитет этих судов обусловливается рядом обязательств, в случае несоблюдения которых иммунитет утрачивается.

Руководство регламентирует средства и методы ведения морской войны. Ракеты и снаряды в морской войне используются в соответствии с принципами различения целей. Запрещается использовать торпеды, которые в конце боевого хода, не попав в цель не тонут или не становятся безопасными каким-либо иным образом (п.79). Специальные правила предусматриваются в отношении мин (п.80-92). Что касается методов ведения морской войны, то дозволенными считаются морская блокада, установление зон, а также бомбардировка военно-морскими силами (девятая Гаагская конвенция 1907 г. о бомбардировании морскими силами во время войны) и др. Как и в сухопутной войне, дозволяются дезинформация и военная хитрость и запрещается вероломство. Кроме непосредственных нападений, в морской войне применяются такие меры, как перехват, осмотр, обыск, изменение курса, захват. Каждая такая мера регулируется международным правом, применяемым в период вооруженных конфликтов.

Вооруженная борьба в воздушном пространстве на сегодняшний день не имеет специального конвенционного регулирования. К числу документальных источников по воздушной войне могут быть отнесены Гаагские правила воздушной войны 1923 г., которые были подготовлены юристами-международниками по поручению Вашингтонской конференции по ограничению морских вооружений. Эти правила не являются международно-правовым договором и не обладают обязательной юридической силой. Однако в качестве авторитетной кодификации международных обычаев они имеют важное регулирующее значение.

Война в воздушном пространстве подчиняется всем гуманитарным правилам, сформулированным в отношении морской и сухопутной войны. Отдельные аспекты регламентации применения летательных аппаратов в военных целях содержатся в Гаагских конвенциях 1907 г., Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним, а также в других международно-правовых документах о правилах ведения войны.

     



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.043 с.)