Журнал «Начальная школа» 2009г №5 страница 46-49 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журнал «Начальная школа» 2009г №5 страница 46-49



Журнал «Начальная школа» 2009г №5 страница 46-49

 

 

Статья Нины Владимировной ПЕТКЕВИЧ

Подготовительный период

В подготовительный период работы по разделу "Умножение и деление" необходимо познакомить учеников с конкретным смыслом действия умножения, названием компонентов, переместительным и распределительным законами умножения, что создаст теоретическую базу для изучения таблицы умножения. Для организации этой работы используются индивидуальные пособия "Сложение и умножение", разнообразные фигурки, изготовленные путем симметричного вырезывания, и демонстрационные пособия – "Абак" и таблица с названиями компонентов. При закреплении знаний удобно также опираться на минимизацию таблицы умножения. Множимое представляется кружком, разделенным на доли. Информация, данная в таком виде, позволяет использовать знания в новых условиях и осуществить пропедевтику изучения долей и дробей.

При знакомстве с названиями компонентов мы рекомендуем число, которое умножаем (то есть повторяемое слагаемым), называть множимым, а на которое умножаем – множителем (он показывает, сколько раз повторяется множимое). Функции этих названий четко выражены в демонстрационных наглядных пособиях "Город умножения" и "Радужный цветок". Такая дифференциация играет положительную роль при обучении школьников решению задач. При работе с пособиями "Таблица с цветовым кодом", "Цветик-семицветик" и "Квадрат с уголком" целесообразнее называть компоненты умножения множителями.

Подготовка индивидуальных пособий

Еще древние греки утверждали, что из трех способов получения знаний первый по эффективности – сделать что-то самому, второй – увидеть, как это делает другой, а третий – услышать об этом от кого-то. Поэтому наряду с демонстрационными наглядными пособиями широко используются индивидуальные пособия. Процесс их изготовления позволяет развивать и закреплять у детей трудовые навыки и одновременно способствует усвоению табличного умножения и деления – недаром говорится: "Умелые руки – помощники науки".

Примером может служить изготовление "Тетради для самостоятельных работ", которая представляет собой модель системы знаний, созданную самими детьми.

Листы тонкой ученической тетради в клетку обрезаются так, чтобы каждый следующий был на 2 клетки шире предыдущего и на 1 клетку длиннее. Это выполняется последовательно по мере изучения таблицы умножения – на каждом листе записывается только один столбик примеров. После полного заполнения справа получается таблица Пифагора. Особенностью является то, что на обороте каждого листа тоже производятся записи, но располагаются они вверх ногами, то есть тетрадь переворачивается.

Изучение умножения числа 1

Начинать работу по таблице умножения следует с изучения умножения числа 1. Но этот урок имеет свою специфику: не требуется запоминать столбик таблицы, а нужно уяснить общее правило. Главной целью урока является знакомство детей с единым алгоритмом изучения таблицы умножения. Кроме этого, заполняется первый лист "Тетради для самостоятельных работ". Последовательность заполнения такова:

  • рисуется, например, яблоко;
  • пропускаются 2 клетки справа и записывается первый пример (1 х 1 =);
  • пропускаются 3 клетки справа для обеспечения возможности выполнения самопроверки и обозначается пунктирная вертикальная линия сгиба;
  • пропускаются 2 клетки справа и обозначается сплошная вертикальная линия отреза;
  • делается сгиб и отрезается лишняя часть листа справа.

Часть листа снизу отрезается после полного заполнения первого листа, то есть после построения "домика". Для числа 1 этот "домик" занимает 1 клетку (1 "этаж"), для числа 2 – 2 клетки (2 "этажа") и т.д. На рис. 1 представлена заполненная "Тетрадь для самостоятельных работ", открытая на первом листе.

Рис. 1.

Примерный конспект урока

Тема. Умножение числа 2.

Дидактическая цель. Изучение нового материала.

Задачи. Обеспечить условия для понимания и усвоения детьми таблицы умножения числа 2; обеспечить условия для развития у учеников логического мышления, пространственного представления, расширения объема памяти; обеспечить условия для воспитания у детей желания и умения учиться, формирования чувства ответственности за качество своих знаний, доброжелательного отношения к товарищам.

Оборудование. Демонстрационные пособия: "Абак", "Город умножения", "Таблица с цветовым кодом", "Цветовая сигнальная лента", "Таблица умножения"; индивидуальные пособия: "Тетрадь для самостоятельных работ", "Цветовые сигнальные карточки", "Таблица с цветовым кодом".

ХОД УРОКА

Знакомство с новым материалом осуществляется в соответствии с единым алгоритмом, причем организация работы в полном объеме требует проведения двух уроков. Необходимо также продумать оформление классной доски – целесообразно использовать следующие пособия: "Таблицу умножения", "Цветовую сигнальную ленту", "Город умножения", "Абак", "Таблицу с цветовым кодом", как показано на цветной вкладке. Кроме этого, на доске записываются примеры на умножение и результаты умножения числа 2.

Журнал «Начальная школа» 2009г №5 страница 46-49

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.007 с.)