Тема 3. Нарушение мышления и внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Нарушение мышления и внимания



Расстройства мышления

Расстройства внимания

1. Нарушение мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств мышления разнообразны. Психологический анализ мышления заключается в выяснении законов ассоциации, по которым сложные идеи или образы создаются из элементарных. Согласно Рубенштейну, мышление является деятельностью, опирающуюся на систему понятий, направленной на решение задач, подчинённой цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для выполнения задачи необходимо постоянно удерживать цель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемым результатом. Эти положения легли в основу анализа различных форм патологии мышления. Выделяют виды патологии мышления:

· Нарушение операционной стороны мышления

· Нарушение динамики мышления

· Нарушение мотивационного компонента мышления

· Нарушение критичности мышления

1.1. При некоторых формах патологии психической деятельности больные теряют возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения. Нарушения операционной стороны мышления могут иметь варианты:

А) снижение уровня обобщения

Снижение уровня обобщения выражается в том, что в суждения испытуемых доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, устанавливаются конкретные связи между предметами. Больные объединяют в группы разнородовые понятия: тетрадь и стол (т.к. писать можно на столе), книгу и диван. Анализируемые предметы объединяются больными на основе второстепенных, латентных (скрытых)или частных признаков. При ярко выраженном снижении уровня обобщения классификация как мыслительная операция оказывается недоступной больным. Особенно чётко выступает непонимание условности и обобщённости предлагаемого образа при объяснении больными пословиц и метафор. Наиболее грубым и часто встречающимся нарушением является буквальное понимание пословицы, приводящее к потере её обобщённого смысла. Патопсихологические исследования показывают, что мыслительная деятельность психически больных несовершенно отражает предметный и человеческий миры и взаимосвязи в них.

Б) искажение процесса обобщения

Это нарушение операционной стороны мышления является антиподом процесса снижения обобщения. Оно наблюдается у больных шизофренией, больные отражают в своих обобщениях случайную сторону явлений, предметное содержание которых ими не учитывается и искажается. При решении заданий у больных шизофренией актуализируются случайные ассоциации. Связи, которыми оперируют больные, не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними. Больные могут объединить вилку, стол, лопату по принципу твёрдости. В суждениях больной шизофренией доминируют связи, неадекватные конкретным жизненным отношениям.

Нарушение динамики мышления

Истинным проявлением мышления как процесса является цепь умозаключений, переходящая в рассуждение. Встречающиеся нарушения мышления в большинстве случаев не сводятся к распаду понятий, а являются динамическими нарушениями мышления. К ним относят лабильность и инертность мышления.

Лабильность мышления.  Нарушение динамики могут выражаться в лабильности или неустойчивости способа выполнения задания. Лабильность мышления – это чередование адекватных и неадекватных решений. Уровень обобщения в основном может не страдать, но адекватный характер суждений может быть неустойчивым. Лабильность мышления может выражаться в:

· Чередовании обобщённых и конкретно- ситуационных сочетаний

· Подмене логических связей случайными сочетаниями

· Образование одноимённых групп(например, представителей рабочих профессий)

Для больных характерна неустойчивость и разбросанность внимания. Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. Понимая смысл пословицы, больные не могут на ней сосредоточиться. Часто какое нибудь слово в пословице вызывает цепь ассоциаций, которые далеко уводят больного от начальной темы. У больных возникает повышенная «отвлекаемость»- чуткое реагирование на любой раздражитель. Одновременно характерно появление «вплетений», т.е. введение в контекст заданий слов, обозначающих находящиеся перед ними предметы.

Инертность мышления- Затруднённость переключения с одного способа работы на другой. Это нарушение противоположно по смыслу предыдущему. Изменение условий затрудняет возможности обобщения материала. Инертность связей прежнего опыта приводит к снижению операций обобщения и отвлечения. Больные демонстрируют вязкость мышления, проявляющееся в обстоятельности и излишней детолизации. При этой форме нарушения характерны запаздывающие ответы.

1. 3. Нарушение мотивационного компонента мышления

Утеря целенаправленности мышления приводит к незавершённости суждений. Мышление перестаёт быть регулятором действия человека. Мысль, пробуждённая потребностью, становится регулятором действия. Для того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно-мотивированным. Нарушение мотивационного компонента мышления выражается в искажении уровня обобщения, если больные опираются в своих суждениях на нереальные признаки и свойства предметов. Особенно ярко нарушение мотивационного компонента обнаруживается в разно плановости мышления и резонёрстве.

Под разноплановостью мышления понимается протекание суждений в разных руслах. Классификация, выполненная больным, страдающим разноплановостью суждений, не имеет единого характера. Парадоксальность установок, смысловая смещённость приводят к глубокому изменению структуры любой деятельности.

Резонёрство- это бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречевые рассуждения. Резонёрские рассуждения больного определяются не столько нарушением его интеллектуальных операций, сколько повышенной аффективностью, неадекватным отношением, стремление любое, незначительное явление под какую-то концепцию. Резонёрство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большему обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность проявляется в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности резонёрства: Своеобразен синтаксис, лексика резонёрских высказываний, часто используются инверсии и вводные слова. Разноплановость и резонёрство больных находят своё отношение в речи, которая приобретает характер (разорванности». «Разорванная» речь больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков. Она не является ни орудием мысли, ни средством общения между людьми.1.4. Нарушение критичности мышления

Нарушения мышления могут возникать и в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. При выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок связанная с:

- бездумными манипулированием предметами

-безразличным отношением к собственным ошибкам

Нарушение внимания

     Выделяют следующие виды нарушений внимания:

· Снижение устойчивости

· Уменьшение объёма

· Нарушение переключаемости

1.4. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и является предпосылкой к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания. У психически больных нарушено зрительное, слуховое внимание. Обращает на себя внимание общая замедленность в работе с резко выраженной неравномерностью психической деятельности.

1.5. Уменьшение объёма внимания – это количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию. Узость поля внимания ребёнка связана с трудностью, невозможностью осуществить мыслительный синтез. Для расширения объёма внимания необходимо вовлечение большего количества учитываемых признаков и их ассимиляции, включение в структуру опыта.

1.6. Нарушение переключаемости внимания- это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности. Нарушение переключаемости внимания выражено различных категорий больных детей по разному. Дети с шизофренией, отличаются лабильностью протекания мыслительной деятельности, легко и свободно переключаются с объекта на объект. Лёгкость, с которой эти дети переключаются, отягощается потерей осмысленности, выхолощеностью действий. УО дети и больные эпилепсией испытывают трудности при переключении с одного задания на другое. В  их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания (рисовать и рассказывать стихотворение).  

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.008 с.)