Виды и применение анамнестических сведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и применение анамнестических сведений



Название вида анамнеза Разделы, выделяемые в данном виде анамнеза Планирование использования анамнестической информации в экспериментальном исследовании
1. Семейный анамнез 1. Характер внутрисемейных отношений: ролевые позиции членов семьи, лидерство родителей, стиль воспитания детей в семье, наличие опыта воспитания детей. 2. Наличие случаев психических заболеваний, умственной отсталости, аномалий личности, патологических и непатологических акцентуациях характера. 1. Проверка гипотез о роли внутрисемейных отношений в диагностируемых нарушениях. Планирование диагностики членов семьи.   1. Проверка гипотезы о возможном совпадении в тенденции развития интеллекта и личности у родственников.
     

 

Таблица 3.

Схема описания внешнего вида и психического статуса детей и подростков, имеющих диагностическое значение

Название признака, его информативное значение Своеобразие в детском возрасте Своеобразие в подростковом возрасте
Телосложение, физическое развитие. Информация о биологической этиологии нарушений при соотнесении ее с данными клинического диагноза. В первую очередь обращает на себя внимание отставание в физическом развитии: несоответствие роста, пропорций развития, выражения лица и мимики паспортному возрасту, наличие аномалий (микроцефалия, синдактилия и др.), дисплазия в телосложении (непропорциональное соотношение туловища и конечностей, эпикант и др.). В теле подростка в первую очередь обращает на себя внимание заметное опережение в росте, избыточные полнота или худоба, физические недостатки (узкие плечи, сутулость и т.д.), наличие шрамов, следов инъекций.
Элементарные влечения и инстинкты    
     

 


 

Тема № 4.

Патопсихологические синдромы.

 

Задание № 1.

Составьте таблицы, раскрывающие особенности психического состояния, когнитивной сферы, речи, эмоциональной сферы, мотивационно – потребностной сферы, внешнего вида испытуемого при синдромах психотической дезорганизации, шизофреническом синдроме, аффективно – эндогенном синдроме, олигофреническом синдроме.

Образец таблицы.

Таблица 1.

Особенности психического статуса больного при синдроме психотической дезорганизации

Особенности психического состояния  
Особенности когнитивной сферы Восприятие больного, находящегося в психотическом состоянии, характеризуется сужением или, напротив, расширением объема …
Особенности речи Самопроизвольное или неспецифическое воспроизведение автоматизированной речевой продукции. В состоянии психомоторного возбуждения отмечается излишняя спонтанность повествования – логорея. Наблюдается преимущественно монолог и почти отсутствует или крайне затруднена диалоговая речь…
Особенности эмоциональной сферы  
Особенности мотивационно – потребностной сферы  
Внешний вид  

 

Задание №2.

Проанализируйте патопсихологические заключения в группах по приведенной схеме с целью определения патопсихологического синдрома (симптомокомплекса).

Схема для анализа заключений:

- рассмотрение анализа всех психических процессов;

- выделение патопсихологических симптомов, приведенных в патопсихологическом заключении;

- определение патопсихологического синдрома (симптомокомплекса).

Варианты заключений для анализа.

Вариант №1.

Заключение по данным экспериментально-психологического обследования на Л. И. 63 года. 19.01.2012.

Целью экспериментально-психологического обследования явилось определение особенностей протекания психических процессов испытуемой (в частности выраженности нарушений мышления) на трудовую экспертизу.

Для исследования познавательных процессов были использованы методики: «десять слов», «Пиктограмма», «Таблицы Шульте», «Корректурная проба», «Черно-красная таблица Горбова», «счет по Крапелину», «методика Мюнстерберга», «Исключение предметов», «Классификация предметов», «Сравнение понятий», «Анализ ассоциаций», «Выделение существенных признаков», «Толкование пословиц», проба Эббингауза.

Анамнез со слов пациента: родилась в полной семье, является единственным ребенком. Проживает в квартире с мужем, дочерью и внучкой. О детстве не рассказывает. Отвечает черезмерно обобщенными «механистичными» фразами. «Нормально», «обычно» и т. д. Мама — фармацевт — аналитик. Мама повесилась, ей удалили грудь, она не вынесла этого и повесилась, вскоре умер отец. В 25 лет вышла замуж, муж — ветеринарный врач.  

 Закончила педагогический институт в Улан — Удэ, учитель русского языка и литературы. Также двухгодичные курсы медицинских сестер.

Испытуемая очень хочет работать, отмечает, что по профессии не сможет «Я уже класс не удержу». «Хочу работать на шоколадной фабрике, хоть кем...». 

В беседе часто соскальзывает на тему работы (желание работать на шоколадной фабрике). 

Содержания ответов часто не соответствуют контексту вопросов, поэтому были трудности в сборе анамнеза.

Испытуемая контакту доступна, инструкции понимает с первого предъявления. Обращенную к ней речь, вопросы понимает, переформулирует. Однако, если не согласна с инструкцией или содержанием задания, ригидно настаивает на своей точке зрения, проявляя негативизм. Некоторые задания выполняет легко и с удовольствием, от выполнения некоторых заданий отказывалась (простые аналогии) в виду того, что они ей не нравятся. Отказ не зависит от сложности заданий. На замечания и ошибки реагирует по разному: может исправлять, волнуется о правильности выполнения, спрашивая как она справилась. Часто задает вопросы: «Я справилась?», «Уложилась во времени?». Иногда отказывается исправлять ошибки, хотя согласна с психологом в его правоте, но настаивает на своем варианте ответа, например, в методике «выделение существенных признаков», соглашается, что «деления» без «делителя» не бывает, при этом говорит «я уже выбрала «карандаш» и «делимое» - будет так». Отмечаются амбитендентные (противоречивые) высказывания: испытуемая, с одной стороны, пытается все сделать правильно, с другой стороны, не исправляет ошибки, понимая их наличие. В методике «сравнение понятий» при сравнении «ботинка» и «карандаша» - «ничего общего нет, этим и отличаются, что ничего общего нет, общее, конечное, есть — ими можно рисовать». Просит не отпускать ее на обед, продолжать обследование, но тут же, говорит, что больше ничего делать не будет и больше на обследование не пойдет, затем опять не отпускает психолога.

 Внимание. Психомоторный темп снижен, в методике «Счет по Крепелину» на одной строке 6 сложений (при норме 12 — 15). Корректурная проба выполнена за 17 минут 2 секунды (при норме 6-8 минут), при этом допуская 7 ошибок (при норме до 15), что свидетельствует о высокой концентрации внимания на фоне замедленного темпа. Объем внимания соответствует нормативному диапазону - 5 (норма – 5-7 простых, не связанных между собой объектов). В методике Мюнстерберга за 172 секунды находит все слова, что свидетельствует о средней избирательности внимания.

В работе с таблицами Шульте отмечаются признаки истощаемости по гиперстеническому типу (73ʺ-95ʺ-94ʺ-57ʺ-86ʺ). Также отмечается низкая эффективность работы (норма на каждую таблицу 40-50 секунд), но при этом психическая устойчивость в норме (0.7, низкая от 1). Начала работать с черно-красной таблицей Горбова, допустила ошибку инертности (в чередовании черного и красного цвета), и отказалась, объясняя, что это слишком сложно для нее, счет по Крепелину долго отказывалась делать. Можно предположить, что отказ от работы и снижение (колебания) внимания связаны с утратой целенаправленности, отсутствием интереса к заданию: «давайте я лучше попишу что-нибудь».

Таким образом в большей степени страдает произвольное внимание, т. к. оно управляется целью, активно регулируется. 

Память. Объем непосредственного запоминания снижен 5-6-8-7-8 (при норме 9-10 слов к 3 предъявлению). В силу снижения мотивации (нарушения побудительной и смыслообразующей функций мотива) больная категорично отказывается от продолжения задания после 5 воспроизведения. Отмечается незначительное снижение кратковременной памяти (5 слов при норме 6-8). Ретенция снижена, спустя 50 минут 4 слова, при норме 7-10, при этом воспроизводит 4 лишних слова (дуб, шум, дом, шкаф), что возможно обусловлено утратой целенаправленности, соскальзыванием, не возможностью оттормаживать побочные ассоциации. Колебания динамики мнестической деятельности обусловлены скорее нарушением мотивации.

Опосредованное запоминание значительно снижено КОЗ = 33%, при норме от 76%. В структуре пиктограммы по фактору абстрактности преобладает атрибутивная символика (Гс:М:Ат:К соответствует 0:1:6:2. Образы в целом адекватные (89 %). Опосредовала с помощью рисунка только 9 слов, далее методику делать отказалась, ссылаясь на то, что ей она не интересна, попросила что-нибудь другое, начала писать стихотворение Есенина. Точно вспоминает 1, близко по смыслу 4. Трудности воспроизведения составили понятия (болезнь, разлука, развитие, любовь), рисунки черезмерно схематичны, также представления о понятиях не достаточно дифференцированы, возможно из-за эмоционального снижения, например, к «разлуке» и «печали» рисует слезы, затем все воспроизводит «горе». Количество индивидуально-значимых образов 0.5, что свидетельствует о формальности, не наполненности рисунков эмоциональным содержанием.

Мышление. Формально операции мышления сохранны, испытуемой доступны: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, испытуемой доступен категориальный уровень обобщения, например в методике «Сравнение понятий» выделяет существенные признаки: «дождь и снег» объединяет как «атмосферные осадки», объясняет переносный смысл пословицы «Яблоко от яблони не далеко падает» — «какие родители, такие и дети». Однако наряду с актуализацией значимых признаков, доступностью обобщения, испытуемая выделяет латентные, случайные признаки, отмечается искажение процесса обобщения, например в методике «Сравнение понятий»: «ботинок» и «карандаш» - «ими можно рисовать», в методике «Анализ ассоциаций» в ответ на слово «трава», отвечает - «полено», на просьбу - объяснить связь отвечает: «из травы можно сделать костер и из полена тоже», в методике «Исключение предметов» - исключает машину, оставляет (воздушный шар, корабль и самолет) объясняя «машина едет, остальные летят, корабль летит по воде». Т. е. можно сделать вывод о нарушении операциональной сферы мышления: искажении процесса обобщения.

Наряду с выделением значимых признаков выделяет и конкретные признаки, например, в методике сравнение понятий слова — стимулы «золото» - «серебро», объединяет как драгоценные металлы, различаются как «цветом и тяжестью, одно тяжелее, другое полегче»,«молоко» и «вода», сходство — жидкости, различия - «вкусно, не вкусно». В методике «сравнение понятий» испытуемая предлагает несколько вариантов решения одного и того же задания, не отдавая предпочтения правильному: «дуб и береза — деревья, листочки в чай заваривать можно, различаются — листочки разной формы и по толщине». Один и тот же предмет (явление) она рассматривает с различных точек зрения, что свидетельствует о разноплановости мышления. При интерпретации пословиц выделяет переносный смысл: «Цыплят по осени считают» - «решают по конкретному результату», однако, наряду с этим, соскальзывает на формально — лексическое значение, даже искажая конкретное содержание пословиц, например, «Не в свои сани не садись» - «человек должен быть богатым и ездить в своих санях», что также свидетельствует о разноплановости. Отвечая на вопросы по обоснованию решения, испытуемая неожиданно сбивается с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации (при обосновании пословицы «Не все золото, что блестит» - «хороший человек должен блестеть, я ничего не делаю, муж меня ругает, он везде работает и на даче и в огороде...), что свидетельствует о соскальзывании, а также о бесплодным многословии, рассуждательстве с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса (резонерстве), после которых не может вспомнить, на какой вопрос она отвечала. Испытуемая не сличает полученные результаты с условиями задания, предполагаемыми итогами, например в методике проба Эббингауза «наконец встала на ноги и своими руками, посиневшими от холода руками стала ходить по сугробам», тем самым актуализирует неадекватные связи, что свидетельствует о нарушении критичности мышления. В результате можно сделать вывод о нарушении мотивационного компонента мышления: разноплановости, резонерстве, снижении критичности мышления.

Динамика мыслительной деятельности сохранна: испытуемая быстро понимает инструкции к заданиям, легко и быстро выполняет те задания, которые для нее интересны. Негативизм, сопротивление, проявляющиеся в виде отказа от продолжения выполнения заданий, которые не нравятся (отказ не зависит от сложности заданий), связаны с нарушением мотивационного компонента мышления.

Таким образом отмечаются признаки …................. симптомокомплекса:

  

Вариант №2.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования О… М… М… 37 лет от 12.02.2009

Целью настоящего обследования явилось получение экспериментально-психологических сведений относительно уровня и характера протекания основных психическим процессов (внимание, память, мышление), описание профиля личности для определения актуального психологического статуса испытуемого.

Для реализации поставленной цели был использован следующий комплекс диагностических методик: «Корректурная проба», «Таблицы Шульте», «Счет по Крепелину» (изучение особенностей внимания), «10 слов» и «Пиктограмма» (мнестическая деятельность), «Сравнение понятий», «Исключение лишнего» (вербальный и невербальный варианты), «Выделение существенных признаков», субтест «Словарь» методики Векслера, «Ассоциативный эксперимент», «Классификация предметов», «Соотношение пословиц, метафор и фраз» (мышление), MMPI (выявление особенностей личностной сферы). 

Мотив экспертизы формируется сразу и устойчиво. При проведении обследования испытуемый не препятствует сотрудничеству. Принимает инструкцию, внимательно подходит к выполнению заданий, проявляет интерес к их результатам. Адекватно реагирует на успех и неудачу в ходе эксперимента, соблюдает правильную социальную дистанцию в отношениях с психологом.

Фон настроения ровный, спокойный. Контакт свободный. Эмоциональные реакции средней интенсивности и продолжительности. Движения несколько скованны, поза чаще статична. Мимика сдержана. Речь грамотная, словарный запас богатый. В беседе общителен, подробно и обстоятельно отвечает на поставленные вопросы, откровенно обсуждая предложенные темы.

Темп работы на протяжении всего обследования повышен с тенденцией к снижению при длительном напряжении. Утомляемость незначительная. Элементы снижения продуктивности вне связи с последней не встречаются.   

Пациент обратился в отделение по собственной инициативе с целью анализа актуального состояния здоровья и желания получить психотерапевтическую помощь в решении проблем устройства личной жизни и профессионального самоопределения.

Жалобы на момент обследования носят преимущественно психологический характер – сильное беспокойство по поводу собственной социальной изоляции, отгороженности (отсутствие друзей, сексуальных отношений и личной жизни). Кроме того, отмечается плохая память и раздражительность (последнюю испытуемый комментирует как обратную сторону ранимости – «Прекратите делать мне больно…»). Время от времени появляются так называемые «депрессивные» состояния, которые, по словам обследуемого, «протекают в виде угнетающих мыслей о напрасном ходе жизни и тщетности любых усилий». 

В анамнезе – шизофрения параноидной формы (с 1996 г.)                                 

Анамнез со слов пациента: родился в полной семье, является третьим ребенком. Данные отягощенной наследственности отрицает. В настоящее время проживает самостоятельно в коммунальной квартире. Родственных связей с матерью не поддерживает.

Воспоминания о раннем детстве носят негативный характер. Мать характеризуется испытуемым эмоционально холодной, агрессивной, злобной и яростной, постоянно устраивающей сыну побои. Отношения с отцом складывались достаточно открыто и тепло, однако он покончил собой, когда мальчику было 7 лет. Большая разница в возрасте (10 и 14 лет) создавала трудности сближения мальчика и с родными сестрами.

В детский сад пошел с 5 лет. Друзей не имел. На вопрос о взаимоотношениях со сверстниками отмечает, что «был ребенком забитым, робким и угнетенным». Друзей искал «глазами», выхватывая из толпы себе подобных «товарищей по несчастью».

Начало школьного обучения приходится на 7-летний возраст. С первых дней у мальчика обнаружился высокий уровень эрудиции, за что, со слов испытуемого, он был признан «вундеркиндом». До 8 класса был «круглым отличником», в старших классах успеваемость резко ухудшилась из-за прогулов занятий. На протяжении всей школьной жизни отношения со сверстниками строились достаточно сложно, испытуемый всегда был «жертвой детской травли» (издевки, побои); несмотря на профессиональные занятия спортом, отпор никогда не давал. 

В 1988 поступил в Московский авиационный институт на факультет «Космических технологий», откуда был исключен после 3 семестра за неуспеваемость по физкультуре (при этом важно отметить, что, по утверждению самого испытуемого, в прошлом он дважды становился Чемпионом СССР по легкой атлетике среди юношей). В 1991 г. был восстановлен, но собственного желания к учебе не проявлял. Недоучившись и семестра, оставил институт и занялся бизнесом (держал коммерческий ларек). Однако даже наличие денег не решало имеющихся проблем; наступил период разочарования бизнесом. Испытуемый активно посещал психологические тренинги и сеансы психоанализа, что позволило ему «определиться с жизненной целью – иметь секс с любимой женщиной и найти себя в роли консультанта в области политологии».

В 1996 г. – переезд родительской семьи в Санкт-Петербург. Здесь, со слов пациента, родная сестра обманула его с недвижимостью и оставила без жилья (имея при этом, согласно утверждениям испытуемого, 11 собственных квартир). 

На фоне наступившей «депрессии» в декабре проявляется первый психоз (разговор с собственными детскими воспоминаниями пятилетнего ребенка, сходный с «вживленными электродами в мозгу»; попытка суицида). 

Был госпитализирован 8 раз. Произвольное прекращение приема лекарственных средств (аминазина и галаперидола) вызывало ухудшение состояния и возврат симптоматики. В настоящее время находится на третьей группе инвалидности, принимает зипрекс / рисполепт; ведет дневник самонаблюдения. Нацелен на полное выздоровление.

 В ходе беседы испытуемый выделяет следующий круг жизненных целей, вера в реализацию которых, по выражению испытуемого, «вселяет надежду, снижает депрессию и повышает работоспособность»: 1) написать книгу-автобиографию волшебных событий, где он был непосредственным участником; 2) найти свою первую любовь, имевшую планетарный масштаб; 3) реализоваться в профессиональном плане (в роли писателя или политического консультанта); 4) стать человеком исключительной судьбы, созидать мир и гармонию во всем мире.

Жизненные ориентиры и выдвигаемые цели пациента имеют сверхценный характер (поиск в течение последних 10 лет О. – первой любви, случившейся в 3-хлетнем возрасте – с подключением центрального телевидения (передача «Жди меня»), частного детектива; отсутствие желания знакомства с кем-то еще, объясняя свой выбор глубиной чувств; необходимость профессионального роста для получения более высокооплачиваемой работы с целью продолжения поиска любимой и обеспечения ее будущей счастливой жизни) и устойчивы. Критичность испытуемого к указанным выше идеям в беседе не исследовалась, но можно предположить снижение критики. 

Результаты экспериментально-психологического исследования

Внимание. Темп психомоторных реакций в заданиях, требующих механического или жестко алгоритмизированного манипулирования стимульным материалом, высокий – 22 (при норме 12-15) с признаками неустойчивости внимания. Корректурная проба выполнена за 7 мин. 09 сек. (при норме – 10-15 мин.), допустив 5 ошибок (в норме – до 15) с тенденцией их нарастания к концу задания. Коэффициент истощаемости составляет 0, 99 (при норме не менее 0,80), что свидетельствует об отсутствии истощаемости, хорошей врабатываемости. Концентрация и переключаемость внимания не нарушены. 

Кривая, отражающая динамику работоспособности, носит несколько неравномерный характер, что свидетельствует о неустойчивости внимания (22-20-27-23-21 сек. на каждую таблицу соответственно). При этом отыскивание чисел осуществляется без явлений «случайных» западений. Объем внимания высокий – 8 (норма – 5-7 простых, не связанных между собой объектов).

Таким образом, произвольное внимание характеризуется высоким объемом и концентрацией, врабатываемостью, отсутствием нарушений переключаемости при некоторой неустойчивости и обеспечивает эффективность работоспособности испытуемого на протяжении всей процедуры диагностического обследования.  

Память. В методике на непосредственное произвольное запоминание («10 слов») устойчивое 100 % воспроизведение наблюдается уже после 2-го предъявления (при норме полного воспроизведения стимулов к 3-5 разу), таким образом, непосредственная механическая память функционирует на высоком уровне. Продуктивность долговременного запоминания соответствует высокой норме (100 %). Мнестическая деятельность устойчива, колебания отсутствуют.

Изучение опосредованной произвольной памяти методом «Пиктограмма» свидетельствует об адекватности и эмоциональной насыщенности образов создаваемого ассоциативного ряда содержанию предъявляемым стимулам, изображения умеренно лаконичны, выразительны. Расположение рисунков правильное, упорядоченно по горизонтальной оси (слева направо) соответственно размеру листа и характеру заданий с соблюдением приблизительно одинаковых расстояний между ними при отсутствии значимых колебаний нажима линий.

 В структуре пиктограммы по фактору абстрактности преобладает атрибутивная и конкретная символика индивидуально значимого характера (Гс:М:Ат:К соответствует 1:3:6:5. Образы в целом адекватные (93 %), количество стандартных образов соответствует среднестатистическим показателям (4), количество оригинальных образов повышено (5)). 

Содержание рисунков достаточно разнообразно, без феноменов стереотипии и персеверации. 47 % созданных образов имеют для испытуемого индивидуальную значимость, что свидетельствует об эгоцентричности мышления и часто сопровождаются объяснениями резонерского плана («Библию нарисовал. Причастие. Читая, преумножается скорбь; скорбь преумножает печаль…» (на понятие «печаль»). «Это крест – знак «Скорой помощи». Он стеклянный, треснул. Меня обманули с недвижимостью в 1996 году, я выбросился из окна, попал в реанимацию. Это мне напоминает обман» (на понятие «обман»). «Это кучки монет. Символически золотых. Справедливость восторжествовала: я снова стал богатым» (на понятие «справедливость»). Коэффициент опосредованного запоминания составляет 100 %.

В целом, мотивационный компонент мнестической деятельности сохранен, динамика не нарушена; выявляется высокий уровень как непосредственного, так и опосредованного видов запоминания.

Мышление. Предложенный комплекс диагностических методик свидетельствует о преобладании у испытуемого абстрактно-логического уровня мышления – обобщение производится по наиболее существенному общему признаку («голод-жажда» – «это потребности человека»; «сказка-песня» – «часть фольклора») («Определение понятий», «Выделение существенных признаков»); при объяснении слов выделяются основные видовые отличия и причинные связи («Храм – постройка, предназначенная для того, чтобы в нем сбирались люди и совместно молились», «Стойкость – способность человека выдерживать сложные жизненные обстоятельства», «Ремонтировать – исправлять что-то, делать работоспособным»), правильное называние обобщающего понятия для обозначения исключаемых и объединяемых слов при «Исключении лишнего» и адекватность ассоциативного ряда при доминирование словесных реакций исключительно высшего порядка в «Ассоциативном эксперименте». При классификации предметов осуществляется по существенным признакам, на третьем этапе эксперимента испытуемый выделил две группы, дав им при этом своеобразные названия («Естественная природа» и «Искусственный мир», в большинстве случаев испытуемые выделяют группы «Живое» и «Неживое»). Встречающиеся в ходе выполнения задания ошибки были единичными и малосущественными. В целом, операциональная сторона мышления не нарушена. Динамическая его сторона сохранна.

Мотивационно-личностный компонент мышления характеризуется рядом таких особенностей, как склонность к резонерству, некоторая неэкономичность мыслительной деятельности («…Библиотека может быть и без читателей, например, утром. Или они могут вовсе не знать об ее открытии», «…Любовь может быть и без свадьбы, например, гражданский брак; может протекать тихо у пожилых людей. Но обязательны здесь чувства и человек», «Здание – это постройка из дерева, камня или металла, сделанная людьми для хранения пищи или жилья. Обычно большого размера»). Единично встречались признаки разноплановости мышления («Поезд-самолет» – это виды транспорта. Отличаются они по разным признакам: грузоподъемность, дальность перевоза, средства передвижения – воздушно или наземно…») и искажения процесса обобщения по латентным признакам («…Главным в больнице является наличие помещения и врача. Больных же может не быть, просто могут не поступить. Больница при этом продолжает существовать»).

 Мыслительная деятельность протекает на высоком категориальном уровне с доступностью обобщения на высоком абстрактно-логическом уровне. Выявлены признаки нарушения мотивационно-личностной стороны мышления. 

Эмоционально-личностная сфера. Профиль личности, полученный с помощью многофакторного опросника MMPI, достоверный, исключающий наличие у испытуемого рентной установки или тенденции к ней. (Индекс F–K= – 4, шкалы F, К, L не превышают верхнюю границу нормативного диапазона). Код профиля 4,5,8 (шкалы «Реализация эмоционального напряжения в непосредственном поведении», «Выраженность женских черт» и «Аутизация» соответственно).

Высокодиапазонный профиль личности с психотическим наклоном свидетельствует о нарушениях скорее в поведенческой, чем в эмоциональной сфере. Снижение социальной адаптации испытуемого в подобном случае может быть обусловлено как затруднениями межличностных связей, так и особенностями его мышления.

В частности, этому способствует свойственная для данной категории людей ориентировка главным образом на внутренние критерии, утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, проигрыванию их ролей, отсутствие четкого представления о том, как именно необходимо себя вести в той или иной ситуации, что приводит к нарушению адекватного эмоционального реагирования в целом.

Затрудненность повседневных контактов приводит к еще большему увеличению изоляции, поскольку ситуации, требующие таких контактов, порождают или усиливают ощущение внутренней напряженности. Их деятельность, иногда весьма активная, протекает вне ситуации. Эти лица нередко ощущают свою отчужденность и непонятность, неспособность стать действительным членом группы, к которой они принадлежат формально.

Стремление ликвидировать свою отгороженность и неспособность преодолеть коммуникативные затруднения порождает амбивалентность в отношении с людьми, связанную с ожиданием внимания от окружающих и боязнью холодности с их стороны. В результате к окружающим проявляется то чрезмерное дружелюбие, то неоправданная враждебность, причем чрезмерно интенсивные контакты могут сменяться внезапными разрывами. 

Двойственность в отношениях к окружающим наряду со стремлением к контактам порождает определенную недоверчивость и в сочетании с повышением показателей по четвертой шкале отражает затруднения социализации, связанные с недостаточной способностью воспринимать нормы и правила большинства окружающих людей. Неспособность организовать поведение в соответствии с устойчивыми мнениями, интересами и целями делает поведение плохо предсказуемым, а недостаточная способность извлекать пользу из опыта приводит к повторным конфликтам с окружающими.

Подобная блокада актуализированной потребности и связанное с этим эмоциональное напряжение находят у испытуемого непосредственное отражение в специфическом способе построения отношений с социумом – идеологической конфронтации с культурой. С учетом таких личностных особенностей, как сентиментальность, сензитивность, уменьшение доминантности и грубости в сочетании с богатством воображения (выявляемых пиком по пятой шкале), подобный «вызов» обществу приобретает вид пассивной агрессии. Недостаточность же социальных контактов, беспокойство испытуемого по поводу своей принадлежности и значимости, возможно, становятся одной из причин аутистического фантазирования и формирования аффективно насыщенных групп идей, прослеживаемых в анамнезе. Своеобразие последних значительно усугубляет проблему социальной коммуникации, усиливая дистанцированность и отчужденность личности, что приводит к трудностям в реальной оценке ситуации и общей картины мира, неспособности планировать свое поведение в социуме даже при свойственном испытуемому высоком уровне интеллекта.

Итак, по итогам проведенного обследования можно выделить следующее:

 

Вариант №3.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования Ф… А… 18 лет от 18.06.2008

Во время проведения экспериментально-психологического исследования контакт с испытуемым затруднен, испытуемый чрезвычайно молчалив, пассивен, избегает зрительного контакта «глаза в глаза», поза скованная, сгорбленная, голова преимущественно опущена, жестикуляция практически отсутствует, голос тихий, речь недостаточно внятная, экспериментатору приходилось просить повторить сказанное испытуемым, так как не всегда с первого раза удавалось разобрать слова. Чувствовалось эмоциональное напряжение испытуемого, но эмоции не проявлялись во время исследования. Отношение к исследованию адекватное, мотив экспертизы сформирован.

Целью экспериментально-психологического обследования явилось определение особенностей протекания психических процессов и личностных характеристик испытуемого.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

- Для исследования психических процессов: счет по Крепелину (внимание), заучивание 10 слов, пиктограммы (память), исключение лишнего, классификация предметов, ассоциативный эксперимент, выделение существенных признаков (мышление).

- Для исследования эмоционально-личностной сферы: Многопрофильный личностный опросник MMPI.

Результаты экспериментально-психологического исследования:

Внимание: психомоторный темп в норме 15 сложений (при норме 12-15). Объем внимания в норме - 7 единиц. Концентрация внимания не нарушена, выявлена некоторая неустойчивость внимания. Истощаемость внимания не выявлена (коэффициент врабатываемости = 1).

Память: Непосредственная память несколько неустойчива (кривая запоминания: 7, 4, 8, 8, 9, 8, 9, 9, 8, 9). Непосредственная память снижена, испытуемый не воспроизводит 10 слов (в норме к 3-4 предъявлению). Испытуемый воспроизводит «лишние» слова (стол и нож), в том числе и при отсроченном вопроизведении, не входившие в стимульный материал, что является одним из признаков наличия органических нарушений г.м. Долговременная память не нарушена, испытуемый воспроизводит 80% слов через час.

Опосредованное запоминание значительно снижено КОЗ = 36%, при норме от 76%. Пиктограммы конкретные, встречается 1 атрибутивный образ, метафорические и геометрические образы отсутствуют. Пиктограммы маленькие, упорядоченные, чрезвычайно стереотипные (типическая стереотипия – повторение человеческих фигур), встречаются прямые персеверации, изображения людей чрезвычайно схематизированы. Стандартный образ 1. Объяснения к выбранным образам адекватные, но рисунки недостаточно дифференцированные. Например: «печаль» испытуемый комментирует рисунок: «человек идет, плачет», воспроизводит: «человек плачет»; стимульное слово «сомнение» комментируется: «человек говорит и задумался о чем-то когда говорит», воспроизводит: «человек думает». Два раза испытуемый затруднялся с выбором образа, важно отметить, что затруднения возникли в начале исследования с простым понятием «вкусный ужин» и со сложным «сомнение». 

Мышление: 

Операциональная сторона мышления в целом сохранна, динамическая сторона не нарушена. Выявлены нарушения мотивационно-личностного компонента мышления. При исключении лишнего испытуемый чередует адекватные признаки (высокий уровень обобщения), конкретные признаки и латентные признаки (например: темный, светлый, голубой, ясный, испытуемый исключает тусклый, объясняя это тем, что «это унылый, а остальные – цвета»; молоток, гвоздь, клещи, топор, долото, исключает клещи: «клещи это клешни, остальные – инструменты» (ассоциация по созвучию). В ассоциативном эксперименте испытуемый отвечает обще-конкретными и абстрактными ассоциациями (высокий уровень обобщения), ассоциации адекватные. На третьем этапе ассоциативного эксперимента испытуемый «теряет» инструкцию, вместо слов антонимов, испытуемый начинает называет просто слова-ассоциации. Экспериментатор после окончания задания убедился, что называние антонимов доступно испытуемому, следовательно, нарушение инструкции не было связано с интеллектуальными затруднениями. В классификации предметов обращает на себе внимание разный уровень обобщения. В одну группу «вещи, которые необходимы дома» сразу были объединены предметы мебели, одежда, учебные принадлежности, инструменты, измерительные приборы и в то же время животные были разделены на подгруппы (птицы, рыбы, насекомые). Также как и в других методиках признаками классификации служили то конкретные признаки, то латентные. Таким образом, можно сделать вывод о наличии разноплановости мышления испытуемого.

Эмоционально-личностная сфера:

Профиль личности, полученный по методике MMPI, представляется сомнительным (шкала F = 78 T-баллам), но может быть интерпретирован (индекс F-K= 7). Код профиля 2, 8, 0, 7, 9 (шкалы тревоги, аутизации, интроверсии, тревоги и ограничительного поведения, гипоманиакальные тенденци). Наклон профиля психотический, что свидетельствует о сложностях скорее в сфере поведения, чем в эмоциональной сфере. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.045 с.)