Выявление главного и соподчиненного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление главного и соподчиненного.



1. Членение формы на неравные части позволяет увидеть «главное – соподчиненное».+

2. Равенство частей не выявляет их соподчиненность. Форма теряет целостность.-

Указатели ориентации: треугольник, половина круга, четверть руга, пирамидальное строение формы. Преобладание вертикальных членений.

«Тяжесть – легкость» элементов. Один и тот же элемент «легче» в центре поля фронтальной композиции, чем на периферии. Один и тот же элемент «легче» в нижней части фронтальной композиции, чем в верхней ее части. Иерархия членений. Анализируя конкретную архитектурную форму, можно выделить главные членения и членения подчиненные. Например, в античной архитектуре: стереобат, колоннада, антаблемент. Антаблемент включает архитрав, фриз, карниз. Пластические приемы, выявляющие основные членения. Шов, бровка. Выступ, заглубление. Сочетание поверхностей разного геометрического вида: сопрягающиеся вогнутые и выпуклые поверхности/ сопряжение изогнутой и плоской поверхностей. Композиционный центр. Композиция с одним композиционным центром/ Композиция с несколькими композиционными центрами, один из которых главный. Композиционный центр имеет границы своего доминирования, которые обычно совпадают с габаритами фронтальной формы. Это обстоятельство исключает возможность неограниченного развития фронтальной композиции без нарушения целостности. Композиционные центры размещаются в ключевых точках формы – на пересечениях композиционных осей. Композиционные оси – это направления зрительно воспринимаемых изменений линий, фигур и объемов, образующих композицию. Композиционные оси – это направления, проходящие через фокусные точки линий, форм и объемов, составляющих композицию. Главенствующий композиционный центр размещается на пересечении динамических осей в центральном поле воспринимаемой формы, его значимость подчеркивается конфигурацией, контрастным сочетанием с окружением, ритмическим нарастанием членений от периферии к центру или наоборот. В случае повторяемости подчиненных элементов композиции их следует размещать в ясно воспринимаемые группы, которые своим положением выявляют главную часть композиции. Элементарные схемы группировки подчиненных элементов. Крест, диагональ, угол, лучевая схема, радиальная схема, концентрическая схема, спираль, волна, зигзаг.

 

 

51 Понятие визуальной оси равновесия.

Равновесие всегда определяется зрительной осью. Роль оси в архитектуре организация системы- говорил Корбюзье. Структура равновесия архитектурной композиции наглядно раскрывает принцип симметрии. Особенно наглядно понятие равновесия проявляется в упражнениях на построениях видов композиций, где четко раскрывается отношение массы и пространства. Положение оси равновесия меняется в зависимости от изменения массы элементов и их взаимного расположения по трем координатам. 1.Симметричная и уравновешенная композиция-ось равновесия проходит через геометрический центр и совпадает с осью симметрии. 2.Элементы различные по силуэту и массе. Больший объем подчиняет меньший. Внимание переключается на больший объем,ось равновесия сразу смещается в его сторону. Чем больше разница между элементами тем активнее ось перемещается от центра. 3.В объемной композиции ось равновесия перемещается в любом равновесии, а не только во фронтальной плоскости как во фронтальной композиции. Композиция будет казаться уравновешенной когда проекции всех составляющих ее элементов на горизонтальную плоскость вписываются примерно в круг или в квадрат-условие объемности соблюдено. 4.Уровновешенность глубинно-пространственной композиции по всей территории достигается поиском зрительной взаимосвязи элементов, расположенных слева и справа относительно оси (плоскости) равновесия, идущей вдоль главного луча зрения. Благодаря симметрии фиксируются правая и ле-вая части изобразительного целого, акцентируется центр и воображаемая ось.

 

52. Уравновешенность композиции.

 

Равновесие всегда определяется зрительной осью. Роль оси в архитектуре организация системы- говорил Корбюзье. Структура равновесия архитектурной композиции наглядно раскрывает принцип симметрии. Особенно наглядно понятие равновесия проявляется в упражнениях на построениях видов композиций, где четко раскрывается отношение массы и пространства. Положение оси равновесия меняется в зависимости от изменения массы элементов и их взаимного расположения по трем координатам. 1.Симметричная и уравновешенная композиция-ось равновесия проходит через геометрический центр и совпадает с осью симметрии. 2.Элементы различные по силуэту и массе. Больший объем подчиняет меньший. Внимание переключается на больший объем,ось равновесия сразу смещается в его сторону. Чем больше разница между элементами тем активнее ось перемещается от центра. 3.В объемной композиции ось равновесия перемещается в любом равновесии, а не только во фронтальной плоскости как во фронтальной композиции. Композиция будет казаться уравновешенной когда проекции всех составляющих ее элементов на горизонтальную плоскость вписываются примерно в круг или в квадрат-условие объемности соблюдено. 4.Уровновешенность глубинно-пространственной композиции по всей территории достигается поиском зрительной взаимосвязи элементов, расположенных слева и справа относительно оси (плоскости) равновесия, идущей вдоль главного луча зрения. 6. Принцип равновесия. Уравновешенность частей в картине - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

 

 

53. Ряды в архитектуре.

РИТМ-это закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Художественный эффект архитектурной композиции, достигаемый привлечением ритма заключается в организующей силе и выразительности закономерного повтора. Как самих объемов и элементов архитектурного сооружения, так и интервалов между ними, а также в закономерности качественного их изменения, развития. Часный вариант ритма, использующий только закономерность повтора носит название метра. Рассмотрение ритма в архитектуре начнем с анализа фронтальной композиции. Выделяем прежде всего виды ритма(метра) проявляющиеся в линейных очертаниях одной или группы форм. Представим, что одинаковая форма поставляется несколько раз к ряду через равные промежутки-это простой ритмический ряд(повторяется одна и та же условная форма(Объем), повторяется равный интервал). Это Элементарная схема может получать многообразное усложнение как по линии организации самой формы, так и в характеристике интервалов. Метр качественно обогащается если параллельно повторяется не один, а несколько одинаковых интервалов такие РЯДЫ часто называют сложными поскольку их можно рассматривать как результат наложения простых метрических рядов с одинаковыми интервалами. Иной характер усложнения интервала проявляется в том случае когда он количественно меняется в определенном отношении. Интервал увеличивается вдвое-такого рода закономерность не метрическая а ритмическая.

 

54.Закономерности размещения центра композиции.

. Принцип доминанты. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты - смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е., располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой. Е Розенблюм так определяет доминанту: "Доминанта - преобладающий сквозной компонент темы, определяющий требуемое соответствие избираемых художником формальных приемов особенностям зрительного восприятия". Выявление главного и соподчиненного. Членение формы на неравные части позволяет увидеть «главное – соподчиненное». Равенство частей не выявляет их соподчиненность. Форма теряет целостность.- Указатели ориентации: треугольник, половина круга, четверть руга, пирамидальное строение формы. Преобладание вертикальных членений. «Тяжесть – легкость» элементов. Один и тот же элемент «легче» в центре поля фронтальной композиции, чем на периферии. Один и тот же элемент «легче» в нижней части фронтальной композиции, чем в верхней ее части. Иерархия членений. Анализируя конкретную архитектурную форму, можно выделить главные членения и членения подчиненные. Например, в античной архитектуре: стереобат, колоннада, антаблемент. Антаблемент включает архитрав, фриз, карниз. Пластические приемы, выявляющие основные членения. Шов, бровка. Выступ, заглубление. Сочетание поверхностей разного геометрического вида: сопрягающиеся вогнутые и выпуклые поверхности/ сопряжение изогнутой и плоской поверхностей. Композиционный центр. Композиция с одним композиционным центром/ Композиция с несколькими композиционными центрами, один из которых главный. Композиционный центр имеет границы своего доминирования, которые обычно совпадают с габаритами фронтальной формы. Это обстоятельство исключает возможность неограниченного развития фронтальной композиции без нарушения целостности. Композиционные центры размещаются в ключевых точках формы – на пересечениях композиционных осей. Композиционные оси – это направления зрительно воспринимаемых изменений линий, фигур и объемов, образующих композицию. Композиционные оси – это направления, проходящие через фокусные точки линий, форм и объемов, составляющих композицию. Главенствующий композиционный центр размещается на пересечении динамических осей в центральном поле воспринимаемой формы, его значимость подчеркивается конфигурацией, контрастным сочетанием с окружением, ритмическим нарастанием членений от периферии к центру или наоборот. В случае повторяемости подчиненных элементов композиции их следует размещать в ясно воспринимаемые группы, которые своим положением выявляют главную часть композиции. Элементарные схемы группировки подчиненных элементов. Крест, диагональ, угол, лучевая схема, радиальная схема, концентрическая схема, спираль, волна, зигзаг. Благодаря симметрии фиксируются правая и ле-вая части изобразительного целого, акцентируется центр и воображаемая ось.

 

55.Иррациональные отношения и методы их построения.

Система пропорционирования.

 Хембидж. Включает взаимосвязь: серию прямоугольников, начиная с квадрата, на диагонали которого получается прямоугольник с диагональю корень из двух и т.д. Среди последовательности прямоугольников есть иррациональные (динамические) и целочисленные (статические) значения. Мессель. Наложение на пропорционируемую форму прямоугольника соблюдается два условия: стороны и углы прямоугольника правильным образом размещены относительно точек на окружности. 2Точки расчленяют окружность на 4-5-6-7-8-10 равных частей. В основе: идея проекции пяти Платоновых тел на плоскости. Перш (1893). «Можно себе представить бесконечное множество фигур, которые сами по себе не могут быть признаны ни красивыми, ни уродливыми. Гармоничность же получается при подобии любой основной фигуры целого с его деталями…» Ценность: графическая простота и удобство для практического использования.

  Из.учебн. Здесь, как и в матем расличают два вида отношений –рациональные, которые могут быть выраджены каким-либо конечным целым или дробным числом, и ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ, которые не могут быть выражены конечным числом(например 2,3..) Золотое сечение (з. с.). Особенностью пропорции золотого сечения является то, что в ней последний член представляет собой разность между двумя предыдущими членами, т. е., а:в=в:(а -в). Отношение з. с. выражается числом 0,618. Пропорция з. с. 1:0,618= 0,618:0,382.

 

56. Виды прогрессий (арифметическая, геометрическая, гармоническая).

Из учебн. Известно, что геометрич.прогрессия –это ряд последовательных чисел, где каждое следующее число в “Н” раз больше предыдущего. Следовательно, между членами ряда сохраняется постоянное отношение, выражаемое любым числом. При Н=1 интервал повторяется. В этом случае мы имеем простой метрический ряд.(Одинаковые формы начинают складываться в метрический ряд тогда, когда их 4 и более.) При арифметической прогрессии равное изменение характеризуется не отношением величин, а разностью. Например, таким закономерностям отвечают следующие ряды: 1-2-3-4-5-6-7 и т.д 1-4-7-10-13-16 и т.д Легко заметить что величины изменения членов ряда по мере увеличения носят менее контрастный характер, чем в геометр прогрессии. В практике искусства, в том числе и зодчества, с давних лет весьма широко использовался еще один ряд, где последовательность членов строится на величинах обратных ряду арифметической прогрессии. 1\2 1\3 1\4 1\5 1\6 и т.д 1\4 1\7 1\10 1\13 1\16 и т.д такую прогрессию называют гармонической. В отличие от арифметич прогрессии характер возрастания здесь выглядит более контрастно. На этих указанных величинных зависимостях между членами ряда, в основе которых лежат равные изменения, может быть развернуто многообразие ритмических построений.

 

 

57 57 Геометрические характеристики основных видов композиции.

58 Виды композиции В зависимости от особенностей строения формы различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Выделение их в какой-то мере условно, так как часто все они сочетаются в одной. В таких случаях фронтальная и объемная композиции входят в состав прост-ранственной. Но и сама объемная композиция часто складывается из ряда зам-кнутых фронтальных поверхностей и в то же время всегда является неотделимой частью пространственной среды, находясь с ней во взаимодействии. Отличительным признаком фронтальной композиции является распределение элементов формы по отношению к зрителю главным образом в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном. Развитие форм в глубину (от зрителя) имеет подчиненное значение. Такова композиция плоской или слабо расчлененной поверхности, расположенной фронтально к главной точке зрения.
Фронтальность композиции сохраняется при движении зрителя в направлении к поверхности или вдоль нее. Примером фронтальной композиции служат фасады зданий, а также различные станки, ширина которых незначительна. При построении фронтальной композиции необходимо учитывать условия, от которых зависит само сохранение ее фронтальности. Первое условие - определенное соотношение между вертикальным и горизонтальным размерами (рис. 91). Если высота формы значительно преобладает над шириной, то форма приобретает линейный характер. Во-вторых, фронтальность зависит от силуэта формы. Для фронтальной поверхности наиболее типичен прямоугольный силуэт (рис. 92), остальные случаи являются нетипичными.
Фронтальность поверхности зависит, наконец, от характера ее членений. Наиболее типичны вертикальные и горизонтальные членения (рис. 93). Криволинейные членения зрительно искажают плоскую поверхность, которая начинает казаться неровной, деформированной. Этот же эффект получается при большом количестве вертикальных и горизонтальных членений с динамическим ритмом, из-за чего поверхность может выглядеть цилиндрической. Выразительность фронтальной композиции все же зависит от характера элементов по глубине. Наиболее типичное их расположение - в одной плоскости с образованием незначительного рельефа - показано в плане на рис. 94. Форма сохраняет фронтальный характер, несмотря на неровность поверхности. Вообще фронтальность композиции нарушается, как только создается движение взгляда в глубину. Фронтальность зависит также от цветового и фактурного решения формы на нюансах (рис. 95). Восстановление фронтальности деформированной поверхности может достигаться, например, введением горизонтальных и верти-кальных членений. При построении фронтальной композиции какого либо объекта еще недостаточно соблюсти все условия фронтальности. Выразительность данного вида ком-позиции обусловливается определенным расположением и соотношением ее элементов по вертикали и горизонтали. Членением формы в этих двух направле-ниях подчеркиваются ее главные элементы (рис. 96, и, 6). Поверхности, расчлененные на три части в убывающем и ли возрастающем ритмическом порядке (рис. 96, я), могут быть достаточно целостными. Членение поверхности может быть получено при помощи введения замкнутых форм В этом случае поверхность полностью не членится. Использование в одной композиции различных членений дает возможность решать сложные задачи. Но при появлении большого числа членений и элементов возникает необходимость соподчинить их посредством группировки так, чтобы наиболее ясно прослеживались два, максимум три из них.
Фронтальные поверхности, имеющие как горизонтальные, так и вертикальные членения, приведены на рис. 100. Жирными линиями обозначены основные членения. В зависимости от направления этих членений определяется характер построения композиции - ее развертывание но вертикали или горизонтали. Фронтальная поверхность может расчленяться линейной формой или границей элементов, различающихся двумя или несколькими формальными характеристиками. В первом случае членящим элементом может быть выступающий или углубленный рельеф, точнее, его грани.  Фронтальные композиции могут состоять из разного количества отдельных форм. Типичное взаимное расположение двух форм во фронтальной композиции показано на рис. 103. С увеличением числа форм возрастает разнообразие их сочетаний друг с другом, конфигураций. Но для всех них исходными являются схемы сочетания двух форм. Объемная композиция представляет собой форму, развитую но всем трем пространственным координатам, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемными являются формы, в которых: а) все три измерения относительно равноценны, б) доминирует высота, в) ширина и глубина доминируют над высотой.
Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от ряда условий: от вида поверхности, образующей форму (рис. 104), от положения (расстояния) и поворота (ракурса) формы относительно зрителя. Так, при ракурсе, открывающем сразу две стороны формы, следовательно, и грань между ними, объемность воспринимается вполне отчетливо Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта.
 На восприятие объемности формы влияет характер членения ее поверхности и массы.
Основные виды и способы членения, рассмотренные применительно к фронтальной композиции, сохраняют значение и для объемной. Сложность и характер объемной композиции зависят от числа ее элементов (объемных форм), которые сопрягаются в основном так же, как и элементы фронтальной композиции. Здесь можно встретить и сочетание обособленных объемов, и примыкание форм, и взаимное пересечение, и различные виды сопряжений по вертикали. В композиции с несколькими обособленными объемами возможны два вида соподчинения: доминантное и бездоминантное. В первом случае группа малых объемов подчиняется одному главному, большему; во втором - все объемы относительно равнозначны по массе. В большинстве случаев для цельности и единства объемной композиции существенное значение имеет выявленность композиционного центра, подчиняющего себе остальные элементы формы. Таким центром может служить одна из поверхностей (сторон) предмета, отдельная объемная часть композиции или обособленная форма. Композиционный центр должен быть сориентирован на главные точки зрения. Положением всех частей объемной композиции относительно композиционного центра определяется симметричный или асимметричный характер формы. Часто встречаются композиции с вертикальной осью симметрии и с вертикальной плоскостью симметрии. Как и во фронтальной композиции, для целостности асимметричной объемной композиции требуется зрительное равновесие всех элементов.
Объемная композиция, в том числе комплексов предметов, всегда взаимодействует с окружающим пространством. Среда может повышать или понижать выразительность одной и той же композиции. Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов (поверхностей, объемов) и пространства, интервалов между ними.
Существуют нормы отнесения композиций к глубинно-пространственным в зависимости от показателей ширины и глубины а также от соотношения высоты и глубины
Пример выявления глубины замкнутого (внутреннего) пространства показан на


Степень глубинности меняется при разном положении доминирующей в данном пространстве формы. Ощущение глубинности также усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространство на ряд последовательных планов. Этот прием часто используется в композиции театральных декораций, например, с помощью кулис и ширм. Кроме перечисленных способов выражения глубины пространства, используют и так называемый метод сечения, основанный на том, что форма, направленная своим большим измерением в глубину данного пространства, рассекая его, вызывает зрительное движение в глубину. Метод наложения состоит в наложении формы на форму так, чтобы одна из них закрывала другую. Это позволяет подчеркнуть последовательность расположения форм в глубину. Метод перспективы - один из наиболее активных методов передачи глубины пространства при помощи линейной и воздушной (свето-цветовой) перспективы. Формы, расположенные ближе, воспринимаются как большие по размерам, чем те же формы, расположенные дальше от зрителя. Они и выглядят более отчетливо, рельефно. Так же как фронтальная и объемная, глубинно-пространственная композиция может иметь ось или оси симметрии и строиться на совмещении как симметричных, так и несимметричных пространственных структур.

 

Понятие масштабности.

Масштабность
Масштабность соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам. Все предметы и изделия должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. Представление о масштабности предметов складывалось в процессе повседневного пользования изделиями и предметами, окружающими человека. Чувство масштабности - это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. В буквальном значении масштаб - отношение размера предмета на чертеже к его действительному размеру в натуре. В практике художественного проектирования масштабность - это соразмерность сооружений или изделий человеку, а также вещей друг другу по их обычно представляемым должным размерам и др. В этом смысле масштаб не абсолютная, а относительная величина. При проектировании машин, приборов, бытовых изделий и т. д. необходимо заботиться о том, чтобы их размеры соответствовали назначению, были масштабно увязаны с окружающей средой. Даже в формах и размерах крупных металлообрабатывающих станков должен хорошо проявляться масштаб. Отдельные детали, размеры которых всегда остаются более или менее постоянными, например органы ручного управления машиной, кабины, подножки, ручки и т. д., информируют нас об истинных размерах всей машины, прибора, интерьера. При фактическом или зрительно воспринимаемом искажении размеров этих деталей их форма становится немасштабной, а изделие в целом производит впечатление гротеска, карикатуры.
Антропометрические величины могут служить основой масштабной характеристики изделия, с которым человек вступает в непосредственный контакт. Доказательством этому служат исторически сложившиеся различные системы пропорциональной взаимосвязи размеров изделий, сооружений с размерами тела человека. Об этом свидетельствуют, например, названия используемых мер - фут, локоть, пядь и т. д. В архитектуре показателями масштаба выступают различные конструктивные элементы - кирпичи, бревна, дверные и оконные переплеты, стенные панели современного дома и т. д. У небольших изделий детали (указатели масштаба) выглядят относительно крупными, а у больших - мелкими, даже если при этом не меняются их фактические размеры. Это одна из закономерностей масштабного строения формы. Так, поиск величины основного объема радиоприемника и неизменность размеров ручек управления, вызванная требованиями антропометрии, позволили найти верный масштаб радиоприборов большого и малого размеров. Как сродство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности. Так, хотя дверной проем имеет определенный масштаб, связанный с размерами стоящего человека, однако при решении входа в общественные здания обычный масштаб лучше нарушить, увеличить но сравнению с дверями в жилых зда-ниях. Этим подчеркивается общественное значение учреждения, клуба и т. д.. Существует взаимосвязь между восприятием масштабности и членениями формы. Чем крупнее членения формы, тем она крунномасштабней. По этой причине при сравнении примерно равновысоких колоколен Новодевичьего монастыря и Ивана Великого в Московском Кремле обнаруживается, что масштаб последней несравненно крупнее, значительнее. Масштабная выразительность предметов и сооружений зависит также от многих других особенностей зрительного восприятия. Белые и светлые предметы выглядят крупнее, чем равные им по размерам темные. Предмет, расположенный на ограниченном фоне или в окружении малых форм, кажется большим, чем предмет на большом поле или среди крупных предметов, при той же величине. Обычная иллюзия зрения переоценка величины вертикальных линии но сравнению с горизонтальными. Соответственно и форма, члененная но вертикали, кажется выше, чем нерасчлененная или расчлененная но горизонтали. Верхняя часть прямоугольника, разделенного на две половины, выглядит крупнее нижней и т. д. Правильное решение вопросов масштабности в большой степени зависит от понимания свойств материалов, конструкции и способов изготовления изделий. Придание чугунной детали (изготовленной литьем) формы, характерной для сварной детали, искажает ее масштаб. Представления о масштабности, как бы ее нормы, постепенно меняются в связи с тем, что появляются новые материалы, новые способы обработки старых материалов, меняется облик окружающих предметов и т. д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.022 с.)