Тема 2. Патопсихологическое исследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Патопсихологическое исследование



ПАТОПСИХОЛОГИЯ- КУРС ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПАТОПСИХОЛОГИИ

ПЛАН:

1.Предмет и задачи патопсихологии

2. Исторический обзор

 

· Патопсихология – отрасль психической науки, изучающая изменения психической деятельности вследствие психических и соматических заболеваний.

Патопсихология, психологическая дисциплина которая исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Компетенция патопсихолога- это психологическое исследование нарушений мышления, личности, умственной трудоспособности больного, выявление сохранных психических функций для построения плана коррекционно- воспитательной работы. (Установление диагноза, устранение клинического диагноза заболевания, назначение лечения- компетенция психиатра).

ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

1. Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного: состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Эти данные необходимы врачу при решении вопроса о диагнозе заболевания

2. Проведение экспериментально- психологического исследования с целью психиатрической экспертизы(трудовая, воинская, судебная). Сложность такого исследования для психолога заключается в том, что больной заинтересован в результате исследования, поэтому он может преуменьшать выраженность болезненных нарушений(диссимуляция), усиливать тяжесть имеющихся нарушений (аггравация), или симулировать болезненные проявления психики, для того чтобы избежать ответственности или получить инвалидность.

3. Исследование изменений психической деятельности под влиянием терапии. Неоднократное исследование больного однотипным набором методик позволяет установить динамику изменений психики под влиянием лечения.

4. Участие психолога в реабилитационных мероприятиях, во время которых особое внимание уделяется выявлению сохранных сторон психики и личности больного. Цель исследования разработка рекомендаций, способствующих трудовой и социальной реабилитации больного.

5. Участие психолога в психотерапевтических мероприятиях.

Детская патопсихология представляет собой часть клинической психологии и изучает:

· Основные закономерности нарушенного психического развития детей;

· Особенности возрастно-специфических видов отклонений развития;

· Психологические характеристики отдельных форм психических расстройств в детском возрасте;

· Методы работы и области применения патопсихологической диагностики и коррекции в детском и подростковом возрасте.

Проанализируем основные понятия патопсихологии детского подросткового и юношеского возраста.

Аномальное развитие - развитие отклоняющееся от нормы. Под аномальным понимают все виды отклоняющегося развития- патологически обусловленные, болезненные(все варианы как бы со знаком «-«). Дети с аномальным развитием считаются и дети одарённые, вындеркинды. В таком случае аномальным может считаться развитие двух категорий детей.

· С опережающим интеллектуальным, моторным, эмоциональным и социальным развитием;

· С задержкой развития указанных свойств или с разнообразными сочетаниями нарушений развития.

Возраст- в психологии определяет временные характеристики индивидуального развития. Различают хронологический (паспортный), биологический и психологичесий возраст.

Гетерохрония- является базисной характеристикой развития в целом, проявляется в неравномерности становления различных психических функций в связи с неравномерностью физического развития.

Асинхрония развития - одно из базовых понятий для оценки психического развития аномального ребёнка.

ЗАДАЧИ ДЕТСКОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ

1. Проведение дифференциальной диагностики.

2. Оценка соответствия уровня развития ребёнка при каком либо отклонении нормотивным показателям данного возраста.

3. Оценка возможности обучения детей с аномальным развитием, участие в разработке специализированных программ и форм обучения для аномальных детей.

4. Профессиональная ориентация и социальная поддержка детей,страдающих отклонениями в развитии психики.

5. Работа с семьёй, в которой живёт ребёнок.

6. Участие в экспертизах.

7. Психотерапевтическая и психокоррекционная работа.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ

1. Проблема соотношения развития и распада психики.

2. Проблема первичного и вторичного дефекта.

3. Роль биологических и социальных факторов в развитии психики.

4. Проблема психологических факторов в психопатологии детского возраста.

5. Психологическая квалификация психического дизонтогенеза (виды. Движущие силы, возможность коррекции).

Вопрос.

История патопсихологии связана с развитием психиатрии, неврологий и экспериментальной психологии. В конце Х1Х века в психологию вносятся методы естествознания.

Экспериментально-психологические лаборатории были открыты в психологических клиниках России- лаборатория В.М. Бехтерева в Казани (1885), С.С. Корсакова в Москве (1886). На рубеже 20 века учёные говорят о возникновении новой отрасли психологической науки, под названием патологической психологии. У самых истоков новой отрасли психологической науки, учёные видели её значение, выходящее за рамки прикладной к психиатрии науки. В 20-х годах прошлого столетия появляются работы по медицинской психологии известных зарубежных психиатров. Развитие отечественной патопсихологии отличалось наличием прочных естественно-научных традиций. Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии. Основоположником патопсихологического направления в России является Бехтерев, организатор широких экспериментально-психологических исследований нарушений психической деятельности. В работах школы Бехтерева получен богатый материал об особенностях ассоциативной деятельности, мышления, внимания, умственной работоспособности у разных категорий больных сравнительно со здоровыми соответствующего возраста, пола и образования. Принятый в школе Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал традицией отечественной психологии.

В 1911 г. вышла книга А.Н. Бернштейна, посвящённая описанию методик экспериментально-психологического исследования. Нужно отметить большое содружество ведущих психиатров и невропатологов того времени с психологами. Корсаков, Бехтерев, Бернштейн, Гиляровский, были проводниками передовых идей психологии и содействовали развитию психологии в научном направлении.

Большую роль в становлении патопсихологии как определённой области знаний сыграли идеи предметной деятельности Л.И. Выгодского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками Леонтьевым, Лурия, Гальпериным, Запорожцем.

В эти же годы был проведён ряд крупных исследований в психологической лаборатории Центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности, созданного впервые в мире в СССР. Из этой лаборатории вышли работы, посвящённые особенностям интеллектуальной деятельности больных, перенёсших травмы головного мозга, характеристике психической деятельности и трудоспособности больных эпилепсией и шизофренией.

В годы войны патопсихологи включились в восстановительную работу в нейропсихологических госпиталях. Предметом патопсихологических исследований становятся нарушения психической деятельности, вызванные травмами головного мозга, и их восстановление. Одной из ведущих проблем в области патопсихологии является проблема распада познавательной деятельности. Проблема трудовой и социальной реабилитации привлекает внимание представителей разных специальностей; расширяется сеть лабораторий по восстановлению как отдельных нарушенных функций, так и работоспособности больных людей.

Детская патопсихология входит в психологию аномального развития, которая в отечесвенной традиции рассматривается как часть клинической психологии. В этой области проводятся научные экпериментально-психологтческие исследования умственой отсталости, задержанного психического развития, детской шизофрении. Разрабатываются средства психологической коррекции и поддержки страдающих шизофренией в юношеском возрасте. Активно развивается отечественная система психолого-педагогической, психолого-психиатрической экспертизы детей и подростков.

В последнее время появилось новое направление в клинической психологии и патопсихологии- работа с аддикциями в детском и юношеском возрасте. Выделяют виды аддикций: химические (алклголизм, наркомания, токсикомации)и нехимические (интернет-зависимость); пищевые (переедание, голодание)

Т.о., в настоящее время развивается психологическая область знания, имеющая свой предмет, свои методы, свои теоретические и практические задачи,- экспериментальная патопсихология.

 

 

Деятельность психолога

Вопрос.

Патопсихологическое исследование включает в себя: анализ истории болезни, беседу с больным, наблюдение, обследование пациента с помощью разных методик, сопоставление экспериментальных данных, интерпретацию результатов. Патопсихологическое исследование несёт в себе элементы психокорекционной работ, патопсихолог должен быть внимательным, терпеливым и тактичным.

Основными принципами построения патопсихологического исследования являются:

· Системный качественный анализ нарушений психической деятельности

· Апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений

· Выявление не только нарушенных, но и оставшихся сохранными функций для опоры на них в коррекционной работе

Основным методом патопсихологических исследований является эксперимент. В рамках этого эксперимента происходит изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Методики  описаны в работах С.Я. Рубенштейна, Б.В. Зейгарник. При организации патопсихологического эксперимента соблюдается несколько правил:

· Эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую человеком в труде, учёбе, общении

· В эксперименте обнаружить структуру нарушенных функций и оставшиеся сохранными формы психической деятельности

· Экспериментально- психологические приёмы направить на раскрытие качественной характеристики психических нарушений

· Результаты исследования точно и объективно фиксировать

Построение обследования в клинике отличается многообразием, большим количеством применяемых методик. Это необходимо, т.к. процесс распада психики происходит неоднослойно, практически не бывает, чтобы у больного был нарушен только один психический процесс. Патопсихологическое исследование включает беседу с больным.

Беседа состоит из двух частей:

Первая часть осуществляется вне эксперимента, т.е. до и после экспериментальной работы. Беседа зависит от поставленной перед психологом задачи, от состояния больного. В беседе психолог должен избегать обсуждения с больным его болезненных переживаний. (В чём содержание вашего бреда?). В беседе больного необходимо ободрить, настроить на успешное выполнение экспериментальных заданий. В правильно проводимой беседе присутствуют элементы психотерапевтического воздействия, имеется коррекционный характер.

Вторая часть беседы часть беседы проходит во время эксперимента, патопсихолог оказывает помощь в выполнении экспериментальных заданий. Разнообразные виды помощи описаны в работах Рубенштейна это:

· Простое переспрашивание (это привлекает к сказанному или сделанному)

· Одобрение или стимуляция (хорошо, дальше)

· Вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие(такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли)

· Наводящие вопросы

· Подсказка, совет действовать тем или иным способом

· Демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие

Все реакции больного на помощь, похвалу, критику должны быть отражены в протоколе.

Для расширения полученных данных используются тесты, личностные опросники, проективные методы.

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов. Достоинство тестовых заданий – их большая объективность, возможность сравнивать результаты, в тоже время они показывают отклонения от нормы и не позволяют видеть сохранные звенья.

Опросниками – называют методики, материалом которых являются вопросы, на которые обследуемый должен ответить. Различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники –анкеты дают информацию об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей.

Проективные методики

В основу построения этих методик положено представление о том, что в творчестве человека, его высказываниях, представлениях проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность. Обследование предполагает создание ситуации неопределённости.

В детской патопсихологии не существует единой готовой схемы обследования на все случаи. Каждый практикующий специалист использует свой набор основных диагностических средств,приспосабливая его (расширяя или сужая) под задачи практической работы. В рамках обследования могут быть использованы как патопсихологические, так и нейропсихологические методики и приёмы.

Примерный список методик:

1. «Десять слов»

2. Парные ассоциации.

3. Метод пиктограмм.

4. Таблицы Шульте.

5. Шифровка (субтесты из теста Векслера)

6. РАТ (рисуночный апперцептивный тест).

7. Тест Розенцвейг

8. Самооценка Дембо-Рубенштейн.

9. Незаконченные предложения.

10. Графичесике пробы(рисунок семьи,себя, несуществующего животного)

11. Психолого-образовательный тест (по анг. РЕР).

12. Нейропсихологическая диагностика.

 

Рубенштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения в клинике.-М., 1970.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.-М., 1980.

Вопрос.

Само понятие «дизонтогенез» было введено Й. Швальбе в 1927г. и касалось очень узкого, специального отклонения в развитии, относящегося к периоду внутриутробного развития или раннего постнатального периода. Отечественный клиницист А.В. Муратов выделил два уровня психического дезонтогенеза: внутриутробный и охватывающий первые годы жизни ребёнка. К концу ХХ века содержание термина было расширено. В.В. Ковалёв использует термин «психический дизонтогенез», соотнося его с нарушениями психического развития индивида, возникающими в постнатальный период. Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга. Причинами могут служить биологические и средовые воздействия. В.В. Лебединский говоря о дизонтогенезе, имеет в виду особенности развития ребёнка от момента рождения до достижения им возраста взрослости. Он выделил 6 типов дизонтогенеза:

Классификация типов дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому,2003)

Аномалия(тип дизонтогенеза) Причина
1. Недоразвитие

Отставание в развитии

2. Задержанное развитие
3. Повреждённое развитие

Поломка в развитии

4. Дефицитарное развитие
5. Искажённое развитие

Асинхрония развития

6. Дисгармоничное развитие

Кратко рассмотрим каждый из видов.

Недоразвитие. Характеризует первичность и тотальность недоразвития мозговых систем, что вызывает общее недоразвитие психики вследствии раннего поражения. Для недоразвития типичны: инертность психических процессов. Наиболее выражена недостаточность ВПФ.

Задержанное развитие. Этот тип выражается в замедлении темпа всего психического процесса вследствии слабого органического повреждения коры головного мозга. Т.есть причины могут быть генетическими, психогенными, органическими. Признаки: замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Повреждённое развитие. Этот тип отклонения характеризуется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с соответствуют органические деменции.

Дефицитарное развитие. Это недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем (зрение, слух, опорно-двигательная система). Признаки: наличие первичного дефекта (слепота, глухота), который влечот за собой вторичные отклонения касающиеся интеллектуальной сферы.

Искажённое развитие. В этом типе представлены варианты сложных сочетаний недоразвития, задержанного, ускоренного и повреждённого развития. Основным является асинхронность развития, неравномерность интеллектуального развития,своеобразие речи, нарушение игровой деятельности. Типичным примером является ранний детский аутизм.

Дисгармоничное развитие. Характеризуется нарушенным, своеобразным, особым личностным развитием ребёнка, проявляющейся в формировании особой эмоционально-волевой сфере. Чаще всего наблюдается у детей с формирующимися психопатиями или выраженными личностными аномалиями.

Вопрос.

Далее рассмотрим основные отклонения психического здоровья:

· Ранний детский аутизм и его разновидности.

Ранний детский аутизм (РДА) в настоящее время входит в МКБ-10 в раздел F 8-расстройства психологического развития, собственно аутистические расстройства (с началом до 1,5 лет), инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера и типичный аутизм(с началом после 3х лет). Впервые синдромы были описаны Л.Каннером(1942), Г. Аспергером (1943) и С.С. Мнухиным(1947). Дисскуссии о нозологической принадлежности данных состояний продолжаются до сих пор. В настоящее время выделяют типы РДА: Синдром Каннера, синдром Аспергера (аутистическая психопатия), аутизм процессуального генеза (следствие ранней детской шизофрении) и атипичный аутизм. Отдельно стоит группа высоко функциональных аутистов- как правило, это взрослые, имевшие в детстве диагноз синдром Аспергера. По современным представлениям, аутизм не является сугубо детским диагнозом и остаётся на протяжении жизни пациента.

Для всех видов аутизма его проявления возникают в очень раннем (до 3хлет) возрасте, выражаются в негрубых нарушениях общения,особом развитии моторики, эмоциональной сфере, специфике овлядения речью.

При синдроме Каннера наблюдается задержка психического развития. Другой вариант РДА, котрый носит имя своего первооткрывателя, - Синдром Аспергера. Аутичные дети с синдромом Аспергера не имеют интеллектуальной задержки, у них наблюдается скорее опережающее развитие. В первую очередь это относится к мышлению. Аутизм процессуального генеза, в его структуре имеют место психотические симптомы и признаки нарушения психического развития разной степени тяжести. Атипичный аутизм не укладывается ни в один из известных синдромов, но по внешним проявлениям может быть на них похож. Выделяют ещё парааутистичесие состояния - это близкие, похожие на аутизм по своим внешним характеристикам, особенности психического развития ребёнка, но вызванные не наличием синдрома, а неблагоприятными условиями жизни ребёнка. Приставка «пара» указывает на то, что сходные с аутизмом состояния развиваются по иным причинам.

· Нервная анорексия и нарушение пищевого поведения

Нервная анорексия(НА)- заболевание, возникающее преимущественно у девушек подростков (11-15 лет) и молодых девушек (16-18лет), проявляющееся в сознательном и стойком стремлении к похудению, выражающемся в отказе от еды. По МКБ-10 относится к разделу F 50 -расстройства физиологического функционирования. В детском и подростковом возрасте выделяют синдром нервной анорексии как:

· Самостоятельное возрастно-специфическое заболевание

· Синдром в рамках нарушения пищевого поведения

· Синдром в рамках эндогенного заболевания (шизофрения)

В течении заболевания выделяют несколько этапов:

· Инициальные проявления: изменения самооценки, стремление похудеть

· Развёрнутая стадия эаболевания: характеризуется активной деятельностью отказа от еды в угоду похудения на 10-25кг.(потеря веса до 20% массы тела). Исход заболевания – вплоть до летального (около 5 %из числа заболевших).

Распространённость нервной анорексии составляет 3,7% при обследовании 2000 испытуемых с12-17 лет. Большинство больных могут лечиться амбулаторно, продолжая учёбу. Практические выводы: необходимо внедрение знаний о нервной анорексии в практику педиатров, детских эндокринологов, детских гастроэнтерологов, гинекологов, неврологов, тесное сотрудничество этих специалистов с психиатрами. Все больные с низким весом должны направляться на специальное комплексное исследование по выявлению ранних симптомов нервной анорексии.

· Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и его разновидности

Большинство специалистов синдром дефицита внимания с гиперактиверстью относят к ММД и рассматривается как нейробиологическое нарушение, патогенез и этиология которого носят комбинированный характер. Помимо невнимательности, гиперактивности, импульсивности, отмечаются трудности в обучении, межличностных отношениях и социализации. Это нарушение может сочетаться с поведенческими расстройствами, задержками формирования языка и речи, школьных навыков. (в МКБ-10 F-90.0). Статистика считает, что таких детей 5-7 %. Синдром имеет выраженные гендерные различия: у мальчиков встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, но с возрастом соотношение мальчиков и девочек меняется: в 7-12илет это 3:1, в 13-15 лет-1:1, в 20-25 лет 1:2(преобладают девочки). Специфика проявлений также меняется с возрастом. У детей на первый план выступают нарушения школьных навыков, пазрушительное поведение, аффективные и тревожные расстройства, нарушения развития моторики и речи. У подростков – нарушенное поведение, злоупотребление алкоголем. У взрослых чаще встречаются личностные расстройства, нарциссизм, пограничные нарушения психики, депресии, злоупотребление алкоголя. Синдром дефицита внимания, гиперактивность является диагностически наиболее частой причиной школьной дезадаптации. Нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность свидетельствуют о недостаточности адаптационных возможностей ребёнка. Для СДВГ характерно постоянство нарушений и относительная независимость от микросоциальных условий пребывания ребёнка (и доиа, и в детском коллективе). Диагностическими критериями данного синдрома являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность.

Нарушение внимания квалифицируется когда ребёнок:

· С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;

· Не в состоянии выполнить задание до конца, что не связано с негативным настроением или непониманием сути задания;

· Легко отвлекается на посторонние раздражители;

· Избегает заданий, при выполнении которых требуется длительное сохранение внимания, либо проявляет агрессивность, чтобы не делать такие задания;

· Испытывает трудности при самостоятельной организации различных видов деятельности;

· Часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий;

· Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях;

· Не слушает «обращённую» речь;

· Демонстрируют неспособность удержать внимание на деталях, допускает частые ошибки.

Синдром гиперактивности проявляется в следующем;

· Ребёнок не может играть в тихие спокойные игры;

· Бегает, крутиться, пытается куда-то влезть, проявляет бесцельную двигательную активность,

· Находиться в постоянном движении, «как будто к нему прикрепили мотор»

· Не сидит спокойно, вскакивает;

· Крутиться ёрзает на месте, совершает лишние движения кистями и стопами;

· Демонстрирует болтливость.

Синдром импульсивности включает ряд типичных симптомов:

· Ребёнок отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос;

· Допускает выкрики во время уроков;

· Мешает другим детям, взрослым, пристаёт, влезает в игры и разговоры;

· Не ждёт своей очереди в коллективных играх;

· Совершает опасные для себя и окружающих действия, ищет острые ощущения или приключения;

· Часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения проигрывать

Диагностическим критерием выступает сочетание шести симптомов гиперактивности и импульсивности и шести нарушений внимания, наблюдаемые не менее 6 месяцев. Существует ряд теорий относительно ведущих факторов патогенеза данного заболевания. Основными среди них являются:

1. Генетическая концентрация

2. Теория, сосредоточивающая на роли пренатальных, перинатальных и ранних постнатальных факторов;

3. Теория. Подчёркивающая значение факторов негативного воздействия в первые годы жизни ребёнка.

· Суицидальное поведение

Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте привлекает большое внимание психиатров, психологов, криминалистов и социологов. Показатель смертности от суицидов по РФ составил в подростковом возрасте около 3,5, а для мальчиков около 6 случаев на 100000.

Суицидальное поведение как форма девиации может быть следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта или патологической реакцией неуравновешенной, психически нездоровой личности.

Принято считать, что суицидальные тенденции обусловлены наличием депрессии, а попытка самоубийства являются «барометром тяжести» подростковых депрессий. Независимо от нозологической принадлежности депрессивного синдрома, у подростков и юношей прослеживается устойчивая тенденция к совершению повторных попыток самоубийства. У подростков много парасуицидальных поступков:фиксация на теме смерти,страхи и любопытство к смерти. Действия подростков направлены не столько на самоуничтоение, сколько на восстановление нарушенных социальных отношений. Детские и подростковые суициды отличаются от взрослых суицидов. Нет самоубийц до 5 лет. Суицид-это действие, преднамеренно направленное на лишение себя жизни, но само понятие смерти как категории, обозначающий конец жизни, окончательно формируется у зрелой личности.

В механизах развития суицидального поведения огромную роль играют условия, в которых возникают суицидальные тенденции. Для детей и подростков наиболее значимым фактором являются их семьи, не обеспечивающие по тем или иным причинам равновесия, предохроняющего их от суицида.

В суицидальных семьях, наряду с хорошими материальными условиями и достаточно высоким образовательным уровнем родителей, имеются причины, обьясняющие дисгармонию воспитания: характерологические особенности родителей, отсутствие единой линии воспитания с чередованием морально-унижающих наказаний.

В большинстве наблюдений суицидальной попытке предшествовали конфликты в семье. Можно выделить общий радикал-родители не считаются с интересами ребёнка, действуют по отношнению к нему исходя из собственных интересов, побуждений и установок. Дисфункциональная семья не обеспечивает молодому человеку потребность в принятии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Область детской суицидологии оказывается областью междисциплинарного сотрудничества специалистов(психиатров,психологов, педагогов) и сотрудников правоохранительных органов.

Вопрос.

1.1. Школьная дезадаптация - нарушение полноценной адаптации к обстановке школьного обучения, под которой подразумевается совокупность умственных, эмоциональных и физических нагрузок, как связанных, так и не связанных с учебным процессом непосредственно. Внешними критериями школьной дезадаптации являются: несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка и требований школы как института социализации; низкая успеваемость; слабое усвоение новых социальных норм; нарушения дисциплины. Признаки могут встречаться по отдельности и в совокупности. Школьная дезадаптация может быть частным проявлением общей социально-психологической дезадаптации (обычно у детей с наличием различных нервно-психических расстройств) или непосредственно связана с отклоненими в ведущей учебной деятельности. В группу риска по школьной дезадаптации попадают дети, в анамнезе у которых имеется органическая патология ЦНС и неблагоприятные социокультурные условия, предшествующие школьному периоду.

1.2. Дидактогении - (от греч. «дидактос»- приобретаемый по средству изучения и «генос»-происхождение)- это оклонения в здоровье ученика, обусловленные и связанные с процессрм обучения в широком смысле. При широком понимании характера воздействия различают физическую и психическую дидактогению.Психическую дидактогению относят к разряду психогений, поскольку прослеживается психогенный механизм возникновения и развития отклонения в психическом здоровье ученика.К проявления дидактогении относятся различные по типу и динамике реакции: депрессивные состояния, сверхценное отношение к учёбе. Личность педагога и стиль обучения существенны для возникновения дидактогении.

1.3. Дети с педагогической и социальной запущенностью и пониженной обучаемостью. Социально-педагогическая запущенность понимается как ущербность микросоциальных условий (социальная депривация, материнская депривация) развития на ранних или более поздних этапах онтогенеза, вследствие которой ребёнок приобретает устойчивое состояние психики, характеризующееся как недостаточно полноценное психическое развитие. Выделяют педагогическую и психологическую запущенность.

Вопрос.

В последней международной классификации болезней (МКБ-10) невроз как самостоятельное заболевание или группа заболеваний не выделяется. Сохранилось наименование широкой группы нарушений как «невротические, связанные со стрессом расстройства». В практике по прежнему широко используется диагноз «невроз». Неврозы- самое распространённое нервно-психическое заболевание среди детей и взрослых. Неврозы- это психогенные нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате особо значимых жизненных отношений человека и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Невроз-это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для неё сторонами действительности, вызывающие болезненно-тягостные переживания неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечёт за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Сам термин «невроз» был введён врачом Галеном в 1776г. в переводе с греческого переводиться как «болезнь нервов». Для неврозов характерны:

· Обратимость патологических нарушений независимо от их длительности;

· Психогенная (психотравмирующая) природа заболевания, которая выражается в связи между клинической картиной невроза, особенностями личности больного и конфликтной ситуацией;

· Специфичность клинических проявлений, обусловленная доминированием эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

В клинической картине неврозов следует различать: невротическую реакцию, невротическое состояние и невротическое развитие личности. Невротическая реакция является кратковременным способом реагирования на стрессовую ситуацию, тем не менее приводящая к возникновению проявлений, характерных именно для неврозов. Невротические состояние указывает на затяжной характер реагирования и устойчивость эмоционально-личностных проявлений.

Возрастная динамика страхов

Возрастной период Преобладающие страхи
Младенчество (до 1 года)                                Страхи разлуки с матерью, незнакомых взрослых, врачей, уколов и неожиданных резких звуков(шума), глубины при купании
1 год Страх одиночества, незнакомых взрослых, врачей, резких звуков
2-3 года Страхи наказывания, животных, боли, высоты, движущего транспорта
Младший дошкольный возраст Страх сказочных персонажей, одиночества, темноты, замкнутого пространства, при засыпании, при виде крови
Старший дошкольный возраст Период наибольшей выраженности страхов: своей смерти и родителей, животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, войны, страха нападения, темноты, высоты, чертей.
Младший школьный возраст Школьные страхи: опоздания в школу, ответа у доски, учителей, порицания. Страх смерти (больше выражен у мальчиков), беды, рокового стечения обстоятельств, потустороннего мира, судьбы, таинственных явлений
Подростковый  возраст Страх смерти, смерти родителей, войны, стихии, нападения, страхи заболеть (заразиться), проявить себя.
Универсальные страхи  Страх перед засыпанием, темноты

Основа многих «возрастных» страхов (вплоть до младшего школьного возраста)- «природные» страхи, базирующиеся на инстинкте самосохранения, даже если они имеют психогенное ситуативное происхождение. Младший школьный возраст представляет собой переходный период (от «природных» страхов к страхам угрозы для благополучия), а подростковый возраст знаменуется преобладающим знанием социума в происхождении страха (так называемые социальные межличностные страхи). Не все страхи исчезают при переходе на новый возрастной этап, возможна индивидуальная динамика страхов у ребёнка в связи с жизненными стрессовыми ситуациями. В целом у девочек значительно больше страхов, чем у мальчиков, что обусловлено гендерными различиями.

     Существует сходство страхов здоровых детей и страхов детей с невротическими расстройствами. Основное различие касается степени выраженности и частоты встречаемости страха. Тематика страха, отражает социальную ситуацию развития ребёнка и общества. В детском возрасте встречаются депрессии и мании как вид аффективной патологии.

2 вопрос. Главные психические особенности пубертантного периода составляют: лёгкая возбудимость, изменчивость и лабильность аффекта, высокие частота и интенсивность колебаний настроения, а также конфликтность, склонность к оппозиции, борьба с «авторитетами», появление стремления к осознанию своего физического и духовного Я с возможностью возникновения, с одной стороны, фиксации на своих физических недостатках, с другой – выраженной рефракции, склонности к самоанализу, а также перевеса интересов в сторону абстрактных «мировых» проблем и тяги к их разрешению.

Наступающее в подростково-юношеском возрасте изменения нейроэндокринных процессов и когнитивное созревание тесно связаны с переменами в аффективной сфере. Эмоциональная жизнь отличается крайней неустойчивостью, частыми сменами настроения. Эпидемиологические исследования показали, что в подростковом и юношеском возрасте депрессии развиваются особенно часто(частота депрессий в возрасте 15-19 лет составляет 36%).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.147 (0.106 с.)