Андреева А.А., Боровцова Л.А., Исаева С.Н., Милованова Н.Ю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Андреева А.А., Боровцова Л.А., Исаева С.Н., Милованова Н.Ю.



Технологии обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Андреева А.А., Л.А. Боровцова, С.Н. Исаева. Н.Ю. Милованова, М-во науки и ВО РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2019. – 60 с.

В учебном пособии изложены методические материалы по организации и содержанию коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается психолого-педагогическая характеристика и образовательные потребности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, представлены технологии формирования элементарных математических представлений и технологии формирования знаний об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития и с нарушениями речи.

В пособии приводятся вопросы и задания для самоконтроля, список рекомендуемой литературы. В приложении представлены методические рекомендации по перспективному планированию коррекционно-педагогической работы, примерные конспекты занятий по формирования элементарных математических представлений и знаний об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития и нарушениями речи.

Пособие предназначено студентам-дефектологам, студентам педагогических и психолого-педагогических направлений подготовки; практическим работникам общеобразовательных, специальных и медицинских учреждений.


 

Содержание

Введение......................................................................................................

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ….

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их образовательные потребности …

1.2. Основные подходы к организации и содержанию коррекционно-педагогической работы по обучению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья …..

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ …

2.1. Задачи предматематической подготовки детей к школе …

2.2. Влияние формирования математических представлений на умственное развитие ребенка …….

2.3. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ….

2.4. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи …………

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ……

3.1. Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста ……………….

3.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с ограниченными возможностями здоровья …………………

3.3. Особенности формирования представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития ………….

3.4. Особенности формирования представлений об окружающем мире у дошкольников с нарушениями речи ………………….

Рекомендованная литература

Приложения …………………

 


Введение

 

Учебное пособие создано на основе анализа и обобщения специальной литературы по проблеме обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, на основе практического опыта работы с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии, с учетом современных подходов к организации и содержанию обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с целью формирования широких профессиональных компетенций.

Учебная дисциплина «Методика обучения дошкольников с ограниченными возможностями» включает несколько модулей: формирование элементарных математических представлений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, ознакомление с окружающим миром дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольное детство – важный период в интеллектуальном, речевом, нравственном становлении личности. Создание условий, способствующих развитию психических процессов и формированию базисных характеристик личности детей с нарушениями развития (самостоятельности, инициативности, компетентности, свободы поведения, самооценки) – одна из главных задач педагога-дефектолога дошкольного образовательного учреждения.

Данное учебное пособие разработано с целью изучения студентами особенностей познавательной деятельности и технологий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Особенности познавательной деятельности проявляются в низкой познавательной активности, в недостаточном уровне сформированности мыслительных операций, в поверхностности и неполноте знаний о предметах и явлениях окружающего мира, в слабой речевой регуляции, в фонетико-фонематическом недоразвитии, в ограниченности словарного запаса, в недоразвитии связной речи, и т.п.

В первой главе рассматриваются особенностей познавательной деятельности детей с проблемами в развитии, которые позволяют определять специфику, методы и приемы коррекционно-педагогической  работы для каждой категории детей, определять специальные инклюзивные педагогические технологии и использовать их с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Вторая глава посвящена проблеме формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и простота, как ни парадоксально, в одном и том же свойстве – тщательной упорядоченности, логичности элементов знания. Поэтому для одних, в силу особенностей интеллектуального развития, она оказывается «легкой», для других – «трудной». Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и включает формирование элементарных математических представлений на основе чувственного сенсорного опыта. Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Математическая подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.

Третья глава, посвящена рассмотрению особенностей коррекционной работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. Для формирования у дошкольников с проблемами в развитии целостного представления об окружающем мире педагогу-дефектологу следует опираться на сведения исторического характера, прослеживая взаимосвязь прошлого настоящего и будущего, комплексному изучению природы, населения, хозяйства разных стран в целом. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умений наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличий, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

Учитывая сложную структуру нарушений развития, полиморфный состав воспитанников, будущие педагоги-дефектологи должны быть подготовлены к научной деятельности, предполагающей изучение специальной литературы, готовность к экспериментированию, выбору наиболее адекватных методов работы с детьми, отбору содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии, дают широкий спектр для деятельности специальных педагогов и психологов.

На основе обобщения, систематизации материалов специальной литературы и личного практического опыта в данном пособии авторы представили организацию и содержание коррекционно-педагогической работы  по формирования элементарных математических представлений и знаний об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития и нарушениями речи. Предлагаемые формы организации, системы воздействия, методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения не претендуют на единственно возможные и правильные. Они нацеливают на дальнейший поиск коррекционных технологий, вариативность методических решений.

В содержание учебного пособия включены вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы студентов, необходимые для активизации усвоения предлагаемого материала и формирования у студентов навыков педагогической деятельности.

Предлагаемое учебное пособие нацелено на формирование профессиональных компетенций по направлениям подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» – дисциплина «Методики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».

 


 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.012 с.)