Поэтапная возрастная характеристика развития ребенка, отражаемая в анамнезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтапная возрастная характеристика развития ребенка, отражаемая в анамнезе



Таблица 1.

Ученые - исследователи Вклад в развитие патопсихологической науки
В. Вундт  
Э. Крепелин  
Э. Титченер  
В. Бехтерев  
Н. Грот  
Н. Челпанов  
Ж. Эскироль  
Э. Сеген  
А. Бине  
Т. Рибо  
Л. Уитмер  
С. Корсаков  
И. Сеченов  
Н. Бернштейн  
Э. Кречмер  
А. Лазурский  
В. Мясищев  
П. Ганнушкин  
Л. Выготский  
А. Лурия  
Б. Зейгарник  
А. Леонтьев  
Б. Ананьев  

 

- Какие предпосылки в истории науки связываются с возникновением патопсихологии?

- Чьи работы закрепили понятие патопсихологии как самостоятельной предметной сферы психологических исследований во второй половине ХХ века?

- Охарактеризуйте вклад Л.С. Выготского в разработке теоретических принципов психологии.

- Какие основные теоретико – методологические и методические проблемы патопсихологии рассматривала Б.В. Зейгарник.

 

Задание №3.

Раскройте задачи патопсихологии, опираясь на следующие блоки:

- диагностические;

- участие в психокоррекционной и психотерапевтической работе;

- участие в реабилитационной работе;

- исследование недостаточно изученных психических заболеваний.

 

Задание №4.

А.Ф.Лазурский говорил: «Данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии». Появилась «возможность рассматривать душевные свойства человека как бы сквозь увеличительное стекло, делающее для нас ясным такие подробности, о существовании которых у нормальных субъектов можно только догадываться».

Опираясь на данное высказывание, докажите, почему выделение патопсихологии в отдельную отрасль психологии стало необходимым. 

 

Задание №5.

Пройдите тестирование.

1. Основателем патопсихологии в России является:

а) Лурия А.Р.;

б) Зейгарник Б.В.;

в) А.Н. Леонтьев;

г) Л.С.Выгодский.

2. Норма - эталон состояния человека, некое «совершенство» к которому стремятся многие люди, ненормальным является то, что не соответствует идеалу. Определение соответствует:

а) статистической норме;

б) психометрической норме;

в) оценочной норме;

г) системной норме.

3. К задачам патопсихологии относят все за исключением:

а) анализ закономерностей распада психики;

б) диагностика нарушений психических процессов;

в) экспертная оценка (трудовая, судебная, военная);

г) постановка диагноза больным.

4. Заполните пропуски в тексте:

Патопсихология - одна из самых старых и важнейших составляющих  

….................................... психологии, сводится к определению структуры нарушений познавательных процессов, закономерностей их …....................... в сопоставлении с …...................... в понятиях современной психологии, диагностике особенностей личности, поведения, общения и …........................... к изменяющимся условиям …..........................., защитных приспособительных механизмов личности в связи с …........................... расстройствами.

5. Допишите определение:

Утопическое содержание нормы …..............................................................

6. Автором концепции нормы и патологии, которая заключается в «возникновении психической патологии являются конфликты и противоречия в системе отношений личности с окружающей средой» является:

а) А.Бек;

б) В.Н.Мясищев;

в) Э. Фромм;

г) З.Фрейд;

д) Л.Бинцвангер.

7. Патопсихология как наука является составляющей;

а) психопатологии;

б) общей психологии;

в) психологии;

г) клинической психологии.

8. Закончите определение:

….................. - изучение болезни с целью понимания ее причин и применения полученного знания к лечению больного.

9. «Это продуктивность, неотчуждаемость от общества, связь через эмоции с внешним миром, постижение объективной реальности своим интеллектом, осознание собственной неповторимости и связи с ближними. Психически здоровый человек не признает иррациональных авторитетов, но охотно подчиняется рациональным по совести и разуму. Он постоянно возрождается и смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных благ». Э. Фромм описывает ….......................................................


 

Тема № 2.

Соотношение понятий «патопсихология», «психопатология».

Раскрыть задания

 

Задание №1.

Раскройте понятия «патопсихология», «психопатология», выделите объект и предмет. Дайте сравнительную характеристику данных понятий. Проведите сравнительный анализ работы психиатра и патопсихолога.

 

Задание №2.

Составьте схему «Уровни в системе иерархии мозговых процессов».

 

Задание №3.

Составьте таблицу: Психопатологические и патопсихологические синдромы – составляющие синдромов, описание синдромов, сравнение.

 

Задание №4.

Проведите сравнительную характеристику клинического и патопсихологического подходов к изучению патологии психики.

 


 

Тема № 3.

Теоретические и методические основы патопсихологии.

 

Задание №1.

Продемонстрируйте на примерах, представленных на видеоматериалах, как могут использоваться принципы качественного анализа деятельности больного в патопсихологическом исследовании.

 

Задание №2.

Обоснуйте принципы экспериментально – психологического исследования в советской патопсихологии:

- Почему изучение нарушений психических процессов требует изучение их как нарушение деятельности?

- Почему при исследовании нарушения деятельности необходимо оценивать то, какие ошибки допустил испытуемый?

- Какую информацию о характере деятельности несет «функциональная проба»?

 

Задание №3.

Дайте точное определение и характеристики таких методов исследования в психологии, как архивный метод, метод наблюдения, метод беседы, эксперимент. Определите отличия применения этих методов в различных отраслях психологии. Обозначьте отличия в подборе и использовании диагностических средств в патопсихологическом исследовании.

 

Задание №4.

К знанию критериев и схемы наблюдения за больными в условиях стационара и в процессе патопсихологического исследования предъявляются высокие требования. Они должны быть прочно усвоены вами. Такому усвоению помогут заранее составленные таблицы или графически оформленные схемы. Заполните следующие таблицы.

Таблица 1.

Таблица 2.

Таблица 3.

Таблица 1.

Варианты заключений для анализа.

Вариант №1.

Заключение по данным экспериментально-психологического обследования на Л. И. 63 года. 19.01.2012.

Целью экспериментально-психологического обследования явилось определение особенностей протекания психических процессов испытуемой (в частности выраженности нарушений мышления) на трудовую экспертизу.

Для исследования познавательных процессов были использованы методики: «десять слов», «Пиктограмма», «Таблицы Шульте», «Корректурная проба», «Черно-красная таблица Горбова», «счет по Крапелину», «методика Мюнстерберга», «Исключение предметов», «Классификация предметов», «Сравнение понятий», «Анализ ассоциаций», «Выделение существенных признаков», «Толкование пословиц», проба Эббингауза.

Анамнез со слов пациента: родилась в полной семье, является единственным ребенком. Проживает в квартире с мужем, дочерью и внучкой. О детстве не рассказывает. Отвечает черезмерно обобщенными «механистичными» фразами. «Нормально», «обычно» и т. д. Мама — фармацевт — аналитик. Мама повесилась, ей удалили грудь, она не вынесла этого и повесилась, вскоре умер отец. В 25 лет вышла замуж, муж — ветеринарный врач.  

 Закончила педагогический институт в Улан — Удэ, учитель русского языка и литературы. Также двухгодичные курсы медицинских сестер.

Испытуемая очень хочет работать, отмечает, что по профессии не сможет «Я уже класс не удержу». «Хочу работать на шоколадной фабрике, хоть кем...». 

В беседе часто соскальзывает на тему работы (желание работать на шоколадной фабрике). 

Содержания ответов часто не соответствуют контексту вопросов, поэтому были трудности в сборе анамнеза.

Испытуемая контакту доступна, инструкции понимает с первого предъявления. Обращенную к ней речь, вопросы понимает, переформулирует. Однако, если не согласна с инструкцией или содержанием задания, ригидно настаивает на своей точке зрения, проявляя негативизм. Некоторые задания выполняет легко и с удовольствием, от выполнения некоторых заданий отказывалась (простые аналогии) в виду того, что они ей не нравятся. Отказ не зависит от сложности заданий. На замечания и ошибки реагирует по разному: может исправлять, волнуется о правильности выполнения, спрашивая как она справилась. Часто задает вопросы: «Я справилась?», «Уложилась во времени?». Иногда отказывается исправлять ошибки, хотя согласна с психологом в его правоте, но настаивает на своем варианте ответа, например, в методике «выделение существенных признаков», соглашается, что «деления» без «делителя» не бывает, при этом говорит «я уже выбрала «карандаш» и «делимое» - будет так». Отмечаются амбитендентные (противоречивые) высказывания: испытуемая, с одной стороны, пытается все сделать правильно, с другой стороны, не исправляет ошибки, понимая их наличие. В методике «сравнение понятий» при сравнении «ботинка» и «карандаша» - «ничего общего нет, этим и отличаются, что ничего общего нет, общее, конечное, есть — ими можно рисовать». Просит не отпускать ее на обед, продолжать обследование, но тут же, говорит, что больше ничего делать не будет и больше на обследование не пойдет, затем опять не отпускает психолога.

 Внимание. Психомоторный темп снижен, в методике «Счет по Крепелину» на одной строке 6 сложений (при норме 12 — 15). Корректурная проба выполнена за 17 минут 2 секунды (при норме 6-8 минут), при этом допуская 7 ошибок (при норме до 15), что свидетельствует о высокой концентрации внимания на фоне замедленного темпа. Объем внимания соответствует нормативному диапазону - 5 (норма – 5-7 простых, не связанных между собой объектов). В методике Мюнстерберга за 172 секунды находит все слова, что свидетельствует о средней избирательности внимания.

В работе с таблицами Шульте отмечаются признаки истощаемости по гиперстеническому типу (73ʺ-95ʺ-94ʺ-57ʺ-86ʺ). Также отмечается низкая эффективность работы (норма на каждую таблицу 40-50 секунд), но при этом психическая устойчивость в норме (0.7, низкая от 1). Начала работать с черно-красной таблицей Горбова, допустила ошибку инертности (в чередовании черного и красного цвета), и отказалась, объясняя, что это слишком сложно для нее, счет по Крепелину долго отказывалась делать. Можно предположить, что отказ от работы и снижение (колебания) внимания связаны с утратой целенаправленности, отсутствием интереса к заданию: «давайте я лучше попишу что-нибудь».

Таким образом в большей степени страдает произвольное внимание, т. к. оно управляется целью, активно регулируется. 

Память. Объем непосредственного запоминания снижен 5-6-8-7-8 (при норме 9-10 слов к 3 предъявлению). В силу снижения мотивации (нарушения побудительной и смыслообразующей функций мотива) больная категорично отказывается от продолжения задания после 5 воспроизведения. Отмечается незначительное снижение кратковременной памяти (5 слов при норме 6-8). Ретенция снижена, спустя 50 минут 4 слова, при норме 7-10, при этом воспроизводит 4 лишних слова (дуб, шум, дом, шкаф), что возможно обусловлено утратой целенаправленности, соскальзыванием, не возможностью оттормаживать побочные ассоциации. Колебания динамики мнестической деятельности обусловлены скорее нарушением мотивации.

Опосредованное запоминание значительно снижено КОЗ = 33%, при норме от 76%. В структуре пиктограммы по фактору абстрактности преобладает атрибутивная символика (Гс:М:Ат:К соответствует 0:1:6:2. Образы в целом адекватные (89 %). Опосредовала с помощью рисунка только 9 слов, далее методику делать отказалась, ссылаясь на то, что ей она не интересна, попросила что-нибудь другое, начала писать стихотворение Есенина. Точно вспоминает 1, близко по смыслу 4. Трудности воспроизведения составили понятия (болезнь, разлука, развитие, любовь), рисунки черезмерно схематичны, также представления о понятиях не достаточно дифференцированы, возможно из-за эмоционального снижения, например, к «разлуке» и «печали» рисует слезы, затем все воспроизводит «горе». Количество индивидуально-значимых образов 0.5, что свидетельствует о формальности, не наполненности рисунков эмоциональным содержанием.

Мышление. Формально операции мышления сохранны, испытуемой доступны: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, испытуемой доступен категориальный уровень обобщения, например в методике «Сравнение понятий» выделяет существенные признаки: «дождь и снег» объединяет как «атмосферные осадки», объясняет переносный смысл пословицы «Яблоко от яблони не далеко падает» — «какие родители, такие и дети». Однако наряду с актуализацией значимых признаков, доступностью обобщения, испытуемая выделяет латентные, случайные признаки, отмечается искажение процесса обобщения, например в методике «Сравнение понятий»: «ботинок» и «карандаш» - «ими можно рисовать», в методике «Анализ ассоциаций» в ответ на слово «трава», отвечает - «полено», на просьбу - объяснить связь отвечает: «из травы можно сделать костер и из полена тоже», в методике «Исключение предметов» - исключает машину, оставляет (воздушный шар, корабль и самолет) объясняя «машина едет, остальные летят, корабль летит по воде». Т. е. можно сделать вывод о нарушении операциональной сферы мышления: искажении процесса обобщения.

Наряду с выделением значимых признаков выделяет и конкретные признаки, например, в методике сравнение понятий слова — стимулы «золото» - «серебро», объединяет как драгоценные металлы, различаются как «цветом и тяжестью, одно тяжелее, другое полегче»,«молоко» и «вода», сходство — жидкости, различия - «вкусно, не вкусно». В методике «сравнение понятий» испытуемая предлагает несколько вариантов решения одного и того же задания, не отдавая предпочтения правильному: «дуб и береза — деревья, листочки в чай заваривать можно, различаются — листочки разной формы и по толщине». Один и тот же предмет (явление) она рассматривает с различных точек зрения, что свидетельствует о разноплановости мышления. При интерпретации пословиц выделяет переносный смысл: «Цыплят по осени считают» - «решают по конкретному результату», однако, наряду с этим, соскальзывает на формально — лексическое значение, даже искажая конкретное содержание пословиц, например, «Не в свои сани не садись» - «человек должен быть богатым и ездить в своих санях», что также свидетельствует о разноплановости. Отвечая на вопросы по обоснованию решения, испытуемая неожиданно сбивается с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации (при обосновании пословицы «Не все золото, что блестит» - «хороший человек должен блестеть, я ничего не делаю, муж меня ругает, он везде работает и на даче и в огороде...), что свидетельствует о соскальзывании, а также о бесплодным многословии, рассуждательстве с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса (резонерстве), после которых не может вспомнить, на какой вопрос она отвечала. Испытуемая не сличает полученные результаты с условиями задания, предполагаемыми итогами, например в методике проба Эббингауза «наконец встала на ноги и своими руками, посиневшими от холода руками стала ходить по сугробам», тем самым актуализирует неадекватные связи, что свидетельствует о нарушении критичности мышления. В результате можно сделать вывод о нарушении мотивационного компонента мышления: разноплановости, резонерстве, снижении критичности мышления.

Динамика мыслительной деятельности сохранна: испытуемая быстро понимает инструкции к заданиям, легко и быстро выполняет те задания, которые для нее интересны. Негативизм, сопротивление, проявляющиеся в виде отказа от продолжения выполнения заданий, которые не нравятся (отказ не зависит от сложности заданий), связаны с нарушением мотивационного компонента мышления.

Таким образом отмечаются признаки …................. симптомокомплекса:

  

Вариант №2.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования О… М… М… 37 лет от 12.02.2009

Целью настоящего обследования явилось получение экспериментально-психологических сведений относительно уровня и характера протекания основных психическим процессов (внимание, память, мышление), описание профиля личности для определения актуального психологического статуса испытуемого.

Для реализации поставленной цели был использован следующий комплекс диагностических методик: «Корректурная проба», «Таблицы Шульте», «Счет по Крепелину» (изучение особенностей внимания), «10 слов» и «Пиктограмма» (мнестическая деятельность), «Сравнение понятий», «Исключение лишнего» (вербальный и невербальный варианты), «Выделение существенных признаков», субтест «Словарь» методики Векслера, «Ассоциативный эксперимент», «Классификация предметов», «Соотношение пословиц, метафор и фраз» (мышление), MMPI (выявление особенностей личностной сферы). 

Мотив экспертизы формируется сразу и устойчиво. При проведении обследования испытуемый не препятствует сотрудничеству. Принимает инструкцию, внимательно подходит к выполнению заданий, проявляет интерес к их результатам. Адекватно реагирует на успех и неудачу в ходе эксперимента, соблюдает правильную социальную дистанцию в отношениях с психологом.

Фон настроения ровный, спокойный. Контакт свободный. Эмоциональные реакции средней интенсивности и продолжительности. Движения несколько скованны, поза чаще статична. Мимика сдержана. Речь грамотная, словарный запас богатый. В беседе общителен, подробно и обстоятельно отвечает на поставленные вопросы, откровенно обсуждая предложенные темы.

Темп работы на протяжении всего обследования повышен с тенденцией к снижению при длительном напряжении. Утомляемость незначительная. Элементы снижения продуктивности вне связи с последней не встречаются.   

Пациент обратился в отделение по собственной инициативе с целью анализа актуального состояния здоровья и желания получить психотерапевтическую помощь в решении проблем устройства личной жизни и профессионального самоопределения.

Жалобы на момент обследования носят преимущественно психологический характер – сильное беспокойство по поводу собственной социальной изоляции, отгороженности (отсутствие друзей, сексуальных отношений и личной жизни). Кроме того, отмечается плохая память и раздражительность (последнюю испытуемый комментирует как обратную сторону ранимости – «Прекратите делать мне больно…»). Время от времени появляются так называемые «депрессивные» состояния, которые, по словам обследуемого, «протекают в виде угнетающих мыслей о напрасном ходе жизни и тщетности любых усилий». 

В анамнезе – шизофрения параноидной формы (с 1996 г.)                                 

Анамнез со слов пациента: родился в полной семье, является третьим ребенком. Данные отягощенной наследственности отрицает. В настоящее время проживает самостоятельно в коммунальной квартире. Родственных связей с матерью не поддерживает.

Воспоминания о раннем детстве носят негативный характер. Мать характеризуется испытуемым эмоционально холодной, агрессивной, злобной и яростной, постоянно устраивающей сыну побои. Отношения с отцом складывались достаточно открыто и тепло, однако он покончил собой, когда мальчику было 7 лет. Большая разница в возрасте (10 и 14 лет) создавала трудности сближения мальчика и с родными сестрами.

В детский сад пошел с 5 лет. Друзей не имел. На вопрос о взаимоотношениях со сверстниками отмечает, что «был ребенком забитым, робким и угнетенным». Друзей искал «глазами», выхватывая из толпы себе подобных «товарищей по несчастью».

Начало школьного обучения приходится на 7-летний возраст. С первых дней у мальчика обнаружился высокий уровень эрудиции, за что, со слов испытуемого, он был признан «вундеркиндом». До 8 класса был «круглым отличником», в старших классах успеваемость резко ухудшилась из-за прогулов занятий. На протяжении всей школьной жизни отношения со сверстниками строились достаточно сложно, испытуемый всегда был «жертвой детской травли» (издевки, побои); несмотря на профессиональные занятия спортом, отпор никогда не давал. 

В 1988 поступил в Московский авиационный институт на факультет «Космических технологий», откуда был исключен после 3 семестра за неуспеваемость по физкультуре (при этом важно отметить, что, по утверждению самого испытуемого, в прошлом он дважды становился Чемпионом СССР по легкой атлетике среди юношей). В 1991 г. был восстановлен, но собственного желания к учебе не проявлял. Недоучившись и семестра, оставил институт и занялся бизнесом (держал коммерческий ларек). Однако даже наличие денег не решало имеющихся проблем; наступил период разочарования бизнесом. Испытуемый активно посещал психологические тренинги и сеансы психоанализа, что позволило ему «определиться с жизненной целью – иметь секс с любимой женщиной и найти себя в роли консультанта в области политологии».

В 1996 г. – переезд родительской семьи в Санкт-Петербург. Здесь, со слов пациента, родная сестра обманула его с недвижимостью и оставила без жилья (имея при этом, согласно утверждениям испытуемого, 11 собственных квартир). 

На фоне наступившей «депрессии» в декабре проявляется первый психоз (разговор с собственными детскими воспоминаниями пятилетнего ребенка, сходный с «вживленными электродами в мозгу»; попытка суицида). 

Был госпитализирован 8 раз. Произвольное прекращение приема лекарственных средств (аминазина и галаперидола) вызывало ухудшение состояния и возврат симптоматики. В настоящее время находится на третьей группе инвалидности, принимает зипрекс / рисполепт; ведет дневник самонаблюдения. Нацелен на полное выздоровление.

 В ходе беседы испытуемый выделяет следующий круг жизненных целей, вера в реализацию которых, по выражению испытуемого, «вселяет надежду, снижает депрессию и повышает работоспособность»: 1) написать книгу-автобиографию волшебных событий, где он был непосредственным участником; 2) найти свою первую любовь, имевшую планетарный масштаб; 3) реализоваться в профессиональном плане (в роли писателя или политического консультанта); 4) стать человеком исключительной судьбы, созидать мир и гармонию во всем мире.

Жизненные ориентиры и выдвигаемые цели пациента имеют сверхценный характер (поиск в течение последних 10 лет О. – первой любви, случившейся в 3-хлетнем возрасте – с подключением центрального телевидения (передача «Жди меня»), частного детектива; отсутствие желания знакомства с кем-то еще, объясняя свой выбор глубиной чувств; необходимость профессионального роста для получения более высокооплачиваемой работы с целью продолжения поиска любимой и обеспечения ее будущей счастливой жизни) и устойчивы. Критичность испытуемого к указанным выше идеям в беседе не исследовалась, но можно предположить снижение критики. 

Результаты экспериментально-психологического исследования

Внимание. Темп психомоторных реакций в заданиях, требующих механического или жестко алгоритмизированного манипулирования стимульным материалом, высокий – 22 (при норме 12-15) с признаками неустойчивости внимания. Корректурная проба выполнена за 7 мин. 09 сек. (при норме – 10-15 мин.), допустив 5 ошибок (в норме – до 15) с тенденцией их нарастания к концу задания. Коэффициент истощаемости составляет 0, 99 (при норме не менее 0,80), что свидетельствует об отсутствии истощаемости, хорошей врабатываемости. Концентрация и переключаемость внимания не нарушены. 

Кривая, отражающая динамику работоспособности, носит несколько неравномерный характер, что свидетельствует о неустойчивости внимания (22-20-27-23-21 сек. на каждую таблицу соответственно). При этом отыскивание чисел осуществляется без явлений «случайных» западений. Объем внимания высокий – 8 (норма – 5-7 простых, не связанных между собой объектов).

Таким образом, произвольное внимание характеризуется высоким объемом и концентрацией, врабатываемостью, отсутствием нарушений переключаемости при некоторой неустойчивости и обеспечивает эффективность работоспособности испытуемого на протяжении всей процедуры диагностического обследования.  

Память. В методике на непосредственное произвольное запоминание («10 слов») устойчивое 100 % воспроизведение наблюдается уже после 2-го предъявления (при норме полного воспроизведения стимулов к 3-5 разу), таким образом, непосредственная механическая память функционирует на высоком уровне. Продуктивность долговременного запоминания соответствует высокой норме (100 %). Мнестическая деятельность устойчива, колебания отсутствуют.

Изучение опосредованной произвольной памяти методом «Пиктограмма» свидетельствует об адекватности и эмоциональной насыщенности образов создаваемого ассоциативного ряда содержанию предъявляемым стимулам, изображения умеренно лаконичны, выразительны. Расположение рисунков правильное, упорядоченно по горизонтальной оси (слева направо) соответственно размеру листа и характеру заданий с соблюдением приблизительно одинаковых расстояний между ними при отсутствии значимых колебаний нажима линий.

 В структуре пиктограммы по фактору абстрактности преобладает атрибутивная и конкретная символика индивидуально значимого характера (Гс:М:Ат:К соответствует 1:3:6:5. Образы в целом адекватные (93 %), количество стандартных образов соответствует среднестатистическим показателям (4), количество оригинальных образов повышено (5)). 

Содержание рисунков достаточно разнообразно, без феноменов стереотипии и персеверации. 47 % созданных образов имеют для испытуемого индивидуальную значимость, что свидетельствует об эгоцентричности мышления и часто сопровождаются объяснениями резонерского плана («Библию нарисовал. Причастие. Читая, преумножается скорбь; скорбь преумножает печаль…» (на понятие «печаль»). «Это крест – знак «Скорой помощи». Он стеклянный, треснул. Меня обманули с недвижимостью в 1996 году, я выбросился из окна, попал в реанимацию. Это мне напоминает обман» (на понятие «обман»). «Это кучки монет. Символически золотых. Справедливость восторжествовала: я снова стал богатым» (на понятие «справедливость»). Коэффициент опосредованного запоминания составляет 100 %.

В целом, мотивационный компонент мнестической деятельности сохранен, динамика не нарушена; выявляется высокий уровень как непосредственного, так и опосредованного видов запоминания.

Мышление. Предложенный комплекс диагностических методик свидетельствует о преобладании у испытуемого абстрактно-логического уровня мышления – обобщение производится по наиболее существенному общему признаку («голод-жажда» – «это потребности человека»; «сказка-песня» – «часть фольклора») («Определение понятий», «Выделение существенных признаков»); при объяснении слов выделяются основные видовые отличия и причинные связи («Храм – постройка, предназначенная для того, чтобы в нем сбирались люди и совместно молились», «Стойкость – способность человека выдерживать сложные жизненные обстоятельства», «Ремонтировать – исправлять что-то, делать работоспособным»), правильное называние обобщающего понятия для обозначения исключаемых и объединяемых слов при «Исключении лишнего» и адекватность ассоциативного ряда при доминирование словесных реакций исключительно высшего порядка в «Ассоциативном эксперименте». При классификации предметов осуществляется по существенным признакам, на третьем этапе эксперимента испытуемый выделил две группы, дав им при этом своеобразные названия («Естественная природа» и «Искусственный мир», в большинстве случаев испытуемые выделяют группы «Живое» и «Неживое»). Встречающиеся в ходе выполнения задания ошибки были единичными и малосущественными. В целом, операциональная сторона мышления не нарушена. Динамическая его сторона сохранна.

Мотивационно-личностный компонент мышления характеризуется рядом таких особенностей, как склонность к резонерству, некоторая неэкономичность мыслительной деятельности («…Библиотека может быть и без читателей, например, утром. Или они могут вовсе не знать об ее открытии», «…Любовь может быть и без свадьбы, например, гражданский брак; может протекать тихо у пожилых людей. Но обязательны здесь чувства и человек», «Здание – это постройка из дерева, камня или металла, сделанная людьми для хранения пищи или жилья. Обычно большого размера»). Единично встречались признаки разноплановости мышления («Поезд-самолет» – это виды транспорта. Отличаются они по разным признакам: грузоподъемность, дальность перевоза, средства передвижения – воздушно или наземно…») и искажения процесса обобщения по латентным признакам («…Главным в больнице является наличие помещения и врача. Больных же может не быть, просто могут не поступить. Больница при этом продолжает существовать»).

 Мыслительная деятельность протекает на высоком категориальном уровне с доступностью обобщения на высоком абстрактно-логическом уровне. Выявлены признаки нарушения мотивационно-личностной стороны мышления. 

Эмоционально-личностная сфера. Профиль личности, полученный с помощью многофакторного опросника MMPI, достоверный, исключающий наличие у испытуемого рентной установки или тенденции к ней. (Индекс F–K= – 4, шкалы F, К, L не превышают верхнюю границу нормативного диапазона). Код профиля 4,5,8 (шкалы «Реализация эмоционального напряжения в непосредственном поведении», «Выраженность женских черт» и «Аутизация» соответственно).

Высокодиапазонный профиль личности с психотическим наклоном свидетельствует о нарушениях скорее в поведенческой, чем в эмоциональной сфере. Снижение социальной адаптации испытуемого в подобном случае может быть обусловлено как затруднениями межличностных связей, так и особенностями его мышления.

В частности, этому способствует свойственная для данной категории людей ориентировка главным образом на внутренние критерии, утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, проигрыванию их ролей, отсутствие четкого представления о том, как именно необходимо себя вести в той или иной ситуации, что приводит к нарушению адекватного эмоционального реагирования в целом.

Затрудненность повседневных контактов приводит к еще большему увеличению изоляции, поскольку ситуации, требующие таких контактов, порождают или усиливают ощущение внутренней напряженности. Их деятельность, иногда весьма активная, протекает вне ситуации. Эти лица нередко ощущают свою отчужденность и непонятность, неспособность стать действительным членом группы, к которой они принадлежат формально.

Стремление ликвидировать свою отгороженность и неспособность преодолеть коммуникативные затруднения порождает амбивалентность в отношении с людьми, связанную с ожиданием внимания от окружающих и боязнью холодности с их стороны. В результате к окружающим проявляется то чрезмерное дружелюбие, то неоправданная враждебность, причем чрезмерно интенсивные контакты могут сменяться внезапными разрывами. 

Двойственность в отношениях к окружающим наряду со стремлением к контактам порождает определенную недоверчивость и в сочетании с повышением показателей по четвертой шкале отражает затруднения социализации, связанные с недостаточной способностью воспринимать нормы и правила большинства окружающих людей. Неспособность организовать поведение в соответствии с устойчивыми мнениями, интересами и целями делает поведение плохо предсказуемым, а недостаточная способность извлекать пользу из опыта приводит к повторным конфликтам с окружающими.

Подобная блокада актуализированной потребности и связанное с этим эмоциональное напряжение находят у испытуемого непосредственное отражение в специфическом способе построения отношений с социумом – идеологической конфронтации с культурой. С учетом таких личностных особенностей, как сентиментальность, сензитивность, уменьшение доминантности и грубости в сочетании с богатством воображения (выявляемых пиком по пятой шкале), подобный «вызов» обществу приобретает вид пассивной агрессии. Недостаточность же социальных контактов, беспокойство испытуемого по поводу своей принадлежности и значимости, возможно, становятся одной из причин аутистического фантазирования и формирования аффективно насыщенных групп идей, прослеживаемых в анамнезе. Своеобразие последних значительно усугубляет проблему социальной коммуникации, усиливая дистанцированность и отчужденность личности, что приводит к трудностям в реальной оценке ситуации и общей картины мира, неспособности планировать свое поведение в социуме даже при свойственном испытуемому высоком уровне интеллекта.

Итак, по итогам проведенного обследования можно выделить следующее:

 

Вариант №3.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования Ф… А… 18 лет от 18.06.2008

Во время проведения экспериментально-психологического исследования контакт с испытуемым затруднен, испытуемый чрезвычайно молчалив, пассивен, избегает зрительного контакта «глаза в глаза», поза скованная, сгорбленная, голова преимущественно опущена, жестикуляция практически отсутствует, голос тихий, речь недостаточно внятная, экспериментатору приходилось просить повторить сказанное испытуемым, так как не всегда с первого раза удавалось разобрать слова. Чувствовалось эмоциональное напряжение испытуемого, но эмоции не проявлялись во время исследования. Отношение к исследованию адекватное, мотив экспертизы сформирован.

Целью экспериментально-психологического обследования явилось определение особенностей протекания психических процессов и личностных характеристик испытуемого.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

- Для исследования психических процессов: счет по Крепелину (внимание), заучивание 10 слов, пиктограммы (память), исключение лишнего, классификация предметов, ассоциативный эксперимент, выделение существенных признаков (мышление).

- Для исследования эмоционально-личностной сферы: Многопрофильный личностный опросник MMPI.

Результаты экспериментально-психологического исследования:

Внимание: психомоторный темп в норме 15 сложений (при норме 12-15). Объем внимания в норме - 7 единиц. Концентрация внимания не нарушена, выявлена некоторая неустойчивость внимания. Истощаемость внимания не выявлена (коэффициент врабатываемости = 1).

Память: Непосредственная память несколько неустойчива (кривая запоминания: 7, 4, 8, 8, 9, 8, 9, 9, 8, 9). Непосредственная память снижена, испытуемый не воспроизводит 10 слов (в норме к 3-4 предъявлению). Испытуемый воспроизводит «лишние» слова (стол и нож), в том числе и при отсроченном вопроизведении, не входившие в стимульный материал, что является одним из признаков наличия органических нарушений г.м. Долговременная память не нарушена, испытуемый воспроизводит 80% слов через час.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.068 с.)