Влияние формирования математических представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние формирования математических представлений



 на умственное развитие ребенка

В умственном развитии детей выделяют две стороны: приобретение знаний и выработку приемов умственной дея­тельности. Овладение приемами умственной деятельности осуще­ствляется практически и теоретически. Практический путь представляет собой усвоение приемов в результате мно­гократного повторения одних и тех же ситуаций. В этом случае остается в тени собственная умственная деятель­ность, внимание обращается лишь на содержание умст­венных действий. Теоретический путь овладения приемами умственной деятельности состоит в обучении этим приемам, когда об­учающийся управляет своей интеллектуальной деятель­ностью.

В любом задании внимание дошкольников направлено на конечную цель, на результат деятельности, меньше – на способы ее выполнения. Это объясняется, с одной сто­роны, возрастными особенностями психики детей, с дру­гой – информированностью учебной деятельности. Для возникновения мыслительной деятельности ребенка и фор­мирования понятий необходимо подвести их к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии последовательного формирования учебной деятельности детей. Переориентировка сознания ребенка с конечного результата деятельности на способы ее выпол­нения приведет к осознанию им своих действий.

Таким образом, обучение дошкольников способам и приемам выполнения учебного задания способствует со­вершенствованию их мыслительной деятельности.

Занимательный математический материал является од­ним из средств развития приемов умственной деятельнос­ти. Способ (путь) решения любой, даже очень простой за­нимательной задачи неизвестен, его нельзя передать ре­шающему в готовом виде без опасения сообщить резуль­тат. Поиск пути решения, результата (ответа) всегда со­провождается активной самостоятельной мыслительной деятельностью: анализом условия, пространственного рас­положения, обобщением ряда фигур, свойств, сходных признаков.

Одним из видов занимательного математического ма­териала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения.

Логических задач создано много. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изо­браженные предметы по признакам или находить отли­чия. Это задачи на продолжение ряда, нахождение ошибки, устные задачи на поиск ответа путем рассуждений и т. д. В старшем додошкольном возрасте используются та­кие разновидности логических задач, как задачи на поиск недостающей в ряду фигуры или на признак отличия од­ной группы фигур от другой. При их решении наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстра­гирование.

Задачи на поиск недостающей в ряду фигуры являют­ся более простыми, поэтому их надо использовать первы­ми в обучении детей старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагается рассмотреть нарисованные по го­ризонтальным рядам фигуры. Из фигур, изображенных внизу и пронумерованных, надо найти ту, которую необ­ходимо поместить на место недостающей. Для проведения упражнений с группой детей задачи перерисо­вываются на большой лист бумаги.

В ответ на поставленную задачу найти недостающую фигуру дети указывают обычно на несколько фигур. Как правило, вначале они ошибаются, не обнаруживают и не анализируют самостоятельно закономерности, лежащие в основе построения рядов фигур как по горизонтали, так и по вертикали. Выслушав ответ, воспитатель предлагает: «Докажите, что именно этот самолет нужно поместить в квадрат». Доказательство, в результате которого ребенок должен убедиться в правильности или ошибочности отве­та, приводит воспитатель: «Посмотрите, какие фигуры на­рисованы в первом, верхнем ряду!» (обращается внима­ние детей на форму корпуса, крыльев самолета, на коли­чество иллюминаторов.) Анализ фигур первого ряда за­канчивается обобщением: «В первом ряду нарисованы 3 самолета: с корпусом овальной, прямоугольной и тре­угольной формы; крыльями прямоугольной, четырехуголь­ной и треугольной формы, с одним, двумя и тремя иллю­минаторами. А какие самолеты изображены во втором ряду?»

Ребенок должен убедиться в том, что нарисованы са­молеты с тем же набором свойственных им признаков.

«Покажите, какой самолет надо нарисовать в квад­рате» – спрашивает педагог. Ребенок объясняет: «Тот, у которого корпус прямоугольный, крылья четырехуголь­ные, одно окошко».

Руководя решением задач, педагог анализирует фигу­ры по горизонтальным рядам, выявляет закономерности повторяемых признаков.

Для повышения самостоятельности детей в решении задач воспитатель формулирует задание таким образом: «Посмотрите внимательно и догадайтесь, какой фигуры недостает в третьем ряду».

Детям предлагается найти фигуру и объяснить сделанный выбор самостоятельно, выделив все закономерности, лежащие в основе построения ряда. Далее воспитатель спрашивает: «Чем отличаются меж­ду собой самолеты в первом ряду? Во втором? Как узнать, какого самолета не хватает в третьем ряду?». Педагогические приемы решения таких задач следую­щие: поочередное рассматривание всех фигур общей группы («Рассмотри, какие фигуры, как нарисованы»); выделение, обобщение существенных признаков, свой­ственных всем фигурам одной группы («Рассмотри, что нарисовано, какого цвета, размера»).

После ответов детей следует обобщение педагога: «Слева нарисованы цепочки из маленьких кругов. В каж­дой цепочке есть черный кружок, он находится на конце. Справа нарисованы цепочки, черный кружок в которых находится в центре» (показывает на каждую из шести фи­гур слева и справа.

Затем находят ответ, сопоставляя признаки двух групп фигур: «Слева все фигуры – треугольники, а справа – че­тырехугольники». Головоломки относятся к нестандартному, нетипово­му математическому материалу. Их нельзя решить на ос­нове усвоенного способа решения. Они предназначены для развития у детей сообразительности. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного по­иска, длительность которого зависит от накопленного опыта. Этим же определяется и характер поисковых дей­ствий, уровень развития их у обучающихся.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятие «умственное развитие» детей?

2. Раскройте особенности практического пути овладения приемами умственной деятельности.

3. Раскройте особенности теоретического пути овладения приемами умственной деятельности.

4. Каким образом могут быть применимы практический и теоретический пути овладения приемами умственной деятельности при обучении детей с ОВЗ.

5. Каким образом могут быть применимы практический и теоретический пути овладения приемами умственной деятельности при обучении детей с нарушением речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.007 с.)