Общее понятие об основных свойствах форм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие об основных свойствах форм.



Основные свойства объёмно-пространственных форм следующие:

1) геометрический вид;

2) положение в пространстве;

3) величина;

4) масса.

К дополнительным свойствам можно отнести: фактуру, свет и цвет.

Геометрический вид формы.

Вид формы композиционного элемента определяется:

1) стереометрическим характером очертания поверхности фигуры;

2) соотношением размеров формы по трём координатам.

Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания условно можно разделить на несколько групп:

1. формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, - куб и параллелепипед.

2. Формы, образованные плоскостями имеющие неперпендикулярные грани, - пирамиды, призмы, многогранники.

3. Включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, - шар, цилиндр, конус, формы с гиперболическими и параболическими поверхностями.

4. Бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криволинейные поверхности.

Наиболее употребительна первая группа в архитектурной композиции.

Форма композиционного элемента в зависимости от соотношения величин измерений по трём координатам может быть объёмной, плоскостной и линейной.

Объёмная форма характеризуется относительным равенством величин по трём координатам.

Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при подчинённой третьей.

Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими.

 

Положение формы в пространстве.

Это свойство определяется по отношению: к осям координат, к зрителю, к другим формам.

Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхности формы или доминирующей осью. По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной, горизонтальной, все остальные положения будут промежуточными.

Положение формы по отношению к зрителю или другим формам определяется в горизонтальной или вертикальной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-дальше, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту – выше-ниже. По расположению между собой формы могут находиться:

- На некотором расстоянии;

- Примыкать друг к другу;

- Врезаться друг в друга.

Наиболее динамичное расположение в композиции – врезка одного элемента в другой, наиболее пассивное – примыкание.

Величина формы.

Величина формы рассматривается как:

1) соотношение протяжённости формы по трём координатам;

2) как соотношение двух или более форм между собой;

3) по отношению к человеку.

Масса.

Масса – (в художественно-композиционном плане) это свойство на основе ассоциативного восприятия рассматривается как массивность.

Массивность – свойство объёмно-пространственных форм имеет ряд особенностей:

1) с изменением формы по величине, при прочих равных условиях, изменяется масса. Большая форма воспринимается более массивной.

2) Массивность формы изменяется в зависимости от степени объёмности, плоскостности или её линейности.

3) Массивность зависит от плотности заполнения формы материалом.

4) На массивность формы влияет материал, из которого она сделана, его цвет и фактура.

 

Фактура и её свойства.

Под фактурой подразумевается характер поверхности того слоя художественного произведения, который непосредственно воспринимается зрителем.

Обработка поверхности независимо от её величины воспринимается как фактура при определённой частоте повторяющихся элементов, иначе эти элементы будут восприниматься как членение формы.

Если число элементов на поверхности велико, а величина их мала, то они не воспринимаются глазом и поверхность выглядит гладкой.

Если элементы воспринимаются как самостоятельные части формы, то зрительно они выглядят не как фактура, а как членения поверхности формы.

Восприятие фактуры поверхности зависит от положения зрителя к объекту. При отдалении от поверхности отдельные элементы, ранее воспринимаемые как членения формы, будут сливаться в общий фон и выглядеть как фактура поверхности.

Фактура в определённой степени характеризует объёмно-пространственную форму и всегда являлась одним из средств художественной выразительности.

Светотень. Источник света.

Свет обеспечивает возможность восприятия зрителем объёма, поверхности и пространства.

Распределение светотени при восприятии объёмно-пространственных форм может меняться от полной затемнённости до максимальной освещённости. Это может зависеть как от направления света, так и от силы источника света.

Цвет.

Цвет – это визуальный эффект, вызванный смешиванием испускаемого света, преломленного или отражённого света.

Основными характеристиками цвета является:

  1. Цветовой тон.
  2. Насыщенность (яркость цвета).
  3. Светлота цвета.

Цвета делят на три группы:

1) Основные (жёлтый, красный, синий);

2) Составные (оранжевый, фиолетовый, зелёный);

3) Дополнительные (цвета, расположенные на противоположных концах цветового круга).

Цветовой тон – это качество, которое прежде всего и всегда отличает один цвет от другого и определяется соответствующим его место в спектре – жёлтый, красный, синий, зелёный и т. д. в системе цветов кругового спектра все промежуточные цвета будут иметь свой цветовой тон. Например, между жёлтым и красным – оранжевый и т. д.

Насыщенность (яркость) – это степень отличия хроматического цвета от равного с ним по светлоте ахроматического цвета (серого), т. е. бóльшая или меньшая выраженность в цвете его цветового тона. Спектральные цвета обладают наибольшей насыщенностью. Для получения мало насыщенного цвета достаточно добавить белил (выбеливание цвета) или чёрной краски (тусклые цвета).

Светлота хроматического цвета определяется степенью близости его к белому цвету (так же как и светлота ахроматических цветов).

Хроматические цвета воспринимаются как “тёплые” и “холодные”, в зависимости от того, с каким цветом они сравниваются. Например, в группе тёплых (красных) цветов оранжевый будет теплее, чем малиновый, в группе холодных – фиолетовый теплее синего и т. д.

Впечатление о “весомости” цвета зависит главным образом от характеристики по светлоте и насыщенности. Чем темнее цвет, тем он “тяжелее”. Более насыщенные цвета воспринимаются как более тяжёлые, нежели малонасыщенные.

Разные цвета, размещённые на одной и той же плоскости, воспринимаются нами то более близкими, то более удалёнными от нас. Это так называемое явление выступающих и отступающих цветов (пространственные свойства) можно легко заметить, рассматривая спектр: тёплые цвета кажутся ближе, холодные – дальше.

Кроме цветового тона на пространственные свойства цветов влияют: насыщенность и светлота, т. е. чем насыщеннее цвет, тем он воспринимается ближе к нам.

Цветовые отношения – цветовой контраст и нюанс – основа цветовых сочетаний всюду, где цвет выступает в качестве художественного элемента.

Такие свойства цвета, как “весомость”, придают архитектурному сооружению впечатления лёгкого и тяжёлого, большого или малого. Это зависит от светлоты, насыщенности и характера цветовой поверхности.

 

Сочетание цветов.

Тёплые цвета – красный, оранжевый – цвета огня и солнца, воспринимаются как мажорные звучания; холодные – зелёный, синий ассоциируются с зеленью, небом, рождают впечатления спокойного состояния, простора, лёгкости. Светлые и яркие цвета, в противоположность тёмным и серым действуют радостно, бодряще.

Из различных сочетаний отдельных цветов наибольшей гармонией обладают любые пары дополнительных цветов. Также гармоничные сочетания дают цвета, расположенные на малых интервалах цветового круга., цвета, близкие по цветовому тону, по светлоте и насыщенности. Выразительность таких сочетаний обусловлена цветовым единством, так как при малых интервалах цвета воспринимаются не как сочетания, а как оттенки одного и того же цвета.

Гармоническое согласование – не в подыскании наилучших цветов вообще, а в отыскивании наилучших отношений цветов друг к другу, т. е. нахождение цветового синтеза.

Цвет и свет.

Известно, что свет оказывает огромное влияние на цветовую характеристику предмета. При приближении или удалении источника света насыщенность цвета поверхности увеличивается или уменьшается. При изменении угла падения света также происходит изменение цвета: его тона, насыщенности и светлоты, так как в этом случае на цветовую характеристику плоскости влияет отражённый свет. На изменчивость цвета влияет и предметная среда, т. е. отражённый свет (рефлексы). Цвет предмета – это те цвета солнечного спектра, которые он не отражает, поглощая все остальные. Белым мы воспринимаем цвет предмета, когда все упавшие на него лучи света полностью отражаются обратно. Чёрным же воспринимаем цвет предмета тогда, когда он полностью поглощает падающий свет.

При очень сильной освещённости цвет воспринимается менее насыщенным, белесоватым а в тени, наоборот, - более насыщенным. Сильный солнечный свет объединяет цвета, уничтожает различия в цветовом тоне; рассеянный же дневной цвет даёт предметную многоцветность.

 

Практическая работа № 3.

Построение и выполнение геометрических тел, с учётом деформации (разрушения) их геометрических форм при помощи фактуры, цвета, тона. Материалы и инструменты: ватман, картон, клей ПВА, резак, гуашь, тушь, кисти.

Методические указания:

1) начертить три развёртки геометрических форм.

2) начертить на развёртках фрагмент орнамента, искажающего поверхность.

3) тушью залить фрагмент орнамента на развёртке первой геометрической формы.

 

 

4) На второй развёртке поле вокруг фрагмента орнамента выполнить в виде аппликации

5) Третья развёртка остаётся без искажения.

6) склеить фигуры и установить на подмакетник.

 

Практическая работа № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.022 с.)