Вызовы, ограничивающие возможности экономического роста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вызовы, ограничивающие возможности экономического роста



1. Неблагоприятный демографический тренд. Согласно прогнозам

«Доклада о развитии человеческого потенциала» 2008 г., в ре-

зультате естественной убыли население России сократится

к 2025 г. на 10 млн чел. Этот прогноз подтверждают и пред-

варительные итоги переписи населения 2010 г.: естествен-

ная убыль населения в 2002–2010 гг. составила 4734 тыс. чел.,

в среднем 592 тыс. чел. в год, проекция этого тренда на пери-

од 2010–2025 гг. даст общее сокращение численности населе-

ния на 8,8 млн чел.

Современный экономический рост не знает прецедентов

устойчивого и длительного его поддержания без роста насе-

ления. Сокращение доли трудоспособного населения (в свя-

зи с его старением) увеличивает нагрузку социальных обя-

зательств государства в расчете на одного работающего, эта

нагрузка станет дополнительным бременем, препятствую-

щим динамичному росту. Только для обеспечения поддержа-

ния трудоспособного населения на постоянном уровне Рос-

сии требуется привлекать порядка 700–900 тыс. иммигрантов

ежегодно. Это подтверждают предварительные данные пере-

писи: за период 2002–2008 гг. миграционный приток составил

2473 тыс. чел. (в среднем 310 тыс. чел. в год), что позволило

лишь наполовину (52%) покрыть потери вследствие естествен-

ной убыли.

2. Относительно высокие издержки на труд. За десятилетие роста

в России в 1,9 раза увеличился размер ВВП на душу населе-

ния по ППС (в долларах 2005 г.), номинальный размер ВВП

на душу населения вырос в 5,9 раз. Россия стала одной из са-

мых богатых развивающихся стран, передвинувшись с 67-го

места по ВВП на душу населения в 2000 г. на 51-е в 2010 г. (cм.

рис. 1). Реальная заработная плата выросла в 2000–2009 гг. в 3,5

раза (при росте ВВП в 1,7 раза) и находится на уровне, харак-

терном для стран ЦВЕ. Сегодня Россия не является страной

с дешевой рабочей силой и, соответственно, будет проигры-

вать развивающимся странам в сфере массового промышлен-

ного производства. В то же время Россия — страна с немодер-

низированной экономикой, а потому не может конкурировать

с развитыми странами в их нишах высокотехнологичной про-

дукции и услуг с высокой добавленной стоимостью («ножницы

конкурентоспособности»). Эта проблема определяет как вы-

сокую потребность в миграции и иммиграции рабочей силы,

что позволило бы поддерживать конкуренцию на рынке труда

и сдерживать чрезмерный рост издержек на труд, так и необхо-

димость поиска адекватных ниш в мировом разделении труда.

Ограничения: Преимущества:

• неблагоприятный демографический

тренд

• относительно высокие издержки

на труд

• наличие высоколиквидных

природных ресурсов («голландская

болезнь», отрицательное влияние

на институты и стимулы

к развитию)

• слабые, неразвитые рыночные

и государственные институты

• относительно высокое качество

человеческого капитала

и инфраструктуры

• большой размер внутреннего

рынка

• наличие природных ресурсов

(дополнительные финансовые

ресурсы для развития)

________

_____

_____

_________

_________

________

_____

______

______         

_____ _____

_______

______

16 000

14 000

12 000

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

0

Рис. 1. Динамика ВВП на душу населения по ППС в России

и других динамично развивающихся странах, долл. 2005 г.

Раздел I. Новая модель роста Глава 1. Новая модель экономического роста

32 33

3. Низкое качество институтов. Россия занимает 66-е место в рей-

тинге глобальной конкурентоспособности Всемирного эко-

номического форума (Global Competitveness Index 2011–2012).

По большинству важнейших параметров, составляющих рей-

тинг, Россия находится на 50–70-х местах. Вместе с тем по па-

раметрам развития базовых институтов и инфраструктуры

рынка Россия оказывается на 100–130-х местах. Эти «разрывы

в развитии» свидетельствуют о системной проблеме (инсти-

туциональные показатели не характерны для стран с таким

уровнем развития человеческого капитала, а уровень разви-

тия рыночной инфраструктуры не характерен для стран с та-

ким размером ВВП на душу населения). Еще одним важным

индикатором является снижение позиции России в рейтингах кон‑

курентоспособности и качества бизнес-среды (GCI, GEM, IMD,

Doing business), а также государственного управления (World

Bank Governance Indicators) с середины 2000‑х гг. (см. рис.2,

а также подробнее в главе 2).

Такая динамика не всегда свидетельствует об абсолютном ухуд-

шении показателей. Но она определенно показывает ослабле-

ние позиций в сравнении с другими развивающимися странами,

более активно продвигающимися в улучшении делового и ин-

вестиционного климата. Данная проблема приобретает крити-

ческое значение в условиях предполагаемого обострения конку-

ренции за привлечение капитала.

С другой стороны, именно в этой сфере заключен и наиболее

очевидный ресурс повышения конкурентоспособности россий-

ской экономики.

Преимущества

1. Относительно высокое качество человеческого капитала и инфра‑

структуры. Речь идет о конкурентном преимуществе в сравне-

нии с другими развивающимися странами: Россия имеет луч-

шие показатели по распространенности и доступности 1-го

и 2-го образования, а также развития инфраструктуры. Од-

нако реализация этих преимуществ потребует серьезных ин-

ституциональных изменений, а их сохранение — более значи-

тельных инвестиций в сектор, учитывая растущее внимание

к этой проблеме в развивающихся странах и предпринимае-

мые ими усилия в этом направлении.

2. Большой размер внутреннего рынка. Сегодня Россия занимает

8-е место в мире по размеру внутреннего рынка. Этот фак-

тор является положительным в контексте перспектив долго-

срочного экономического роста: повышает инвестиционную

привлекательность страны, создает значительный потенци-

ал рынка неторгуемых товаров и возможности для развития

инфраструктуры.

3. Изобилие сырьевых ресурсов. Этот фактор является несомнен-

ным преимуществом, однако способен оказывать серьезное

негативное воздействие, формируя диспропорции в макроэ-

кономике и финансах («голландская болезнь») и в итоге — рен-

то-ориентированную модель социального развития, подавля-

ющую стимулы к модернизации и конкуренции («сырьевое

проклятье»). Вместе с тем, как свидетельствует мировой опыт,

развитая институциональная и деловая среда позволяет ми-

нимизировать эти эффекты.

Конфигурация этих факторов, специфическое историческое на-

следие, определяющее особенности прохождения Россией совре-

________

_____

_____

_________

_________

_____

______

__  __

20

40

60

80

100

120

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 2012

140

Рис. 2. Динамика показателей качества деловой среды в России

и других динамично развивающихся странах. Doing business, 2012.

Раздел I. Новая модель роста Глава 1. Новая модель экономического роста

34 35

менной стадии развития, формируют основные вызовы, стоящие

перед российской экономикой:

• «Ножницы конкурентоспособности»: относительно высокие из-

держки на труд на фоне низкого качества институтов. В ре-

зультате соотношение «риск/доходность» оказывается мало-

привлекательным для инвесторов.

• «Демографический крест»: рост социальных обязательств бюд-

жета на фоне сокращения доли трудоспособного населения.

• Вызовы сырьевой зависимости проявляют себя в сфере макроэ-

кономики и особенностей институциональной среды, ориен-

тированной на перераспределение рентных доходов. Давление

в сторону высокого обменного курса приводит к замещению

отечественной продукции импортом, а длинных и прямых

инвестиций — краткосрочными заимствованиями, что также

способствует консервации плохой деловой среды, замедляет

трансфер технологий и ноу-хау. Высокая инфляция препят-

ствует адекватному регулированию экономической активно-

сти через механизм цен и процентных ставок.

• Разрывы в развитии. Уровень развития человеческого капита-

ла не соответствует качеству институциональной среды, это

препятствует его эффективному использованию в целях эко-

номического роста, приводит к «утечке мозгов», что проис-

ходит не только в форме трудовой эмиграции, размывания

элиты (exit strategies), но и в форме переноса центров прибы-

ли предприятий «новой экономики» и ИКТ-сектора за рубеж.

Новая модель экономического роста, опирающаяся на внутрен-

ние резервы повышения конкурентоспособности и производи-

тельности труда, должна содержать ответы на эти вызовы.

3. Основные направления и цели политики

по созданию условий устойчивого

экономического роста

В данном разделе рассматриваются лишь основные цели и об‑

щие принципы политики, направленной на формирование усло-

вий устойчивого экономического роста в России. Более деталь-

ная проработка и конкретизация мер в рамках этих принципов

проводится в соответствующих разделах Стратегии.

Условием успеха экономической политики, направленной

на формирование новой модели экономического роста, явля-

ется четкий выбор приоритетов. На наш взгляд, основным при‑

95,0

90,0

85,0

80,0

75,0

70,0

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2012

2014

2016

2018

2020

2022

2024

2026

2028

2030

__________ (      __ ___.) ____ _ ____ __________ (%) 66,0

62,0

64,0

60,0

58,0

56,0

54,0

______________ 47

______ 50

___________

______________ 57

______         

_______ _________ 118

_____________ 123

_________ _____

_________ _____ 47

Рис. 3. Прогноз численности трудоспособного населения до 2030 г.

Рис. 4. Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности

Всемирного экономического форума (Global Competitiveness Index)

по различным компонентам

Раздел I. Новая модель роста Глава 1. Новая модель экономического роста

36 37

оритетом должен стать выход на максимально высокие темпы сба‑

лансированного экономического роста. Слабый рост в условиях

догоняющего развития не позволит ни решать основную зада-

чу — сокращение отставания от стран-лидеров в долгосрочном

периоде, ни поддерживать социальную стабильность в кратко-

срочном периоде.

В силу особенностей распределения доходов (сильное нера-

венство) в странах догоняющего развития низкие темпы роста

не позволяют низкодоходным группам воспользоваться «плода-

ми роста». В результате правительство, скорее всего, будет вы-

нуждено либо оказывать этим группам значительную поддержку,

увеличивая расходы бюджета, либо искусственно стимулировать

рост, что приведет к новому циклу макроэкономической несба-

лансированности («перегреву»).

В свою очередь, ускоренный экономический рост в услови-

ях догоняющего развития требует высокой мобильности ресур-

сов, гибкого отношения к институтам и моделям, высокой реак-

тивности в меняющихся условиях. Динамичный экономический

рост в целом характеризуется процессом «созидательного раз-

рушения». В случае догоняющего развития это особенно важ-

но. Те или иные решения могут выглядеть проблемными с точ-

ки зрения сохранения стабильности в краткосрочном периоде,

однако их непринятие может привести к замедлению эконо-

мического роста в среднесрочной и долгосрочной перспекти-

ве. В результате решения, принятые в интересах сохранения status

quo — сохранения социальной стабильности в краткосрочном перио‑

де — могут оказаться подрывными для социальной стабильности в пе‑

риоде среднесрочном.

Задача поддержания достаточных темпов роста в условиях за-

медления роста спроса и набор ограничений для экономическо-

го роста в России, связанных с особенностями ее предшеству-

ющего развития, определяют ключевые элементы политики,

направленной на формирование новой модели экономического

роста. Можно выделить 6 основных направлений:

1) формирование условий для появления в экономике «„длинных“

денег» и доступного рыночного кредита;

2) поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности,

благоприятствующей развитию частного сектора (за счет ста-

билизации бюджетной нагрузки к ВВП и оптимизации нало-

говой системы в интересах экономического роста);

3) формирование условий для существенного роста деловой актив‑

ности и роста уровня внутренней конкуренции (экономическая

либерализация и ограничение ренто-ориентированных прак-

тик ведения бизнеса);

4) повышение эффективности использования трудовых ресурсов

в условиях сокращения экономически активного населения,

привлечение трудовых ресурсов и повышение внутренней мо-

бильности населения;

5) использование конкурентных преимуществ в сфере человече‑

ского капитала, недоиспользованных в прошлом периоде;

6) расширение емкости рынка и поиск новых ниш в мировом

разделении труда за счет стимулирования несырьевого экспор‑

та и международной кооперации российских фирм.

Новая модель роста — это не магическая формула, изобретение

которой автоматически расставляет все на свои места. Важней-

шей характеристикой предлагаемых изменений является переход

от модели, в которой экономический рост сопровождается ростом

издержек, к экономическому росту, опирающемуся на снижение

издержек. Ключевым элементом новой модели поэтому является

резкий рост деловой активности и уровня внутренней конкурен-

ции. Все прочие элементы политики, ориентированной на форми-

рование новой модели, дадут эффект лишь в том случае, если в ре-

шении этой задачи будет достигнут ощутимый прогресс.

3.1. Макроэкономическая и бюджетная стратегия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.083 с.)