Российский научно-исследовательский институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российский научно-исследовательский институт



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету

КНИЖНАЯ ГРАФИКА

Москва 2013

Разработчики:

А.Л.Мазин, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников России

Т.С.Широбокова, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел

 

Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук

 

Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства

 

Рецензент: Л.И.Пономарёва, заведующая художественным отделением Объединенной детской школы искусств города Братска Иркутской области, преподаватель, член Союза художников России


Структура программы учебного предмета

I.  Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета                                          

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся                    

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок                                

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса                  

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Книжная графика» реализуется при 3-летнем сроке обучения. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Книжная графика» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки  

Затраты учебного времени

Всего часов
Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

 
Полугодия 1 2 3 4 5 6  
Аудиторные занятия 51 54 51 54 51 54 315
Самостоятельная работа 17 18 17 18 17 18 105
Максимальная учебная нагрузка 68 72 68 72 68 72 420

 

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

· 1-3 годы обучения – по 3 часа в неделю;

самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

· 1 -3 годы обучения – по 1 часу в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цели учебного предмета

Целью учебного предмета «Книжная графика» является овладение знаниями и представлениями об искусстве книжной графики, формирование практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, обеспечение развития творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

- изучение композиции в книжной графике;

- изучение различных графических техник и приемов работы;

-  формирование посредством книжной графики духовной культуры учащихся и потребности их общения с искусством;

- развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной  свободы в процессе создания художественного образа в книжной графике;

-  развитие зрительной памяти и способности к изучению материальной культуры, представления и воображения детей.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-  словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно–тематический план

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего аудит. самост.

Раздел № 1

Раздел № 2

Раздел № 3

Шрифт и орнамент в книге

3.1. Беседа «Зачем нужен декоративный шрифт в книге».  Рассказ о разных шрифтах. 8 6 2 3.2. Образность шрифта. Знакомство с различными фактурами. Например: слово «древесина», шрифт обработан фактурой  «под дерево». 16 12 4 3.3.   Творческая работа (зачет). Шрифтовая композиция с использованием орнамента. Красиво расположить шрифт на листе бумаги. Подобрать цвет. Украсить орнаментом.      ллллилитературного героя в интерьере или 28 21 7   Итого 140 105 35

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего аудит. самост.

Раздел № 1

Раздел № 2

Книжная графика малых форм

2.1. Вензель. Красивая компоновка начальных букв своего имени и фамилии. Украсить орнаментом. 8 6 2 2.2 Буквица. Изображение первой буквы названия предмета или животного, насекомого. Например:  Ж-жук. Украсить декором. 12 9 3 2.3 Экслибрис. Эмблема хозяина книги. Создать эмблему для своей книги. 16 12 4 2.4. Творческая работа (зачет). Иллюстрация, вензель, буквица, экслибрис (по выбору). 36 27 9   Итого 140 105 35

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего аудит. самост.

Раздел № 1

Раздел № 2

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел № 1

Раздел № 2

Раздел № 3

Шрифт и орнамент в книге

Тема 3.1. Беседа «Зачем нужен декоративный шрифт в книге». Рассказ о разных шрифтах. Значение шрифта в книжной графике. Виды шрифтов.

Шрифт как средство, работающее на эстетический образ книги, помогающее глубокому восприятию текста. Выбрать несколько букв шрифта, проанализировать его конструктивные особенности, скопировать.

Самостоятельная работа: скопировать заголовок из детской книги (по выбору).

Оборудование: бумага, карандаш, тушь, черная гуашь.

Тема 3.2. Образность шрифта. Знакомство с различными фактурами. Например: слово «древесина», шрифт обработан фактурой «под дерево»; слово «мрамор», шрифт обработан фактурой «под мрамор».  Достичь наиболее точной передачи значения заданного слова.

Самостоятельная работа: выполнить различные фактуры: мех, дерево, камень.

Оборудование: бумага, карандаш, акварель, гуашь.

Тема 3.3. Творческая работа (зачет). Шрифтовая композиция.

Шрифтовая композиция воспитывает вкус в выборе шрифта и умение использовать особенности шрифта для наибольшей красоты и выразительности композиции.

Выбрав определенную гарнитуру шрифта, выполнить красивую шрифтовую композицию, сгармонированную по цвету.

Оборудование: бумага, карандаш, акварель, гуашь.

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел № 1

Раздел № 2

Книжная графика малых форм

Тема 2.1. Вензель. Красиво закомпоновать начальные буквы своих имени и фамилии. Украсить орнаментом. Применить умение линейно-пластического решения связать буквы в единую сгармонированную композицию.

Самостоятельная работа: выбрать инициалы и сделать зарисовки выбранного шрифта.

Оборудование: бумага, карандаш, акварель, гуашь.

Тема 2.2. Буквица. Изображение первой буквы названия предмета или животного, насекомого. Например: Ж-жук. Украсить декором. Можно использовать элементы орнамента, несущие функцию декора книги. Гармонизация по цвету.

Самостоятельная работа: выбрать шрифт и зарисовать буквы и элементы орнамента.

Оборудование: бумага, карандаш, акварель, гуашь.

Тема 2.3. Экслибрис. Эмблема хозяина книги. Создать эмблему для своей книги. Выполнить экслибрис – графику малых форм, обозначающего свои интересы и увлечения. Например: увлечение спортом или музыкой.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов, отражающих круг интересов владельца книги.

Оборудование: бумага, карандаш, акварель, гуашь.

Тема 2.4. Творческая работа (зачет). Иллюстрация, вензель, буквица, экслибрис (по выбору).

Выполнить творческую работу с учетом знаний и умений, полученных на предыдущих уроках.

Самостоятельная работа: зарисовки подготовительного материала.

Оборудование: бумага, карандаш, акварель, гуашь.

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел № 1

Тема 1.2. Форзац. Плоскостной пейзаж или интерьер в три цвета с использованием орнамента или фактуры. Создать форзац -  элемент конструкции книги, соединяющий  книжный блок с переплетной крышкой, выполняющий  декоративно-оформительскую функцию.

Самостоятельная работа: сбор материала, зарисовки предметов быта.

Оборудование: бумага, карандаш, акварель, гуашь.

Тема 1.3. Титул (Титульный лист). Небольшая иллюстрация в начале книги.

Создать титульный лист - элемент  книги, несущий смысловую и декоративную нагрузку, содержащий заглавие издания, фамилию автора, название издательства и год создания.

Самостоятельная работа: выбрать шрифт и сделать зарисовки деталей орнамента.

Оборудование: бумага, карандаш, акварель, гуашь

Тема 1.4. Заставки и концовки. Небольшие иллюстрации в середине и конце книги с использованием предметов быта, украшенные декором. Создать заставку - небольшую орнаментальную или изобразительную композицию, выделяющую и украшающую начало раздела в книге.

Создать концовку - орнаментальную или сюжетно-тематическую композицию, завершающую и украшающую книгу или отдельный ее раздел.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта, элементов пейзажа, деталей орнамента.

Оборудование: бумага, карандаш, акварель, гуашь.

 

Раздел № 2

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Книжная графика»:

знание различных техник книжной графики;

знание о специфике композиции построения книжного листа;

знание структуры книги;

знание элементов книги;

знание материальной культуры и костюма;

знание видов орнамента;

умение стилизовать предметы, элементы интерьера, пейзажа;

умение вводить в работу над иллюстрацией орнамент и фактуру, как составную часть композиции;

знание шрифта и умение применять различные шрифтовые гарнитуры;

знание о цветности шрифта, то есть о соответствии толщины букв и промежутков между ними;

умение придать шрифту образность в соответствии со значением слова;

знание о графике малых форм и умение использовать в своей работе различные техники;

умение последовательно вести работу над составными частями книги;

умение создавать композицию на основе полученных на предыдущих занятиях знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся на различных этапах обучения

После завершения первого года обучения учащиеся:

- знают основы книжной графики;

- владеют приемами стилизации предметов, животных, пейзажа, интерьера;

- умеют создавать образ литературного героя;

- знают значение шрифта в книжной графике, виды шрифтов;

- умеют создавать образность в шрифте;

- умеют работать с орнаментом.

После завершения второго года обучения учащиеся:

- з нают основные элементы книги;

- знают исторический костюм;

- умеют использовать орнамент как составную часть иллюстраций;

- умеют создавать графику малых форм: вензель, буквицу, экслибрис.

После завершения третьего года обучения учащиеся:

- знают структурные особенности книги, составные части и элементы книги;

- умеют создавать элементы книги: обложку, форзац, заставки, концовки;

- умеют создавать итоговую композицию из простых элементов книги на основе полного курса обучения.

 

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа – это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. С одной стороны – это учебные задания, то есть то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. С другой стороны – это форма проявления мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию творческих способностей и закреплению практических навыков учащегося.

Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы, на которую отводится не более 50% времени от аудиторных занятий. К формам самостоятельной работы относятся: домашние задания (сбор информации и зарисовки по теме); участие в экскурсиях; посещение выставок, творческих встреч с художниками-иллюстраторами; участие в творческих мероприятиях разного уровня (городских, областных, всероссийских, международных).

 

 

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список учебной литературы

1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004

2. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

3.Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002

4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М., Конец века, 1997

Средства обучения

- материальные: учебные кабинеты, специально оборудованные наглядными пособиями, специальной мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные:наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: подлинные образцы книжной графики, выполненные в различных техниках.

 

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.086 с.)