Тема 3. Сущность и типы государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Сущность и типы государства



Тема 4. Форма государства.

Вопросы:

1. Понятие и структура формы государства

2. Форма государственного правления

3. Форма государственного устройства

4. Политический режим

---в 2 часа в 201 аудитории – первый кружок по ТГП для желающих---

1. Понятие и структура формы государства

Любое гос-во – есть единство его сущности содержания и формы. Формы гос-ва отвечают на вопросы, на каких принципах, и как территориально построена госуд. власть, как создаются высшие органы гос-ва, как они взаимод между собой и населением, какими методами осуществляется гос власть и т.д.

Формы государства – это совокупность существенных способов организации устройства и осуществления государственной власти.

Выделяют структурные элементы формы гос-ва: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОС УСТРОЙСТВА, ПОЛИТРЕЖИМ.

Форма правления отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее с взаимодействием с населением и иными органами государства.

Форма гос устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношениях органов государства и его частей между собой.

Государственно-правовой режим (политрежим) отражает систему приёмов и способов осуществления власти.

Своеобразие и приоритет отдельных элементов формы конкретных государств, их юридическое и фактическое состояние могут изменяться с течением времени.

Вопрос 2. Форма правления

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они из себя представляют, на каких началах взаимодействуют.

Формы правления также свидетельствуют о том, участвует ли население в формировании высших органов государства (демократическим или недемократическим образом они образованы).

Существуют 2 основные формы правления: МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА.

Монархия: форма правления, где высшая госуд власть принадлежит единоличному главе государства (монарху), который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Монархия бывает двух видов: ОГРАНИЧЕННАЯ И ЕОГРАНИЧЕННАЯ.

При неограниченной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодат функцию, руководит органами исполнит власти, контролирует правосудие.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства. В настоящее время абсолютная монархия сущ в некоторых странах среднего востока (Саудовская Аравия).

Ограниченная монархия – при ней высшая государственная власть рассредоточена между монархом и иными органами.

Вопрос 4. Политрежим

Политрежим- это метод осуществления полит власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результат взаимодействия и противоборства различных полит сил. Функционирование всех полит институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Признаки политрежима:

1. Прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется полит власть. Если это методы убеждения, согласования, то это – прогрессивный демократический режим. Если же на 1-й план выходят методы насилия, то складывается антидемократический режим.

2. Определяется соотношением расклада политических сил. (Страны, где каждые 4 года – новые партии, то полит режим сильно подвержен влияниям и может измен до неузнаваемости).

Формально политрежим должен соответствовать определённой форме правления (при МОНАРХИИ чаще всего соответствует жёсткий режим, а при РЕСПУБЛИКИ чаще наблюдается демократический режим, более мягкий).

АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ режимы можно подразделить на несколько групп: тоталитарный и авторитарный.

ТОТАЛИТАРНЫЙ – признаки:

1. Существование одной официальной идеологии, формируемый партией правящей, либо вождём.

2. Сращивание правящей партии с гос аппаратом. Абсолютная концентрация власти.

3. Крайний централизм в управлении, обеспечивающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан (действует принцип: запрещено всё, кроме предписанного).

4. Усиление бюрократизации исполнит власти, устанавливающий террор по отношению к населению.

5. Милитаризация экономики --- в учебнике.

Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе основная идея, или цель. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой.

Авторитарный режим. Это способ правления с ограниченным плюрализмом, устанавливается в период кризисного состояния общества, связанного с коренными изменениями исторически сложившегося уклада общественной жизни.

Данный режим предполагает общепризнанную, но неограниченную правом власть одного лица, или группой лиц, допускающих лишь формальное проявление демократии (например, конкурентоспособность при выборах с предсказуемым результатом, показное разделение властей, формальное народовластие при отсутствии у граждан реальных возможностей и т.д.).

Чрезвычайный (переходный) – он формируется в результате победы радикальных аппозиционных сил, или при стихийных, экологич, социальных, иных потрясений, угрожающих существованию граждан и нормальному функционированию государства.

Демократический режим. Особенности:

1. Народ, будучи источником власти, самостоят формирует представительные органы, активно участвует в управлении обществом, контролируя деятельность исполнительного аппарата.

2. Управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей и расширении практики местного самоуправления.

3. Обеспечивается идеологический и политический плюрализм.

4. Гос-во не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободу, гибкую социальную политику, защиту личности от всех форм проявления беззакония, произвола и т.д.

Демократия большинства при свободе меньшинства.

Выделяют демократии участия, многовластия, сообществ.

ПОДРОБНЕЕ – ДОМA В УЧЕБНИКЕ.

Тема 5

Вопросы

(Их 5)

Вопрос 1

Политическая система общества - это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций)......или же……………………….

Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть

Компоненты политической системы

- совокупность полит объединений (профсоюзы, полит партии и т.д.)

- политические отношения (между структурными элементами системы)

- политическое сознание

- полит нормы и традиции, регулирующие полит жизнь страны

- деятельность.

Политическая система имеет ряд характ-х черт:

1. С её помощью осуществл-я политическая власть

2. Зависит от характера, среды и социально-экономической структуры общества

3. Обладает самостоятельностью.

Вопрос 4. Виды органов

Органы гос-ва классифицируются по способам основания:

1. По способу возникновения (первичные и производные)

- первичные органы гос-ва никакими иными органами не образуются: они возникают либо в порядке наследования, либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (гос дума президента)

- производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (правительство, органы прокуратуры)

 

2. По объему властных полномочий. Высшие органы наиболее полно осуществляют госуд власть, которая распространяется на территорию всего гос-ва, местные органы функционируют в рамках отдельных административных территориальных единиц. Их полномочия распространяются только на эту территорию.

3. По широте компетенции (органы общей, специальной компетенции)

- органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов (например, правительство исполняет законы, активно участвует в осуществлении всех функций гос-ва)

- органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции (одного вида деятельности) (министерство финансов, обороны и т.д.).

 

Признаки права

1. Нормативность

По своему содержанию, право состоит из норм определяющих необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в их субъектов.

2. Волевой характер

Воля определяет содержание и направление деятельности субъектов. Она соединяет цель и его реальные действия. На основе прошлого опыта, она(цель) определяет будущее поведение. Однако, для одних право – это воля господствующего класса, для других – право является свободным выражением воли индивидов.

(В любом случае волевой(воля) характер будет. Но воля эта будет государства, или не государства? Вот, в чем вопрос.

3. Формальная определённость.

Для того, чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юр св-ва общественная воля должна быть выражена в форме официального юр акта, установленного госуд властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Значимость и эффективность действия правовых норм во многом определяется точностью словесного выражения.

4. Общеобязательность.

Ответственность всего общества в целом.

5. Системность и иерархичность строения. Системность и иерархичность строения. Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолировано, а взаимодействуют и дополняют друг друга, поскольку все жизненные ситуации носят сложно составной системный характер. Отражая потребность общества в скоординированном управлении, правом в целом строится. Как согласованная, непротиворечивая система расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных св-в возникают коллизии (G), проблемы и конфликтные ситуации.

6. Воздействие на субъекта с помощью детальных и … взаимно корреспондирующих(общение, взаимовлияние) … … Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов

7. Право устанавливается и обеспечивается гос-вом.

ТАКИМ ОБРАЗОМ! Право – это система общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражает баланс индивидуальных, групповых и общечеловеческих интересов и регулирует социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

ЭТО НАДО ВЫУЧИТЬ^,

Любое право представляет собой юридическое богатство общества, его ценность определяется во-1-х, общесоциальной и дух потребностью, во-2-х, инструментальной востребованностью в особом социальном регуляторе. Нормативные и ценностное ориентиры в своей совокупности побуждают человека поступать определённым образом, совершать социально-полезные действия и воздерживаться от безнравственных поступков.

Общесоциальная ценность права отражает его состояние, как определённого достижения современной цивилизации, проявление культуры и прогресса человеческой мысли. Оно служит фактором обновления и стабилизации общественной жизни, средством, закрепляющим и гарантирующим свободу личности, а также стимулирующим её социальную активность.

Вопрос 4. Принципы права

Принципы права.

Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателей. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы.

СУЩЕСТВУЮТ ВИДЫ ПРИНЦИПОВ ПРАВА:

Это исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом

1. Принцип демократии – законодательное представление возмож-ти широким слоям насел принимать участие в обсуждении принятий нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих.

2. Принцип гуманизма. Быть гуманным. Права гуманны. Закрепление правом таких отношений между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, приоритетности прав и свобод человека.

3. Принцип законности. Означает, что все субъекты общественных отношений должны точно и неуклонно соблюдать законные и подзаконные акты, которые в свою очередь должны не противоречить друг другу, обеспечивать верховенство закона в соответствии с Конституцией.

4. Принцип равноправия. Он подчёркивает равенство субъективных прав всех участников правовых сфер (независимо от половой, религиозной, национ принадлежности).

5. Принцип социальной справедливости. При правонарушении, поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями общества, а меры наказания в соответствии с характером содеянного.

6. Принцип единства прав и обязанностей – у каждого субъекта сущ и право, и обязанности ОДНОВРЕМЕННО.

 

 Продолжение – сегодня 12 октября 2015 года.

Что – то там, и пример этого – это принцип состязательности сторон.

Существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержание гибкости в правовом регулировании.

Они (хз, кто) отражают специфику регулирования отношений по другим отраслям права (принцип свободного расторжения договора.

 

Виды законов.

1. По сфере действия: общефедеральные законы, законы субъектов федерации.

2. По отраслям права (уголовно-, финансово-правовые и т.д.);

3. По степени значимости: конституционные и текущие законы (конституционные закрепляют основы государственного строя и служат юр базой текущего законодательства(это конституция, законы, вносящие в неё дополнения и изменения) (текущие законы создаются на основе конституции, выражаются в формах федерального закона или кодекса и регулируют общественные отношения в различных сферах общественной жизни.

Тема 10. Правотворчество

Вопросы:

1) Понятие основные принципы и виды правотворческой деятельности;

2) Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности законотворческого процесса федеральных органов.с процедура и юр процесс. Понятие соотношение, основные разновидности;

3) Юр процедура и юр процесс. Понятие соотношение, основные разновидности.

4) Понятие и виды правовой политики. Основные приоритеты правовой политике в современной России;

5)  Понятия и виды?систематезательности?;

6) Юр техника.

 

Вопрос 1. Понятие основные принципы и виды правотворческой деятельности.

Правотворчество - это специфическое осуществляемое в особом порядке, требующие особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием, изменением или прекращением существующих в гос правовых норм.

Признаки правотворчества:

-   это особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение отношений.

-   это гос властная деятельность;

-   интеллектуально волевая деятельность;

-   процедурная деятельность;

-   содержание этой деятельности включает в себя создание, изменение отмену или систематизации юр. норм.

Принципы правотворчества

-   принцип законности;

-   принцип демократизма;

- принцип гласности;

- принцип научности- требует использование научных данных при подготовке;

- принцип профессионализма предполагает компетентность;

- принцип оперативности означат своевременное принятие и издание нормативных актов что повышает эффективность их использования;

- пиинциип системности предусматривает соласовние готовящихся к прирятию актов с децтсвуюзим законодательством вотизбедании коллизий, пробелов и т.д.;

- связь правотворчества и актов.

Виды правотворчества

- законотворчество- это основаная форма правотворчества высших представительных законодатель органов избираемых гражданами. Результат закон прирятие.

- подзаконное нормотворчество

- референдум- непосредственное правотворчетсво осуществляется путем всенародного голосования по наиболее важным вопросам гос и общественной жизни.

- делегированное правотворчество - деятельность рос органов и должностных лиц определенных не гос, связанных с принятием норм актов на основании передачи им права уполномоченных на это органов и лиц

- договорное: Процесс заключения норм заключений устанавливающих соответсв правила для сторон

- локальные: Издания отдельных актов для предприятия.

Вопрос 5. сам

Тема система права

1. Отрасль и институт права

2. Предмет и метод правового регулирования, как основание деления права на отрасли. Способы, режимы, типы правового поведения.

3. Общая характ-ка Росс права. Частное, публичное, материальное и процессуальное право.

4. Система Российского и международного права.

5. Система права и система законодательства. Их взаимоотношения и взаимосвязь.

Тема 12. Пропустили.

 

План:

Тема 14.

Вопросы:

1.

2.

3.

Вопрос 1.

Правоотношение это общественные отношения, конкретные участники уоторых являются носителями …….

1. Правоотношения – это идеологические првоотношения, так как гос-во, регулирующее правоотношение, выражает идеологию, основанную на сосуществовании классовых, национальных, религиозных т тому подобных интересов.

2. Правоотношения возникают, изменяются, прекращаются на основе правоовых норм.

3. Субъекты правоотношений связаны между собой взаимно корреспондирующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

4. Правоотношения отличаются индивидуализированностью субъектов. То есть это не безличная связь, а всегда конкретное отношение кого-то с кем-то. И правоотношение может развиваться лишь, как деятельнсоть конкретных субъектов.

5. Носит сознательно волевой характер. То есть в них выражается воля гос-ва и воля хотя бы одного из участников этих отношений.

6. Правоотношения охраняются гос-вом. То есть они обеспечены возможностью государственного принуждения.

Степень конкретизации правоотношений может быть различной.

Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают непосредственно из закона. В подобных случаях, все адресаты юридической номы имеют общие права и свободы и несут равные обязанности, независимо от каких-либо условий. (наблюдается в конституции)

Средняя степень конкретизации наблюдается. Когда конкретизированы не только субъект, но и объект правоотношений. Например, это правоотношения с собственостью – собственность -> вещь.

Максимальная степень конкретизауии присутствует в тех случаях, когда точно известно, какие именно действия должно совершить обязанное лицо в интересах уполномоченного. В данном случае устанавливается объект, обе стороны и содержание прарввой связи между ними. Например, договор «подряд» (702 ст. какого-то кодекса)

Правоотношения обладают сложной по составу элементов структурой. В неё входят субъект, объект и содержание( права и обязаннсти сторон ).

Правоотношения возникают и функционируют лишь при наличии определённых предпосылок. Их делят на о бщие и специальные

Общие предпосылки – это те условия, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения.

К ним относятся:

Тема 3. Сущность и типы государства

Вопросы

1. Соотношение общества и гос-ва

Общество возникло задолго до государства и длит. время обходилось без него

Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества, обострению в нём противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов.

Основное назначение государства заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности.

Ещё функции. Как форма организации общества и управляющая система, государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нём противоречия, преодолевает кризисные ситуации.

Негативные функции. Государство может играть и деструктивную роль, возвышаться над обществом, проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать.

Гражданское общество - это идеальная модель общественного устройства, которая отражает систему экономических, нравственных, политический и иных отношений индивида, добровольно объединившихся в различные ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных потребностей.

Правовое государство – демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Признаки правового государст ва:

- признание человека основной социальной ценностью;

- господство права, которое означает связанность, ограниченность деятельности государства правовыми предписаниями, основанными на сбалансированной воле общества.

- разделение власти государством на: законодательную, исполнительную, судебную, их взаимное ограничение с помощью законодательной и закреплённой системы сдержек и противовесов;

- соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

2. Власть, как обще социальная категория.

Власть необходима для управления любым коллективом, она является важнейшим средством обеспечения организованности и порядка в любой социальной общности.

Власть представляет собой отношение между властвующим и подвластным, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, управляя его поведением.

Структуру власти составляет субъект, объект, отношение и нормы, их регламентирующие. В литературе разделяют публичную, политическую и государственную власть.

Государственная власть – совокупность полномочий, предоставленной обществом государству в лице системы определённых органов для целенаправленного управления повседневной жизнью.

Принцип разделения властей – рациональная организация государственной власти в демокр. гос-ве, при которой осуществляется взаимоконтроль и взаимодействие высших гос. органов гос-ва как частей единой власти через систему сдержек и противоречий

 

Госуд власть подразделяется на 3 относительно самостоятельные ветви: законов, исполн, судебная.

В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые осуществляют постоянно действующий контроль друг за другом.

Высшие органы гос-ва, действующие на основе этого принципа, обладают самостоятельностью, но среди них всё же должен быть лидирующий орган, иначе может возникнуть борьба за лидерство, которая ослабляет каждую из ветвей власти, или государственную власть в целом.

Создатели учения по разделению властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательному органу.

Исполнительная власть олицетворяется правительством, должна быть подзаконной, её главное предназначение – это исполнение законов и реализации. В её структуру входит армия, силовые ведомства и др.

Самой высокой степенью независимости обладает судебная власть. Особая роль суда обусловлена тем, что он является арбитром в спорах о праве.

Принцип разделения властей существует во всех демокр. странах.

2. понятие и сущность государства.

Сущность государстве – это свойство, которое отражает главное в явлении, его природу и назначение, те качественные характеристики, благодаря которым, оно реализует социальную востребованность со стороны общ-ва.

В истории нашего госуд. существует обычно марксизм

Марксизм научно обосновывал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком в государстве и основным содержанием его сущности. Однако, с течением времени, марксистское понимание гос-ва нуждается в переосмыслении и уточнении. В частности, следует признать ошибочной трактовку государства исключительно с классовых позиций. Марксизм рассматривал государство, как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры. Такой подход объединял и в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощённое одностороннее понимание его сущности и социальное значение.

На современном этапе становится понятно, что любое госуд-во наряду с решением сугубо классовых задач выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества. --- организация здравоохранения, образов-я, соц. обеспечения, борьба с эпидемиями, обеспечение мира и т.д.

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчение и преодоление противоречий поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил.

Сочетает в себе таким образом и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель.

Государство – это особая суверенная территориальная организуя политической власти, которая на основе права и с помощью специально созданного аппарата обеспечивает управление делами всего общ-ва, используя для этого его материальные ресурсы.

Признаки государства:

1). Наличие публичной власти

2). система налогов, податей, займов

выступая основной доходной частью бюджета любого гос-ва, налоги необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата.

3). территориальное деление властей

государство объединяет своей властью всех граждан, населяющих её территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, учреждению и т.д.

4). монополия на правотворчество.

гос-во создаёт законы, подзаконные акты, санкционирует обычая и т.д.

5). Монополия на легальное применение силы, физ. принуждения

возможность лишить граждан высших ценностей (жизнь, свобода).

6). устойчивые правовые связи с населением, проживающих на её территории (гражданство, подданство)

7). монополия на официальное представит-во всего общества

никакая иная структура, кроме как государство, не может представлять интересы всего народа.

8). суверенитет

верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях

9). наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

5. Типология государства.
В многовековой истории человечества существовала, сменяя друг друга, большое кол-во государств.

В связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации.

Классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определённых критериев, называется типология.

Типология позволяет:

Ø познать естественно исторический процесс развития государства, установить последовательность эволюционного и революционного перехода от одного состояния к другому

Ø выявить внутреннюю логику, тенденции и закономерности функционирования государства и на этой основе определить перспективы его дальнейшего развития.

Ø На основе познаний общих закономерностей, определить специфику функционирования отдельных государственно-правовых явлений, установить их системные связи друг с другим и зависимость от иных явлений социальной действительности.

2 основных подхода к ТИПОЛОГИИ государств:

формационный

На основе формационного подхода выделяют св-ва общественно-экономических формаций, отражающие своеобразие влияния на сущностную природу государства экономического базиса и настройку. Для определения типологической принадлежности конкретного гос-ва необходимо ответить на 3 вопроса:

1. к какому типу производственных отношений соответствует данное государство?

2. Инструментом политической власти какого класса оно является?

3. Каково социальное назначение данного государства?

Ответы на эти вопросы позволяют выделить рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государств.

Формационный подход не решён некоторых погрешностей. Марксистская типология страдает однолинейностью. В соответствии с ней, все государства проходили жёстко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительность эволюция государств была куда более многовариантной.

цивилизационный

Английский историк Тоингли предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, арабская и т.д.). По его мнению, именно духовные факторы способны остановить, или стимулировать развитие социально-экономических отношений. Чем выше уровень духовности и культуры в общ-ве, тем стабильнее развивается его экономический потенциал и растёт благосостояние населения. В рамках цивилизационного подхода существуют самые различные принципы типологии цивилизации (ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ, ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ, РИЛИГИОЗНЫЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ и т.д.).

Однако, этот подход даёт возможность систематизировать не столько гос-во, сколько различные общественные системы, подход отличается нечёткостью и незавершённостью разработки.

Формационные и цивилизационные подходы лишь в своей совокупности раскрывают объективную картину развития государственности.

В рамках типологии переходные государства

это своего рода промежуточный тип государства. Это государство, которое лишено устойчивой социальной основой, в следствии чего явл. недолговечной.

Переходные государства характеризуются отсутствием среднего класса, придающего обществу стабильность и устойчивость. Оно отличается специфическим переходным типом экономики (пример: от планово-централизованной экономики – к рыночной.

Опыт государственно-правового развития человечества свидетельствует о том, что абсолютно все гос-ва на том или ином историческом отрезке своего пути пребывают в этом переходном состоянии.

 

 

Теория государства и права.

 

Тема 4. Форма государства.

Вопросы:

1. Понятие и структура формы государства

2. Форма государственного правления

3. Форма государственного устройства

4. Политический режим

---в 2 часа в 201 аудитории – первый кружок по ТГП для желающих---

1. Понятие и структура формы государства

Любое гос-во – есть единство его сущности содержания и формы. Формы гос-ва отвечают на вопросы, на каких принципах, и как территориально построена госуд. власть, как создаются высшие органы гос-ва, как они взаимод между собой и населением, какими методами осуществляется гос власть и т.д.

Формы государства – это совокупность существенных способов организации устройства и осуществления государственной власти.

Выделяют структурные элементы формы гос-ва: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОС УСТРОЙСТВА, ПОЛИТРЕЖИМ.

Форма правления отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее с взаимодействием с населением и иными органами государства.

Форма гос устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношениях органов государства и его частей между собой.

Государственно-правовой режим (политрежим) отражает систему приёмов и способов осуществления власти.

Своеобразие и приоритет отдельных элементов формы конкретных государств, их юридическое и фактическое состояние могут изменяться с течением времени.

Вопрос 2. Форма правления

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они из себя представляют, на каких началах взаимодействуют.

Формы правления также свидетельствуют о том, участвует ли население в формировании высших органов государства (демократическим или недемократическим образом они образованы).

Существуют 2 основные формы правления: МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА.

Монархия: форма правления, где высшая госуд власть принадлежит единоличному главе государства (монарху), который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Монархия бывает двух видов: ОГРАНИЧЕННАЯ И ЕОГРАНИЧЕННАЯ.

При неограниченной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодат функцию, руководит органами исполнит власти, контролирует правосудие.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства. В настоящее время абсолютная монархия сущ в некоторых странах среднего востока (Саудовская Аравия).

Ограниченная монархия – при ней высшая государственная власть рассредоточена между монархом и иными органами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.132 с.)