На тему «Внебюджетные фонды в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему «Внебюджетные фонды в России.



ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

На тему «Внебюджетные фонды в России.

Порядок их формирования и использования средств»

 

Студент                       Толокнова Е.А.            ______________________

                                                                (подпись)

Научный руководитель Шаброва А.И.               ______________________

                                                                                                    (подпись)

Рецензент                   Борисов В.В.                 _______________________

                                                                                                    (подпись)

    

  

 

                                                                                            Допустить к защите ГАК

_____________________

_____________________

                                                                                                        (Ф.И.О.)

«______» ____________г.

 

Ульяновск 2002

 

ОГЛАВЛЕНИЕ                    

 

       

               Введение ……………………………………………………………3

   

ГЛАВА 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных

               Фондов…………………………………………………………...…6

             1.1 Сущность и значение социального обеспечения ………………… 6

            1.2 История развития системы социального обеспечения ………… 8

       1.3 Структура внебюджетных фондов. ……………………………. 11

       1.4 Правовой аспект внебюджетных фондов ……………………… 14

ГЛАВА 2. Порядок формирования и использования средств

              внебюджетных фондов…….…………………………………….19

2.1 Единый социальный налог как источник формирования

  внебюджетных фондов …………………………………………... 19

2.2 Порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты единого

  социального налога и страховых взносов...……………………… 28                       

      2.3 Порядок использования средств Пенсионного Фонда РФ ….....… 34             

2.4 Порядок использования средств фонда социального

  страхования РФ ……………………………...………………….…. 39

2.5 Порядок использования средств фондов обязательного

  медицинского страхования …………………..…………….……… 48

      2.6 Совершенствование системы социального

              обеспечения в РФ …...………………………………..……………. 50

              

              Заключение………………………………………………………...54

Список использованной литературы …………….………………………….58

Приложения……………………………………………………………………..62           

                                           

 

 

Введение

    Далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный).

  В каждой стране существует система социального обеспечения. Зарождение социального обеспечения происходило в соот­ветствии с конкретными условиями страны и имеет глубокие исторические корни. Не­смотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организацион­ном оформлении, в основе его формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей  планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах и преста­релых становится нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизо­ванного общества.

   В формировании государственных внебюджетных фондов, основанных на страховых взносах много схожего, но есть и отличия. Все они организационно обособлены. Для каждого из фондов есть свой тариф, полностью не совпадает круг выплат, на которые начисляются взносы.

          Цели нынешнего правительства России - демократическое развитие страны, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное - повышение уровня жизни нашего народа.

          Здесь есть достижения, хотя и небольшие. В прошлом году продолжился экономический рост. Удалось создать новые рабочие места. Численность безработных сократилась на 700 тысяч человек. Реальные доходы граждан выросли почти на 6 процентов.

          Еще год назад стояла чрезвычайно важную задачу - добиться, чтобы средняя пенсия в стране превзошла, наконец, прожиточный минимум пенсионера. Сегодня, можно сказать, эта задача решена.

  Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов.

  Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо выполнять роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды. Оба эти преимущества в полной мере реализовались в Российской Федерации: задолженность по выплатам пенсий из Пенсионного фонда РФ значительно меньше задолженности по выплатам заработной платы работникам бюджетной сферы, и Пенсионный фонд выступает кредитором бюджета в части выплат пенсий военнослужащим.  

Основная цель данной работы - постараться понять как действует система социального обеспечения в нынешней России и возможность получения реальной отдачи от внебюджетных фондов каждым конкретным плательщиком.

Задачи данной работы:

- выяснить сущность и значение социального обеспечения, рассмотреть правовой аспект внебюджетных фондов; 

- рассмотреть порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов, структуру платежей во внебюджетные фонды на примере доходов, поступивших в консолидированный бюджет Майнского района за 2001 год, расходы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования на территории Майнского района за 2001 год;

       - найти пути совершенствования системы социально обеспечения.

Центральное место в системе внебюджетных социальных фондов занимает Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионная реформа, которая готовилась последние годы, 1 января 2002 года стала свершившимся фактом. Новая пенсионная система России предусматривает совершенно другой подход и касается не только пенсионеров, но и буквально каждого работника, от мала до велика.

    По мнению специалистов к 2015 – 2016 годам произойдет переход от солидарной, или распределительной, системы – когда все средства, собранные в качестве пенсионных взносов с работающих, распределялись и выплачивались пенсионерам – к накопительной схеме, по которой каждый работник сможет своими доходами влиять на размер своей будущей пенсии.

      Управление финансами в условиях переходной экономики имеет свою специфику, не допускающую механического копирования зарубежного опыта, ориентированного на исторически сформировавшиеся рыночные отношения, поэтому в нашей стране идет поэтапное создание эффективной системы управления государственными внебюджетными средствами.

 

 

 

Единый социальный налог

ЕСН и страховых взносов

 

           Начисленные платежи перечисляются не позднее дня получения средств в банке на выдачу заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, на который начислены взносы. Для этого предприятия представляют в учреждение банка платежные поручения на перечисление страховых взносов в названные фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платежное поручение представляется в банк независимо от состояния расчетного счета.      В соответствии с пунктом 3 статьи 243 части второй Налогового кодекса РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячных авансовых платежей по налогу.

                Уплата ежемесячных авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. При этом суммы единого социального налога считаются уплаченными с момента сдачи платежного поручения в банк, а суммы страховых взносов считаются поступившими с момента зачисления их на счет Пенсионный фонд РФ.

     Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Налогоплательщики ведут учет сумм начисленных выплат, сумм налога, относящегося к этим выплатам, а также сумм налоговых вычетов по каждому работнику. Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 21.02.2002 № БГ-3-05/91 утверждена форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядок ее заполнения. Образец такой карточки – приложение 3.

Банк не вправе выдавать своему клиенту - налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление единого социального налога.

           В соответствии с пунктом 7 статьи 243 части второй Налогового кодекса РФ уплата единого социального налога (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования. К ним добавляются еще два платежных поручения для перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую и накопительную части трудовой пении (о них будет сказано далее).               

Налог перечисляется на лицевые счета органов федерального казначейства Министерства финансов РФ.

При оформлении платежного поручения в поле “Получатель” налогоплательщик указывает Идентификационный номер налогового органа, осуществляющего контроль за поступлением платежа; полное наименование органа федерального казначейства, его ИНН не проставляется, а в скобках наименование налогового органа осуществляющего контроль за поступлением платежа. Например:

ИНН 7309901035 Управление федерального казначейства

МФ РФ по Ульяновской области (МРИ МНС №4 по

 Майнскому, Вешкаймскому районам)

Органы федерального казначейства Ульяновской области осуществляют учет сумм налога, на едином балансовом счете 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства», открытый Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Ульяновской области по кодам Бюджетной классификаций РФ, указанным в приложении 4 /22, 25/.

  В поле “Назначение платежа” в строгой последовательности указываются:

· код налога в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ;

· код ОКАТО ИМНС (общероссийский классификатор административно – территориального образования инспекции Министерства РФ по налогам и сборам, например Майнскому району Ульяновским областным комитетом государственной статистики присвоен код 73220000000);

· основание платежа;

· налоговый период;

· номер документа;

· срок платежа;

· вид платежа; 

· далее в кавычках, в строгой последовательности: сокращенное наименование фонда, регистрационный № плательщика, расшифровка платежа показатели бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, код экономической классификации № лицевого счета бюджетополучателя, если это бюджетное учреждение и ему открыт лицевой счет в органе федерального казначейства).

Образцы заполненных платежных поручений на перечисление страховых взносов по единому социальному налогу приведены в приложениях 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

С 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, и фонды обязательного медицинского страхования) уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ /11/.

В отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат), излишне уплаченных сумм единого социального налога, в порядке установленном Налоговым Кодексом РФ.

Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001 года, осуществляется налоговыми органами в порядке установленном Налоговым кодексом РФ.

По данным Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам №4 по Майнскому, Вешкаймскому районам доходы консолидированного бюджета Майнского района в 2001 году представлены в таблице 4.

Таблица 4

Доходы консолидированного бюджета Майнского района в 2001 году

 

№ п/п Вид налога Сумма в миллионах рублей Доля налога в %
1 Налог на прибыль 12.4 20.0
2 Налог на добавленную стоимость 10.0 15.0
3 Налог с продаж 2.0 3.0
№ п/п Вид налога Сумма в миллионах рублей Доля налога в %
4 Налог на совокупный доход 2.4 4.0
5 Налог на имущество 1.0 1.5
6 Платежи за пользование природными ресурсами 4.0 6.0
7 Прочие налоговые платежи 2.0 3.0
8 Неналоговые платежи 1.0 1.5
9 Единый социальный налог 30.2 46.0

Итого

65.0 100

 

       Наибольший объем в доходах консолидированного бюджета Майнского района занимает единый социальный налог – почти половина всех доходов.

       Более наглядно структура доходов консолидированного бюджета Майнского района за 2001 год выглядит на рисунке 1.

       Распределение единого социального налога по внебюджетным фондам за 2001 год по Майнскому району представлено     в таблице 5.

       Структура единого социального налога за 2001 год представлена и на рисунке 2.

Рис.1 Структура доходов консолидированного бюджета

Майнского района в 2001 году

    Таблица 5

Структура единого социального налога, поступившего в консолидированный бюджет Майнского района в 2001 году

 

№ п/п Показатель Сумма в млн.руб. Доля в %
1 Единый социальный налог 30.2 100
2 Пенсионный фонд 25.2 84
3 Фонд социального страхования 2.0 6
4 Фонды обязательного медицинского страхования 3.0 10

    

                                                                                                                                  

Рис.2 Структура единого социального налога, поступившего

в консолидированный бюджет

Майнского района в 2001 году.

 

         Доля отчислений в Пенсионный фонд по Майнскому району составляет 4/5 объема единого социального налога.

         Я привела цифры только по одному району. В Ульяновской области 28 районов. В России 89 регионов. Огромные денежные средства поступают на социальное обеспечение. Далее рассматривается порядок использования средств каждого государственного внебюджетного фонда.

Медицинского страхования

 

         Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

         Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

        Медицинское страхование осуществляется в двух видах:

· обязательном и

· добровольном.

          Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.

          Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

                Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

          Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ, является целевым и не входит в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежит.

Основные задачи Федерального фонда:

· обеспечение реализации Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ ”;

· обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

· участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

· разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования /16/.

 Цели Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

· осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

· выравнивание условий деятельности территориальных фондов при финансировании программ обязательного медицинского страхования.

       Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.

         Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

На 2002 год тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлен в размере 3.6 % из них: Федеральный фонд медицинского страхования – 0.2% и Территориальный фонд медицинского страхования – 3.4% /11/.

         Финансовые средства фондов обязательного медицинского  страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

   В состав расходной части бюджета Фонда обязательного медицинского страхования включаются расходы

· на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования,

· на выполнение целевых программ по оказанию медицинской  

помощи по обязательному медицинскому страхованию,

· на обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования, осуществляемых Федеральным фондом в централизованном порядке.

         Фондом осуществляется финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства.

               Как видно из этой главы, пенсионному, социальному и медицинскому страхованию уделяется много внимания. Созданы все предпосылки к тому, чтобы оно стало реально действующим механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы проходят через кассу предприятия. Так называемый «черный нал» продолжает оставаться частью нашей реальности.

Совершенствование системы

 социального обеспечения в РФ

   Главная задача, перед которой стоит сегодня Россия, - развитие экономики и повышение жизненного уровня народа. Надо выводить страну из нищеты. 

  По мнению специалистов к 2015 – 2016 годам произойдет переход от солидарной, или распределительной, системы – когда все средства, собранные в качестве пенсионных взносов с работающих, распределялись и выплачивались пенсионерам – к накопительной схеме, по которой каждый работник сможет своими доходами влиять на размер своей будущей пенсии.

  Пенсионная реформа коснется всех. В том числе и тех, кому сегодня

уже за 50. Только «играть» они будут по упрощенным правилам, поскольку накопить более или менее значительную сумму уже не успеют. Все деньги, которые работодатель перечислит за них в Пенсионный фонд, пойдут на условно – накопительный счет. Для тех мужчин, которым еще не исполнилось 50 лет и женщин до 45 лет пенсионная реформа пройдет по полной программе. Это значит, что перечисленные за работника пенсионные деньги разделятся на два потока: один пойдет на условно – накопительный счет, а другой – на накопительный, который в свою очередь разделится на страховую часть и инвестиционную.

  Предпосылки к проведению реформы возникли в середине 90-х годов, когда в результате экономического кризиса Пенсионный фонд РФ столкнулся с двумя серьезными проблемами: из-за быстрого роста инфляции пенсии обесценивались не по дням, а по часам. Совсем недавно новый год начинался с огромными долгами по пенсиям. Третья причина – старение населения. Если в настоящее время на двух работающих приходится один пенсионер, то лет через 15 число работающих и количество пенсионеров могут уровняться. В этом случае пришлось бы повышать процент отчислений в Пенсионный фонд, который и без того высокий.

То, что долгое время над ней работали, является серьезным упущением. Взялись за нее с опозданием, но все-таки создан документ, учитывающий и российскую реальность, и международный опыт, и практику функционирования пенсионной системы. Молодые люди получили возможность самостоятельно накапливать определенные пенсионные ресурсы и распоряжаться ими.

  Благодаря новому закону, принятому в конце 2001 года, работающие пенсионеры теперь получают пенсии в полном объеме, без ограничений, Это очень важно, ведь многие из них трудятся на непрестижных, малооплачиваемых должностях.

  В настоящее время в Государственную Думу на обсуждение представлены    законопроекты о   профессиональных    пенсионных

системах и об инвестировании пенсионных накоплений /5/.

  Суть первого законопроекта – льготную пенсию человеку, проработавшему на вредном производстве, будет обеспечивать не государство, как раньше, а родное предприятие – за счет дополнительных отчислений в государственный или негосударственный пенсионный фонд. 

               Что касается второго, Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект «Об инвестировании средств для финансирования части трудовой пенсии в Российской Федерации».

         Споры о вложении пенсионных денег идут давно. Деньги эти будут в наличии всегда, так как это налоговые отчисления граждан и предприятий. И понятно, что получить их хочется многим. Однако потеря этих средств в сомнительных акциях может принести серьезные социальные последствия. А вложенные разумно, они принесут немало выгоды как государству, так и пенсионерам.

          В первом квартале первые 3 миллиарда рублей из пенсионных средств,

предназначенных на формирование накопительной части будущих пенсий, были инвестированы в государственные ценные бумаги. Они размещены через Центральный Банк под 17.28% годовых. Этот уровень доходности превышает предложения Сбербанка по всем формам вкладов и рост инфляции, который планируется в течение 2002 года на уровне 12 – 14%.

           Еще одно новшество – пенсионная книжка застрахованного лица. Новый документ будет содержать все необходимые данные для начисления пенсии этому застрахованному лицу: размер ежегодного заработка и поступивших в Пенсионный фонд РФ взносов, а также инвестиционный доход по накопительной части пенсии. Ежегодно каждый работник будет получать из территориального пенсионного органа выписку из своего лицевого счета и тем самым контролировать, как накапливается его будущая пенсия.

           Что касается нынешних пенсионеров, то ожидаемая в 2003 году индексация пенсий произойдет следующим образом. Базовую часть предполагается поднять до 550 рублей в феврале и до 600 рублей – с августа будущего года. Индексация страховой части трудовой пенсии запланирована в размере 6% с 1 февраля, 11.3% с апреля и 5% с августа. В абсолютном выражении среднее повышение пенсий составит 200 – 220 рублей в течение года, что должно превысить величину инфляции, которая, по прогнозам специалистов, не превысит 12 –14%

           Предполагается разработка еще одного закона о государственном страховании на случай потери работы. Суть нового законопроекта в том, что физическое лицо страхуется от того, что может потерять работу. Физическое лицо и работодатель делают соответствующие отчисления. И если физическое лицо потеряло работу, то получает соответствующее страховое возмещение. Остается дождаться нового закона. Новые страховые взносы снова лягут на наши зарплаты.  

 

 

Заключение

  Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах и преста­релых становится нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизо­ванного общества.

  Создание внебюджетных фондов позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально – экономических задач.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Типовая структура внебюджетных фондов состоит из:

· нормативно-правовой базы, включающей в себя нормативный акт о создании фонда (Закон РФ, постановление Правительства), Устав фонда, а также внутренние регламенты, определяющие его текущую деятельность;

· собственно финансовый фонд как совокупность денежных средств, аккумулируемых и используемых в процессе уставной деятельности;

· аппарат управления фондом, включающий его территориальные подразделения.

      С 1 января 2001 года введен Единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

      Плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды являются предприятия независимо от организационно-правовой формы деятельности. Размер ставки единого социального налога зависит от величины налоговой базы.

       Предприятия представляют в учреждение банка платежные поручения на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платежное поручение представляется в банк независимо от состояния расчетного счета.

           Наибольший объем в структуре единого социального налога занимает Пенсионный фонд. На его долю приходится 3/4 средств государственных социальных фондов. С 1 января 2002 года в России началась пенсионная реформа - пенсия будущего поделена на три части.

Первая - базовая часть пенсии. Она будет у всех одинаковой - в пределах прожиточного минимума.

Вторая - страховая часть пенсии. Это условная сумма, которую каждый из ныне работающих россиян уже обеспечил себе в зависимости от зарплаты и стажа, своего рода стартовая пенсия.

          Третья - накопительная часть трудовой пенсии - те деньги, которые можно реально накопить. Они будут зачисляться на счет каждого будущего пенсионера и, чтобы накопления росли быстрее, вкладываться в различные экономические проекты.

          Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.

          Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

    Главная задача, перед которой стоит сегодня Россия, - развитие экономики и повышение жизненного уровня народа. Надо выводить страну из нищеты. 

            Совершенствование системы социального страхования являются сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Но сложно дать однозначную оценку внебюджетным фондам. С одной стороны они полезны, так как:

1) законодательно утверждаются размер оплаты сборов;

2) обеспечивают постоянный источник средств для расходов.

             А с другой стороны внебюджетные фонды:

1) приводят к утрате контроля, со стороны Министерства финансов;

2) искажают распределение ресурсов, поскольку при этом обходится бюджетный процесс и анализ приоритетных задач;

3) практика целевого выделения доходов может закрепиться, в результате чего финансирование не будет более определяться первоочередными потребностями;

4) снижение прозрачности может привести к неэффективному или неправомерному использованию средств;

5) могут легко извлекать прибыль и злоупотреблять монопольным положением;

6) ведут к снижению гибкости в перераспределении средств в экстремальных ситуациях, когда бюджет подвергается перегрузкам;

7) несовместимы с надлежащими методами управления кассовыми средствами.

           Это вовсе не означает, что любой внебюджетный фонд нужно осудить и как можно скорее ликвидировать. Но в области социального страхования имеются основания для сохранения внебюджетных фондов.

           Но вот на что я хотела бы обратить внимание.

          1. Налоговые органы имеют базу данных, в которой каждому россиянину, попавшему в поле зрения налоговиков, присваивается индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Собственную базу данных – не менее объемную – ведет и Пенсионный фонд. По сути два ведомства тратят немалые средства на выстраивание параллельных структур. Может, будет целесообразнее по примеру западных стран перейти на единый социальный номер, который бы присваивался каждому россиянину при рождении.

          2. Принятый в конце прошлого года Закон «Об обязательном пенсионном страховании» подтверждает, что предприятия по-прежнему обязаны представлять в Пенсионный фонд сведения по индивидуальному персонифицированному учету. А заодно вводит еще один документ: после окончания года, не позднее 30 марта предприятия должны представить в Пенсионный фонд РФ декларацию по уплате страховых взносов непременно с отметкой налогового органа. Но ведь все контрольные функции оставлены за Министерством РФ по налогам и сборам и, на мой взгляд, если Пенсионный фонд что-то интересует, он вполне мог бы получить информацию в налоговом органе.

         Управление финансами в условиях переходной экономики имеет свою специфику, не допускающую механического копирования зарубежного опыта, ориентированного на исторически сформировавшиеся рыночные отношения, поэтому в нашей стране идет поэтапное создание эффективной системы управления государственными внебюджетными средствами, с учетом российских особенностей.

  Если удастся заставить работать эту систему, то, скорее всего страну перестанут сотрясать постоянные акции протеста. Кроме того, стабилизация политической обстановки резко поднимет рейтинг как страны в целом, так и ее правительства, сумевшего добиться таких результатов. Это, в свою очередь поможет нам получить необходимые инвестиции иностранного капитала на развитие промышленности, т.к. одним из главных условий, выдвигаемых инвесторами, по-прежнему остается политическая стабильность и, как следствие возвратность инвестиций, вложенных в страну.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Большой экономический словарь. / Под ред. Н. Арилияна. - М.: Институт Новой экономики, 1997.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

3. Гаврилова Е. Михаил Зурабов: Пенсионная реформа нужна для выведения доходов из тени. // Народная газета. №6 2002г.

4. Дадашев А.З. Финансовая система России: Государственные

внебюджетные фонды. М.: Инфра-М, 1997.

5. Ерохин А. Куда пойти, куда податься пенсионным деньгам населения. // Российская газета. №24 2002г.

6. Журавлева О. Кто за риски ответит? // Российская газета. Союз. №8 2002г.

7. Ковалева Н. Счастливая старость: есть варианты (новая пенсионная реформа России) // Культура. №14 2001г. 

8. Конституция Российской Федерации.

9. Крутякова Т. Сюрпризы единого социального. // Экономика и жизнь. №2 2002г.

10. Кучеренко В. Сразу не разбогатеем, но и с бедностью сладим. // Российская газета. №94 2000г.

11. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая.

12. Невинная И. Кому бежать за пенсией? (Пенсионная реформа) // Российская газета. №64 2002г.

13. Общая теория финансов: Учебник / Под ред., Л.А. Дробозиной –

М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

14. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / С.Н. Васин, Е.Ш. Гонтмахер, М.Э. Дмитриев, С.В. Захаров, Т.М. Малева, Г.В. Рахманова, О.В. Синявская, Д.Я. Травин; Под ред. М.Э Дмитриева, Д.Я. Травина. - СПб: Норма, 1998.

15. Положение «О порядке перечисления в 2002 году средств единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет и направляемых в бюджет Пенсионного Фонда РФ на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии», утвержденное Приказом Министерства финансов РФ № 17н, письмом Пенсионного Фонда РФ № МЗ-03-25/2237 от 12 марта 2002 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.118 с.)