Понятие счастья в отечественных и зарубежных психологических исследованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие счастья в отечественных и зарубежных психологических исследованиях



Что такое счастье, как его «измерить», как управлять своим счастьем – на эти вопросы пытаются ответить как научная, так и житейская психология. Зародилось понятие счастья в житейской психологии, о чём свидетельствуют многочисленные легенды, притчи, пословицы и поговорки на эту тему. При этом некоторые факты житейской психологии нашли свое эмпирическое подтверждение. Поэтому рассматривая вопросы психологии счастья, обратимся, прежде всего, к научному подходу (анализ житейских рассуждений будет дан позже).

На сегодняшний день существует достаточно обширная философская, литературоведческая, культурологическая, социологическая, богословская библиография по проблеме счастья. Все многообразие исследований по вопросам счастья позволяет говорить о трех подходах к пониманию этого явления. Так  М.В. Лапухина в своей статье «Философия и культура XX века в представлениях о феномене счастья» выделяет следующие подходы (М.В. Лапухина, 2006).

1) Социологический подход – «социология счастья», сущность которого заключается «в признании внешней по отношению к человеку, социальной природы счастья. В рамках данной теории счастье и человек представляются обособленными феноменами, связь между которыми осуществима только в процессах деятельности индивида, направленных на достижение сформулированных обществом эталонов потребностей и благ» (М.В. Лапухина, 2006, с.28). Другими словами в рамках данного направления изучается степень значимости различных «благ» для человека (материальный достаток, социальный статус, наличие семьи) и их влияния на формирование счастья.

2) Историко-культурный подход. Представляет собой объединение психологии с эзотерическими теориями, этнокультурными мировоззренческими основами (культура, фольклор, религия). В рамках данного направления акцент ставится на то, что настоящее счастье человека зависит от его духовной и нравственной природы. Соответственно счастье – это естественное состояние человека, потенциал которого он должен реализовать в процессе гармоничного становления и взаимодействия с внешним миром, заключенном в мире природы, культуры и социума.

3) Социально-психологическое направление, в рамках которого уделяется внимание субъективному миру личности, определению степени его благополучия на фоне изучения позитивно окрашенного самочувствия, положительной аффективности, психологического здоровья, моральности, стойкости духа и т.п.

Именно последнее направление включает психологические исследования, на которых остановимся подробно.

Нужно отметить, что для характеристики состояния субъективного мира личности в аспекте его благоприятности (а также для оценки отношения к социальному пространству, себе и другим) психологи употребляют различные термины: счастье, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, субъективное (психологическое) благополучие, субъективное качество жизни и т. д. Указанное терминологическое многообразие приводит к тому, что одни авторы используют эти понятия как синонимичные, другие указывают на различия в них. Чтобы понять, в чем сходство и в чем отличие этих терминов, обратимся к рассмотрению их содержания.

Как отмечает ряд исследователей (Т.А. Гребенщикова, И.А. Джидарьян, А.З. Шапиро, 2009), проблемы счастья и удовлетворенности жизнью нашли свое отражение в двух основных концепциях – гедонизма и эвдемонизма, которые мало отличались, т.к. оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья).

Гедонизм(греч. hedone – наслаждение) – тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. Как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа Аристиппа Киренского (435–355 до н.э.), учившего, что добром является все то, что доставляет наслаждение. С самого начала гедонизм складывался как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установками, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность (Р.Г. Апресян, 2009; электр. ресурс). Идеи гедонизма получили развитие в бихевиоризме, психоанализе и дали название отдельного направления современной психологии – гедонистической.

Эвдемонизм (от греч. eudemonia – счастье) – учение Эпикура, для которого стремление к удовольствию – основа нравственного поведения, само же удовольствие – высшее благо, поскольку только естественные и необходимые удовольствия не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Это учение развил Аристотель, утверждавший, что состояние счастья – блаженства как высшего совершенства предполагает стремление человека соответствовать своему «подлинному Я», которое обретается путем развития всех потенций, заложенных в каждом человеке (Р.Г. Апресян, 2009, электр. ресурс). Идеи эвдемонизма нашли отражение во многих современных теориях личности в рамках гуманистической, экзистенциальной и позитивной психологии, например, в представлениях о «полностью функционирующей личности» К. Роджерса, «личностной идентичности» Э. Эриксона, «самоактуализации» А. Маслоу, «личностной выраженности» А. Уотермана.

Несколько позже появилась позитивная психология, основной задачей которой стало изучение путей и возможностей достижения человеком хорошей и достойной жизни, процветания. Именно в рамках позитивной психологии и появились: психологическая теория «субъективного благополучия» (эмоциональной и когнитивной оценке людьми удовлетворенности собственной жизнью) (Э.Динер, С.Рифф, Б.Сингер и др.), концепция «аутентичного счастья» М.Селигмана, теория счастья М.Аргайла

Интерес к проблеме счастья был всегда, но он заметно вырос во второй половине ХХ века, в связи с чем появилось множество определений счастья. Многообразие библиографических источников не приводит исследователей к единому пониманию этого феномена. Само понимание счастья, как отражающее экзистенциальный аспект бытия человека, восприятие и понимание мира в целом и сущности личности, содержит в себе множество противоречий (Л. В. Куликов, 2006, электр. ресурс). Так счастье определяется и как эмоциональное состояние, и как моральное сознание, и как осознание удовлетворенности. В частности, обратившись к различным словарям, можно найти следующие определения счастья. «Счастье – понятие морального сознания, состояния человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни» (Большой энциклопедический словарь, 1999). В философском словаре счастье описывается как «аксиологическое понятие, обозначающее для конкретного индивида оптимальное сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом» (Философский словарь, 1980, с. 326). В Словаре русского языка счастье определяется как чувство и состояние полного удовлетворения (С. И. Ожегов, 2008). С точки зрения Философского энциклопедического словаря: «Счастье – это чувственно-эмоциональная форма идеала, понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого предназначения» (Энциклопедический словарь, 1963).

Обратимся к психологическому содержанию понятия счастья. Появившись как направление в психологических исследованиях (хотя и достаточно опосредовано) во второй половине XX века, под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Роджерс, В. Франкл и др.), психология счастья получила свое распространение лишь в конце 1990-х годов благодаря позитивной психологии (М. Селигман, Дж. Вейланат, Д.-Г. Майерс, Э. Динер, М. Чиксентмихайли и др). В отечественной психологии проблемы психологии счастья наиболее полно были проанализированы в исследованиях И.А. Джидарьян (И.А. Джидарьян, 2001).

В контексте психологических исследований счастья, как правило, исходят из трех основных принципов (Д.-Г. Майерс, Э. Динер, 1995):

1) влияние жизненных событий относительно кратковременно, что обусловлено адаптацией к ним человека;

2) жизненные события как источники счастья (или страдания) и возможность для роста личности должны рассматриваться с точки зрения мировоззрения соответствующей культуры;

3) в общий уровень счастья человека свой вклад вносят его цели и ценности (Р. Эммонс, 2003).

Б. С. Братусь выделяет 4 ступени развития представлений человека о счастье (Б. С. Братусь, 1994):

Эгоцентрическая ступень. Человек счастлив независимо от того, счастливы ли вокруг другие. Плюсом даже является, если окружающие вокруг несчастны – на этом фоне ярче выражается собственное счастье.

Счастье связано с процветанием группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если несчастна его группа.

Счастье подразумевает его распространение на всех людей, все человечество.

Появляется ощущение связи с Богом, и счастье представляется как служение Ему и соединение с Ним.

Указанные принципы легли в основу разработки психологических исследований счастья человека.

Так, М. Аргайл отмечал, что счастье понимается и как состояние человека, которое соответствует наибольшей удовлетворенности условиями своего существования, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего назначения, и как осознание человеком удовлетворенности своей жизнью, и как частота и интенсивность позитивных эмоций (М. Аргайл, 2003). При этом, по мнению М. Аргайла, существует три концепции счастья: физиологическая (счастье переживается человеком при высокой концентрации в организме серотонина, дофаминов, эндорфинов и т.п., выработка которых связана с физиологическими наслаждениями, в которых задействованы рецепторы: вкусная еда, занятия спортом, свежий воздух и т.п.); коммуникативная (в общении и благоприятных отношениях с близкими, значимыми людьми, когда человек влюблен, имеет друзей, он испытывает счастье); потребностная (счастье порождается удовлетворением важных для человека потребностей; так например достаточно распространены исследования «счастливых стран» на основе изучения индекса счастья (Happy Planet Index) отражающего благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах мира. В частности, в Университете Эразма Роттердамского (в Нидерландах) была разработана «Мировая база данных о счастье» на основе изучения 48 стран, где десятку самых счастливых стран составили Испания, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Австралия, Дания, Ирландия, Бельгия, Британия, США. (М. Аргайл, 2003). Такие подходы к пониманию счастья можно обозначить как достаточно утилитарные, где «теряется» сам человек – мыслящий, ответственный, активный – субъект своей жизни.

В своем исследовании В.И. Меренков выделяет две концепции счастья (В.И. Меренков, 2010). В одной из них счастье – характеристика субъекта жизни как целостности, которая представлена сложной эмоционально-когнитивной структурой, фон которой составляют соотнесенные позитивные и негативные чувства и переживания человека (такое понимание счастья представлено в трудах И.А. Джидарьян, Т.А. Гребенщиковой, А.З. Шапиро). Вторая концепция счастья базируется на теории переживаний человека (эмоции, чувства, аффекты), где счастье включает в себя удовлетворенность жизнью в целом или отдельной сферой жизнедеятельности (М. Аргайл, В.И. Меренков). Выделенные концепции счастья, не смотря на определенную разницу в интерпретации феномена счастья достаточно схожи, что позволяет заключить следующее.

В целом, счастье можно определить как психологический феномен, характеризующийся осмысленностью жизнедеятельности человека, доминированием позитивного эмоционального состояния, целостным восприятием времени, положительным отношением к себе и окружающему миру. Соответственно и рассмотреть счастье как психологический феномен можно с точки зрения трех основных позиций: как ценность (цель или результат деятельности), как позитивное аффективное состояние и как удовлетворенность жизнью (Н. В. Виничук, 2008).

В понимании счастья как ценности можно выделить две основные позиции: счастье как мотив (жизненная цель и объект стремлений) и как результат деятельности человека. Так, по мнению И. А. Джидарьян, счастье связано с «миром ценностных отношений и приоритетов». В своей книге «Представление о счастье в российском менталитете» автор выделяет три феноменологических базовых типа счастья: «гедонистический», «смысложизненный» и «настороженно-оборонительный», которые связаны с мотивационно-потребностной сферой. Р. Эммонс с позиций развиваемого им «целевого» подхода, отмечает, что «когда люди ориентируют свою жизнь на достижение духовных результатов, им свойственно переживать свою жизнь как подлинную, целостную и осмысленную». Автор подчеркивает, что во многом именно личностные стремления обуславливают различные уровни (аффективный, когнитивный и физический) субъективного благополучия. А личностный смысл рассматривается им как значимый фактор счастья, которое при этом оказывается «побочным продуктом участия в достойных проектах и занятиях, не ставящих достижение счастья главной целью» (Р. Эммонс, 2003). Таким образом, счастье способно одновременно выступать в двух различных ролях: в роли оценок, «помечающих» предмет деятельности и регулирующих ее ход, и в роли ценностей, которые обогащают и превращают в дополнительный мотив деятельности сам ее процесс (Н. В. Виничук, 2008).

Счастьекак позитивное аффективное состояние (чувство или эмоция) представляет собой многомерное переживание, которое складывается из отдельных чувств, настроений, эмоциональных оценок (в том числе и отрицательных). Счастье интегрирует эти чувства и эмоции в общую положительную оценку человеком течения своей жизни (Б. И. Додонов, 1978). Основным показателем счастья соответственно является эмоция радости, которая зачастую используется еще и в качестве синонима. Отсюда М. Аргайл определяет счастье как осознание человеком удовлетворенности своей жизнью или как частоту и интенсивность положительных эмоций. Радость – эмоциональная, а удовлетворенность – когнитивная составляющая счастья; это рефлексивная оценка, суждение о том, насколько все было и остается благополучным. В некоторых случаях счастье рассматривают и как синоним, и как аффективный компонент субъективного благополучия, наряду с эмоциональным комфортом и личным благополучием. Остановимся на понятии субъективного благополучия более подробно.

Под субъективным благополучием понимается интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к самому себе и к своей жизни. Одним из первых, теоретическое обоснование понятия психологического благополучия дал Н. Брэдберн. Он отождествляет психологическое благополучие с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворённостью жизнью (П.П. Фесенко, 2005). Н. Брэдберн создал модель психологического благополучия, которая, представляет собой баланс двух постоянно взаимодействующих аффектов – позитивного и негативного. События повседневной жизни, несущие в себе радость или разочарование, отражаясь в сознании человека, накапливаются в виде соответственно окрашенного аффекта. Разница между позитивным и негативным аффектами является показателем психологического благополучия и отражает общее ощущение счастья или несчастья и удовлетворённостью или не удовлетворенностью жизнью (П.П. Фесенко, 2005).

Впоследствии Э. Динером вводится понятие «субъективное благополучие», которое, по его мнению, состоит из трёх основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. При этом удовлетворение является когнитивной составляющей благополучия (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни), соответственно позитивные и негативные эмоции отражают аффективный аспект благополучия. Э. Динер отмечает, что субъективное благополучие является не только показателем того, насколько человек погружен в депрессию или тревогу, но свидетельством того, насколько один человек счастливее другого, (что также делает счастье тождественным субъективному благополучию). Э. Динер также подчеркивает, что при изучении психологического благополучия необходимо учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и принимать во внимание внутреннюю, индивидуальную систему координат, с которой человек соотносит собственное психологическое благополучие. Таким образом, можно предположить, что у каждого человека есть некоторый внутренний эталон, с которым он соотносит представление о своем собственном психологическом благополучии (П.П. Фесенко, 2005).

Р. Эммонс, описывая структуру субъективного благополучия также подчеркивает, что оно базируется на трех составляющих: позитивном аффекте (уровень, приносящий удовольствие вовлеченности человека в мир, что подразумевает счастье человека), негативном аффекте (уровень субъективного дистресса) и на когнитивной составляющей удовлетворенности жизнью (Р. Эммонс, 2003). При этом именно позитивный аффект субъективного благополучия представляет собой счастье человека.

Анализируя понятие субъективного благополучия важно отметить, что на сегодняшний день существуют теории (Р. Райен, К. Рифф, Э. Динер, А. Вотерман и др.), где по-разному расставлены акценты в терминах, описывающих благополучие человека. В частности существуют теории, где благополучие описывается в терминах удовлетворённости – неудовлетворённости (гедонистические теории), теории, где доминирующим при определении благополучия является личностный рост, ценности и жизненные смыслы человека (эвдемонические теории), а также теории объединяющие два этих подхода. К последним относится шестикомпонентная теория К. Рифф, основанной на концепциях гуманистической психологии (проблема позитивного психологического функционирования). Автор выделяет шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост, каждый из которых, являясь аспектом позитивного функционирования личности, может достигать разной степени выраженности, определяя уникальную структуру и интегральный показатель психологического благополучия человека (П.П. Фесенко, 2005).

Одним из современных отечественных исследований субъективного благополучия является работа П.П. Фесенко (2005). Проведенный автором теоретический анализ понятия субъективное благополучие позволил ему сформулировать следующее определение. «Психологическое благополучие является интегральным показателем степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью» (П.П. Фесенко, 2005). Понятие «психологическое благополучие» делает акцент на субъективную эмоциональную оценку человеком себя (акцент на то, каким образом воспринимаются самой личностью различного рода трудности, проблемы психические или соматические заболевания) и собственной жизни, а также на аспектах позитивного личностного функционирования (переживании человеком счастья и удовлетворённостью самим собой и своим окружением). При этом автор использует термин «идеальное психологическое благополучие» как степень направленности личности на реализацию компонентов позитивного функционирования (выраженность стремления реализовать себя в автономном существовании, в поддержании позитивных отношений с окружающими людьми, направленности на личностный рост и пр.); и понятие «актуальное психологическое благополучие» – субъективная оценка степени реализованности этой направленности в реальной жизни личности. Структура идеального и актуального психологического благополучия, как подчеркивает автор, может не совпадать. При этом, им вводится понятие уровня актуального психологического благополучия – высокое и низкое психологическое благополучие. Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий – преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья).

Таким образом, субъективное благополучие личности, включает в себя множество субъективных и объективных компонентов (социально-нормативные ценностные установки, оценку своего существования на основе соотнесения частных и обобщенных представлений о своей жизни и самореализации в ней, различные эмоциональные показатели), которые составляют основу отношений личности к окружающему миру, основу мировоззрения и жизненной концепции. Субъективное благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности. Оно близко связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.

Счастье как удовлетворенность и удовлетворение рассматривается в большинстве как зарубежных, так и отечественных исследований. Согласно С. Селигману, счастье включает одновременно 2 типа переживаний: удовольствие и удовлетворение. Удовольствие характеризуется сильным чувственным эмоциональным компонентом и почти незадействованным когнитивным. Удовлетворение имеет место тогда, когда деятельность не предполагает сильные чувства, но важна полная вовлеченность в деятельность (М. Селигман, 2006). Именно поэтому, становится очевидной необходимость обращения к понятию «удовлетворенности», разграничив его при этом с понятием «удовлетворение».

Удовлетворение и удовлетворенность – термины с очень широким значением. Впервые термин «удовлетворение» употребил Э. А. Торндайк, подразумевая любой стимул, обладающий приятными и желанными свойствами. В свою очередь удовлетворенность можно понимать как состояние удовлетворения, возникающее у человека после осознания того, что он достиг желаемой цели (В. Н. Куницына, Н. В. Казарикова, В. М. Погольша, 2002).

Понятия удовлетворение и удовлетворенность близки по своим значениям, по происхождению и по функциям. Однако необходимо выделить несколько отличительных особенностей. Так, удовлетворение характеризуется как однократный и чаще всего кратковременный акт; удовлетворенность же характеризует долгосрочное событие или деятельность. Удовлетворение возникает уже после однократного достижения цели, удовлетворенность – только после многократного повторения, когда человек убеждается в высокой вероятности удовлетворения своей потребности. При многократном достижении одной и той же цели переживание удовлетворения становится слабее, а удовлетворенность, наоборот, возрастает. Удовлетворение можно испытывать как на биологическом уровне, так и на социальном, удовлетворенность же – явление только социальное, переживаемое на личностном уровне (Л. В. Куликов, 2006 электронный ресурс).

В большинстве психологических исследований феномен удовлетворенности изучается с двух позиций – общепсихологической и социально-психологической (или социальной) (Л.В. Куликов, 2000а). Как отмечает Л. В. Куликов (2000а), в рамках общепсихологического подхода удовлетворенность рассматривается либо как состояние, либо как мотив. В первом случае удовлетворенность понимается как состояние довольства, радости, испытываемое субъектом, пожелания и требования которого удовлетворены. Во втором случае удовлетворенность рассматривается как психическое явление, полярное потребности, как отражение устранения нужды. Представители социального и социально-психологического подходов рассматривают удовлетворенность как оценку деятельности и ее условий, оценку результатов этой деятельности. Удовлетворенность в этом случае определяется как устойчивое долгосрочное положительное эмоциональное отношение (установка) человека к чему-либо, возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения в какой-то сфере жизни и деятельности и высказываемое в форме суждения (И. А. Джидарьян, 2001).

Таким образом, под удовлетворенностью можно понимать устойчивое долгосрочное положительное эмоциональное отношение человека к чему-либо, возникающее после осознания того, что он достиг желаемой цели. Удовлетворенность сохраняется относительно длительное время (т. е. не ситуативно), а ее переживание при многократном достижении одной и той же цели возрастает (И. А. Джидарьян, 2001).

На переживании удовлетворенности отражаются различные особенности отношения человека к себе и окружающему миру. В связи с этим Л. В. Куликов выделяет несколько видов удовлетворенности (Л. В. Куликов, 2004).

Социальная удовлетворенность – это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство принадлежности к группе и чувство общности.

Духовная удовлетворенность – ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры – в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д.

Физическая удовлетворенность – хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальная удовлетворенность – удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых и т. п.), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическая удовлетворенность (душевный комфорт) – слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическая удовлетворенность более устойчива при гармонии личности.

Понятие «удовлетворенность жизнью» имеет близкий психологический смысл (но является более узким) с понятием «качество жизни», введенным Дж. Гэлбрейтом. Не смотря на то, что счастье и субъективное качество жизни имеют разное психологическое содержание, последнее во многом является определяющим для понимания счастья.

Субъективное качество жизни

Само понятие было введено американским социологом Дж. Гэлбрейтом (В.А. Аверин, 1999) и в первоначальной своей интерпретации определялось материальными ценностями и выступало в качестве оценки субъективно значимых ценностей. Вопросы качества жизни широко рассматриваются как отечественными (А.Е. Когут, Е.В. Давыдова и А.А. Давыдов, М.Н. Алферова, В.К. Бочкарева, С.А. Айвазян, Л.А. Кузьмичев, М.В. Федоров, Е.Е. Задесенец, Т.А. Буров, Е.К. Казаков, П.С. Мстиславский, Г.М. Зараковский, Т.Н. Савченко, Г.М Головина и др.), так и зарубежными исследователями (Д. Джонстон, А. Тойнби, А. Кемпбелл, У. Роджерс, Л. Леви, Л. Андерсон, и др.). Одним из наиболее распространенных является определение качества жизни, используемое Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Качество жизни в данном случае определяется как восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами (Индекс качества жизни…, 2010, электр. ресурс).

Акцент, который дается в определении на соотнесение наличных условий жизни человека с его системой ценностей подчеркивает тот факт, что объективные составляющие качества жизни (социальные, материальные возможности человека) невозможно рассматривать в отрыве от субъектных качеств человека (уровня личностного развития, ценностей и смыслов жизни). Соответственно, все чаще на сегодняшний день используют термин «субъективное качество жизни».

На сегодняшний день субъективное качество жизни (СКЖ) понимается как степень соответствия реальных ценностных структур различного уровня (понятий) – идеальным в представлении респондентов, а также как совокупность жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой (Т. Н. Савченко, Г. М. Головина, 2006).

Как отмечалось выше, субъективное качество жизни важно рассматривать с точки зрения его компонентов, соответственно выделяя объективный (иногда его называют социальным) аспект качества жизни и субъективный аспект.

Объективный аспект разрабатывается в смежных с психологией науках и предполагает изучение качества жизни при помощи комбинации различных нормативных и статистических характеристик, с помощью которых можно объективно судить о степени удовлетворения потребностей и интересов людей (А.В.Баранова, В.А. Хащенко, 2003). Объективный аспект качества жизни включает в себя реально существующие условия жизни (материальные, экономические, политические, социальные и другие), которые в минимальной степени зависят от человека, его целей, устремлений, возможностей. С этой точки зрения, качество жизни изучается в рамках социальных, экономических, медицинских, психологических исследований (А. Кэмпбелл, П. Конверс и У. Роджерс, Д. Джонстон, В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина, Е.В. Одинцова, 2010; В.И.Кулайкин, Е.Е.Задесенец, Г.М.Зараковский, 2009; П.С. Мстиславский, И.А. Гундаров, В.К. Бочкарева и другие).

Американские исследователи А. Кэмпбелл, П. Конверс и У. Роджерс выделяют соответственно 12 социально значимых индикаторов качества жизни: здоровье; супружеские взаимоотношения; семейные отношения; экономическая и политическая ситуация в стране; наличие друзей; жилье; интересная работа; местожительство; вероисповедание; увлечения; надежность банка; участие в политической жизни. Д. Джонстон, описывает девять сфер социальных интересов людей, которые определяют объективный компонент качества жизни: здоровье; криминогенность; образование; работа; доход; бедность; домашнее хозяйство; семейная стабильность; социальное равенство.

Что касается отечественных исследований – в России изучением компонентов социального аспекта качества жизни занимаются различные институты (Институт качества жизни, Институт современного развития, Институт региональной информации, Независимый институт социальной политики, Институт социологии РАН и другие). В целом, они имеют схожую точку зрения относительно компонентов, составляющих социальный аспект качества жизни. Так, по данным Независимого института социальной политики в него входят: доходы населения; бедность и неравенство; безработица и использование рабочей силы; динамика демографических процессов; образование и обучение; здоровье, продовольствие и питание; состояние жилища (населенных пунктов), инфраструктура, связь; ресурсы и состояние природной среды; культура, социальные связи, семейные ценности; политическая и социальная стабильность (безопасность); политические и гражданские институты (демократия и участие) (Л.А. Беляева, 2009, электр. ресурс).

Перечень компонентов, составляющих социальный аспект качества жизни разнообразен. Для того, чтобы систематизировать информацию по объективному компоненту используют интегральный показатель – индекс качества жизни (В.К. Бочкаревой, С. А. Айвазяна, Н.А. Денисова, П.С. Мстиславского, И.А. Гундарова и других). Так, например, П.С. Мстиславский разработал структуру формирования индекса качества жизни, состоящую из следующих компонентов: здоровье, культура, труд, потребительские блага, семья (П.С. Мстиславский, 2002). Ю. Крупнов и И.А. Гундаров имеют аналогичную точку зрения в выделении блоков индекса качества жизни: 1) здоровье населения и демографическое благополучие; 2) удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни и социальная удовлетворенность положением дел в государстве; 3) духовное состояние общества (определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей (И.А. Гундаров, 2001; Ю.В. Крупнов, 2005). Соответственно интегральный показатель перечисленных критериев, составляющих индекс качества жизни, позволяет определять объективный (социальный) аспект качества жизни человека.

Социальный аспект субъективного качества жизни, отражающий объективную реальность так или иначе рефлексируется субъектами. В процессе рефлексии человек выражает психологическое, оценочное отношение к среде и к ее условиям. Оценка качества жизни, соответственно, связана с индивидуально-психологическими, субъектными качествами человека. От того, какой системой ценностей характеризуется человек, каково его отношение к миру, себе и другим зависит субъективный аспект качества жизни (Г.М. Головина, И.А. Джидарьян, В.И. Меренков Н.О. Поталовская, Т.Н. Савченко, А.В. Баранова, В.А. Хащенко, М.Г. Чопоров и другие).

Так, с точки зрения А.В. Барановой и В.А. Хащенко, качество жизни рассматривается как социально-психологический феномен экономического сознания личности, представляющий собой субъективный показатель удовлетворенности сложившимися внешними (социально-экономическими, социально-психологическими) и внутренними (удовлетворенность человека собой как субъектом жизнедеятельности, деловой и личностной самореализацией и т.д.) условиями жизни человека (А.В.Баранова, В.А. Хащенко, 2003; с. 295). Личность осознает психологическое отношение к среде через когнитивные, конативные и эмотивные элементы.

Т.Н. Савченко и Г.М.Головина отмечают, что субъективное качество жизни – степень соответствия реальных ценностных структур различного уровня (понятий) идеальным в представлении людей. Их исследования показали, что структура субъективного качества жизни состоит из удовлетворенности жизни, что взаимосвязано с такими компонентами, как уверенность в себе и счастье (Т.Н. Савченко и Г.М.Головина, 2006).

Г.М. Зараковский придерживается мнения, что субъективное качество жизни определяется основными целостными составляющими, среди которых можно выделить: самооценку качества жизни, самооценку счастья, самооценку удовлетворенностью жизнью, баланс положительных и отрицательных эмоций. При этом базовым элементом качества жизни, основой всех побудительно-оценочных образований в организме и психике (потребностей, интересов, ценностей, мотивационных тенденций) является потенциал субъекта (Г.М. Зараковский, 2009).

Субъективное качество жизни действительно складывается из объективного и субъективного аспекта, при этом сами условия могут быть как социальными, так и психологическими (см. табл.1).

Таблица 1.Содержание аспектов субъективного качества жизни

Объективный аспект

Субъективный аспект

Социальные условия Психологические условия Социальные условия Психологические условия
Материальный достаток, досуг, профессиональный статус, социальный статус и т.п. Межличностные отношения, общение, манипулирование в отношениях, воздействие средств массовой информации Соответствие существующего материального уровня, социального статуса, профессионального статуса идеальному (ценностями и смыслам человека) Субъективная оценка себя, своих возможностей, своего потенциала в процессе достижения счастья и благополучия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.049 с.)