Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Денежно-кредитная политика и финансовый сектор
Цели: • использование сырьевой ренты в целях стимулирования эко- номического роста и поддержания макроэкономической ста- бильности; • сокращение инфляции; • стимулирование сбережений и повышение нормы накопления; • повышение роли внутренних факторов в регулировании де- нежного предложения, позволяющих смягчить зависимость от внешней конъюнктуры; Раздел I. Новая модель роста Глава 1. Новая модель экономического роста 38 39 • повышение устойчивости и эффективности финансового сек- тора. В последние годы согласованным Правительством Российской Федерации и Банком России приоритетом в денежной политике являлась противоречивая задача: сглаживания колебаний валют- ного курса и сокращения инфляции. Однако по факту выполнялась лишь первая часть задачи — существенно снизить инфляцию от- носительно достигнутого еще в середине 2000‑х гг. уровня в 10– 12% не удавалось. Годовая инфляция колебалась в течение года в диапазоне 8–12% (за исключением 2007 и 2010 гг.). Такой уро- вень инфляции не соответствует сформулированным выше усло- виям выхода на траекторию устойчивого экономического роста (требование однозначной инфляции). Кроме того, подобная де- нежная политика (подразумевающая активное присутствие ЦБ на валютном рынке) вела к тому, что процентная ставка не рабо- тала как механизм, регулирующий денежное предложение. От- рицательная (по большей части) ставка являлась причиной от- рицательных депозитных ставок, что в свою очередь снижало склонность к сбережению и стимулировало рост потребления. В связи с этим одним из важнейших элементов политики фор- мирования условий новой модели роста предлагается частичное изменение приоритетов денежной политики. Главным приоритетом становится снижение инфляции до уровня ниже 5%. Такая политика приведет к изменению механизма денежного предложения — сни- жению роли валютного рынка и росту роли процентной ставки; в результате должен произойти переход к активному использо- ванию операций рефинансирования, а не интервенций на валют- ном рынке, как способу предоставления ликвидности банковской системе. В этом случае возникнут условия для развития внутрен- него рынка «длинных денег» и замещения им спекулятивных по-
токов капитала из-за рубежа. Отметим, что в сложившейся ситуа- ции на глобальных финансовых рынках подобный переход будет не только желаемым, но и вынужденным, так как в условиях воз- обновляющихся кризисов доверия на мировом рынке все более серьезной угрозой для России становится отток капитала, а не его приток, что было характерно для середины 2000‑х гг. Предложенный «маневр» сопряжен с очевидными рисками: волатильность курса окажет отрицательное влияние на конку- рентоспособность российской промышленности, ограничение присутствия Центрального банка на валютном рынке приведет к временному росту реальных кредитных ставок и росту вола- тильности процентных ставок. Для снижения этих рисков стра- тегия снижения инфляции должна сопровождаться целым рядом реформ в финансовом секторе (подробнее см. главу 7), а также ак- тивными мероприятиями по ограничению немонетарных фак- торов инфляции, что подразумевает дальнейшее реформирова- ние монопольных секторов экономики и снижение общего уров- ня монополизма, активные мероприятия, направленные на рост конкурентности внутренних рынков, снижение барьеров входа на рынок и прочих мероприятий по улучшению деловой среды. Бюджетная политика Цели: • создание условий долгосрочной макроэкономической ста- бильности и стабильности государственных финансов; • стабилизация и последующее снижение бюджетной нагруз- ки к ВВП; • рационализация фискальной нагрузки на экономику в целях ослабления ее негативного влияния на экономический рост; • адаптация структуры бюджетных расходов к целям догоняю- щего развития (модернизации). Макроэкономическая стабильность, бывшая в 2000‑е гг. конку- рентным преимуществом России, в последние годы оказалась в значительной степени расшатана как вследствие нестабильно- сти внешней среды, так и в силу чрезмерного роста бюджетных расходов. Если до кризиса в рейтинге конкурентоспособности Всемир- ного экономического форума по параметру макроэкономиче- ской стабильности Россия находилась на 29-м месте (что зна-
чительно выше общего рейтинга страны), то после кризиса она переместилась на 79-е место. Такой скачок связан не только с фактическим ухудшением показателей, но и с переоценкой ка- чества макроэкономической стабильности 2000‑х гг. Как показал кризис, избранная модель поддержания макроэкономической стабильности не учитывала реальный уровень рисков, в дей- ствительности бюджетная политика в предкризисные годы была проциклической. В последнем рейтинге конкурентоспособности 2011–2012 гг. Россия переместилась по макроэкономическому Раздел I. Новая модель роста Глава 1. Новая модель экономического роста 40 41 показателю на 44-е место, однако дальнейшему улучшению по- казателей мешают высокая по мировым меркам инфляция, зна- чительный спад реальных ставок и угроза бюджетного дефицита. Меры по формированию модели долгосрочной макроэконо- мической и бюджетной стабильности должны включать: • новый механизм сдерживания роста расходов и использования рентных доходов, накапливаемых в периоды высоких мировых цен на сырье и энергоносители: бюджетное правило, включаю- щее ограничения на размеры долга и механизм использова- ния резервных фондов; • бюджетный маневр в области структуры государственных рас- ходов. Инвестиции в человеческий капитал должны стать своего рода альтернативой перекосу в сторону текущего по- требления, характерного для предкризисного периода. Два других приоритетных направления — инвестиции в инфра- структуру, а также в развитие институтов и экосреды для ин- новационной деятельности и собственно стимулирование ин- новаций (подробнее см. в разделе 2). 3.2. Разработка стратегии улучшения делового климата, развития конкуренции, повышения инвестиционной привлекательности и качества инвестиций (институциональная и инвестиционная стратегии)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.01 с.) |