Богатая духовно-религиозная жизнь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Богатая духовно-религиозная жизнь



Утверждения, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога»; «Я непременно должна сходить в церковь».

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ (В.Ю. Котляков) [5]

Диагностическая цель: изучение системы жизненных смыслов: альтруистических, экзистенциальных, статусных и т.п.

Контингент: опросник предназначен для людей от 16 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция: Перед вами список из 24 утверждений. Это перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни. Прочитайте, пожалуйста, внимательно весь список.

Текст опросника

 Смысл моей жизни состоит в том:

… чтобы помогать другим людям

… чтобы быть свободным

… чтобы получать удовольствие

… чтобы совершенствоваться

… чтобы добиваться успеха

… чтобы быть с близким человеком

… чтобы передать все лучшее своим детям

… чтобы понять себя самого

… чтобы делать добро

… чтобы жить

… чтобы испытывать счастье

… чтобы осуществить себя

… чтобы сделать хорошую карьеру

… чтобы чувствовать, что кому-то нужен

… чтобы жить ради своей семьи

… чтобы познавать Бога

… чтобы улучшать мир

… чтобы любить

… чтобы получать как можно больше ощущений и переживаний

… чтобы реализовать все свои возможности

… чтобы занимать достойное положение в обществе

… чтобы радоваться общению с другими

… чтобы помогать своим родным и близким

… чтобы понять жизнь

Теперь Вам предстоит сделать мягкую рейтинговую оценку представленного списка. Для этого выберите из списка 3 утверждения, которые занимают 1-е место в системе Ваших личных жизненных смыслов, затем 3 утверждения, которые Вы могли бы поставить на 2-е, на 3- е и т.д. до 8-го места. Запишите порядковые номера этих утверждений в таблицу 1.

 

Таблица 5. Рейтинг представленности жизненных смыслов

Ранг утверждения

Порядковые номера утверждений

1 место      
2 место      
3 место      
4 место      
5 место      
6 место      
7 место      
8 место      

 

Обработка результатов

 Чтобы подсчитать результаты, необходимо воспользоваться таблицей 6. В ней представлены основные категории жизненных смыслов (альтруистические, экзистенциальные, гедонистические и т.д.). Необходимо выяснить, какой вес (сумма ранговых значений) имеет каждая из этих категорий в системе жизненных смыслов человека. Для этого напротив каждого порядкового номера утверждения необходимо указать ранг (место), который обследуемый присвоил этому утверждению в таблице 5. Например: первому утверждению обследуемый присвоил 4-е место. Напротив порядкового номера 1 нужно поставить 4 (ранг этого утверждения) и т. д. по всем порядковым номерам. Когда вся таблица 6 будет заполнена (кроме столбца «Сумма ранговых значений»), можно подсчитать результат по каждой из восьми категорий жизненных смыслов. Для этого достаточно сложить ранговые значения напротив каждой из категорий и записать результат в столбце «Сумма ранговых значений». Затем необходимо записать полученный результат в последний столбик «Сумма ранговых значений». И так по всем восьми категориям.

 

Таблица 6.Рейтинг категорий жизненных смыслов

Категории жизненных смыслов

Порядковые номера и соответствующие им ранги (места) утверждений

Сумма ранговых значений
Альтруистические 1. 9. 17.  
Экзистенциальные 2. 10. 18.  
Гедонистические 3. 11. 19.  
Самореализации 4. 12. 20.  
Статусные 5. 13. 21.  
Коммуникативные 6. 14. 22.  
Семейные 7. 15. 23.  
Когнитивные 8 16. 24.  

Интерпретация результатов

 Сравнивая полученные результаты, нужно помнить, что чем меньше сумма ранговых значений, тем больший вес имеет эта категория в системе жизненных смыслов обследуемого и наоборот.

В зависимости от полученной суммы ранговых значений по каждой из категорий, можно оценить представленность каждой из категорий в системе жизненных смыслов:

18 – 24 балла – смыслы этой категории представлены слабо в системе жизненных смыслов

10 – 17 баллов – смыслы этой категории представлены достаточно в системе жизненных смыслов

3 – 9 баллов – смыслы этой категории доминируют в системе жизненных смыслов

На основании полученных данных можно построить профили представленности жизненных смыслов. На горизонтальной оси обозначаются категории жизненных смыслов, на вертикальной – полученные баллы по каждой из категорий. Пример профиля жизненных смыслов представлен на рис.1.

Рис 1. Пример профиля представленности категорий в системе жизненных смыслов обследуемого

МЕТОДИКА ПРЕДЕЛЬНЫХ СМЫСЛОВ

(Д.А. Леонтьев)[6]

Диагностическая цель: изучение доминирующих жизненных смыслов и ценностей человека.

Контингент: опросник предназначен для людей от 16 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Методика предельных смыслов является индивидуальной по форме проведения и диалогической по своей природе. Она не требует никакого оборудования или специальных бланков, кроме карандаша с бумагой, на которую экспериментатор будет записывать ход диалога. Методическая процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Вопросы, задаваемые экспериментатором, имеют вид: «Зачем люди делают то-то?». Первый вопрос обычно задается по отношению к каким-либо повседневным занятиям, например: «Зачем люди смотрят телевизор?». Ответ должен соответствовать вопросу, то есть начинаться со «чтобы...», но не «потому что...». Как правило, бывает несколько ответов, например: «Чтобы отдохнуть», «Чтобы знать, что происходит вокруг», «Чтобы не думать». Записав все ответы, экспериментатор задает следующий вопрос: «А зачем людям отдыхать?» – «Чтобы восстановить силы» – «А зачем восстанавливать силы?» – «Чтобы успешнее трудиться». – «А зачем успешнее трудиться?» и т.д. Словесные формулировки смыслов, данные в ответ на вопрос «Зачем?», называются категориями. Примеры категорий из вышеприведенного примера: «отдыхать», «не думать», «знать, что происходит вокруг», «восстанавливать силы» и т. д. За исключением исходной категории, задаваемой в первом вопросе, в каждом последующем фигурирует категория, данная испытуемым в ответ на предыдущий вопрос.

Цепь кончается при выявлении предельного смысла, дальше которого испытуемый уже не в состоянии ответить на вопрос «Зачем?», реагируя либо тавтологией («Жить, чтобы жить»), либо ссылкой на природу человека, устройство мира и т. п.

Часто встречаются псевдопредельные смыслы – категории, вопрос о смысле которых ставит обследуемого в тупик, и он просто отказывается отвечать. Опыт показывает, однако, что настойчивость экспериментатора часто позволяет испытуемому преодолеть этот барьер и выйти на новый уровень осмысления. Можно использовать при этом стимулирующие высказывания типа: «Я и не жду, что у Вас есть сразу готовый ответ, подумайте немного».

Выйдя на предельный смысл и удостоверившись в этом, экспериментатор возвращается к оставленным на предыдущих этапах разветвлениям ответов: «Зачем людям знать, что происходит вокруг?» и аналогичным образом прослеживает их до предельного смысла. Эта процедура повторяется со всеми категориями, которые назывались испытуемым на каком-либо этапе беседы. Хотя количество ответов на каждый вопрос инструкцией не ограничивается, уже после второго-третьего шага испытуемые, за редкими исключениями, дают единственный ответ на каждый вопрос, что подтверждает проективный характер ответов. Нередко новые цепи вливаются в уже имеющиеся. Если испытуемый дал в ответ на один из вопросов категорию, которая уже ранее встречалась, рекомендуется все равно задать к ней вопрос «Зачем?». «Зачем люди едят?» – «Чтобы восстановить силы». – «А зачем восстанавливать силы?». Если будет воспроизведен ответ «Чтобы успешнее трудиться», можно на этом остановиться; новая цепь просто влилась в уже существующую. Обследуемый, однако, может ответить иначе, и тогда диалог следует продолжить до нового предельного смысла. Встречаются тавтологические круги, например: «Зачем людям выделять­ся?» – «Чтобы их запомнили» – «А зачем им, чтобы их запомнили?» – «Чтобы не быть забытыми» – «А зачем не быть забытыми?» – «Чтобы запомнили». Разорвать такой круг можно вопросом: «А зачем людям, чтобы их запомнили и не забыли?»

После прослеживания всех упомянутых обследуемым категорий до конца процедура повторяется заново, уже с другой категорией в качестве исходной: «Зачем люди играют в футбол, едят, пьют, лгут, убивают, путешествуют, пишут диссертации, занимаются любовью...». Сам выбор этих исходных категорий не особенно важен, поскольку уже через 1 – 2 шага обследуемые отрываются от конкретных занятий и выходят на общие смыслы. Количество исходных категорий и их конкретный набор можно варьировать, исходя из задач исследования и в зависимости от его протекания. При наличии у обследуемого разветвленного, структурированного мировоззрения даже после часа работы и 40 – 50 полученных категорий оно может быть отнюдь не исчерпано, хотя такой объем материала вполне достаточен для обработки и анализа. С другой стороны, из многих обследуемых не удается «вытянуть» больше, чем 10 – 12 неповторяющихся смыслов. Даже при самой низкой продуктивности испытуемых нет смысла использовать более 4 исходных категорий, а при высокой достаточно и одной.

Обработка результатов и система диагностических показателей МПС

После получения необходимого объема информации экспериментатор строит граф, или древо, выявленных в ходе диалога с испытуемым смысловых категорий, в вершине которого находятся предельные смыслы. Смысловое древо может напоминать настоящее дерево, имея вид связной единой системы с одним или несколькими предельными смыслами, но может и выглядеть как набор несвязанных между собой цепочек с разными предельными смыслами (см. рис 2.).

 

 

Рис. 2. Образец протоколов МПС

Выделяют основные понятия, используемые при анализе этого смыслового древа:

· смысловая категория – словесная формулировка, используемая для ответа на вопрос «Зачем?»;

· цепь – линейная последовательность смысловых категорий, обосновывающих друг друга;

· предельная категория или предельный смысл – конечная категория в цепи, которая уже не может получить дальнейшее обоснование через вопрос «Зачем?»;

· узловая категория, или узловой смысл – категория, служащая обоснованием более чем одной нижележащей категории, то есть точка, в которой несколько цепей сливаются в одну;

· исходная категория – категория, вводимая экспериментатором в первом вопросе «Зачем?».

Обработка смыслового древа производится тремя способами: структурным анализом, содержательным или контент-анализом и проективным анализом.

Структурный анализ направлен на выявление индивидуальных особенностей структуры смыслового древа. Эта структура может быть описана с помощью следующих количественных индикаторов:

1. Абсолютное число предельных категорий (N (ПК)).

2. Абсолютное число узловых категорий (N (УК)), т.е. категорий, фигурирующих как ответы на два или более вопроса «зачем», что в графическом представлении выглядит как разветвление цепи смысловых связей от данной категории вниз на несколько цепочек.

3. Индекс связности полученной структуры (ИСв), определяемый как отношение числа узловых категорий к числу предельных. Очевидно, что минимальное значение этого индекса (0) будет соответствовать наличию ряда изолированных друг от друга линейных цепей связей; большие значения будут соответствовать обильно ветвящейся древовидной структуре связей, сходящихся к одному предельному смыслу.

4. Абсолютное число всех сформулированных испытуемым неповторяющихся категорий.

5. Средняя длина цепей (С.д.ц.), исчисляемая как среднее арифметическое длин всех возможных путей (с учетом всех разветвлений) от исходных к предельным категориям.

6. Продуктивность, определяемая как отношение общего абсолютного числа неповторяющихся категорий, названных испытуемым, к числу исходных категорий.

Структурные индикаторы в совокупности отражают степень зрелости и развитости индивидуального мировоззрения. Сформированное мировоззрение отличается, в частности, большим количеством узловых категорий и, соответственно, большей связностью, большей средней длиной цепей и более высокой продуктивностью.

Контент-анализ направлен на выявление сравнительной частоты встречаемости в протоколах тех или иных типов категорий. Д.А. Леонтьев выделяет три специфических типа категорий и три соответствующих им контент-аналитических или содержательных количественных индикатора:

· Индекс децентрации (ИД) определяется как удельный вес в индивидуальном протоколе категорий, субъектом действия в которых выступают другие люди («Чтобы потомки помнили», «Чтобы дети жили лучше», «Чтобы близкие не страдали», и т.п.). Индекс децентрации, как нам кажется, соответствует тому, в какой степени для субъекта собственное Я выступает абсолютным смысловым центром мира. Даже в норме не так уж редко встречаются протоколы, в которых нет ни одной децентрированной категории. Можно полагать, что в этих случаях мы имеем дело с людьми, которые не соотносят свои помыслы и действия с интересами других людей – для них просто не существует чужих проблем и интересов, иного отношения к жизни, чем их собственное. Там, где децентрированные категории присутствуют, их удельный вес обычно колеблется около 10%. (Примерно такова же обычно доля рефлексивных и негативных категорий.) Чаще всего это бывает ссылкой на абстрактных «других», несколько реже – на детей, внуков, потомков, иногда – на «близких», «окружающих». Присутствие категорий такого рода мы рассматриваем как свидетельство того, что человек рассматривает свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними.

· Индекс рефлексивности (ИР) определяется как удельный вес категорий, описывающих не практическое действие, а психическое отражение («Чтобы ощущать себя в безопасности», «Чтобы знать, что происходит вокруг», «Чтобы начальство ценило» и т.п.). К рефлексивным категориям мы относим только те, где указано, пусть в самом общем виде, содержание соответствующих ментальных процессов, так, например, категория «Знать больше других» рефлексивной не является. Индекс рефлексивности назван так условно. Категории, которые характеризуются как рефлексивные, не обязательно имеют отношение к рефлексии в строгом смысле слова. Общий объединяющий их признак – это то, что все они описывают те или иные акты сознания в широком смысле слова, как собственно интеллектуально-рефлексивные (знать, понимать, сознавать), так и непосредственно-чувственные (чувствовать, ощущать, помнить, не забывать). Их присутствие интерпретируется как развитость внутреннего мира, осознание собственного ментального функционирования. Отсутствие категорий такого рода рассматривается как симптом нарушения регуляторных функций сознания по отношению к практической деятельности. Слишком большое число подобных категорий должно, напротив, рассматриваться как признак чрезмерной интеллектуализации действия, застревания на стадии планирования и обдумывания и наличия трудностей в переходе от замысла к воплощению.

· Индекс неготовности (ИН) определяется как удельный вес категорий, выражающих прямое отрицание («Чтобы не опасаться будущего», «Чтобы близкие не страдали», «Чтобы не остаться одному»). При этом мы не относим к негативным категории, в которых отрицание не выражено грамматически, хотя по смыслу оно может и присутствовать: «Чтобы избежать трудностей», «Чтобы минимизировать активность». Индекс негативности отражает, на наш взгляд, гомеостатическую ориентацию личности. Обосновывая человеческие действия необходимостью уйти от каких-то других действий или переживаний, человек проявляет тем самым склонность к ограничению всякой активности, не вызванной ситуативной необходимостью. Можно предположить, что этот паттерн защитного поведения характерен для ряда невротических заболеваний; мы, однако, не располагаем данными, позволяющими это эмпирически обосновать.

Проективный анализ данных МПС представляет собой содержательную интерпретацию полученных смысловых цепей и структур в аспекте отражения в них глубинных личностных особенностей смысловой сферы испытуемых. Насколько можно судить по прямым оценкам и косвенно выраженному отношению обследуемых к методике, эта информация действительно характеризует некоторые основополагающие паттерны мировоззрения и личности. На сегодняшний день нет стандартной инструкции и процедуры проективного анализа МПС; его можно осуществлять по аналогии с другими вербальными проективными техниками, например, завершения неоконченных предложений или ТАТ. Вместе с тем разработка такой более или менее стандартизованной процедуры представляется перспективной задачей и, возможно, будет осуществлена в будущем.

ТЕСТ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ [7]

Диагностическая цель изучение субъективного переживания индивидом того, насколько он сам определяет ход собственной жизни и насколько его жизнь соответствует его желаниям.

Тест самодетерминации разработан как адаптация шкалы самодетерминации К. Шелдона, исправленная и существенно дополненная по результатам апробации на русскоязычных выборках. Самодетерминация в психологии понимается как способность индивида определять ход собственной жизни, принимая и воплощая в жизнь решения с опорой на собственные ценности, а не на требования окружающих, факторы ситуации и пр. Тест включает в себя две шкалы: шкалу автономии и шкалу самовыражения.

Контингент: тест предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция. Прочитайте каждую пару утверждений и подумайте, какое из них лучше соответствует вам в данный период вашей жизни. Укажите, в какой степени вы предпочитаете то или иное утверждение, пользуясь 5-балльной шкалой:

А 1 2 3 4 5 Б
  Верно только А Верно скорее А Оба утверждения отчасти верны  Верно скорее Б Верно только Б  

Текст опросника

Обычно я свободно делаю то, что я хочу 1 2 3 4 5 Я часто занимаюсь делами, которые выбрал не я.
Я часто чувствую, что то, чем я занимаюсь, не вполне соответствует мне. 1 2 3   4 5 Обычно я чувствую, что то, чем я занимаюсь, вполне соответствует мне.
Я всегда чувствую, что у меня есть выбор в том, что я делаю. 1 2 3 4 5 Я часто чувствую, что у меня нет выбора в том, что я делаю.
Мои чувства и переживания часто кажутся мне как будто бы чужими. 1 2 3 4 5 У меня всегда есть ощущение, что мои чувства и переживания – мои собственные.
Я всегда сам принимаю решение делать то, что я должен, и чувствую, что это решение – моё собственное. 1 2 3 4 5 Я часто делаю то, что должен, но не чувствую, что это мой собственный выбор.
Я чувствую, что лишь изредка проявляю себя по-настоящему. 1 2 3 4 5 Я чувствую, что действительно проявляю себя в том, что я делаю.
Чаще всего Я делаю то, что мне интересно делать. 1 2 3 4 5 Чаще всего я делаю то, что я обязан делать.
Когда я заканчиваю какое-либо дело, у меня иногда возникает чувство, как будто оно сделано не мной. 1 2 3 4 5 Когда я довожу до конца какое-либо дело, я всегда чувствую, что оно сделано мной.
Я всегда чувствую, что делаю то, что я выбираю сам. 1 2 3 4 5 Я часто делаю не то, что я сам хотел бы выбрать.
Иногда моё лицо в зеркале кажется мне как будто бы чужим. 1 2 3 4 5 Моё лицо в зеркале всегда кажется мне моим собственным.
Я чувствую, что то, чем я занимаюсь по жизни, действительно ценно для меня. 1 2 3 4 5 Я часто чувствую, что то, чем я занимаюсь, не имеет для меня никакой ценности.
Мой стиль одежды и поведения часто не соответствует тому, как я себя ощущаю. 1 2 3 4 5 Обычно мой стиль одежды и поведения вполне соответствует тому, как я себя ощущаю.
Чаще всего я делаю то, чего хочу я сам. 1 2 3 4 5 Чаще всего я делаю то, чего от меня хотят другие люди.
В моей жизни нет людей, в общении с которыми я могу быть самим собой. 1 2 3 4 5 В моей жизни есть люди, в общении с которыми я могу быть самим собой.
Когда я чувствую, что у меня нет выбора, я беспокоюсь. 1 2 3 4 5 Когда я чувствую, что у меня нет выбора, я испытываю облегчение.
Иногда моё тело кажется мне как будто бы чужим. 1 2 3 4 5 Я всегда ощущаю своё тело как мою собственную часть.
Если я занимаюсь тем, что мне не нравится, я всё равно чувствую, что это выбрал я сам. 1 2 3 4 5 Мне часто не нравится то, чем мне приходится заниматься, но у меня нет выбора.
Я чувствую, что чаще всего общаюсь не с теми людьми, с кем я на самом деле хотел бы общаться. 1 2 3 4 5 Я чувствую, что чаще всего я общаюсь с теми людьми, с кем я действительно хочу общаться.
Чаще всего я действую в соответствии со своими собственными решениями. 1 2 3 4 5 Чаще всего я действую в соответствии с тем, что от меня требуется.
Я часто чувствую, что живу как будто бы чужой жизнью. 1 2 3 4 5 Как правило, я чувствую, что жизнь, которой я живу – действительно моя.

 

Ключи и интерпретация результатов (нормы для учащихся):

Обработка результатов

Для получения суммарного балла по шкале автономии следует перевести путем замены обведенные цифры по пунктам: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 17, 19 из восходящей шкалы 1 2 3 4 5 в нисходящую 5 4 3 2 1 и сложить их. Среднее: 33.5, стандартное отклонение: 6.25.

Для получения суммарного балла по шкале самовыражения следует сложить обведённые цифры по чётным пунктам методики: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Среднее: 37.8, стандартное отклонение: 7.00.

Интерпретация результатов

Шкала автономии измеряет степень воспринимаемого выбора, или степень уверенности человека в том, что у него есть в жизни возможность выбора и что он сам делает этот выбор, определяя ход собственной жизни. Люди с высокими баллами (от 39 до 45) ощущают жизнь как подвластную их собственному контролю, ощущают, что они сами способны выбирать направление собственной жизни и принимать решения, определяющие её ход; таким образом, они принимают на себя ответственность за ход собственной жизни. Люди с низкими баллами (от 9 до 26), напротив, ощущают, что их жизнь определяется не столько их собственными желаниями и усилиями, сколько внешними факторами; они переживают отсутствие выбора. Это переживание может отражать действительную ситуацию (когда обстоятельства вынуждают человека действовать так, как он не хотел бы), а может быть скрытой формой снятия с себя ответственности за собственную жизнь. Средние баллы (от 27 до 38) свидетельствуют о среднем уровне переживания выбора.

Шкала самовыражения измеряет, в какой мере человек переживает собственную жизнь как соответствующую его собственным желаниям, потребностям и ценностям. Высокие баллы (от 45 до 50) свидетельствуют о переживании самовыражения, когда человек чувствует, что его жизнь действительно соответствует ему. Это соответствие связано с переживанием самотождественности, когда человек принимает свои чувства и действия как свои собственные, не стремясь дистанцироваться от них. Низкие баллы (от 10 до 30) свидетельствуют о неудовлетворённости жизнью, ощущении, что жизнь проживается не так, как хотелось бы. Это связано с переживанием самоотчуждения, когда человек стремится дистанцироваться от собственных чувств и поступков. Средние баллы (от 31 до 44) свидетельствуют об умеренном переживании самовыражения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.046 с.)