Причины отклонений в развитии детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины отклонений в развитии детей




Эндогенные (внутренние) причины аномального развития. Генетические заболевания как эндогенные факторы. Примеры заболеваний. Болезни, связанные с изменениями в хромосомах.
Заболевания, связанные с изменениями в численности хромосом:
- полиплоидия – увеличение хромосомного набора в несколько раз;
- трисомия – увеличение на одну хромосому в паре;
- моносомия – утрата одной хромосомы в паре;
- нулесомия – утрата пары хромосомы.
Примеры заболеваний: синдром Дауна, синдром Тернера-Шерешевского.
Заболевания, связанные с изменениями в структуре хромосом:
- дупликация – удвоение участка хромосомы;
- делеция – утрата части хромосомы; например синдром Лежена
- инверсия – перестройка участка хромосомы (например, поворот на 180 градусов);
- транслокация – перенос участка хромосомы на другую, не гомологичную ей.
Экзогенные (внешние) причины, влияющие в перинатальный, натальный и постнатальный периоды онтогенеза.
Вредные факторы, влияющие в перинатальный период (внутриутробный) онтогенеза: хронические заболевания родителей, особенно мамы; инфекционные болезни; интоксикация (отравление) мамы; недостаток питания мамы во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов, витаминов; резус-конфликт; травмы; длительная стрессовая ситуация; влияние лучевой энергии и т.п.
Вредные факторы, влияющие в натальный период (во время родов) онтогенеза: родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье плода - недостаток кислорода и накопление двуокиси углерода. Шкала Апгар: критерии (частота сердцебиения, дыхание, цвет кожного покрова, рефлекторные реакции, двигательная активность; по каждому критерию от 0 до 2-х баллов), состояние (8-10 баллов – удовлетворительное, 6-7 – асфиксия легкой степени, 4-5 – асфиксия средней тяжести, 1-3 балла – асфиксия тяжелой степени, 0 - баллов – клиническая смерть).
Вредные факторы, влияющие в постнатальный период (после рождения) онтогенеза: остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п.
Неблагоприятные условия социальной среды, оказывающие травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, на особенности его поведения.
Актуальность знания причин как профилактика аномального развития.
Ученые – исследователи, занимающиеся данной проблемой: Г.Е. Сухарева, Б.В. Зейгарник, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.В. Ковалев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия и др.

7. Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие.

Типичная модель стойкого недоразвития – олигофрения; характерно типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем.
Поврежденное развитие. Характерная модель поврежденного развития - органическая деменция. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет).
Олигофрения и деменция объединяются в общее понятие «умственная отсталость».
Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга; выделяют психолого-педагогический и клинический критерии. Тенденции в использования понятия «умственная отсталость» в современной науке.
Формы умственной отсталости. Олигофрения как вариант психического недоразвития (стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза – до 2 – 2,5 лет, недоразвитие более поздно формирующихся мозговых структур, непрогредиентный характер).
Деменция как вариант повреждённого психического развития (стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга на поздних этапах онтогенеза – после 2 – 2,5 лет, более поздние сроки возникновения, распад интеллекта, резидуальная форма деменции, прогредиентная форма деменции). Сходство психического недоразвития с повреждённым развитием, отличительные признаки.
Эндогенные причины умственной отсталости: изменение наследственных структур (генные и хромосомные мутации), эндокринные заболевания. Экзогенные причины умственной отсталости в пренатальном, натальном и постнатальном периоде.
Степени интеллектуального недоразвития. Дебильность, имбецильность и идиотия. Классификация степеней интеллектуального недоразвития Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ: МКБ-9, МКБ-10): незначительная (легкая), умеренная (средняя), выраженная (тяжёлая) и глубокая.
Клинико-патогенетическая классификация детей с общим психическим олигофрении (М.С. Певзнер).
- Основная неосложненная форма олигофрении (недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, относительная сохранность нейродинамики, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, поведения и целенаправленной деятельности). Удовлетворительное овладение программой коррекционного учреждения и профессиональным навыками.
- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами (сочетание нарушений познавательной деятельности с явлениями психомоторной расторможенности или заторможенности). Необходимость спокойной обстановки и смена видов деятельности для возбудимых учеников в процессе коррекционной работы. Предоставление большего количества времени в процессе выполнения работы для детей с преобладанием процесса торможения.
- Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения (сочетание интеллектуального недоразвития с недоразвитием личностных компонентов, недостаточность критического отношения к себе и окружающим, выраженные нарушения поведения, расторможенность влечений). Формирование эмоций и воли в процессе коррекционной работы, выработка поведения, приемлемого для окружающих.
- Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов (сочетание интеллектуального дефекта с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата). Коррекционная работа в специальных классах СКОУ I-VI вида или VIII вида. Сложности социально-трудовой адаптации.
- Олигофрения, осложненная нарушениями функции лобных долей мозга (сочетание интеллектуального дефекта выраженными нарушениями целенаправленной деятельности, критики, самоконтроля). Формирование целенаправленной деятельности, развитие личностных качеств.

Психический дизонтогенез по типу задержанного развития.


Психический дизонтогенез по типу задержанного развития: замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) как нарушения нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Характерные особенности развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы; недоразвитие познавательной деятельности.
Причины задержки психического развития детей: минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребенка; длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка, дошкольного детского дома) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов.
Дифференциация от умственной отсталости:
- у детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и более высоким уровнем развития познавательной деятельности;
- дети с ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий.
Классификация детей с ЗПР на основе этиопатогенетического принципа (по К.С. Лебединской ): задержка психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.
Отличие друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов отклонений: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.
Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм): эмоционально-волевая сфера на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста; характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость; затруднения в обучении нередко у этих детей в младших классах связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.
Задержка психического развития соматогенного происхождения: обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
- хроническими инфекциями;
- аллергическими состояниями;
- врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
- неврозами;
- астенией.
Снижение психического тонуса, задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценностью, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Возможность гиперопеки родителей, нарушающей социальную адаптации.
Задержка психического развития психогенного происхождения: причина - неблагоприятные условия воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка; неблагоприятные условия среды рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.
Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения: органическое поражение ЦНС, органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.
Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР:
1. Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы.
2. Отсутствие понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности.
3. Замедленное восприятие информации и замедленная ее переработка; опора на наглядно-практическую и предельно развернутую инструкцию; недоразвитие словесно-логического мышления, слабая возможность освоить свернутые мыслительные операции.
4. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у ребенка в норме.
5. Недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу его индивидуального развития.
6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает Осознание своей несостоятельности как ученика в массовой школе, чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
Исследования проблемы умственной отсталости в отечественной психологии: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.В. Занков, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Б.В. Зейгарник, В.И. Лубовский, И.М. Бгажнокова, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф, Д.Н. Исаев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.006 с.)