Ритм и метр в архитектуре. 2,3,4 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритм и метр в архитектуре. 2,3,4



Ритм закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Слово ритм (с древнегреческого) буквально означает такт. Его переводят также словом соразмерность, то есть согласованная размерность между частями. Закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. В арх. ритм пространственных форм неразрывно связан с тектоникой, масштабностью и со всей структурой архитектурного произведения. Ритм может в одних случаях явно выступать в ощутимом чередовании, акцентах каких-либо частей целого или может быть скрытым, не выступая отчетливо, но присутствуя и образуя целое. Ритм имеет многообразные проявления и выражения. Арх. как бы, пронизана проникнута ритмом. Характерным признаком отчетливо выраженного ритма является повторение элементов формы и интервалов между ними, объединяемых по исходным признакам (равенство и нюансные отношения свойств), и ясно выраженная закономерность в повторение элементов и интервалов. (пример. Повторение одинаковых сооружений на небольшом расстоянии образующих группу.) Различают 2 вида ритмических закономерностей: метр и ритм. Метр характеризуется повторением в композиции одинаковых форм, элементов, частей и повторением равных интервалов между ними.(пример расположение колонн в арх. памятниках античности и классицизма). Метрический ряд служит средством достижения порядка и единства арх.форм. Метр придает характер статичности. Ритм динамичен. Ритм характеризуется последовательным и более сложным изменением повторяемых форм, интервалов, или тех и других. (Пример. Построение египетского храма, а именно в системе последовательно изменяющихся помещений его от входа глубину). Минимум повторений 3 раза. Ритмический ряд формируется чередованием форм и интервалов. Понятие о ритме и метре построения формы можно наблюдать на простейших геометрических формах, в строение которых нет признаков ряда. поверхности шара тождественны друг другу на всем их протяжении т.е. кривизна поверхности одна и та же. Кривые эллипса, параболы, гиперболы это ритмические кривые. Метрический ряд бывает: простой (в нем повторяется один тот же элемент с одним и тем же интервалом). И Сложный образованный сочетанием двух и более метрических рядов. В арх. ряды могут работать по всем видам композиции. Развитие может происходить, по горизонтали, вертикале.

41. Основные принципы построения композиции. 29,23,24

Композиция это творческая составляющая или художественный образ. Основные закономерности построения пространственной формы: Отношение, Соподчинение, Масштабность, Весовые отношения, Пропорции. Умение видеть соотношение элементов формы и их соподчиненность в целостной композиции основной компонент построения композиции. Теория композиции разрабатывалась мастерами архитектуры: Витрувий 1в до н.э. Паладио 16в.,Карбюзье 20в. Ознакомившись с естественными природными основами композиционного построения, возвратимся к изложению композиционных принципов, лежащих в основе композиционного построения художественного произведения, чтобы рассмотреть их, подробнее. 1. Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творчески и процесс переработки материала в художественную форму. 2. Принцип единства. Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементам и произведения).
Марксистско-ленинской эстетикой цельность понимается как единство замысла и воплощения, как органическое единство содержания и формы. 3. Принцип доминанты. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты - смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е., располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой. 4. Соподчинение частей в целом. Группировка. В произведении художественном все части связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу вполне очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно. 5. Принцип динамизма. Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в картине, в изображении. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизованно. С его помощью осуществляется гармония целого. 6. Принцип равновесия. Уравновешенность частей - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия. 7. Принцип гармонии. Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

42 Взаимосвязь видов композиции в архитектуре. 8,43

В зависимости от особенностей строения формы различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Выделение их в какой-то мере условно, так как часто все они сочетаются в одной. В таких случаях фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной. Но и сама объемная композиция часто складывается из ряда замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время всегда является неотделимой частью пространственной среды, находясь с ней во взаимодействии. Отличительным признаком фронтальной композиции является распределение элементов формы по отношению к зрителю главным образом в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном. Примером фронтальной композиции служат фасады зданий, а также различные станки, ширина которых незначительна.
Во-вторых, фронтальность зависит от силуэта формы. Для фронтальной поверхности наиболее типичен прямоугольный силуэт.
Фронтальность поверхности зависит, наконец, от характера ее членений. Фронтальность композиции нарушается, как только создается движение взгляда в глубину. Фронтальные композиции могут состоять из разного количества отдельных форм. Объемная композиция представляет собой форму, развитую но всем трем пространственным координатам, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемными являются формы, в которых: а) все три измерения относительно равноценны, б) доминирует высота, в) ширина и глубина доминируют над высотой. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от ряда условий: от вида поверхности, образующей форму, от положения (расстояния) и поворота (ракурса) формы относительно зрителя. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта.
Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов (поверхностей, объемов) и пространства, интервалов между ними.
Пространственная (площади, скверы, залы) и глубинно –пространственная (улица, станции метро) разные. В одном арх. объеме сочетаются признаки всех 3 видов композиции: 1 проработка фасада (фронтальная), 2 объем, форма, пропорции (объемная), 3 план по внутреннему пространству (пространственная).

43.Виды композиций на примере архитектурных объектов. 42,8

Рассматривая все виды композиции на примерах архитектурных объектов, мы наблюдаем важнейшее качество их, являющееся основным условием художественного воздействия – единство, или целостность композиции. Одним из основных средств образования единства является соподчинение частей композиции, их взаимная согласованность, связь и гармония. Большое методическое значения определения указанных 3 видов композиции заключается в том, что это дает возможность на всех этапах обучения композиции ставить для учащихся различные композиционные задачи и тем самым широко охватывать и раскрывать формы и возможности опк, а также возможность почувствовать такие характерные особенности композиции, как «фронтальность», «объемность», и «пространственность».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.007 с.)