Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний зунге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний зунге



  (в адаптации т. и. балашовой) [10]

Диагностическая цель: дифференциальная диагностика депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Депрессия выражает собой полную противоположность счастью и сопровождается чувством печали, отчаяния, неверием в возможность что-либо изменить, ощущением собственной незначимости, отрицанием смысла жизни вплоть до суицидальных намерений.

Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура исследования: Полное тестирование с обработкой занимает 20 – 30 мин. Обследуемый отмечает ответы на бланке.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете себя в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. При этом цифра 1 – никогда или изредка; 2 – иногда; 3 – часто; 4 – почти всегда или постоянно».

Бланк для ответов (текст опросника)

Фамилия_____________________ Дата___________

 

1. Я чувствую подавленность.....................1 2 3 4

2. Утром я чувствую себя лучше всего.........1 2 3 4

3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам.......................1 2 3 4

4. У меня плохой ночной сон.....................1 2 3 4

5. Аппетит у меня не хуже обычного...........1 2 3 4

6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом....................................... 1 2 3 4

7. Я замечаю, что теряю вес...........................1 2 3 4

8. Меня беспокоят запоры.........................1 2 3 4

9. Сердце бьется быстрее, чем обычно.........1 2 3 4

10. Я устаю без всяких причин....................1 2 3 4

11. Я мыслю также ясно как всегда..................1 2 3 4

12. Мне легко делать то, что я умею.............1 2 3 4

13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте....................1 2 3 4

14. У меня есть надежды на будущее............1 2 3 4

15. Я более раздражителен, чем обычно........1 2 3 4

16. Мне легко принимать решения...............1 2 3 4

17. Я чувствую, что полезен и необходим.......... 1 2 3 4

18. Я живу достаточно полной жизнью......... 1 2 3 4

19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру................1 2 3 4

20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда................................. 1 2 3 4

 

Обработка результатов

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД = S + Z,

где S – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

Z – сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Интерпретация результатов

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.

Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного иди невротического генеза.

При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

 

ТРЕВОЖНОСТЬ И ДЕПРЕССИЯ (Т и Д) [11]

Диагностическая цель: выявление состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.

Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция: «Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне.

Если состояний, указанных в вопросе, у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;

если встречаются очень редко – 4 балла;

если бывают временами – 3 балла;

если они бывают часто – 2 балла;

если почти постоянно или всегда – 1 балл.

Если вопрос Вам не понятен – обратитесь за разъяснением».

Исследование может быть как коллективное, так и индивидуальное.

 

Текст опросника

Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?

Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?

Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?

Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?

Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?

Ожидание Вас тревожит и нервирует?

У Вас бывают кошмарные сновидения?

Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?

Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?

Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?

Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

Вам часто хочется побыть одному?

Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушны или даже неприязненно?

Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?

Прежде, чем принять решение, Вы долго колеблетесь?

У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

Обработка результатов

Проставленные баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в таблицах 7 и 8, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

Таблица 7. Значение диагностических коэффициентов тревожности

Номера признаков

Баллы

1 2 3 4 5
2 -1,38 -0,44 1,18 1,31 0,87
4 -1,08 -1,3 -0,6 0,37 1,44
8 -1,6 -1,34 -0,4 0,6 0,88
9 -1,11 0 0,54 1,22 0,47
10 -0,9 -1,32 -0,41 -0,41 1,2
11 -1,19 -0,2 1,04 1,03 0,4
13 -0,78 -1,48 -1,38 0,11 0,48
14 -1,26 -0,93 -0,4 0,34 1,24
17 -1,23 -0,74 0 0,37 0,63
19 -1,92 -0,36 0,28 0,56 0,1

 

Таблица 8. Значение диагностических коэффициентов депрессии

номера признаков

Баллы

1 2 3 4 5
1 -1,58 -1,45 -0,41 0,7 1,46
3 -1,51 1,53 -0,34 0,58 1,4
5 -1,45 - 1,26 -1 0 0,83
6 -1,38 - 1,62 -0,22 0,32 0,75
7 -1,3 - 1,5 -0,15 0,8 1,22
12 -1,34 - 1,34 -0,5 0,3 0,72
15 -1,2 - 1,23 -0,36 0,56 -0,2
16 -1,08 - 1,08 -1,18 0 0,46
18 -1,2 - 1,26 -0,37 0,21 0,42
20 -1,08 -0,54 -0,1 0,25 0,32

Интерпретация результатов

Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая –1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.

Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

 

ОПРОСНИК ОПТИМИЗМА – ШОСТО М. СелигманА

(адаптация Т.О. Гордеевой, В.Ю. Шевяховой) [12]

Диагностическая цель: изучение оптимизма – пессимизма, как личностного стиля поведения и оценки жизненных ситуаций.

Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция: Для ответа на каждый из вопросов вы можете затратить столько времени, сколько хотите. Среди ответов нет ни правильных, ни неправильных. Прочитайте описание каждой ситуации и постарайтесь наглядно представить, что все это происходит с вами. Может быть, вы не попадали в некоторые из описанных ситуаций, но это не имеет значения. Может случиться так, что, с вашей точки зрения, ни один из ответов не подходит точно; тогда постарайтесь выбрать тот из них, который, как вам кажется, точнее вам подходит.

 

Текст опросника

1. Таинственный(ая) поклонник(ца) дарит Вам цветы. Вы думаете:

А. Видно, я ей (ему) нравлюсь.

Б. Неудивительно, я многим нравлюсь.

2. Вы побеждаете в конкурсе на выборную должность.

А. Я потратил(а) много времени и сил, чтобы победить в этом конкурсе.

Б. Я всегда работаю упорно.

3. Вы пропускаете важную встречу. Вы думаете:

А. Я иногда забываю заглянуть в ежедневник.

Б. Иногда моя память меня подводит.

4. Вы организовали отличный прием гостей.

А. Я был(а) особенно хорош(а) этим вечером.

Б. Я вообще хороший хозяин (хозяйка).

5. Вы проваливаетесь на важном экзамене. Вы думаете:

А. Я плохо к нему подготовился(лась).

Б. Я глупее остальных сдававших этот экзамен.

6. Вы приготовили особое блюдо для друга (подруги), а он (она) едва ли к нему притронулся(лась).

А. В этот раз у меня было мало времени на готовку.

Б. Я плохо готовлю.

7. Вы проигрываете в спортивном состязании, к которому долго готовились.

А. Я не слишком успешен(на) в этом виде спорта.

Б. У меня плохие спортивные задатки.

8. В споре с другом(подругой) Вы выходите из себя.

А. Он (она) был(а) в плохом настроении.

Б. Он (она) постоянно доводит меня.

9. С Вас сняли премию за то, что Вы не сдали вовремя отчет. Выдумаете:

А. В этот раз я не успел(а) вовремя его сдать.

Б. Вечно я сдаю материалы позже, чем надо.

10. Команда, за которую Вы болеете, выиграла матч.

А. Они хорошо играли в тот день.

Б. Они – хорошая команда (профессионалы, которые хорошо знают свое дело).

11. Вы пригласили кого-то на свидание, но Вам отказали. Вы думаете:

А. Мне не удалось быть достаточно убедительным и обаятельным(ой).

Б. Наверное, я непривлекательный(ая).

12. На вечеринке Вас постоянно приглашают танцевать. Вы думаете:

А. Я особенно хорошо выглядел (а) в тот день.

Б. Как правило, я имею успех на вечеринках.

13. Вы начали учить иностранный язык, но продвигаетесь вперед очень медленно. Вы думаете:

А. У нас плохой преподаватель.

Б. Мне всегда было сложно учить язык.

14. Вы очень успешно отвечали на собеседовании при приеме на работу.

А. Я чувствовал(а) себя особенно уверенно во время собеседования.

Б. Я успешно прохожу собеседования.

15. Ваш начальник дает слишком мало времени, чтобы закончить проект, но вы успеваете в срок.

А. Мне хорошо дается эта работа.

Б. Я работаю эффективно.

16. Вы спасли тонущего человека, сделав ему искусственное дыхание.

А. Я знаю несколько приемов, которые помогают спасти тонущего человека.

Б. Я знаю, что делать в критических ситуациях.

17. Во время отпуска Вы отправляетесь в турпоездку, и Вас селят в отвратительном отеле. Вы думаете:

А. В этот раз мне не повезло с турфирмой.

Б. Как правило, отдых мне не удается.

18. Друг (подруга) говорит что-то, что сильно Вас задевает. Вы думаете:

А. У него (нее) сегодня было плохое настроение и он(а) вылил (а) свое недовольство на меня.

Б. Он (она) вечно болтает, не думая о чувствах других людей.

19. Начальник обращается к Вам за советом. Вы думаете:

А. Я специалист в той области, которая его интересовала.

Б. Я умею давать ценные советы.

20. Друг (подруга) благодарит Вас зато, что Вы помогли ему (ей)в беде.

А. Мне было важно помочь ему (ей) в трудную минуту.

Б. Я неравнодушен(на) к бедам других людей.

21. Ваш врач говорит, что Вы в хорошей физической форме.

А. Я стараюсь не забывать постоянно делать физические упражнения.

Б. Я уделяю много внимания своему здоровью.

22. Начальник недоволен качеством отчета, который Вы сдали ему накануне.

А. Я потратил недостаточно времени на подготовку этого отчета.

Б. Начальник всегда мной недоволен.

23. Ваш молодой человек (девушка) или супруг (супруга) устраивает Вам романтичные выходные.

А. Ему (ей) нужно было сменить обстановку.

Б. Он (она) любит новые места.

24. Вы ушли из дома, забыв закрыть кран с водой, и залили свою квартиру и квартиру соседей. Вы думаете:

А. У меня голова была забита совсем другим, и я сам(а) не знаю, как забыл(а) выключить этот кран.

Б. У меня что ни день, то неприятности.

25. Вас просят возглавить важный проект.

А. Недавно я успешно закончил(а) похожий проект.

Б. Я –хороший руководитель.

26. Вы выиграли престижную награду.

А. Я нашел(а) решение важной проблемы.

Б. Я победил, потому что я лучший (лучшая).

27. Вы потратили деньги на дорогой спортивный тренажер (кухонный комбайн, др.), но выяснилось, что это совершенно бесполезная вещь.

А. Мне показалась убедительной реклама этого товара.

Б. Я не умею тратить деньги.

28. Вы набрали пару килограмм за выходные и никак не можете сбросить.

А. Диета, которую я попробовал (а), не помогла мне.

Б. Диеты мне не помогают.

29. Вы неожиданно обнаружили, что у Вас в квартире за неуплату отключают электроэнергию.

А. Я забыл (а) пополнить свой счет.

Б. Я плохо отслеживаю свои траты.

 

Обработка результатов:

За каждый ответ, совпадающий с ключом, дается 1 балл, далее подсчитывается сумма набранных баллов.

1Б, 2Б, 3А, 4Б, 5А, 6А, 7А, 8А, 9А, 10Б, 11А, 12Б, 13А, 14Б, 15Б, 16Б, 17А, 18А, 19Б, 20Б, 21Б, 22А, 23Б, 24А, 25Б, 26Б, 27А, 28А, 29А.

 

и нтерпретация:

25 – 29 баллов –человек оптимист во всех жизненных ситуациях. Вера в то, что все будет хорошо, не покидает его ни при каких обстоятельствах. Успехи только усиливают энергию и энтузиазм, а неудачи расстраивают совсем ненадолго, поскольку он верит, что все можно исправить и изменить к лучшему, и в жизни есть много интересного. В каждой трудности он видит новый вызов и новые возможности. Вера в то, что мир прекрасен, что мы живем в «самом лучшем из возможных миров» и успех зависит от вложенных усилий, а неудачи временны и скоро пройдут.

Следует остерегаться проявлять чрезмерный оптимизм в ситуациях, когда требуется осторожность и осмотрительность. Склонность преувеличивать свои достижения может стать препятствием на пути к достижениям.

15 – 24 балла – умеренный оптимизм. Человек не расстраивается из-за неудач, ведь они неизбежны, если делаешь что-то достойное в жизни. Оптимизм и жизнестойкость помогают находить позитивные стороны в негативных событиях, смотреть на жизнь гибко и реалистично. Склонность проявлять ответственность и планировать пути решения возникших проблем, а не искать виновных. Реалистичность восприятия своих успехов и неудач, надежда на лучшее, вера в успех, сопровождающаяся необходимыми действиями для его достижения.

8 – 14 баллов –умеренный пессимизм. Человек очень реалистично оценивает жизненную реальность, осведомлен о подлинном положении вещей и не строит несбыточных планов. Подходящей деятельностью могут стать: работа финансового директора, бухгалтера, юриста, инженера по технике безопасности, бизнес-администратора. Пессимизм помогает в ситуациях, требующих анализа и осмотрительности, но мешает в ситуациях, требующих риска и уверенности в себе.

 

1 до 7 баллов – склонность к пессимистическому (негативному) видению жизни. В реализации каждой представляющейся возможности человек видит трудности и легко сдается. Кажется, что жизнь чрезмерно сложна и запутанна, что рок и судьба – являются определяющими в жизни. Недооценивается роль собственной активности, усилий, настойчивости в достижении успеха. Склонность слишком часто винить себя в происходящих неудачах и недооценивать свой собственный вклад в успех дела, сравнивать себя с другими, более успешными, и всегда не в свою пользу. Человек считает, что неудачи имеют постоянную и неизменную природу и распространяются на все стороны жизни; при этом возможные последствия драматизируются.

 

МЕТОДИКА СТОУН–В (СТИЛЬ ОБЪЯСНЕНИЯ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ) (Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, В.Ю. Шевяхова) [13]

Диагностическая цель: изучение атрибутивного стиля мышления: оптимистического – пессимистического (стиль объяснения жизненных событий).

В своей социальной жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью объяснения происходящих событий. Он стремится к пониманию собственного мира и мира вокруг себя, делая его упорядоченным. Объяснения, выстроенные людьми, в целом носят причинный характер. Выделяя определенные условия, характеристики окружающих, как обусловливающие наблюдаемое, субъект концентрируется на нахождении «подлинных» причин, пытаясь отделить их от второстепенных. Причинные или каузальные объяснения, таким образом, становятся мощными инструментами предсказания и контроля. Оптимизм и пессимизм – это ценностная сторона мировосприятия, в ней мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нём добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий. Это общий тон и настрой, пронизывающий конкретное содержание представлений, но не обусловливающий его строго однозначно. Таким образом, пессимистический атрибутивный стиль – стиль объяснения событий, при котором человек рассматривает происходящие с ним негативные события как вызванные постоянными и широкими причинами и не склонен верить, что он может их контролировать. Люди, с пессимистическим стилем объяснения, склонны к обобщениям, а также ригидному застреванию на одной единственно возможной причине происходящего. Удачи же, напротив, воспринимаются ими как временные, случайные и, по сути, не поддающиеся контролю, от них не зависящие. В отличие от пессимистичного стиля объяснения событий, оптимистический атрибутивный стиль – стиль объяснения событий, при котором успехи воспринимаются как стабильные, глобальные и контролируемые, а неудачи как временные, локальные и изменяемые. Оптимист видит в неудаче вызов, то есть интересную и трудную задачу, которую предстоит решить, а не опасность или угрозу

Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция: Это – не тест. Эта анкета предназначена для того, чтобы исследовать уникальные аспекты Вашего мышления в различных ситуациях. Первый ответ, который приходит Вам в голову, и есть самый лучший.

В анкете перечислены 24 события–ситуации. Ответьте на вопросы о каждом событии следующим образом:

Представьте себе живо и наглядно каждое событие так, как будто оно происходит прямо сейчас, даже если кажется, что эта ситуация не из Вашей жизни.

1. Подумайте, какова основная причина произошедшей ситуации, если бы подобное произошло с Вами, и напишите развернутый ответ.

Для двух вопросов, которые следуют за Вашим ответом, обведите кружочком цифру от 1 до 6, которая обозначает Ваш ответ. Старайтесь избегать средних ответов.

 

Текст опросника



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.085 с.)