Экспериментальные методики патопсихологии для исследования нарушения структуры психических процессов и свойств личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальные методики патопсихологии для исследования нарушения структуры психических процессов и свойств личности



1. Исследование нарушений интеллектуальной деятельности

Показание к применению, диагностические возможности Название методики, ее автор Возрастные ограниченния
     

2.Исследование личностных отклонений, нарушение общения и социальной регуляции поведения

Показание к применению, диагностические возможности Название методики, ее автор Возрастные ограниченния
     

2. Исследование и дифференциации характерологических и патохарактерологических реакций у детей и подростков

Показание к применению, диагностические возможности Название методики, ее автор Возрастные ограниченния
     

 

Задание №4.

Определите, как использовались ниже перечисленные принципы при составлении заключения по данным патопсихологического исследования:  

а) принцип оценки отдельных нарушений в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования;

б) принцип ориентации в оценке нарушений деятельности больного с точки зрения структуры личности и изменений в ней;

в) принцип сопоставления анамнестических данных с результатами экспериментального исследования.

 


 

Тема № 7.

Нарушения восприятия при психических заболеваниях.

 

Задание 1.

Опишите проявление следующих нарушений перцептивной деятельности: сужение объема восприятия, нецеленаправленность в перцептивной деятельности, замедленность, инактивность восприятия, недифференцированность образов восприятия, неспецифическое и специфическое узнавание. Проиллюстрируйте влияние этих нарушений на деятельность испытуемого во время экспериментального исследования.

 

Задание 2.

Ознакомьтесь с отрывком из главы «Ощущения и восприятия» (С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника»).

 

«Ощущения и восприятия - это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Каждый анализатор состоит, как известно, из трех частей: периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т д), нерва - проводника и центра в коре головного мозга. Исследования академика И. П. Павлова и его школы обнаружили корковый характер процессов ощущений и восприятий и коренным образом изменили наши представления о сущности и развитии этих процессов. Если раньше зрительные восприятия рассматривали как зеркальное, аналогичное фотографии отражение объекта на сетчатке глаза, го теперь мы рассматриваем зрительный образ как комплекс условных связей, как некоторый динамический стереотип, возникающий в результате анализа и синтеза многократно повторяющихся изменчивых раздражителей.

Ребенок, как известно, рождается лишь с небольшим фондом безусловных врожденных рефлексов, а первая сигнальная система формируется у него в первые годы жизни и затем совершенствуется.

Детская психология располагает большим количеством экспериментальных данных, относящихся к тому, как ребенок в первые годы жизни учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностями. Так, например, восприятие пространства происходит благодаря совокупной деятельности зрительного, двигательного и кожного анализатора. В восприятии времени принимают участие слуховой, двигательный и интероцептивный анализаторы.

У ребенка лишь постепенно формируется глазомер, увеличивается острота зрения и т.д. И. М. Сеченов уже давно сформулировал эту мысль, сказав, что в каждом восприятии содержится узнавание. Это значит, что восприятие лица как лица, яблока как яблока, песни как песни предполагает наличие предшествующего опыта.

Накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей же с пораженной нервной системной ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Значение этого ядерного симптома олигофрении трудно переоценить. Ощущения и восприятия - первая ступень познания окружающего мира. Эта ступень остается важной на протяжении всех лет жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная -для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на последующий ход их психического развития.

 Второй существенной особенностью ощущений и восприятий умственно отсталых детей является их выраженная недифференцированность.

Данные многих экспериментальных исследований говорят о том, что умственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при их узнавании. Так, например, по данным Е. М. Кудрявцевой, ученики I класса вспомогательной школы принимают белку за кошку, компас - за часы и т. п. И. М. Соловьев, различающий понятия "неспецифическое узнавание предмета" и "специфическое узнавание предмета", обнаружил у умственно отсталых детей выраженные затруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание. Это значит, что при узнавании им легче отнести воспринятый предмет категории рода, чем к категории вида. Им, например, легче увидеть в вошедшем во двор человеке просто дядю, а не соседа, почтальона или садовника. Эти дети относят к квадратам и треугольники, и прямоугольники, и ромбы, так как это фигуры с углами.

Наконец, последней, наиболее выраженной особенностью восприятия умственно отсталых детей является инактивность этого, иерархического процесса. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Так, например, когда умственно отсталому ребенку показывают карандаш и спрашивают: "Что это такое?" - он может ответить, что это карандаш, и отвернуться от него, сочтя вопрос исчерпанным; в ответ на тот же вопрос его сверстник из массовой школы охотно расскажет, что это красный, граненый, толстый, впервые очиненный карандаш.

Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент яркую и привлекательных сторон воспринимаемого.

Рассматривая сюжетную картинку, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у них с трудом. При обучении чтению у детей часто возникает дурная привычка угадывать замысел слова по нескольким буквам.

К сожалению, несмотря на большое значение разных видов восприятий для последующего умственного развития ребенка, изучены пока лишь главным образом зрительные восприятия. Некоторые сведения исследователи имеют относительно осязательных восприятий; установлено, что умственно отсталые школьники опознают объемные и контурно выполненные предметы с помощью ощупывания значительно хуже, чем учащиеся массовой школы. И. М. Соловьев совершенно справедливо отмечает роль осязательных восприятий в процессе трудового обучения.

Но не меньшая роль в трудовом обучении, а также в общем умственном развитии учащихся принадлежит и иным видам восприятий, например кинестетическим. Это, например, восприятие Положения своего тела в пространстве. И. П. Павлов назвал эти А анестетические, или проприоцептивные, восприятия работой двигательного анализатора. Действительно, для обеспечения точности движений необходимо осуществлять анализ того сопротивления окружающих предметов, которое должно быть преодолено тем или иным мышечным усилием. Из-за неточности проприоцептивных ощущений движения, которые производит умственно отсталый ребенок, отличаются плохой координированностью. Его движения излишне размашисты, топорны.

Очень большую роль в развитии психики играют слуховые восприятия, которые теснейшим и непосредственным образом вязаны с развитием речи. Если дифференцировочные условные рефлексе в области слухового анализатора формируются медленно, это приводит к задержке формирования речи. Это, в свою очередь, обусловливает задержку умственного развития. 

Состояние слухового восприятия оказывает существенное влияние не только на развитие речи. В повседневной жизни и в труде человек постоянно и незаметно для себя пользуется данными слуховых восприятий. Так, например, по звуку он находит предмет, который уронил, узнает о действиях других людей или животных, определяет исправность машины, на которой работает.

Не менее важную роль в ориентировке играют восприятия времени и пространства.

Если представить себе, что все эти входные "ворота", через которые воздействия внешнего мира должны проникать в сознание ребенка и формировать его, узки и труднопроходимы, если очертания внешнего мира предстают перед ребенком размытыми, расплывчатыми и лишь немногое пробивается внутрь, фиксируется в его представлениях, - понятным становится происхождение его умственной недостаточности.

Понятной становится мысль Л. С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных симптомах умственной отсталости. Именно плохие ощущения и восприятия оказываются теми ядерными симптомами, которые тормозят, задерживают развитие высших психических процессов, в частности мышления.

Все указанные недостатки и особенности ощущений и восприятий сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей в специальной школе. Развитие ощущений и восприятий может происходить спонтанно благодаря постепенному восстановлению высшей нервной деятельности. Благодаря этому становятся более подвижными и сильными нервные процессы, ускоряется темп и точность ощущений и восприятий. Развитие ощущений и восприятий может происходить под влиянием формирования высших психических функций.

Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний - основные средства улучшения качества восприятий и ощущений.

Развивая ощущения и восприятия у умственно отсталых детей, учитель должен помнить, что это не самоцель, а средство, облегчающее развитие их мышления. В прошлом в олигофренопедагогике существовало целое направление, которое считало задачей всех первых классов вспомогательной школы улучшение качества сенсорной сферы умственно отсталых детей. Были разработаны многочисленные упражнения, направленные на усовершенствование, уточнение восприятий и ощущений детей. 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Объяснение сюжетных картин

Одна из очень распространенных и простых проб - просьба рассказать о содержании предъявляемой ребенку сюжетной картинки. Применяется для исследования особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы (сообразительности, умения выделять существенное, эмоционального отклика) умственно отсталых детей.

Для проведения опыта экспериментатор должен иметь набор разнообразных сюжетных картинок. Желательно, чтобы среди Них были веселые, печальные, с более и менее сложным сюжетом.и т. п. Для этой цели пригодны открытки-репродукции картин.

Методика проведения опыта предельно проста. Ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. В редких случаях требуется мотивировка. Следует обращать внимание на то, насколько активно и охотно ребенок рассматривает картинку. Иногда полезно заметить, сколько времени ребенок по собственному желанию рассматривает картинку.

Понимание сюжетных картинок представляет значительные трудности для детей-олигофренов. Они, в частности, обусловлены тем, что олигофрены неправильно понимают перспективные соотношения, плохо понимают мимику изображенных на картинках люден, медленно обозревают картинку в целом. Дети-эпилептики также не скоро доходят до объяснения смысла сюжетной картинки. Это связано с тем, что они склонны к перечислению всех изображенных на картинке предметов и деталей.

Описание картин детьми следует записывать. При этом выявляются особенности устной речи: лаконичность или чрезмерная обстоятельность речи, правильность ее грамматического строя, богатство или бедность словаря и т. д.

По отношению к картинкам, на которых изображены люди, но неясны происходящие события, это задание представляет собой не только интеллектуальную, но и эмоциональную задачу.

"Отыскивание чисел"

Методика может быть использована для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора и определения объема внимания применительно к зрительным раздражителям. Пригодна лишь при исследовании детей, которые знают числа.

Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц Шульте, представляющих собой планшеты (60х90 см), на которых написаны вразброс числа от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужны секундомер и небольшая (30 см) указка. Опыт можно проводить с детьми, обучающимися во II классе массовой или в IV классе вспомогательной школы. Ребенку мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: "Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку".

Далее таблицу перевертывают и кладут на стол. После этого продолжают инструкцию: "Ты должен будешь вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку - от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок. Понятно?" Если ребенок не понял задания, ему его повторяют. Таблица при этом не открывается. Затем экспериментатор ставит таблицу вертикально на расстоянии 70-75 см от ребенка и говорит: "Начинай!" Одновременно включается секундомер.

Ребенок показывает и называет числа, а экспериментатор следит за правильностью его действий. Когда ребенок дойдет до "25", экспериментатор останавливает секундомер. Затем без всяких дополнительных инструкций ребенку предлагают таким же образом показывать и называть числа на 2, 3, 4 и 5-й таблицах.

При оценке результатов прежде всего становятся заметны различия в количестве времени, которое ребенок тратит на отыскивание чисел. Практически здоровые дети тратят на одну таблицу от 30 до 50 секунд (чаще всего 40-42 секунды).

Заметное увеличение времени на отыскивание чисел в последних (4-й и 5-й) таблицах свидетельствует об утомляемости ребенка, а ускорение-о медленном "врабатывании".

В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время».

 

Вопросы и задания

1. Расскажите об основных признаках плохого развития ощущений и восприятий у умственно отсталых детей. 

2. В чем состояло исследование, проведенное К. И. Вересотской? 

3. Каковы способы развития ощущений и восприятий у умственно отсталых детей в процессе учебных и внешкольных занятий? 

4. Расскажите о методах исследования восприятий. 

 

Задание № 3.

Проведите блиц – опрос по следующим вопросам.

1) Перечислить основные критерии нарушения сознания К. Ясперса.

2) В чем заключается обеднение сознания?

3) Что характерно для группы помрачения сознания?

4) Назовите основные уровни синдрома помрачения сознания.

5) Делирий относится к группе помрачения или обеднения сознания? Ответ обоснуйте.

6) Назовите разновидности делириев.

7) При каком виде нарушения сознания присутствует двойная ориентировка?

8) Какой вид нарушения сознания характерен при эпилепсии.

9) Что характерно для аментивного, спутанного сознания.

10) Перечислите основные симптомы сумеречного расстройства сознания.

 

Задание № 4.

Проанализируйте изображения и определите вид нарушения восприятия.

Схема анализа изображений:

- определить основные моменты в нарушении восприятия;

- определить к какому виду патологии восприятия относятся данные феномены;

- выделить группы больных, которым присущи данные виды восприятия.

Материал для анализа.

Вариант №1. Определить патологию восприятия по изображению.

 

Вариант № 2. Определить патологию восприятия по изображению.

 

Вариант №3. Определить патологию восприятия по изображению.

 

Вариант № 4.Определить патологию восприятия по изображению.

 

Вариант №5. Определить патологию восприятия по изображению.

 

Вариант № 6. Определить патологию восприятия по изображению.

Вариант № 7. Определить патологию восприятия по изображению.

Вариант № 8. Определить патологию восприятия по изображению.

Вариант № 9. Определить патологию восприятия по изображению.

Вариант № 10. Определить патологию восприятия по изображению.


Тема № 8.

Нарушения памяти

Задание №1.

Проанализируйте методики для исследования памяти, применяемые в патопсихологии.

Для анализа используйте следующую схему:

- название методики, ее автор;

- цель методики, исследуемые компоненты;

- процедура диагностики;

- формы протоколов;

- обработка результатов, нормативные диапазоны.

 

Задание № 2.

Проанализируйте протоколы больных различных нозологических групп с последующим обсуждением.

Примеры протоколов для анализа.

1. В методике на непосредственное произвольное запоминание («10 слов») устойчивое 100 % воспроизведение наблюдается уже после 2-го предъявления, воспроизведение после первого предъявления - 6 слов.

2. В структуре пиктограммы по фактору абстрактности Гс:М:Ат:К соответствует 1:3:6:5, образы в целом адекватные (93 %), количество стандартных образов соответствует среднестатистическим показателям (4), количество оригинальных образов повышено (5). Содержание рисунков достаточно разнообразно, без феноменов стереотипии и персеверации. 47 % созданных образов имеют для испытуемого индивидуальную значимость («Библию нарисовал. Причастие. Читая, преумножается скорбь; скорбь преумножает печаль…» (на понятие «печаль»). «Это крест – знак «Скорой помощи». Он стеклянный, треснул. Меня обманули с недвижимостью в 1996 году, я выбросился из окна, попал в реанимацию. Это мне напоминает обман» (на понятие «обман»). «Это кучки монет. Символически золотых. Справедливость восторжествовала: я снова стал богатым» (на понятие «справедливость»). Коэффициент опосредованного запоминания составляет 100 %.

3. Кривая запоминания 10 – ти слов: 5 – 8 -6 – 7 – 7, спустя 40 минут – 7 слов.

4. Проанализировать данные и содержание пиктограммы.

Понятие Рисунок, объяснение Воспроизведение Формализованная оценка
1 Веселый праздник Торт. Фейерверк? «Просто так торты никто не покупает» Веселый праздник Ат Ф + 1
2 Вкусный ужин Курица. «Курица всегда вкусный ужин» Вкусный ужин К Ф - Инд +Ст 1
3 Болезнь Гриб? (Как он поможет вспомнить?) Пока не знаю Болезнь К Ф Ориг - 1
4 Разлука Лицо, которое плачет Разлука Ат Ф Ориг + 1
5 Страх Человек с открытым ртом, поднятыми руками, волосы стоят от страха Страх К Ф Ориг +1
6 Развитие Книга. «От книги же, типа развитие» Знание Ат Ф + 0
7 Мечта Машина. «Я хочу машину. Мужчину не могу нарисовать» Мечта К Ф + 1
8 Справедливость Одна душит другую. «Подруга хорошо бывшая подставила, задушила бы, если бы не сажали...» Месть К Инд Ориг - 0
9 Богатство Доллар Богатство Ат Ф + 1
10 Сомнение Человек удивлен или сомневается Удивление Ат Ф + 0
11 Вражда …...(сложно) Дерет за волосы (Непонимание) ругать К Инд + 0
12 Отчаянье …....Лицо «Лицо взгрустнуло» Задумчивость К — Ат Ф + 0
13 Ядовитый вопрос …. «Не знаю, женщина вся ядовитая» Ядовитый вопрос К Ф + 1
14 Тяжелая работа Лопата Труд Ат Ф Ст + 0.5
15 Темная ночь Шар со звездами «Типо небо со звездами» Темная ночь Ат Ф + 1

 

Задание № 3.

Изучите и законспектируйте:

- главу 8 «Исследование памяти» в книге С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии». – М., 1999;

- главу 5 «Расстройства памяти» в книге Б.В. Зейгарник «Патопсихология». – М., 2002;

- главу 10 «Особенности памяти» в книге С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника». – М., 1999.

 


 

Тема № 9.

Нарушения мышления. Нарушение операционной стороны мышления.

 

Задание №1.

Проанализируйте методики для исследования мышления, применяемые в патопсихологии. Заполните таблицу.

Таблица №1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.072 с.)