Организация Советской власти на Мурмане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация Советской власти на Мурмане



После переворота мы, моряки военного и торгового флота, портовые рабочие, мастеровые с транспорта «Ксения», организовали Союз моряков. Председателем выбрали Воронова, а секретарем меня. Пос­ле этого я на моторном боте съездил в бухту Порчниха и информиро­вал там экипажи тральщиков о событиях, об установлении Советской власти и об организации Союза моряков.

Моряки с радостью приветствовали приход Советской влас­ти. По пути мне было поручено арестовать в одном из рыбацких посёл­ков белого офицера. Белый офицер оказался хорошим бухгалтером. Он жил в посёлке в отпуске, но сознательно отпуск давно просрочил. Он сам встретил наш бот и заявил: «Если вы за мной, то я готов». Этот офицер потом служил в Мурманске в военкомате.

После восстания из участников восстания организовался Мурманский краевой Совет. Возглавил его руководитель восстания Александров. Мне приходилось бывать на его заседаниях. Его помощником был Поспелов по прозвищу Ванька Каин - руководитель пар­тизанских отрядов рыбаков. Руководители восстания и мы не знали [принципов] построения органов Советской власти, и поэтому был избран исполнитель­ный орган краевой Совет народных комиссаров.

У новой власти было очень много работы. В первую очередь немедленно были созданы вооружённые отряды из рабочих и моряков. Ведь надо было охранять город и очищать железную дорогу и идти навстречу частям Красной Армии. С моря город должны были защищать двумя миноносцами и батареей на заливе.

Одновременно создавались нужные учреждения: управление торгового порта, продовольственные, советские и другие учреждения.

Многие из служащих участия в восстании против нас не принимали. Они не были открытыми врагами Советской власти, но мы их пока и не считали её сторонниками.

Все моряки почти поголовно принимали участие в восстании. Все понимали значение партии в том, что только партия Ленина есть организатор Советской власти и нового государства трудящихся, но не все считали для себя возможным быть членом партии. Поэтому среди моряков была проведена такая работа: кто считает себя способным быть последовательным, не щадить жизни и сил, большевиком - ленин­цем, тот должен об этом заявить на общем собрании.

Собрание состоялось или в Доме Советов или в клубе. На нём, я помню, выявился у моряков только один член партии Слепцов. Он имел билет члена партии с 1917 г. Больше членов партии я не пом­ню. Два или три человека выявилось среди железнодорожников. На этом первом партийном собрании ни Александрова, ни Поспелова не было. По­этому я сейчас не помню, были ли они членами партии или нет. На со­брании каждый выступал и говорил перед собранием, что он делал до восстания, как участвовал в восстании и считает ли себя готовым быть членом партии большевиков. Готов ли выполнять любые поручения партии не щадя ни здоровья, ни сил.

Собрание обсуждало и принимало в члены партии. Каждый из вступивших был лично известен своими делами и в подполье, и во вре­мя восстания. Таким образом, создались партийные организации моря­ков военных, торговых и железнодорожников.

Ни на одном из партийных собраний не было сказано, что была какая-то партийная подпольная организация. Подпольная органи­зация была, и она руководила подпольной работой, и состояла она из членов партии и большинства беспартийных. Военным руководителем этой подпольной организации был Александров. Но эта организация не была формально партийной. По существу эта была организация по своим целям и внутреннему демократизму, строжайшей дисциплине и са­модисциплине, вплоть до применения смертной казни, ярко выраженная организация большевиков-рабочих в большинстве без партийных биле­тов.

Национальный состав подпольной организации был пестрый. Основное ядро - русские и украинцы (черноморцы). Поскольку было вре­мя военное, то подпольная организация моряков иногда принимала ме­ры по ликвидации предателей. Это внушало уважение.

За время существования подпольной организации моряков никто из нас не интересовался, кто имеет партийный билет, а кто не имеет. Большевик нами определялся по делам. Его преданность также проверялось на деле.

 

Вступление Красной Армии в Мурманск и организация
Мурманской уездной партийной организации и уездисполкома

13 марта 1920 г. в Мурманск вступила Красная Армия.[155] Первым в Мурманск вступил бронепоезд Карл Маркс, а затем поездом прибыли частя Красной Армии. Вместе с частями Красной Армии прибыли начальник политотдела дивизии Чумбаров-Лучинский, работник политот­дела Каценеленбоген и другие.

В марте месяце до 20 числа Чумбаров-Лучинский созвал обще­городское партийное собрание. На этом собрании присутствовали участ­ники восстания, вступившие в партию, но не оформленные, также присут­ствовали командир бронепоезда Довголевский и секретарь партийной ячейки бронепоезда Хотимский. На этом собрании было оформлено и моё вступление в партию, без кандидатского стажа. На вступивших в партию были оформлены документы и отосланы Архангельскому губкому РКП(б) на утверждение новых членов партии без кандидатского ста­жа, ввиду того, что товарищи своим участием в подпольной работе и в победоносном восстании против белых доказали свою политическую зрелость.

На этом же собрании Чумбаров-Лучинский и другие товари­щи посчитали нужным организовать в городе Мурманске Советскую вла­сть уездного масштаба. Мы, как нас уже называли, «старые мурманцы», не были с этим согласны. Мы считали, что Мурманский край и город Мурманск с единственным незамерзающим в России портом, огромными рыбными богатствами и железной дорогой, связывающей Мурманск с Рос­сией и Петроградом круглый год, перерос масштабы уезда и уездного го­рода и является по существу [такой] важной административной единицей, как губерния. Но доказать свою правоту мы не смогли. Прибывшие товари­щи считали нас ещё совсем зелеными членами партии и наших доводов не приняли. Считая Чумбарова-Лучинского и других товарищей авторитет­ными, так как они имели опыт организации советских и партийных орга­нов, мы отказались от своего предложения.

В соответствии с этим решением партсобрания и был орга­низован Мурманский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, рыбацких и красноармейских депутатов.

Мурманская партийная организация организовалась как уездно-городская партийная организация. Вся внутренняя партийная жизнь была организована в формы, принятые в России. Вместо назва­ний, существовавших у нас, народных комиссаров Совета депутатов были введены названия заведующих отделами уездисполкома.

Чумбарова-Лучинского и секретаря парторганизации Хотимского следует считать первыми организаторами партийных и советских организаций на Мурмане.

В марте месяце 1920 г. на Мурман приезжал член президиума Всероссийского союза работников водного транспорта Быстров. Он помог нам организовать Мурманский союз работников водного транс­порта. При белых союз существовал нелегально. Никакой бумажной пе­реписки не было, членских билетов не было. Взаимопомощь среди мо­ряков существовала. Союз помогал членам семей арестованных белыми, осуществлял передачи арестованным, организовывал моряков в одну организацию и держал связь с политзаключенными. Когда встал вопрос о членстве в союзе, Быстров предложил нам от имени ЦК союза считать профсоюзный стаж с 1 января 1918 года. Быстров помог нам понять необходимость иметь нашему союзу маленький чёткий аппарат, не раздувая расходов, и понять роль профессиональных организаций рабочего класса в нашей стране, и как эта роль с течением времени будет увеличиваться.

В Советские органы Мурманского уезда влились новые работники, прибывшие в Мурманский край с Красной Армией и после её прибытия.

В первые дни существования Советской власти были посла­ны суда за заключенными, томящимися в тюрьме Иоканга, на побережье. Заключённые были освобождены и привезены в Мурманск. Из 1200 человек заключённых было привезено живых 600 человек. Из 600 человек двести человек не могли двигаться, их вынесли с парохода на носил­ках. Эти двести человек были положены в больницы города Мурманска. Когда народ встречал привезённых, то были и плач и крики негодова­ния. Вместе с заключенными были привезены начальник и надзиратели тюрьмы. Конвою трудно было сдержать напор толпы. Многие из толпы хотели устроить самосуд и тут же убить их. Но. несмотря на удары и ранения некоторых конвойных, самосуд не был допущен.

Пока лежали больные в Мурманских больницах, я навещал их и особенно машиниста с «Пахтусова». Он нанялся на «Пахтусов» в Ар­хангельске и уволился, когда пароход вернулся из устья Оби. Фамилии его не помню. Звали его, кажется, Павлом. У него была жена и двое детей. Он был арестован в Архангельске. В тюрьме в Иоканге у него от цинги опухли ноги, но руки были сильны, и он, радуясь своему осбождению и установлению Советской власти, уверял меня, что он теперь будет жив и в доказательство поднимал двухпудовую гирю, лежа в посте­ли. Я этому верил. Это был прекрасный товарищ и человек.

Через некоторое время я узнал, что вывезенные больные в Архангельск многие умерли в пути. В их числе умер и Павел. Гово­рили, что умерло около двухсот человек.

 […]

Архангельская губпартконференция и принятие
решения об образовании Мурманской губернии

Окончание гражданской войны поставило и перед Мурманском вопросы дальнейшего хозяйственного развития края. Мы все сознава­ли огромное значение Мурманского края [и порта] для государства, как един­ственного незамерзающего порта, связанного с остальной Россией железной дорогой, и значение для страны рыбных богатств края. Мы счи­тали, Мурманский незамерзающий порт имеет значение для всей страны, а не только для Архангельской губернии.

База для механизированной добычи и ремонтные сооруже­ния для рыболовного флота должны быть сосредоточены в Мурманске. Из Мурманского порта тральщики и другие суда могут выйти в море в любое время, тогда как Архангельский порт запечатан в фев­рале - марте месяцах льдом в горле Белого моря до 15-20 мая.

Мурманский край, имея богатую будущность развития добы­чи рыбы, дальнейшее быстрое строительство незамерзающего порта, строительство гидростанций на Туломе, Коле, Териберке, будет постоянно ощущать больную потребность в людях. Их может дать только рес­публика в целом.

Этой точки зрения придерживались тогда все руководящие товарищи Мурманского уезда: Емельянов, Анкудинов, Прохоров, Дани­лов, Сироткин, Слепцов и другие товарищи.

В декабре 1920 г. состоялась уездная партконференция. От Архангельского губкома партии на конференции присутствовали два человека. Фамилию одного помню - Новов, а фамилию другого не помню.

На партконференции был поставлен вопрос о выделении Мурманского уезда в Мурманскую губернию и, следовательно, об отделении от Архангельской губернии.

Выступавшие по этому вопросу товарищи от Архгубкомпартии Новов и другой товарищ обвинили нас в продолжении политики изменника Юрьева. Выделять Мурманский уезд в губернию неправильно, так как экономика Мурмана тесно связана с экономикой жителей - ры­баков Архангельской губернии.

В ответ мы показали, как на практике помогает Архан­гельский губком партии в деле прорыва экономической блокады через Мурманский порт. К тому же резонно заявляли, что Мурманский край может развиваться только при помощи центрального правительства. Как уезд Архангельской губернии он не может развиться. Архангель­ской губернии он не по плечу.

Партконференция постановила выделить Мурманский уезд в Мурманскую губернию. Конференция поручила мне выступить с предложением о выделении Мурманского уезда в губернию на Архангельской губпартконференции, состоявшейся в январе 1921 г. Мною это было сделано, и делегаты от всех уездов на Архангельской губпартконференции поддержали мое выступление.

Эта поддержка оказалась для меня несколько неожиданной. В гостинице, где мы размещались, некоторые делегаты всех уездных партийных организаций губернии собрались и обсудили состав будуще­го губкома партии (совет старейших). Я на этом совещании выступил с кратким обоснованием своего предложения о выделении Мурманского уезда в самостоятельную губернию и просил на заседании партконференции принять это предложение. Делегаты ещё раз все взвесили и решили голосовать на конференции за это предложение.

Еще ранее этого мы попросили Вастейна изложить всё, как оно есть на самом деле, лично В.И. Ленину.[156]

Пожалуй, непосредственное обращение к В.И. Ленину быстро решило этот вопрос.

После губпартконференции проходил съезд Советов Архангельской губернии. На съезде я был выбран членом губисполкома.

С конференции и съезда Советов мы возвращались в Мур­манск на ледоколе. От самого города Архангельска до устья реки Север­ной Двины был толстый лёд, и ледокол давил его, делая разбеги задним ходом. После устья Северной Двины море было свободно от льдов. Но нас задержал в море сильный шторм.

Командиром ледокола был Николаев, бывший белый. Он не побежал с белыми за границу, а остался в Архангельске и организовал погоню по морю за белыми. Николаев не сочувствовал большевикам. На революцию и установление Советской власти он смотрел как на неиз­бежное историческое зло. В прошлом дворянин и аристократ, он зани­мал крупные должности в царском флоте. При белых он был заместителем командующего флотом. На мой вопрос, почему же он остался в России, он ответил: «Я - патриот России. Я против того, чтобы на русской земле были иностранцы. Когда белые власти собрались бежать из Архангельска, мне приказали тоже бежать из Архангельска. Я этого не сделал. Перед побегом из Архангельска мой сын, офицер, спросил меня: «Мне остаться или нет?» Я ответил: «Ваня, ты как хочешь, а я останусь здесь. Я старый, и если большевики меня расстреляют, то меня похоронят в русской земле. Я больше не могу жить за границей». Сын, узнав, что меня не расстреляли и дали должность начальника экспедиции[157] из судов, идущих в устье реки Оби, дальше Норвегии не побежал и прислал ходатайство о возвращении его и ещё нескольких офицеров в Советскую Россию».

Денщик у Николаева плавал вместе с ним задолго до революции и состоял при нём много лет бессменно. Он ведал хозяйством Николаева.

Мы с Николаевым подолгу беседовали. Наши беседы скорее походили на споры. Он много лет был представителем бывшего русского царского правительства при крупных судостроительных верфях Англии, где строили военные морские суда для России.

Это был высокообразованный человек, много читавший. И, по его словам, он был знаком и с марксистской литературой, но, по мое­му мнению, не понял её.

Николаев принимал Великую Октябрьскую революцию как должное, законное явление и говорил, что революция неизбежно будет и в других странах. Он принимал Советскую власть и большевиков как тоже неизбежное и закономерное явление. Он даже говорил с гордостью, как русский, что всё-таки русский народ выделил Ленина и большевиков, а не другой народ. Большевики установили настоящую, умную, креп­кую власть в России. Он со всем был согласен, так как считал это ис­торически неизбежным, но говорил, что люди, в конце концов, придут обратно к «капиталистическому корыту». Николаев был хорошим командиром корабля. На судне была хорошая дисциплина. Николаев был настоя­щим, хорошим моряком, прекрасно знающим своё дело. Он одинаково был строг в отношении матросов и офицеров и был справедлив.

В Мурманске я доложил уездногородскому и общегород­скому собранию результаты губпартконференции. После этого выбыл в Архангельск по железной дороге. Это было в начале марта 1921 г.

В Петрограде я должен был пересесть на поезд, идущий на Вологду. При оформлении проезда я был мобилизован как член партии на подавление контрреволюционного Кронштадтского мятежа. Недалеко от вокзала на Лиговке, в большом шестиэтажном доме, нас было сосредоточено много людей. Нам не выдавали обмундирования, но мы имели винтовки и патроны, ежедневно ходили на военные занятия. Над горо­дом всё время была артиллерийская канонада. Когда Кронштадт был взят, меня вызвали и сказали: «Можете ехать по назначению. Мятеж подавлен».

В вагонах было тесно. Среди множества едущих были и «шипуны» против Советской власти. В Вологде я сошёл с поезда за кипятком и очень удивился: на перроне стоял красноармеец и пел:

Эх, вы, клёшники,

Что наделали,

Кронштадт продали,

Да стали белыми.

В Архангельске я поместился в общежитии членов губкома партии и губисполкома на улице Павлина Виноградова. От товарищей я узнал, что делегат от Архангельской парторганизации на X съезд партии Чумбаров-Лучинский, один из организаторов партийной жизни на Мурмане, погиб при штурме Кронштадта.

В Архангельске я был заведующим губернским отделом социального обеспечения, членом президиума Архангельского губпрофсовета, заведовал охраной труда и работал по ремонту рыболовных тральщиков представителем Архангельского губсовнархоза.

Вопрос об организации новой Мурманской губернии разрешился положительно и быстро. Моё возвращение в Мурманск затянулось до августа месяца 1921 г. В это время Архангельский губком откомандировал меня обратно в Мурманск в связи с организацией Мурманской губернии.

[…]

 

С. Голованов

23 октября 1960 г.

Рудник Бакырчик Чарского района

Семипалатинской области

 

ГАМО, ф. П-2393, оп. 2, д. 12, л. 96-135, 150-154. Машинописный подлинник.

 

№ 8

Г.М. Веселаго Документальная справка из моих мурманских бумаг

за 1917 - 1918 годы [158]

 

Село Сорока                                                                                           Декабрь 1918 г.

 

Веселаго Георгий Михайлович (1892-1971). Старший лейтенант. Окончил Морской корпус (1911). Служил в оперативной части штаба Черноморского флота, во время Дарданелльской операции – офицер связи в штабе начальника союзной эскадры. С октября 1917 – исполняющий обязанности начальника штаба главного начальника Мурманского укрепленного района. Со 2 февраля 1918 – ответственный управляющий делами Управления Мурманским районом при Мурманском Совдепе, в мае уволен от службы. Управляющий делами Мурманского Совета. С августа 1919 г. в белых войсках Восточного фронта, к 1920 г. в Морском училище во Владивостоке; эвакуирован в январе 1920 г. В эмиграции в Мексике, затем в США (Филадельфия, затем Пенсильвания), инженер и управляющий отделением фирмы, член Общества бывших русских морских офицеров в Америке. Скончался в Менло-Парке (Калифорния).

 

I. Документы, относящиеся ко времени учреждения должности главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов

 

1

«В обстановке великой европейской войны мурманский путь, состоящий из морской части (от норвежских нейтральных вод до Мурманска) и железной дороги (от Мурманска до узловой станции Званка), был единственный, кроме длинного и перегруженного сибирского, круглый год связывавший Россию с союзными странами. Чрезвычайная важность его в зимнее время, когда замерзает Белое море и прерывается поэтому архангельский путь, весьма значительна и в летнюю пору». («Состояние Мурманской железной дороги к октябрю 1917 г.» - доклад контр-адмирала Кетлинского)[159].

Естественно, поэтому, что исправное состояние этого пути, а значит и все положение дел на нём, привлекало серьезное внимание не только нашего правительства, но и союзных, особенно английского. К выяснению и улучшению положения, создавшегося на Мурмане летом 1917 года, был предпринят ряд мер: в июне была послана специальная междуведомственная комиссия; вслед за тем в Петрограде, в ряде всевозможных заседаний и совещаний, обсуждались и намечались необходимые мероприятия. Последним толчком, побудившим наши правительственные учреждения к энергичному решению, послужило представление Английского представительства, сделанное через наше Военное министерство в нижеследующей телеграмме генерала Гармониуса из Лондона от 18 августа: «Английское правительство настойчиво указывает на крайне критическое положение работ в Мурманске по постройке новых пристаней, укреплению старых и улучшению железнодорожных путей. По сведениям английского правительства, русская специальная комиссия, осматривавшая Мурманск, сообщила в Петрограде, что к ноябрю пропускная способность Мурманстройки (Мурманской железной дороги) будет 150 вагонов в день, английское правительство указывает, что комиссия провела в Мурманске всего несколько часов и не успела познакомиться со всеми подробностями положения, которое представляется следующим: большой кран требует исправлений, великолепно оборудованные мастерские парохода «Ксения» бездействуют за отсутствием рабочих, лихтеры неисправны, на постройке гавани и казарм работает только сто человек вместо четырехсот; а на железной дороге к северу от Колы полное бездействие, казарм готовых только четыре вместо шестнадцати, в которых крайняя необходимость; разгрузка взрывчатых веществ возможна только в случае постройки специальных пристаней, которые в текущем году готовы не будут; русские местные власти, по сведениям английского правительства, сами признают положение безнадёжным и опускают руки; морской начальник так занят в комитетах рабочих и матросов, что не имеет времени уделять достаточного внимания порту, а помощники его не имеют энергии, инициативы и полномочий; ощущается острый недостаток пищевых продуктов, жилищные условия очень плохи и трудно надеяться при таких условиях удержать рабочих зимою. Английское правительство отмечает несогласованность действий портовых и железнодорожных властей и энергично настаивает на принятии решительных мер в надлежащей подготовке Мурманска для зимней навигации».

В смысле организационном выход из положения был найден в создании должности главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов. Согласно Положению, объявленному в приказе[160] Морского министерства по Управлению Беломорским и Мурманским районами от 11 сентября 1917 года № 181:

1. На главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов возлагается:

а) охрана морских путей по Северному Ледовитому океану между меридианами норвежской границы (31о восточной долготы) вне норвежских вод и мыса Белого (38о восточной долготы);

б) оборона района как с моря, так и со стороны норвежской границы;

в) командование всеми морскими и сухопутными силами, назначаемыми для целей, указанных в пунктах а и б;

г) военная охрана Мурманской железной дороги от Мурманска до Званки;

Примечание: Эксплуатация и строительные работы железной дороги находятся в ведении Министерства путей сообщения. Общие вопросы решаются по соглашению главного начальника Мурманского укрепленного района с представителем Петроградского порайонного железнодорожного комитета в Мурманске.

д) общее руководство перегрузочными операциями и работами, производимыми для их улучшения;

е) управление районом по гражданской части.

2. Сверх того, на главного начальника Мурманского укрепленного района возлагаются обязанности, определяемые соответствующими статьями Положения об управлении крепостями, относящимися к обязанностям коменданта крепости, права коего также ему присваиваются.

3. Границами Мурманского укрепленного района служат: с юга параллель 68о 30′, с востока меридиан 38о восточной долготы, с запада норвежская граница и пределы Финляндии. В территорию района выходит часть Северного Ледовитого океана в пределах, указанных в пункте а статьи 1, а также полоса отчуждения Мурманской дороги от Мурманска до станции Званка.

4. Главный начальник Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов назначается указом Временного правительства по представлению Морского министерства.

5. Главный начальник Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов по делам флота, морского ведомства и охраны норвежской границы подчиняется командующему Флотилией Северного Ледовитого океана, а во всех прочих отношениях - главноначальствующему г. Архангельска и Беломорского водного района.

6. Главному начальнику Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов непосредственно подчиняются:

а) начальники отрядов, дивизионов и командиры отдельных судов, действующих в районе;

б) начальник Кольской базы;

в) начальник артиллерии района;

г) начальник охраны рейдов;

д) начальник управления перегрузок и представители ведомств по перегрузкам;

е) лоц-командир;

ж) начальники военно-сухопутных частей района как в нём расположенных, так и временно туда командируемых;

Примечание: Командиры железнодорожных батальонов, дружин, назначенных для работ по постройке железной дороги и все командиры военнообязанных, военнопленных и пр. подчиняются ему как начальнику гарнизона.

з) начальник военной охраны Мурманской железной дороги;

и) этапный комендант Мурманска (он же комендант города Мурманска) и воинский начальник Александровского уезда;

к) начальник торгового порта;

л) начальник постройки торгового порта;

м) начальник милиции.

7. Главному начальнику района подчиняется в оперативном отношении и как начальнику гарнизона начальник Северного района службы связи.

8. Главный начальник имеет, сверх прав коменданта осажденной крепости, права главноначальствующего г. Архангельском и Беломорским районом по отношению [к]:

а) уездному комиссару Александровского уезда;

б) начальнику Мурманской железной дороги;

в) всем комендантам железнодорожных станций Мурманской железной дороги;

г) начальнику таможенного отдела в Мурманске;   

д) начальникам почтово-телеграфных контор в Мурманске, Коле и Александровске;

е) и всем вообще гражданским учреждениям и лицам в Мурманском районе и полосе отчуждения Мурманской железной дороги.

9. В отношении постройки Кольской базы и батарей, главный начальник района руководствуется положением, объявленным секретным приказом по флоту и морскому ведомству 1 июля 1916 г. № 121.

10. При главном начальнике Мурманского укрепленного района состоит совещание из представителей местной администрации, общественных организаций и местного самоуправления, созываемое главным начальником по мере надобности для урегулирования вопросов местной жизни. Совещание действует на основании особого положения, утвержденного морским министром.

11. Главный начальник Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов имеет права и обязанности:

а) в отношении судов, частей и чинов морского ведомства – отдельно командующего старшего флагмана и главного командира порта, а также коменданта крепости, находящейся на осадном положении;

б) в отношении всех частей и чинов военного и гражданского населения - коменданта крепости, находящейся на осадном положении. (Св. воен. пост.[161], 1869 г., изд. 3, книга III, раздел II).

12. Главный начальник Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов регулирует движение коммерческих судов в пределах его района, издавая особые инструкции.

13. Главный начальник Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов имеет право утверждать на всякую сумму подряды и поставки в пределах утвержденных смет.

14. В случае отсутствия или болезни главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов, права и обязанности его переходят начальнику штаба, а если его нет, то к начальнику Кольской базы, впредь до назначения нового лица.

На этот трудный и ответственный пост был назначен (11 сентября) контр-адмирал Кетлинский.

Встретив меня в Петрограде, где я находился в отпуске, контр-адмирал Кетлинский предложил мне занять должность начальника оперативной части его штаба, временно, пока не будет назначен начальник штаба, исполнять обязанности последнего.

23 сентября контр-адмирал Кетлинский и его штаб специальным поездом выехали из Петрограда.

 

2

«По мысли положения о главном начальнике Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов, он руководит охраной мурманского стратегического пути как на Северном Ледовитом океане, так и на суше до узловой станции Званка, а также согласовывает работу ведомств для более успешного движения грузов по магистрали». («Состояние Мурманской железной дороги к октябрю 1917 г.» - доклад контр-адмирала Кетлинского).

Со времени же выяснения вероятности скорого прекращения войны, уже после большевистского переворота, задача управления районом намечалась двоякая: «Первая непосредственная, в обстоятельствах войны, - перегрузка и перевозка снабжения, вторая, не менее важная, развитие и использование природных рыбных и звериных богатств края к тому времени, когда недостаток продовольствия особенно резко скажется». («Состояние Мурманского района и отряда судов в ноябре 1917 г.» - доклад контр-адмирала Кетлинского)[162].

Обстановка, в которой началась работа по управлению районом и отрядом судов, определялась нижеследующими четырьмя основными факторами (тот же доклад):

1) положение дел на Мурманстройке; 2) отсутствие организованных воинских частей; 3) отсутствие до проведения в жизнь положения о главном начальнике Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов - управления на месте;            4) преобладающее влияние англичан в русском порту - результат отсутствия организации нашей морской части.

Мурманстройка выполняла задачу постройки железной дороги в исключительных условиях технической и климатической трудности, в обстановке войны, когда требовалась особая спешность достижения хоть какой-нибудь возможности перевозить грузы из-за границы. Для этого в её распоряжении были почти неограниченные кредиты. Управление постройкой не создало, однако, такой организации работы, какая требовалась обширностью и трудностью задачи. Характерно, что оно обосновалось в Петрограде и даже к концу третьего года постройки не озаботилось достаточно надежно связать себя телеграфом с местом работ. Когда стало ясно, что дело идет плохо, строительство привлекло контрагентов, которые в силу создавшихся условий рабочего вопроса оказались фактически безответственными расходователями кредитов, отпускаемых на постройку. Трудность привлечения рабочей силы еще до революции, в условиях всеобщего недостатка рабочих рук, привела к необходимости использовать на постройке труд солдат, каторжан и военнопленных. Рабочих удавалось набрать лишь путем завлечения обещаниями особенно хороших условий работы и необычайной оплаты труда. Неисполнение этих, часто заведомо лживых обещаний, вызвало резкое неудовольствие, отказ от работ и эксцессы, в свою очередь повлекшие за собой паническое настроение администрации, некоторые чины которой не решаются появляться даже на месте работ. Внешняя цель - как можно скорее хоть как-нибудь начать перевозку грузов - была достигнута, но качество построенной дороги оказалось настолько низким, что теперь в конце третьего года работ дорога может дать не многим больше, чем зимой 1916/17 гг. Спешка, отсутствие широко задуманной организации и планомерности чисто колониальной работы резко сказались, как только исчезла возможность пользоваться трудом по принуждению. Революция лишила администрацию возможности воздействовать на низших агентов силой. Чтобы всё таки получить хоть какие-нибудь результаты, пришлось прибегнуть к безудержному повышению заработной платы как контрактным рабочим, так и солдатам. Это привело к тому, что у рабочих совершенно исчез всякий критерий для оценки их труда; солдаты, кроме того, перестали видеть своею обязанностью несение воинской (караульной и охранной) службы и обратились в наёмников рабочих и стражников. За каждый караул им приходится выдавать отдельное вознаграждение. Подробно о воинских частях вопрос был разобран в первом докладе «Состояние Мурманской железной дороги к октябрю 1917 года». В результате - отсутствие организованных воинских частей. Рабочие батальоны, входившие в состав 8-й железнодорожной бригады, совершенно дезорганизовались; отдельные рабочие команды из солдат, нанимавшихся уже просто как контрактные рабочие, не имеют ничего военного, кроме формы. Таким образом, в пределах всего Мурманского района до Званки нет того материала, из которого можно было бы организовать хотя бы слабое подобие воинской охраны дороги, сооружений и грузов. Особенно сильно такое положение вещей обнаруживается в самом Мурманске, где сосредоточено до 15000 рабочих и солдат и где нужна особенно серьезная охрана пристанского, грузового и станционного районов.

Отсутствие управления на месте. Хотя задачи и условия работы на Мурмане требовали создания на месте полномочного и всеобъединяющего управления, однако до создания должности главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов работа ведомств (путейского, торговли и промышленности - по постройке порта, морского и военного) объединялись лишь формально, сначала Петроградом, а затем Архангельском и Петроградом одновременно. Ясно, что при таких условиях происходили крупные трения и даже планы, согласованно разработанные в Петрограде или Архангельске, осуществлялись на месте без нужной планомерности и согласованности. Для устранения отдельных периодически обнаруживавшихся упущений и недоразумений высшая власть была принуждена присылать своих агентов. Эта система гастролей приносила в конечном результате только вред. Наконец, хаос достиг такой степени, что английское правительство увидело себя вынужденным обратить внимание русского правительства на необходимость создания достаточно полномочного местного управления. Следствием этого августовского представления англичан явилось положение о главном начальнике Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов.

Отсутствие законченной организации морской части выразилось особенно резко и в результате привело к преобладающему значению англичан в русском военном порту; привело без всякого к тому стремления со стороны наших союзников, просто в силу того, что они организованны, а мы нет. Особенно неудовлетворительна служба наблюдения и связи на Мурманском побережье. Так, например, донесения с постов поступали в штаб иногда на седьмые сутки. Кольская база, долженствовавшая исполнять роль военного порта, находилась в совершенно невероятно беспорядочном состоянии. Достаточно сказать, что многомиллионное хозяйство базы велось без всякой отчетности. Военные суда находятся в таком состоянии, что нельзя быть уверенным в их способности выйти в море. Водоснабжение таково, что с началом морозов воды доставать было вовсе невозможно; пришлось принимать героические меры, чтобы не погубить котлы солёной водой и дать судам хотя бы питьевую воду.

Не лучше положение дел перегрузочной организации. Безначалие, отсутствие какого бы то ни было регулирующего работу положения, независимость чинов довольствующих ведомств от какой бы то ни было местной власти привели к тому, что самые необходимые вопросы были не предусмотрены, а потому, вследствие обстоятельств переживаемого времени, и не решены вовсе. Главнейший вопрос - устройство сортировочной в Лодейном поле - был отклонен, но предусмотренная ранее сортировочная на станции Кола так и не создана.

Таким образом, неорганизованность управления, бесхозяйственность, бесконтрольность, фактическая безответственность, необходимость получить результаты во что бы то ни стало [в] короткий срок и на короткий промежуток времени, создали атмосферу чрезвычайной неустойчивости настроения в массах и совершенно справедливого недоверия к администрации. Отсутствие оседлого населения, имеющего местные интересы, способствовало резкому выражению такого настроения. («Состояние Мурманского крепленного района и отряда судов в ноябре 1917 года» - доклад контр-адмирала Кетл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.094 с.)