Кишечный токсикоз с эксикозом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кишечный токсикоз с эксикозом



Кишечный токсикоз с эксикозом - патологическое состояние, являющееся результатом действия на микроорганизм токсических продуктов и сопровождающееся нарушениями микроциркуляции, водно-электролитного и кислотно-основного резерва. Чаще возникает у детей первых двух лет жизни. Осложняются явлениями токсикоза с эксикозом у детей сальмонеллез, эшерихиозы, стафилококковая инфекция, ротовирусная инфекция и др.

Первая фаза токсикоза проявляется двигательным и психическим возбуждением. Отмечается снижение тургора тканей, западает большой родничок. Вторая фаза характеризуется глубоким угнетением сознания. Присоединяется вторичная инфекция, развивается септическое состояние.

Эксикоз - обезвоживание организма. Различают три типа эксикоза.

Изотонический эксикоз - характеризуется одинаковой потерей воды и электролитов. Наиболее легкий и часто встречающийся у детей вариант обезвоживания. Симптомы интоксикации выражены умеренно, аппетит снижен, уменьшен диурез.

Вододефицитный эксикоз - развивается в тех случаях, когда потеря воды превышает потерю солей. У ребенка отмечается жажда, большая потеря веса, сухость кожи и слизистых, снижение диуреза.

Соледефицитный эксикоз - развивается в тех случаях, когда преобладает потеря электролитов. Отмечается рвота, частый стул, сухость кожи, снижение тургора тканей, понижение артериального давления.

Различают три степени эксикоза. При I степени эксикоза дефицит массы тела состовляет менее 5%; эксикоз II степени характеризуется дефицитом массы тела до 6-9%; пр эксикозе III степени дефицит массы тела составляет 10% и более.

Неотложная помощь

При I и I-II степенях обезвоживания проводится оральная регидратация глюкозо-солевыми растворами (регидрон, глюкосалан, оралит, гастролит).

Оральная регидратация проводится в два этапа до прекращения потерь жидкости.

I этап (первые 6 часов от начала лечения)- направлен на ликвидацию водно-солевого дефицита, имеющегося к началу лечения; количество необходимой жидкости на этом этапе от 50 мл/кг до 80 мл/кг.

II этап - поддерживающая терапия в количестве продолжающихся потерь жидкости; в среднем объем жидкости, вводимой на этом этапе, 80-100 мл/кг в сутки.

Оральный регидратационнный раствор, рекомендованный Всемирной Организацией Здравоохранения, имеет следующий состав: натрия – 90 ммоль/л, калия – 20 ммоль/л, хлорида – 80 ммоль/л, гидрокарбоната – 30 ммоль/л, глюкозы – 111 ммоль/л, осмолярность – 331 мосм/л. Раствор для оральной регидратации с уменьшенным содержанием натрия, а также глюкозы и пониженной осмолярностью, рекомендованный Европейским Обществом детской гастроэнтерологии и питания (ESPGAN): натрия – 60 ммоль/л, калия – 20 ммоль/л, нитрата натрия – 10 ммоль/л, глюкозы – 74–111 ммоль/л, осмолярность – 200–250 мосм/л. Раствор для оральной регидратации с экстрактом ромашки – Гастролит.

Один пакетик стандартного препарата предназначен для растворения в 200 мл воды. Дозировка препарата зависит от возраста и массы тела ребенка, а также от степени дегидратации:

грудным детям: по 50-100 мл/кг массы тела в течение первых 4-6 ч, далее по 10 мл/кг веса ребенка после каждого жидкого стула;

детям с 1 до 3 лет: по 50 мл/кг массы тела в течение первых 4 ч, далее по 10 мл/кг веса ребенка после каждого жидкого стула;

детям старше 3 лет: в течение первых 4 ч – 500 мл небольшими порциями, далее по 100–200 мл после каждого жидкого стула;

профилактика дегидратации: грудным детям и детям до 3 лет по 10 мл/кг массы тела после каждого жидкого стула; детям старше 3 лет и взрослым по
200 мл раствора после каждого жидкого стула.

Количество жидкости, рассчитанное за каждый час введения, выпивается дробно по 1/2 чайной - 1 столовой ложке (в зависимости от возраста) через каждые 5-10 мин. При наличии одно-, двукратной рвоты регидратация не прекращается, а прерывается на 5-10 мин и затем вновь продолжается. Оральная регидратация не должна прекращаться и ночью, во время сна ребенка, тогда жидкость удобно вводить через соску, шприцом или пипеткой. Осложнения при оральной регидратации не возникают, если соблюдены все правила ее проведения (показания, дробность введения, количество). При неправильном проведении могут возникать:

· рвота – при слишком быстром отпаивании большим количеством раствора (особенно через соску), в этом случае оральную регидратацию на время прекращают;

· отеки – при избыточном введении раствора, неправильном соотношении солевых растворов и воды в зависимости от вида эксикоза (соледефицитный, изотонический и др.).

Появление отечности вокруг глаз свидетельствует об излишней степени регидратации. Возможно сохранение признаков обезвоживания или их нарастание, что требует перехода к инфузионной терапии.

При тяжелых формах обезвоживания (III и II-III степени) сразу назначается парентеральная регидратация, которая может сочетаться с оральной регидратацией, если нет противопоказаний: при эксикозе III степени - 80% в/в + 20% внутрь. Жидкость вводится из расчета 150-170 мл/кг массы тела в сутки.

До выяснения характера эксикоза в/в капельно вводят 5% раствор глюкозы, раствор Рингера и плазму. Ориентировочно: 1/3 раствора глюкозы, 1/3 физиологического раствора, 1/3 плазмы. Плазму вводят из расчета 10 мл/кг массы тела в сутки, 20% раствор альбумина - 20 мл/кг массы тела в сутки.

При вододефицитном эксикозе вводят 1 часть физиологического раствора и 3 части 5% раствора глюкозы.

При соледефицитном эксикозе - 1 часть 5% раствора глюкозы и 3-4 части солевых растворов. Вводить со скоростью 15-30 капель в мин.

При развитии инфекционно-токсического и/или гиповолемического шока вводят глюкокортикоиды из расчета 5-10 мг/кг (по преднизолону) в сутки.

 

Метеоризм

Метеоризм - вздутие живота скопившимися в кишечнике газами. При метеоризме применяется газоотводная трубка. Чаще всего газоотведение проводится новорожденным, грудным и детям раннего возраста.

Для постановки газоотводной трубки необходимо приготовить:

– стерильную газоотводную трубку;

– лоток;

– клеенку, пеленку;

– резиновые перчатки;

– марлевую салфетку;

– вазелиновое или стерильное растительное масло;

– халат с маркировкой.

Перед проведением процедуры ставят очистительную клизму.

Методика постановки

1.  Постелить клеенку, накрыв ее пеленкой.

2.  Вымыть и осушить руки, надеть халат, перчатки, маску.

3.  Уложить ребенка на левый бок с согнутыми и приведенными к животу ногами.

4.  Смазать конец газоотводной трубки маслом методом полива.

5.  Раздвинуть ягодицы ребенка 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении.

6.  Ввести газоотводную трубку в анальное отверстие, пережав ее свободный конец.

7.  Продвинуть трубку в прямую кишку на 10–12 см, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику.

8.  Разжать свободный конец трубки и поместить его в лоток с водой.

9.  Извлечь трубку через 20-30 мин, пропустив ее через салфетку.

10.  Обработать перианальную область тампоном, смоченным маслом.

11.  Поместить газоотводную трубку в емкость с дезинфицирующим раствором.

12.  Снять перчатки, халат, маску, вымыть руки.

13.  Поместить перчатки в емкость с дезраствором, а халат – в непромокаемый мешок.

Долго держать газоотводную трубку в прямой кишке нельзя, так как она может вызвать раздражение кишечника и даже способствовать образованию пролежней. У ребенка газоотводную трубку держат не более 10-20 мин. В случае необходимости эту процедуру можно повторить через несколько часов (через 3-4 часа).

После употребления газоотводную трубку следует промыть в проточной воде с мылом и прокипятить в течение 30 мин, а затем, просушив на воздухе, убрать в баночку.


Литература

1. Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь /Под ред. Малышева В.Д. - М.: Медицина, 2000. - 464 с.

2. Инькова А.Н. Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. - 352 с.

3. Клиническая токсикология детей и подростков /Под ред. Марковой И.В. и соавт. - СПб, 1998.-304с.

4. Мачулин Е.Г. Скорая помощь: методы оказания неотложной врачебной помощи доступными средствами и техникой. - Минск, 1999. - 480 с.

5. Неотложная терапия бронхиальной астмы у детей. Пособие для врачей, утвержденное МЗ РФ и союзом педиатров России. - М., 1999. - 24 с.

6. Неотложные состояния у детей /Под ред. Вельтищева Ю.Е., Кобринского Б.А. - М.: Медицина, 1997.-718с.

7.Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д. Педиатрия для фельдшера. - Ростов-на-Дону:
"Феникс", 2001.

8. Тульчинская В.Д. и соавт. Сестринское дело в педиатрии. - Ростов-на-Дону:
"Феникс", 2001.- 378 с.

9. Цыбулькин Э.К. Неотложная педиатрия в алгоритмах. - СПб, 1998. - 224 с.

10. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей (экстренная врачебная помощь). Справочник: 2-е издание, перераб. и доп. - СПб, 1999. - 216 с.

11. Шабалов Н.П. Детские болезни: 4-е издание. - СПб, 1999. - 1088 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.016 с.)