Понятие симметрии и асимметрии в архитектуре и их направление в композиции объёмно-пространственных форм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие симметрии и асимметрии в архитектуре и их направление в композиции объёмно-пространственных форм.



Симметрия – одно из самых сильных средств, обеспечивающих целостность объёмно-пространственной формы. Симметрией называется закономерное расположение равных частей объёмно-пространственной формы относительно друг друга.

Закономерность расположения частей симметричной фигуры заключается в том, что они могут обмениваться местами и совмещаться между собой с помощью операций или симметричных преобразований. Основными преобразованиями являются отражение, поворот (вращение) и параллельный перенос. Вспомогательные геометрические элементы (точки, линии и плоскости), с помощью которых осуществляются симметрические преобразования, называются элементами симметрии.

Виды симметрии:

1) Зеркальная;

2) Осевая (симметрия вращения);

3) Симметрия переносов;

4) Винтовая симметрия.

Асимметрия – понятие, противоположное понятию симметрия. В асимметричных формах элементы симметрии отсутствуют.

Дисимметрия – это нюансное отклонение от симметрии. Дисимметрия, как правило, проявляется в асимметричности деталей или их расположения в форме, которая в целом симметрична.

Антисимметрия – это симметрия с полярными или контрастными свойствами. Так, если одну половину квадрата выкрасить в чёрный цвет, а другую оставить белой, то получится антисимметричная форма.

Целостность форм, обладающих зеркальной и осевой симметрией, достигается выявлением плоскостей или осей симметрии путём простановки на них тех или иных акцентов. Обычно роль таких акцентов играют элементы, доминирующие как по форме, так и по содержанию.

Целостность, композиционная завершённость форм, обладающих винтовой симметрией и симметрией переноса, не может быть достигнута лишь выявлением элементов симметрии, поскольку в том и другом случае возникает симметрия бесконечных форм. Для достижения их завершённости применяются средства, ограничивающие равномерное распространение формы вдоль осей переноса. Эти средства аналогичны тем, которые используются для остановки метрических рядов: нарушение периода переноса, использование взаимодействия рядов с разными периодами, введение в ряд ритмических закономерностей и т. д.

Целостность дисимметричных форм обеспечивается симметричностью их основы.

Асимметричные композиции лишены элементов симметрии, их целостность и завершённость достигается созданием зрительного равновесия между различными фрагментами формы.

В симметричных и асимметричных архитектурных композициях по-разному проявляются как художественно-образная, так и функциональная стороны архитектуры. Симметричным композициям свойственна строгая однозначность размещения деталей формы и их безусловное подчинение целому.

 

Практическая работа № 9.

                                     Симметрия.

Выполнение композиции на ватмане А-3 формата техникой аппликация на понятие симметрия и асимметрия. Композиция включает в себя семь позиций:

1 - Зеркальную симметрия;

2 - Симметрия переноса;

3 - Симметрия вращения;

4 - Винтовую симметрия;

5 - Дисимметрия;

6 - Антисимметрия;

7 - Асимметрия.

Материалы и инструменты: ватман, клей ПВА, резак, ножницы, металлическая линейка, цветная бумага.

 

 

   

 

Основные виды композиции.

 

Существует три вида композиции:

1) Фронтальная;

2) Объёмная;

3) Пространственная.

Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной, с подчинением глубинной координаты. Фронтальная композиции воспринимается зрителем при движении вдоль неё или по направлению к ней. Такими композициями являются фасады зданий, обращённые к пространствам улиц и площадей, рассчитанный на восприятие со стороны этих открытых пространств.

Объёмная композиция имеет относительно равномерное развитие по трём координатам пространства (или с преобладанием вертикальной координаты) и, как правило, характерна замкнутостью поверхностей элементов, организующих такую композицию. Объёмная композиция воспринимается при движении зрителя вокруг неё.

Пространственная композиция характеризуется преобладанием пространства над элементами, формирующими его. В такой композиции зритель воспринимает и оценивает и оценивает в основном качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Элементы композиции могут развивать и организовывать восприятия зрителя по глубинной, фронтальной или вертикальной координатам. Пространственная композиция с преобладанием глубинной координаты называется глубинно-пространственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства.


 

Фронтальная композиция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.005 с.)