Глава 1. Основы оценки воздействия на окружающую среду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Основы оценки воздействия на окружающую среду



Аннотация

 

 


Введение

В настоящее время во всем мире существуют нормы и правила в области охраны окружающей среды. Основной целью природоохранного законодательства является защита окружающей нас среды от негативного воздействия хозяйственной деятельности и нерационального использования ресурсов, которыми богата природа.

В России основным нормативным документом по охране окружающей среды является Федеральный Закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1]. В соответствии с этим законом каждый человек имеет право находиться в благоприятной окружающей среде, и обязан бережно относиться к природным ресурсам, которые необходимы для устойчивого развития нынешнего и будущего поколения.

Разработка проекта по курсу «Оценка воздействия на окружающую среду» в рамках специальности «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» (магистерская программа «Промышленная экология») является обязательным этапом подготовки инженера-эколога.

Основной целью проведения ОВОС является смягчение или предотвращение негативного воздействия на окружающую природную среду, а также связанных с ней экономических, социальных и иных последствий. В соответствии с Федеральным Законом № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»[2], оценку воздействия на окружающую среду необходимо проводить для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе.

Подготовка специалистов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов должна предусматривать получение студентами знаний и практических навыков, необходимых для решения всех перечисленных выше задач экологического сопровождения. Полученные знания и приобретенные навыки должны стать теоретической и практической основой успешной деятельности выпускников соответствующих кафедр в:

- экологических подразделениях предприятий и компаний;

- проектных организациях;

- фирмах, занимающихся экологическим нормированием, оценкой воздействия на окружающую среду, разработкой экологических обоснований проектов строительства и т.п.;

- федеральных, территориальных, местных органах охраны окружающей среды;

- других организациях.

В связи с этим студентам-магистрам, с кафедры Промышленной экологии, необходимо разработать курсовой проект по курсу «Оценка воздействия на окружающую среду в проектах строительства производственных объектов».

К одним из основных задач выполнения данного курсового проекта можно отнести приобретение знаний, а также практических навыков, которые будут необходимы магистрам-экологам для оценки воздействия и принятия экологически и экономически обоснованных решений при:

- разработке экологических разделов обоснования инвестиций и проектов строительства различных объектов;

- проведении экологической экспертизы проектов строительства различных производственных объектов;

- экологическом сопровождении и эксплуатации построенных промышленных предприятий и других объектов.

Начиная с 2015 года, произошли значительные изменения в природоохранном законодательстве, в связи с этим появилась необходимость подготовить методические рекомендации для разработки курсового проекта, которые будут учитывать все произошедшие изменения.

Актуальность темы диссертации также обусловлена необходимостью создания курсового проекта по оценке воздействия на окружающую среду студентами магистрантами в соответствии с новейшими изменениями в природоохранном законодательстве России.

Тема данной магистерской диссертации будет актуальна всегда, так как природоохранному законодательству в Российской Федерации свойственно постоянно изменяться.

Цель исследования – подготовка методических рекомендаций, с учетом изменений, произошедших в природоохранном законодательстве.

Задачи данной работы:

1. Анализ изменений в законодательстве по охране атмосферного воздуха.

2. Анализ изменений в законодательстве по охране поверхностных и подземных водных объектов.

3. Анализ изменений в законодательстве в области обращения с отходами.

4. Анализ изменений в области расчета платы и ущерба за негативное воздействие на окружающую среду.

5. На основании проведенного анализа подготовка соответствующих разделов методических рекомендаций.

6. Разработка заданий для магистрантов по выполнению курсового проекта на тему «Оценка воздействия на окружающую среду».

7. На примере одного из вариантов заданий, показать применение разработанных методических рекомендаций.


Атмосферный воздух

Основным документом в области охраны атмосферного воздуха является Федеральный закон № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [9].

В 2015 году изменениям подвергся основной нормативный документ в области природоохранного законодательства Российской Федерации ФЗ № 7-ФЗ. Этот закон является самым главным нормативным актом и его положениям должны соответствовать другие нормативно-правовые документы, которые регулируют отношения в природоохранной области. В соответствии с изменениями в ФЗ № 7-ФЗ, подвергся изменениям и ФЗ № 96-ФЗ.

Одним из важных изменений является появление нового понятия в статье 28.1 «Наилучшие доступные технологии» (или коротко НДТ), ранее не встречавшееся в экологическом законодательстве.

В связи с изменениями законодательных актов в области охраны атмосферного воздуха, «контроль» за охраной атмосферного воздуха изменяется на слово «надзор». Эти два понятия близки по смыслу, но функции контроля намного обширнее функций надзора, поэтому надзор не предусматривает какого-либо вмешательства в проверку, он выявляет нарушения. Анализ этих изменений дает понять, что процедура оценки негативного воздействия на атмосферный воздух упрощается.

В главе № 5 произошли изменения направленные на необходимость проведения мониторинга и комплексного наблюдения за состоянием окружающей среды и ее компонентов.

В статье № 22, в редакции закона от 21 июля 2014 года говорится об «инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». В соответствии с этой статьей «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения».

Инвентаризация источников ЗВ на предприятии, которое вводится в эксплуатацию, должна производиться не позднее двух лет после выдачи разрешения на эксплуатацию данного предприятия. Соответственно, необходимо проводить повторную инвентаризацию источников и загрязняющих веществ, в случае:

· изменения технологии производства и т.п.;

· замены технологического оборудования;

· замены производственного сырья;

· вскрытия несоответствий между реальными ЗВ в атмосферный воздух и данными, которые были получены в результате инвентаризации;

· изменения требований к регламенту проведения инвентаризации и в некоторых случаях, в соответствии с правилами эксплуатации установок по очистке газа.

«Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (ОНД-86)[10], долгое время являлась основным документом, утвержденной Главной геофизической обсерваторией имени А.В. Воейкова. На ОНД-86 основывается расчет рассеивания ЗВ от источников выбросов в основной проектной документации (в проекте предельно допустимых выбросов, в проекте санитарно-защитной зоны, в перечне мероприятий по охране окружающей среды и проч.). Кроме того все программные комплексы по расчетам рассеивания также основаны на этой методике.

В 2016 году на регистрацию в Минюст России направляется Приказ об утверждении Методов расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе [11].

Основной причиной появления новой Методики является то, что ОНД-86 не прошел государственную регистрацию и не был опубликован по установленному порядку. Конечно, помимо этого были получены новые научные результаты, в соответствии с которыми возникла необходимость дополнить и уточнить основные положения ОНД-86.

По состоянию на 2017 год Методы не подлежат обязательному применению, а с 01.01.2018 обязательно применять новые Методы расчета рассеивания. Однако, все документы, которые были разработаны в соответствии со старой методикой будут действительны до конца установленного срока их действия. Ниже приведен краткий обзор новой Методики.

Основная формула для расчета загрязнения атмосферы выбросами одиночного источника из ОНД-86 в новом документе существенных изменений не претерпела.

Формулы из раздела № 5 ОНД-86 в новой Методике переходят в раздел
№ 8, но также без каких-либо существенных изменений. В расчетах используется коэффициент рельефа местности, в новой Методике его расчет немного расширен. В соответствии с новыми изменениями теперь, если на территории негативного воздействия объекта наблюдается перепад высот более 50 метров на 1 километр, то коэффициент рельефа местности должен устанавливаться в соответствии с картографическим анализом материала, который характеризует территорию, на которой расположен объект.

Также в Методах введены новые поправочные коэффициенты рельефа местности, при размещении источника выброса в долине или при наличии выделенных форм рельефа, к примеру холмов.

В современной Методике расчета рассеивания загрязняющих веществ, вводится новое понятие – виртуальный источник выброса. Данный термин характеризует группу точечных источников выбросов, которые могут объединиться в виртуальный источник, мощность выброса которого будет равна суммарной мощности всех входящих в него точечных источников.

Методика расчета рассеивания с учетом застройки не претерпела изменений, но теперь, текст Приложения 2 из ОНД-86, включен в основной текст.Иными словами новый документ не несет в себе больших изменений от старого.

В 2010 году изменениям подвергся основной нормативный документ СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[12], который включает в себя санитарные правила по отношению к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации различных хозяйственных объектов.

В соответствии с этими санитарными правилами «Источником воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ» абзац в редакции, который был введен в действие 15 мая 2008 года.

Исходя из санитарных правил объекты, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, должны быть отделены от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Последние изменения в правилах, которые были введены в действие Постановлением № 31 от 25 апреля 2014 года[13] представляют собой различные дополнения в списки объектов разного класса опасности. С использованием санитарных правил, исходя из функционального назначения проектируемого предприятия и значений его основных технико-экономических показателей, устанавливается класс опасности объекта и в соответствии с санитарной классификацией определяются ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны.


В соответствии с пунктом 1 статьи № 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) оплачивается. В этой статье можно увидеть информацию о грядущих изменениях в расчете и процессе взимания платы за НВОС, которые вступают в силу в период с 2016 по 2020 гг.

С 1 января 2016 г. в силу вступили изменения, которые предусмотрены ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[37]. Ниже приведен анализ этих изменений.

В соответствии с этим, с 1 января 2016 года статья № 16 ФЗ № 7-ФЗ будет изложена в новой редакции:

1. «Плата за НВОС взимается следующие его виды:

· выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками;

· сбросы ЗВ в составе сточных вод в водные объекты;

· размещение отходов производства и потребления.

2. Внесение платы за НВОС не освобождает лиц обязанных вносить плату, от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, и от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

3. Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

4. Особенности взимания платы за сбросы ЗВ с организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством РФ в сфере водоснабжения и водоотведения».

Помимо этого, в ФЗ № 7-ФЗ будут добавлены новые статьи:

· «статья 16.1 «Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду»;

· статья 16.2 «Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду»;

· статья 16.3 «Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду» (пп. 6 и 7 вступят в силу 1 января 2019 г., пп. 5 и 8 — 1 января 2020 г.);

· статья 16.4 «Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду»;

· статья 16.5 «Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения»».

Проведен анализ видов негативного воздействия, за которые взимается плата. Анализ представлен в таблице 1.

Таблиц а 1.

До 1 января 2016 года С 1 января 2016 года
«К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: · выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; · сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; · загрязнение недр, почв; · размещение отходов производства и потребления; · загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; · иные виды негативного воздействия на окружающую среду». «Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: · выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; · сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты; · размещение отходов производства и потребления».

Из таблицы видно, что из видов НВОС, за которые необходимо вносить экологические платежи, исключаются:

· выбросы ЗВ в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения атмосферы;

· сбросы ЗВ на водосборные площади;

· негативное воздействие на недра, почву;

· шумовое загрязнение, а также тепловое загрязнение окружающей среды и другие различные физические воздействия.

Раньше расчет платы[38] за загрязнение атмосферного воздуха выбросами предприятия в t -м году осуществляли с использованием дифференцированных ставок платежей, которые учитывали экологическую обстановку в том районе, где размещался объект и изменение нормативов платы в связи с инфляцией. В 2016 году появляются новые ставки платы[39] за НВОС.

В начале марта 2017 года выходит новое Постановление «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»[40], где отменяют старые коэффициенты и вводят новые, а в Приложении к постановлению приводится список нормативно-правовых документов, которые утратили свою силу.


Глава 3. Содержание курсового проекта

Закон «Об охране окружающей среды»[50] указывает на главенствующее значение экологических факторов при принятии решения о строительстве новых объектов, реконструкции или техническом перевооружении действующих объектов. Этими факторами и определяются основные требования к содержанию разрабатываемых экологических разделов проектной документации. В проекте предусматривается проведение оценки характера использования природных ресурсов, определение параметров воздействия объекта на компоненты окружающей среды, составление прогноза экологических и эколого-экономических последствий строительства и эксплуатации объектов. С учетом этого курсовой проект, посвященный оценке воздействия проектируемого производственно-хозяйственного объекта на окружающую среду в процессе эксплуатации, будет иметь следующую структуру:

Аннотация

Содержание

Введение

Охрана атмосферного воздуха

2.1. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы (инвентаризация источников):

- Производственные процессы и оборудование как источники образования загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

- Краткая характеристика газоочистного оборудования, предусмотренного проектом.

- Краткая характеристика источников выбросов. Расчет массы загрязняющих веществ, образующихся на предприятии и выбрасываемых в атмосферу.

- Результаты инвентаризации.

2.2. Проведение расчетов рассеивания и подготовка предложений по установлению нормативов ПДВ:

-  Составление перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию.

- Расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ и анализ уровня загрязнения атмосферы на существующее положение.

- Предложения по установлению нормативов ПДВ.

- Выявление приоритетных источников загрязнения атмосферы.

- Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ.

- Расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ и анализ уровня загрязнения атмосферы после внедрения мероприятий.

- Эколого-экономический анализ воздействия на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, расчет ущерба и платежей за выбросы загрязняющих веществ до и после внедрения мероприятий.

2.3. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (по согласованию с руководителем).

2.4. Контроль за соблюдением нормативов ПДВ (по согласованию с руководителем).

Обращение с отходами

4.1. Характеристика производственных и хозяйственных процессов как источников образования отходов.

4.2. Перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности.

4.3. Паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (если имеется информация о составе веществ, образующих данный вид отходов).

4.4. Расчет и обоснование нормативов образования отходов.

4.5. Материально-сырьевой баланс.

4.6. Схема операционного движения отходов.

4.7. Характеристика мест временного хранения (накопления) отходов на предприятии, обоснование количества временного хранения (накопления) и периодичности вывоза отходов.

4.8. Характеристика установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся на предприятии (если они есть).

4.9. Информация о количестве отходов, которые подлежат передаче в стороннюю организацию, для дальнейшего использования или утилизации (если они есть).

4.10. Выявление проблем, связанных с обращением отходов, и формирование задания на разработку мероприятий по совершенствованию системы обращения с отходами и снижению объемов их образования.

4.11. Сведения об объектах размещения отходов.

4.12. Предложения по лимитам размещения отходов.

4.13. Эколого-экономический анализ проектных решений по функционированию системы обращения с отходами, расчет платежей за их размещение до и после внедрения мероприятий.

Выводы

Список использованной литературы

Приложение 1. Задание на выполнение курсового проекта.

Приложение 2. Расчет массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Приложение 3. Расчет приземных концентраций загрязняющих веществ. Карты рассеивания.

Приложение 4. Расчет ущербов и платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Приложение 5. Расчет массы сбросов загрязняющих веществ в водный объект (в канализацию).

Приложение 6. Расчет концентраций загрязняющих веществ в поверхностном водном объекте.

Приложение 7. Расчет ущербов и платежей за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (в канализацию).

Приложение 8. Расчет платежей за размещение отходов.


Глава 4.Требования к содержанию «Аннотации»

Аннотация должна давать ответ на вопрос: «О чём говорится в пояснительной записке к курсовому проекту?». В ней должен быть определен объект экологического проектирования, кратко изложены результаты оценки воздействия на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водные объекты и размещения отходов. Целесообразно перечислить виды веществ (отходов), оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, и мероприятий, обеспечивающих снижение воздействия до допустимого уровня. Аннотация должна завершаться выводом о допустимости уровня воздействия проектируемого объекта на окружающую среду по результатам проведенной оценки и отсутствии экологических ограничений на его строительство.

Объем аннотации – не более 20 – 25 строк. Аннотация может содержать пассивные конструкции (глагольные и причастные) и не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста).

Глава 5. Требования к содержанию «Введения»

Во Введении дается краткое описание объекта проектирования, особенностей его размещения, влияющих на опасность оказываемого воздействия на окружающую среду. Здесь должны быть сформулированы цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной деятельности, цели и основные задачи оценки воздействия на окружающую среду конкретного проектируемого объекта на конкретной территории.

Необходимо перечислить главные законодательные акты, являющиеся правовым основанием для проведения ОВОС. Следует также сослаться на методическую базу и на сертифицированные программные продукты, которые могут быть использованы для выполнения экологических расчетов.

Объем введения не должен превышать двух страниц.

Глава 6. Требования к содержанию раздела «Общие сведения о предприятии»

Таблица 1.

Таблица 2.

Таблица 3.

Таблица 4.

Наименование показателя

Единица

Измерения

Значение показателя

Общие показатели

1

Ориентировочные географические координаты места размещения предприятия 0 с.ш.,      0 в.д.

2

Коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы [А]  

3

Коэффициент рельефа местности,  

4

Тип климата

Температурный режим

5

Ветровой режим

9

Осадки

13

Таблица 5.

Значения коэффициента А температурной стратификации атмосферы

Номер зоны Значение Коэффициента А Территории Российской Федерации

1

250

Республика Бурятия 
Читинская область

2

200

Европейская территория РФ: южнее 500с.ш., Нижнее Поволжье и Кавказ 
Азиатская территория РФ
Дальний Восток
Остальная территория Сибири

3

180

Европейская территория от 50 до 52° с. ш.
Территория Уралаот 50 до 52° с. ш.
За исключением попадающих в эту зону перечисленных в предыдущих зонах районов

4

160

Европейская территория РФ севернее 52° с. ш.
Территория Урала севернее 52° с. ш.
За исключением Центра Европейской территории РФ

5

140

Московская область
Тульская область
Рязанская область 
Владимирская область
Калужская область
Ивановская область

На других территориях значение коэффициента А должны приниматься соответствующим значению этого коэффициента для районов Российской Федерации со сходными климатическими условиями турбулентного обмена

Влияние рельефа местности на значение максимальной приземной концентрации от одиночного точечного источника учитывается безразмерным коэффициентом . Значение коэффициента устанавливается на основе анализа картографического материала, отображающего рельеф местности в радиусе до 50 высот наиболее высокого из размещаемых на промплощадке источника, но не менее чем до 2 км. Если коэффициент рельефа местности не задан в проектной документации, то его значение можно определить по методике, изложенной в ОНД-86. В случае ровной или слабопересеченной местности с перепадом высот, не превышающим50 м на1 км, значение коэффициента рельефа местности принимается равным = 1.

Карты-схемы

Ситуационная карта-схема района размещения объекта. Для последующей оценки уровня воздействия процессов функционирования объекта на различных реципиентов в материалах раздела приводится ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней ориентировочных границ санитарно-защитной зоны, жилой застройки, детских садов, школ, спортивных площадок, лечебных учреждений, объектов культурной сферы, рекреационных зон, санаториев и других объектов. Карта должна быть построена в определенном масштабе (масштаб указывается) в городской системе координат[53], чтобы имелась возможность определения расстояний от источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу до конкретных реципиентов (объектов) в зоне воздействия. Карту следует ориентировать относительно основных стран света – севера, востока, юга и запада.

Карта-схема предприятия. Более подробную информацию о расположении производственных подразделений на промплощадке, о номерах и координатах источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу дает карта-схема предприятия. На карте-схеме должны быть изображены:

- границы промплощадки;

- здания основных производственных цехов;

- здания вспомогательных производственных подразделений;

- сооружения производственного и другого назначения;

- административно-хозяйственные здания;

- стоянки автотранспорта и другой техники, принадлежащей предприятию;

- стоянки (площадки) для транспорта, доставляющего сырье и вывозящего готовую продукцию;

- гостевые автостоянки;

- проезды, находящиеся на территории промплощадки;

- все организованные и неорганизованные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с указанием номера (кода) источника;

- другие объекты, находящиеся на территории предприятия и являющиеся потенциальными источниками негативного воздействия на окружающую среду.

Карта-схема строится в определенном масштабе (масштаб указывается на схеме) желательно в городской системе координат. При использовании заводской (локальной) система координат она привязывается к городской системе и ориентируется определенным образом относительно нее. В этом случае приводится информация о:

- координатах точки начала заводской системы координат в общегородской системе (X 0, Y 0);

- направлении оси ОХ заводской системы координат относительно направления на Север в градусах против часовой стрелки.

В ряде случаев оси ориентируют по сторонам света, например: ось ОХ - на восток, ось OY - на север.

Если начало координат локальной системы находится на территорию, изображаемой на карте-схеме, то на карте показываются оси координат и их начало. Если же начало координат находится вне границ этой территории, то на карту наносится координатная сетка параллельная осям координат с фиксацией на ней значений соответствующих координат в метрах.

В случае отсутствия городской системы местоположение источников предприятия определяется в локальной системе координат. Система координат должна строиться так, чтобы ее можно было легко идентифицировать на картах разного масштаба. Поэтому ее начало и оси должны располагаться с ориентацией на приметные объекты. Например, начало - на пересечении улиц, одна из осей - вдоль одной из улиц, или начало - в точке расположения основного источника выброса загрязняющих веществ, а ось - вдоль стены здания, изображенного на картах разного масштаба.

На карте-схеме рекомендуется также изображать границу ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия и (по возможности) ближайшей жилой застройки, зон отдыха и т.д.

Таким способом устанавливается взаимосвязь карты-схемы предприятия и ситуационной карты-схемы района его размещения. При проведении расчетов рассеивания удобно ориентировать оси заводской системы координат аналогично осям городской системы.


Глава 7. Рекомендации по разработке раздела «Охрана атмосферного воздуха»

Таблица 6.

Производственные процессы и оборудование как источники образования

Название

Используемой методики

Название

Таблица 7.

Таблица 8.

Таблица 9.

Вариант с максимальной массой выброса

 

 

 

Источники с нестационарными выбросами во времени, не вошедшие в выбранные варианты с максимальной массой времени, из перечня источников, претендующих на участие в расчете приземных концентраций j -го вещества, исключаются.

Определение валовой массы выброса (т/г). Результаты оценки величины валового (годового) выброса должны характеризовать суммарный годовой выброс с учетом нестационарности выбросов во времени. Масса годовых поступлений в атмосферу j -го загрязняющего вещества из i -го источника загрязнения в r -м режиме его функционирования рассчитывается исходя из средней мощности выброса  (г/с) и суммарной продолжительности (в часах) работы источника в этом режиме в течение года

Валовой выброс (т/год) в атмосферный воздух из рассматриваемого источника определяется как сумма его годовых выбросов при всех режимах() работы

,

а все источники предприятия () будут выбрасывать в атмосферу тонн в год j -го вредного вещества

При балансовом подходе годовые значения образовавшейся и попавшей в атмосферу массы загрязняющего вещества определяются по средним значениям выделений и выбросов  (г/час) или  (г/ед), рассчитанным при часовом или годовом расходе сырья, материалов, энергии и т.п. или выпущенной за это время продукции (оказанных услугах) в применяемых для измерения единицах (кг, т, л, м2, м3, квт×час, Гкал и др.)

и ,

где

- годовое время работы источника в часах,

- годовой объем расходуемого ресурса или выпускаемой продукции в соответствующих единицах измерения.

Процедура определения массы выброса загрязняющих веществ в атмосферу

С учетом вышеизложенного процедура определения массы образующихся и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ состоит в следующем:

1. Для каждого из источников выделения производится анализ содержания методики расчета массы образования и выброса веществ, и определяются виды параметров (показателей), необходимых для проведения расчета.

2.  Для каждого из источников выделения находятся значения показателей, необходимых для проведения расчета. Источниками информации являются методика, задание, справочная информация пособия, различная справочная и нормативно-методическая документация, Интернет.

3.  Для выбранной методики выясняется, имеется ли в программном комплексе «Экорасчет» НПО ЛОГУС компьютерный модуль расчета массы загрязняющих веществ[66], базирующийся на рассматриваемой методике.

4. Если необходимый программный модуль найден, то изучается инструкция по использованию программного комплекса «ЭкоРасчет» НПО ЛОГУС.

5.  С использованием специализированных программных продуктов или вручную проводится расчет массы выделения и выброса загрязняющих веществ для каждого из источников в г/с и т/г.

6. По завершении расчетов в Приложении к пояснительной записке приводится:

-  название использованной методики,

-  исходные данные для проведения расчета,

-  поэтапный расчет с формулами и расшифровкой условных обозначений (при ручном расчете),

- распечатка отчета (при компьютерном расчете).

7. Для определения максимально-разовой массы выбросов каждого из веществ, при нестационарном во времени процессе образования и выброса рассматриваемого вещества разными источниками:

- выясняется, какие из источников могут одновременно функционировать и выбрасывать рассматриваемое вещество, и формируются различные варианты такого функционирования;

- учитывая требование при расчете приземных концентраций ориентироваться на максимально возможный уровень воздействия, рассматриваются различные варианты функционирования источников выброса и выбирается из них вариант, характеризующийся максимальным суммарным выбросом в г/с;

- характеристики вариантов и результаты выбора оформляются в виде Таблицы 9;

- в основном тексте пояснительной записки приводится обоснование этого выбора;



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.124 с.)