Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние формирования математических представлений
на умственное развитие ребенка В умственном развитии детей выделяют две стороны: приобретение знаний и выработку приемов умственной деятельности. Овладение приемами умственной деятельности осуществляется практически и теоретически. Практический путь представляет собой усвоение приемов в результате многократного повторения одних и тех же ситуаций. В этом случае остается в тени собственная умственная деятельность, внимание обращается лишь на содержание умственных действий. Теоретический путь овладения приемами умственной деятельности состоит в обучении этим приемам, когда обучающийся управляет своей интеллектуальной деятельностью. В любом задании внимание дошкольников направлено на конечную цель, на результат деятельности, меньше – на способы ее выполнения. Это объясняется, с одной стороны, возрастными особенностями психики детей, с другой – информированностью учебной деятельности. Для возникновения мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий необходимо подвести их к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии последовательного формирования учебной деятельности детей. Переориентировка сознания ребенка с конечного результата деятельности на способы ее выполнения приведет к осознанию им своих действий. Таким образом, обучение дошкольников способам и приемам выполнения учебного задания способствует совершенствованию их мыслительной деятельности. Занимательный математический материал является одним из средств развития приемов умственной деятельности. Способ (путь) решения любой, даже очень простой занимательной задачи неизвестен, его нельзя передать решающему в готовом виде без опасения сообщить результат. Поиск пути решения, результата (ответа) всегда сопровождается активной самостоятельной мыслительной деятельностью: анализом условия, пространственного расположения, обобщением ряда фигур, свойств, сходных признаков. Одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения. Логических задач создано много. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам или находить отличия. Это задачи на продолжение ряда, нахождение ошибки, устные задачи на поиск ответа путем рассуждений и т. д. В старшем додошкольном возрасте используются такие разновидности логических задач, как задачи на поиск недостающей в ряду фигуры или на признак отличия одной группы фигур от другой. При их решении наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование.
Задачи на поиск недостающей в ряду фигуры являются более простыми, поэтому их надо использовать первыми в обучении детей старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагается рассмотреть нарисованные по горизонтальным рядам фигуры. Из фигур, изображенных внизу и пронумерованных, надо найти ту, которую необходимо поместить на место недостающей. Для проведения упражнений с группой детей задачи перерисовываются на большой лист бумаги. В ответ на поставленную задачу найти недостающую фигуру дети указывают обычно на несколько фигур. Как правило, вначале они ошибаются, не обнаруживают и не анализируют самостоятельно закономерности, лежащие в основе построения рядов фигур как по горизонтали, так и по вертикали. Выслушав ответ, воспитатель предлагает: «Докажите, что именно этот самолет нужно поместить в квадрат». Доказательство, в результате которого ребенок должен убедиться в правильности или ошибочности ответа, приводит воспитатель: «Посмотрите, какие фигуры нарисованы в первом, верхнем ряду!» (обращается внимание детей на форму корпуса, крыльев самолета, на количество иллюминаторов.) Анализ фигур первого ряда заканчивается обобщением: «В первом ряду нарисованы 3 самолета: с корпусом овальной, прямоугольной и треугольной формы; крыльями прямоугольной, четырехугольной и треугольной формы, с одним, двумя и тремя иллюминаторами. А какие самолеты изображены во втором ряду?» Ребенок должен убедиться в том, что нарисованы самолеты с тем же набором свойственных им признаков. «Покажите, какой самолет надо нарисовать в квадрате» – спрашивает педагог. Ребенок объясняет: «Тот, у которого корпус прямоугольный, крылья четырехугольные, одно окошко».
Руководя решением задач, педагог анализирует фигуры по горизонтальным рядам, выявляет закономерности повторяемых признаков. Для повышения самостоятельности детей в решении задач воспитатель формулирует задание таким образом: «Посмотрите внимательно и догадайтесь, какой фигуры недостает в третьем ряду». Детям предлагается найти фигуру и объяснить сделанный выбор самостоятельно, выделив все закономерности, лежащие в основе построения ряда. Далее воспитатель спрашивает: «Чем отличаются между собой самолеты в первом ряду? Во втором? Как узнать, какого самолета не хватает в третьем ряду?». Педагогические приемы решения таких задач следующие: поочередное рассматривание всех фигур общей группы («Рассмотри, какие фигуры, как нарисованы»); выделение, обобщение существенных признаков, свойственных всем фигурам одной группы («Рассмотри, что нарисовано, какого цвета, размера»). После ответов детей следует обобщение педагога: «Слева нарисованы цепочки из маленьких кругов. В каждой цепочке есть черный кружок, он находится на конце. Справа нарисованы цепочки, черный кружок в которых находится в центре» (показывает на каждую из шести фигур слева и справа. Затем находят ответ, сопоставляя признаки двух групп фигур: «Слева все фигуры – треугольники, а справа – четырехугольники». Головоломки относятся к нестандартному, нетиповому математическому материалу. Их нельзя решить на основе усвоенного способа решения. Они предназначены для развития у детей сообразительности. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта. Этим же определяется и характер поисковых действий, уровень развития их у обучающихся.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Раскройте понятие «умственное развитие» детей? 2. Раскройте особенности практического пути овладения приемами умственной деятельности. 3. Раскройте особенности теоретического пути овладения приемами умственной деятельности. 4. Каким образом могут быть применимы практический и теоретический пути овладения приемами умственной деятельности при обучении детей с ОВЗ. 5. Каким образом могут быть применимы практический и теоретический пути овладения приемами умственной деятельности при обучении детей с нарушением речи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.007 с.) |