Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В01902 «Специальная педагогика (логопедия)»
Петропавловск 2020г
Лекция 1 Основы психологии детей с особыми потребностями.
История возникновения и развития психологии детей с особыми потребностями.
Специальная психология изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения. Cпециальной психологией называется раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии. Предметом исследования специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии и проблемы их обучения и воспитания. Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами психологии и педагогики - подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. К аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на М.В.Федоренко «Специальная психология: лекции, примеры, задачи, методики» 7 одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития. Дефект у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как его психическое развитие проходило в нормальных условиях. Таким образом, аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании. Основные категории специальной психологии К основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существуют и другие группы детей с нарушениями и отклонениями в развитии, например дети с психопатическими формами поведения; дети, которые не могут адаптироваться в М.В.Федоренко «Специальная психология: лекции, примеры, задачи, методики» 8 школе, страдающие школьными неврозами. Особую группу детей, требующую к себе особого внимания психологов и педагогов, составляют одаренные дети. Обучение и воспитание аномальных детей, включение их в общественную жизнь и производственную деятельность - сложная социальная и педагогическая проблема. Характер нарушения физического и умственного развития ребенка оказывает влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности. Образовательный уровень аномальных детей резко различен. Один из них могут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другие имеют в этом отношении неограниченные возможности.
Возникновение специальной психологии как самостоятельной отрасли науки и практики
Возникновение специальной психологии (от греч. specialis — особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология».
Объект, предмет, задачи специальной психологии и взаимосвязь с другими науками
| Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.
Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.Я. Трошин, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Р.Е. Левина, И.А. Соколянский и другие. Многие из них были соратниками и учениками Л.С. Выготского.
Объект изучения специальной психологии – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития.
Предметом специальной психологии являются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.
Задачиспециальной психологии:
1) раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии;
2) исследование закономерностей развития и проявлений психики, специфичных для детей с нарушениями в развитии;
3) изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей;
4) выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей.
Основной задачей специальной психологии на современном этапе является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Специальная психология тесно связана с психологией, педагогикой, и медициной.
1) медицинский блок - физиология, анатомия, невропатология, психиатрия, офтальмология и др.;
2) гуманитарный блок - социология, философия, психология во всех ее разновидностях и др.;
3) педагогический блок - общая педагогика, методики преподавания различных предметов и др.
Коррекционная педагогика разрабатывает и научно обосновывает систему обучения и воспитания, а специальная психология изучает закономерности развития аномальных детей.
| 1.2. Основные категории специальной психологии
| Специальная психология имеет свой категориальный аппарат – систему понятий, отображающих различные стороны психической реальности в ее целостности, и специфических, только ей присущих характеристиках нарушенного развития (от греч. kategoria – высказывание, признак).
Категории специальной психологии складываются под воздействием социальной практики и научных исследований.
Аномальное развитие – развитие на дефектной основе. В понятие «аномальное развитие» входит ряд положений: во-первых, дефект у ребенка, в отличие от взрослого человека, приводит к нарушениям развития, во-вторых, дефект у ребенка может привести к нарушениям в развитии при определенных условиях
Аномальные дети – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Термин произошел от греческого anomalos – неправильный и в широком смысле слова им обозначают детей, имеющих более или менее выраженные нарушения в своем развитии, однако практически понятие «аномальные дети» до недавнего времени употребляли по отношению к детям, которые вследствие серьезного психического или физического дефекта должны были обучаться в специальных учебных заведениях.
Современным эквивалентом термина «аномальные дети» являются термины «дети с ограничениями жизнедеятельности», «дети с особыми нуждами» и «дети с особыми образовательными потребностями». уточним смысл термина «дети с особыми образовательными потребностями», т.е. определим, в чем именно нуждаются такие дети.
Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации «социального вывиха», уточним смысл термина «дети с особыми образовательными потребностями», т.е. определим,
В чем именно нуждаются такие дети.
– первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;
– специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии независимо от возраста ребенка;
– в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
– строились обходные пути обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании;
– регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;
– пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка;
– все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении задач реабилитации ребенка, их усилия были скоординированы;
– реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения;
– процесс реабилитации осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач.
Структура дефекта. Дефект вызывает ряд отклонений и создает сложную структуру атипичного развития. Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:
– первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и
– вторичные, возникающие опосредованно в процессе социального развития. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении.
Именно вторичные и третичные наслоения на дефект определяют своеобразие поведения ребенка. В связи с этим главная задача в предупреждении, ослаблении или преодолении возникающих опосредованно нарушений средствами психолого-педагогической коррекции.
Коррекция (от лат correcccio – исправляю) – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей. В специальной психологии термин употребляется в частном значении – исправление отдельных нарушений, например недостатков звукопроизношения, коррекция близорукости с помощью очков и т.д., и общем значении – коррекционно-воспитательная работа как система средств, направленная на сглаживание вторичных недостатков. В этом смысле коррекция должна осуществляться комплексом психолого-медико-педагогических средств с помощью специальных методов и с опорой на сохранные функции.
Компенсация – это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими.
Социальная адаптация – по отношению к детям с нарушениями в развитии это приспособление их к условиям жизни и труда в обществе, приведение индивидуального и группового поведения детей в соответствие с системой общественных норм. Близко к этому термину примыкает понятие «социальная реабилитация», под которым понимается включение детей с ограниченными возможностями в социальную среду. Оба этих понятия могут быть объединены термином «социализация».
В общие задачи социальной адаптации по отношению ко всем детям с особыми потребностями входят их оптимальная профориентация и трудоустройство, развитие адекватной самооценки и оценки окружающих.
| Разделы специальной психологии
| Одним из наиболее разработанных разделов специальной психологии является психология умственно отсталого ребенка (олигофренопсихология). Предметом ее изучения является своеобразие психического развития детей с нарушениями интеллекта.
Над проблемами психологии умственно отсталого ребенка работали Л.В. Занков, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Г.М. Дульнев, Б.И. Пинский, Н.Г. Морозова, Х.С. Замский, С.Я. Рубинштейн и другие ученые. Благодаря их исследованиям разработана система обучения умственно отсталых детей, научно обоснована система их профессионально-трудовой подготовки. В настоящее время Е.А. Стребелевой и ее коллегами разрабатывается методика раннего выявления и ранней коррекции отклонений в умственном развитии детей.
Предметом сурдопсихологии (психологии глухих и слабослышащих детей) являются закономерности и специфические особенности психического развития детей с нарушением слуха.
В области сурдопсихологии проводились широкие исследования по вопросам развития речи, воспитания, памяти и мышления (Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, Т.В. Розанова, Ф.Ф. Рау, М.Е. Хватцев, С.А. Зыков и др.) глухих детей.
В результате многочисленных исследований удалось решить проблему интегрированного обучения глухих детей в массовой школе, разработана методика нейропсихофизиологической диагностики нарушений слуха у детей в возрасте от 0 до 6 лет (З.С. Алиева).
Тифлопсихология (психология слепых и слабовидящих) занимается изучением психики детей с глубокими нарушениями зрения. Проблемы тифлопсихологии решаются в русле разработки общей концепции психического развития в условиях сенсорной недостаточности. (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, И.С. Костючек, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, В.С. Сверлов и др.).
Значительные успехи достигнуты в области тифлосурдопсихологии (психологии слепоглухих детей). Научно доказана и практически подтверждена возможность достижения слепоглухими высокого уровня психического развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Ярмоленко и др.).
Относительно молодым разделом специальной психологии является логопсихология (психология детей, имеющих нарушения речи), предметом которой являются закономерности психологического развития детей с патологией речи. Данная область психологического знания формируется на базе логопедии и в настоящее время привлекает особое внимание специалистов (И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина, О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша и др.).
Важную роль в решении задач специальной психологии играет психодиагностика, предметом изучения которой являются индивидуальные особенности людей, черт их личности. С помощью методов психодиагностики может быть получена информация о своеобразии дефекта аномального ребенка. В специальной психологии разработана система изучения особенностей психических функций, познавательной деятельности и личности детей (С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова, Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др.). В настоящее время продолжается разработка методов дифференциальной диагностики пограничных нарушений и сходных состояний.
Продолжающаяся дифференциация разделов специальной психологии отражает развитие этой науки и связана с потребностями практики обучения, воспитания и коррекции детей с нарушениями развития.
|
Причины нарушений развития
Всё многообразие патогенных факторов делят на:
эндогенные (наследственные)
экзогенные (средовые).
По происхождению биологические причины м.быть разделены на экзогенные и эндогенные расстройства – это такие, при которых основной этиологический фактор явл внешним по отношению к организму.
Экзогенная патология м.быть преимущественно функциональной (психогенные расстройства) или органической (при повреждении мозга, анализаторов и др.).
Эндогенные расстройства – те, в происхождении которых основную роль играют внутренние наследственные факторы.
Ранние нарушения развития ц.н.с. могут быть вызваны биологическими соц факторами.
Биологические факторы: 1. генетически наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации, генные мутации и т.д.
2. внутриутробные нарушения – токсикозы беременности, конфликты в системе крови, внутриутробные инфекции,интоксикация.
3. патология родов
4. ранние заболевания – с преимущественным поражением ц.н.с. – дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, опухоли мозга, энцефалиты, шизофрения и т.д.
Социальные факторы: 1. различные виды эмоциональной и социальной депривации (серьезное и длительное лишение возможностей развития тех или иных сфер психики (напр ограничение контакта с окружающими).
2. разного рода социальные и психологические стрессы.
|