Определение, диагностика, коррекция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение, диагностика, коррекция



В книге на основе обзора современных теоретических и эмпирических исследований рассмотрены вопросы счастья и удовлетворенности человека. Наряду с научными разработками в книге представлены и житейские взгляды на счастье человека. Показано, что в основе многочисленных советов того как достичь счастья и благополучия лежат житейские притчи и истории, мудрые философские мысли. Данный сборник включает также практический психологический инструментарий. Рассматриваются возможности психодиагностики счастья человека, его удовлетворенности, и благополучия. Показано, что в процессе психодиагностики могут использоваться личностные опросники и проективные методы, направленные на изучение когнитивного и аффективного компонентов счастья и удовлетворенности. В книге описана возможность психологической поддержки и психологической коррекции благополучия и счастья человека. Сборник содержит варианты психодиагностических методик, психокоррекционных техник и тренинговых упражнений, наиболее зарекомендовавших себя в психологической практике.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, студентов факультетов психологии и педагогики, а также предназначена для практикующих специалистов.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СЧАСТЬЕ: ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ

1.1 Понятие счастья в отечественных и зарубежных психологических исследованиях

1.2 Структура счастья и удовлетворенности

1.3 Факторы и детерминанты счастья

1.4 Отношение к миру, себе и другим

ГЛАВА 2. ПОНИМАНИЕ СЧАСТЬЯ В ЖИТЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1 Афоризмы философов о счастье

2.2 Психотерапевтические притчи и истории о счастье

2.3 Как стать счастливым: правила и советы житейской психологии

ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА СЧАСТЬЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СУБЪЕКТА

3.1. Диагностика когнитивного компонента счастья

  • Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А.Леонтьев)
  • Определение жизненных ценностей личности (MUST–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)
  • Методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котляков)
  • Методика предельных смыслов (Д.А. Леонтьев)
  • Тест самодетерминации
  • Опросник оценки жизненных целей ценностей (Ж. Нюттен)

3.2. Диагностика аффективного компонента счастья

1. Методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ),

2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге

3. Тревожность и депрессия (Т и Д)

4. Опросник оптимизма – ШОСТО (М. Селигман)

5. Методика СТОУН–В (стиль объяснения успехов и неудач)(Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, В.Ю. Шевяхова)

6. ТАС – тест атрибутивных стилей (Л.М. Рудина)

 

 3.3. Диагностика отношений субъекта

  • Тест жизнестойкости (С. Мадди)
  • Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман)

· Проективная рисуночная методика «Человек под дождем»

  • Тест-опросник cамоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)
  • Цветовой тест отношений

3.4 Интегральная оценка счастья и удовлетворенности

1. Шкалы психологического благополучия (К. Рифф)

2. Индекс жизненной удовлетворенности

3. Оценка качества жизни (3.Ф. Дудченко)

4. Интегральная оценка качества жизни (Н.П. Фетискин)

5. Шкала оценки качества жизни (Н.Е. Водопьянова)

6. Субъективное качество жизни (А.А. Заиченко)

7. Субъективная шкала счастья

8. Оксфордский опросник счастья

9. Шкала удовольствий

10. Круг баланса

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА БЛАГОПОЛУЧИЯ И СЧАСТЬЯ ЧЕЛОВЕКА

4.1. Психокоррекционная работа с когнитивным компонентом счастья

4.2.Психокоррекционная работа с аффективным компонентом счастья

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Счастье – тема, которая интересовала людей на протяжении многих веков с момента зарождения человечества, и с этой позиции она является достаточно «старой» (извечной) проблемой. При этом счастье и удовлетворенность остается и очень современной проблемой, поскольку первые целенаправленные, эмпирические её исследования датируются лишь концом ХХ. Тем более актуальной проблема счастья человека, личности становится в начале ХХI века с его бурными изменениями социального, политического, экономического, религиозного характера.

Действительно, состояние современного общества на сегодняшний день определяется как нестабильное и напряженное, чему способствует ряд факторов: экономических, политических, социальных, духовных. Рост неблагоприятных тенденций и трудностей в жизни современного человека, приводит к увеличению количества людей, испытывающих неудовлетворенность, напряжение, стресс, оценивающих мир с пессимистической точки зрения. Данные изменения в свою очередь приводят к деформации индивидуальных качеств, присущих субъектам. Таким образом, происходит разрушение веры в успех, в лучшее, в себя, снижается активность и настойчивость личности, исчезает стремление к будущему, вследствие чего происходит изменение жизненных целей и ценностей личности. В то же время, в результате серьезных изменений в обществе, государство все больше нуждается в людях с развитыми ценностными ориентациями, жизненными смыслами и целями с оптимистическим взглядом на жизнь, чувствующих себя счастливыми, поскольку именно такие люди составляют потенциал общества, создавая возможность его благоприятного развития. Чувствуя себя счастливым, человек способен на многое в жизни, он становится успешным во многих сферах своей жизнедеятельности. Чувство счастья и удовлетворенности отрывает ему собственные возможности, веру в себя и в окружающий мир.

Нужно отметить, что современное состояние проблемы психологии счастья и удовлетворенности открывает большие перспективы для исследователей, поскольку данное направление остается малоизученным. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы приводит к ограничению разработок как диагностического инструментария, так и психокоррекционных методов. Существующие на настоящий момент методики не дают возможности целостного «измерения» счастья и удовлетворенности, поскольку акцент в них зачастую ставиться либо на когнитивный компонент счастья (цели, ценности, самосознание, самоотношение), либо на аффективный компонент (удовлетворенность различными сферами жизнедеятельности, оптимистичный/пессимистичный взгляд на жизнь). Что касается психокоррекционных программ (психотерапевтических и тренинговых), то на настоящий момент их достаточно много и они достаточно разнообразны. Однако разрабатываются такие программы зачастую в зависимости от теоретических и прикладных навыков психолога, порой без учета современных эмпирических данных по проблеме психологии счастья.

Данная книга представляет собой попытку описания существующих на сегодняшний день исследований по вопросам психологии счастья и удовлетворенности с учетом философских и житейских взглядов на данную проблему. Собранный в книге материал открывает перспективу проведения, диагностической, консультативной, психокоррекционой и профилактической работы по психологической поддержке людей в трудных жизненных обстоятельствах, их веры в себя, окружающий мир, в свое счастье.

Первая глава книги «Счастье: основные дефиниции, структура и факторы» содержит описание научных представлений о счастье, о понятиях близких ему по содержанию: психологическом благополучии, удовлетворенности, качестве жизни. В главе представлены различные подходы к определению счастья, показаны различные аспекты рассмотрения счастья: как ценности, как удовлетворенности, как позитивного аффективного состояния. Описывается структура счастья, которая представлена когнитивным и аффективным компонентами. Большое внимание уделяется факторам и детерминантам счастья и удовлетворенности. Показано, что эти факторы могу быть разделены на две группы: объективные (материально-экономические, профессионально-статусные, семейные и т.п.) и субъективные (физиологические, индивидуально-типологические, личностные, социально-психологические).

Во второй главе «Понимание счастья в житейской психологии» подчеркивается, что в основе житейской как и научной психологии лежит философское знание. С этой точки зрения в главе представлены афоризмы известных философов и писателей о счастье человека. Еще одной кладовой житейской мудрости, которая описана в главе, являются притчи и истории, которые носят психотерапевтический характер и имеют глубокий смысл, позволяющий человеку осознать возможности того как стать счастливым. В главе представлены также правила и рекомендации, которые разрабатываются как «ключ» к счастью человека. На сегодняшний день таких правил существует большое многообразие, ориентироваться на них можно лишь с учетом обращения к себе, собственному самосознанию и опыту.

В третьей главе «Диагностика счастья и удовлетворенности субъекта» представлены методики, направленные на диагностику когнитивного компонента счастья и удовлетворенности, аффективного компонента, отношений субъекта к миру, себе и другим (как важной составляющей счастья человека), а также интегрального показателя счастья и удовлетворенности. Собранные в главе методики, являются одними из активно используемых и надежно зарекомендовавших себя в психологической практике. В главе также дается описание методик для самообследования. Такая ограниченность использования данных методик объясняется тем, что их отличает отсутствие проверки на валидность и надежность в условиях репрезентативной российской выборки, а также неразработанность стандартизированных шкал оценки результатов. Т ем не менее, они могут использоваться в практической деятельности психолога с учетом их содержательного анализа и возможного психотерапевтического эффекта.

В четвертой главе «Психологическая поддержка благополучия и счастья человека» раскрываются особенности психокоррекционной работы, ее основные цели и задачи. Описаны основные методы психокоррекции, которые могут нести наибольший психотерапевтический эффект при оказании психологической поддержки человеку в достижении его счастья и благополучия. При описании психокоррекционных техник и упражнений внимание уделяется психокоррекционной работе с когнитивным и аффективным компонентами счастья. В частности, для психокоррекции когнитивного компонента предлагается использовать упражнения и техники личностного роста. Отмечается, что в современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста. В главе также показано, что психокоррекционная работа с аффективным компонентом счастья и удовлетворенности может включать в себя элементы тренинга снижения нервно-психического напряжения, тренинга наслаждения и радости, тренинга управления эмоциональными состояниями, тренинга позитивного мышления, которые условно можно отнести к тренингам так называемой эутимной терапии.

Данное пособие предназначено для практикующих психологов, студентов психолого–педагогических специальностей ВУЗов, а также для тех, кому интересны вопросы счастья и удовлетворенности жизнью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.37 (0.011 с.)