Знак обращения на рынке, знак соответствия национальному стандарту, знак соответствия системе сертификации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знак обращения на рынке, знак соответствия национальному стандарту, знак соответствия системе сертификации.



 

В зависимости от формы подтверждения и особенностей системы сертификации различают следующие знаки соответствия:

- знак обращения на рынке;

- знак соответствия национальным стандартам;

- знак соответствия системе сертификации.

Продукция, соответствие которой подтверждено требованиям технических регламентов на основе обязательной сертификации или декларирования соответствия, маркируется знаком обращения на рынке.

Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращении продукции требованиям технических регламентов.

Изображение знака обращения на рынке введено Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. №696 «О знаке обращения на рынке», рисунок 3. Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено, в зависимости от цвета объекта представляется четыре варианта знака обращения.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом (на изделии, упаковке, на сопроводительных документах, гарантийном талоне и т.д.) по положительным итогам обязательного подтверждения соответствия.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Рисунок 3 – Изображение знака обращения на рынке

 

В случае документального подтверждения соответствия конкретной продукции (услуги) всем требованиям национального стандарта (национальных стандартов) применяется знак соответствия национальным стандартам.

Знак соответствия национальным стандартам – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта требованиям национального стандарта.

Применение знака соответствия национальным стандартам направлено на достижение следующих целей:

- информирование приобретателей о проведении подтверждения соответствия конкретной продукции (услуги) требованиям национального стандарта, для компетентного выбора ими продукции и получения необходимой уверенности, что предлагаемая им продукция соответствует всем требованиям, установленным национальным стандартом на эту продукцию;

- повышение доверия приобретателей к реализуемой на рынке продукции (услуге) конкретного изготовителя;

- повышение конкурентоспособности продукции (услуги) на российском и международном рынках;

- реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество.

Знак соответствия национальным стандартам введен в действие стандартом «ГОСТ Р 1.9-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам РФ. Изображение. Порядок применения», рисунок 4.

Под знаком соответствия национальным стандартам может быть нанесен код органа по сертификации и данные о национальном стандарте.

Основанием для применения знака соответствия национальным стандартам является выданное ФАТРМ «Разрешение на право применения знака соответствия национальным стандартам».

Маркирование продукции знаком соответствия национальным стандартам осуществляется на добровольной основе. Применением знака соответствия национальным стандартам является маркирование им непосредственно продукции, тары, упаковки (сопроводительной технической документации, прилагаемой к продукции), использование этого знака в рекламе, проспектах, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.

 

Рисунок 4 – Изображение знака соответствия национальным стандартам

 

Помимо знака обращения на рынке и знака соответствия национальным стандартам также используются знаки соответствия системам сертификации.

Знаки соответствия – обозначения, служащие для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям обязательной или добровольной системы сертификации.

Не все системы сертификации имеют знаки соответствия, зарегистрированные ФАТРМ. Порядок применения таких знаков устанавливается правилами соответствующих систем.

Знак соответствия требованиям обязательной Системы сертификации ГОСТ Р введен в действие национальным стандартом «ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования», рисунок 5.

Под знаком соответствия Системе сертификации ГОСТ Р может быть записан код органа по сертификации.

 

Рисунок 5 – Изображение знака соответствия Системе сертификации ГОСТ Р

 

Большинство систем сертификации имеют свои зарегистрированные знаки соответствия, примеры знаков соответствия системам сертификации представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Примеры знаков соответствия системам сертификации

Изображение знака соответствия системе сертификации Наименование системы сертификации
        Система добровольной сертификации на автомобильном транспорте (ДС АТ)
      Система добровольной сертификации «РосТрансСтандарт»
        Система добровольной сертификации «РусТехТест»
    Система добровольной сертификации «ТехноТест»

 

 

10. Порядок подготовки и проведения сертификации систем менеджмента качества

 

Порядок сертификации СМК регламентирован «ГОСТ Р 40.003-2008. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001: 2008)».

Целями проведения сертификации СМК является:

- определение степени соответствия СМК проверяемой организации требованиям ГОСТ Р ИСО 9001;

- определение результативности СМК.

Условием проведения сертификации СМК является наличие в организации документально оформленной и внедренной СМК.

Для анализа документации СМК необходима также структурная схема организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений, структурная схема службы качества организации, если она не включена в общую структурную схему.

Область применения СМК определяет и заявляет организация-заказчик, область сертификации СМК определяет орган по сертификации по результатам аудита.

При сертификации СМК объектами аудита являются:

- область применения СМК;

- качество продукции;

- документы СМК;

- процессы СМК.

Процесс сертификации СМК предусматривает:

- организационный этап,

- двухэтапный первичный аудит по сертификации СМК,

- надзорные аудиты (инспекционный контроль) в течение срока действия сертификата,

 - ресертификацию после трехлетнего цикла сертификации.

Организационный этап включает следующие элементы:

- заявка в орган по сертификации о намерении сертифицировать СМК (в заявку должна быть включена следующая информация: общая характеристика организации-заказчика, ее наименование и реквизиты; заявляемая область сертификации (область применения СМК); заявление о согласии организации-заказчика удовлетворять все требования к сертификации; наименование стандарта или других нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация);

- регистрация и анализ заявки, решение по заявке;

- заключение договора на проведение сертификации СМК;

- подписание и оплата договора заказчиком;

- назначение председателя комиссии и формирование комиссии;

- представление запрашиваемых органом по сертификации сведений и документов СМК;

- переход к двухэтапному аудиту.

Первый этап аудита по сертификации проводят с целью определения соответствия документов системы требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.

Первый этап аудита включает следующие элементы:

- анализ представленных в ОС сведений и документов СМК;

- подготовка отчета по анализу документов СМК и направление его заказчику;

- заключение по анализу документов СМК;

- устранение выявленных несоответствий в документах до аудита «на месте»;

- переход ко второму этапу аудита.

Второй этап аудита по сертификации СМК (аудит «на месте») проводят непосредственно в организации с целью оценки внедрения и результативности СМК.

До начала аудита председатель комиссии взаимодействует с организацией в целях:

- оценки условий местоположения проверяемой организации и ее производственных площадок;

- определения каналов обмена информацией с проверяемой организацией;

- согласования порядка доступа к соответствующим документам;

- согласования процедур обеспечения безопасности экспертов во время аудита;

- определения представителей проверяемой организации, сопровождающих экспертов.

Второй этап аудита включает следующие элементы:

1. Подготовка второго этапа аудита по сертификации СМК:

- предварительное взаимодействие с проверяемой организацией;

- разработка плана аудита, утверждение его руководством ОС, согласование с проверяемой организацией;

- распределение обязанностей между членами комиссии по плану аудита;

- подготовка типовых форм.

2. Проведение аудита по сертификации СМК «на месте»:

- проведение предварительного совещания (проводится председателем комиссии с участием членов комиссии, руководства и ведущих специалистов организации);

- аудит на месте (сбор, проверка и регистрация данных; формирование выводов (наблюдений аудита); классификация и регистрация несоответствий; формулировка рекомендаций для ОС);

- подготовка акта по результатам аудита;

- проведение заключительного совещания, подписание и рассылка акта;

- планирование корректирующих действий по выявленным комиссией ОС несоответствиям;

- принятие решения ОС по результатам аудита по сертификации СМК;

- рассмотрение акта по результатам аудита и результатов выполнения плана корректирующих действий;

- оформление сертификата соответствия;

- представление в ТЦР копии сертификата для ведения сводного перечня и публикации официальной информации;

- вручение заказчику сертификата соответствия;

- оформление договора на проведение инспекционного контроля;

- представление держателю сертификата соответствия письменного разрешения на использование знака соответствия;

- переход к инспекционному контролю.

Инспекционный контроль.

Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым. Плановый контроль проводится по крайней мере один раз в год. При плановом инспекционном контроле объем проверки включает в себя не менее половины элементов системы менеджмента качества.

Объекты внепланового инспекционного контроля определяют в зависимости от причины, вызвавшей данный контроль.

При положительных итогах инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о подтверждении действия сертификата соответствия.

 

 

Требования к органу по сертификации

 

Требования к органу по сертификации  регламентированы ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции».

Общие положения

Политика и процедуры, в соответствии с которыми работает орган по сертификации, а также управление ими должны осуществляться без дискриминации и на равноправной основе. Применение процедур не должно затруднять доступ заявителей к сертификации или препятствовать ему.

Услуги органа по сертификации должны быть доступными всем заявителям, деятельность которых подпадает под область деятельности органа. Не допускаются неправомерные финансовые или другие условия. Доступ к сертификации не должен зависеть от размера предприятия или поставщика или его членства в какой-либо ассоциации или группе, а сертификация не должна зависеть от количества уже выданных сертификатов.

Критерии оценки продукции поставщика должны соответствовать критериям, установленным в стандартах, указанных поставщиком.

Структура органа по сертификации должна способствовать установлению доверия к его деятельности. В частности, орган по сертификации должен:

а) быть беспристрастным;

б) отвечать за свои решения относительно предоставления, сохранения в силе, продления приостановки и отмены сертификации;

в) определить систему управления - комитет, группу или лицо, которые несут полную ответственность за:

1) проведение испытаний, контроля, оценки и сертификации;

2) формулировку политики, относящейся к деятельности органа по сертификации;

3) решения в области сертификации;

4) надзор за осуществлением своей политики;

5) надзор за финансами органа по сертификации;

6) передачу полномочий комитетам или отдельным лицам для осуществления определенных видов деятельности от своего имени;

7) техническое обоснование предоставления сертификации;

г)  иметь документы, подтверждающие, что он имеет правовой статус;

д) иметь документально оформленную структуру, которая гарантирует беспристрастность его действий, включая положения, обеспечивающие при проведении сертификации беспристрастность всех сторон, в значительной степени заинтересованных в развитии политики и принципов, касающихся содержания и функционирования системы сертификации;

е)  обеспечивать уверенность в том, что каждое решение по сертификации принимает лицо (лица), которое (которые) не проводило (проводили) оценку;

ж) иметь права и обязанности, связанные с его деятельностью в области сертификации;

з)  иметь соответствующие механизмы, обеспечивающие выполнение обязательств, вытекающих из проводимых операций и/или его деятельности;

и) быть стабильным в финансовом отношении и иметь ресурсы, требуемые для деятельности в системе сертификации;

к) иметь (нанимать) достаточный по численности персонал, образование, подготовка, технические знания и опыт которого позволяют выполнять под руководством старшего ответственного работника функции в области сертификации, связанные с видом, диапазоном и объемом выполняемых работ;

л) иметь систему качества, обеспечивающую уверенность в возможности органа действовать в данной системе сертификации продукции;

м) иметь политику и методики, разграничивающие деятельность по сертификации и другие виды деятельности, которыми занимается орган по сертификации;

н) вместе со старшим руководящим работником и персоналом не зависеть от любого коммерческого, финансового и другого давления, которое могло бы повлиять на результаты процесса сертификации;

0) иметь официальные правила и структуры назначения и функционирования всех комитетов, которые заняты в процессе сертификации; такие комитеты не должны зависеть от коммерческого, финансового и другого давления, которое могло бы повлиять на их решения; считается, что этому условию отвечает структура, где члены подбираются так, чтобы обеспечить равновесие интересов и исключить преобладание какого-то одного интереса;

п) обеспечивать уверенность в том, что деятельность связанных с ним органов не влияет на конфиденциальность, объективность и непредвзятость проводимой им сертификации, и не должен:

1) поставлять или проектировать ту продукцию, которую он сертифицирует,

2) давать советы или оказывать консультационные услуги заявителю в отношении методов рассмотрения вопросов, являющихся барьерами для сертификации, на которую подана заявка,

3) предоставлять любую другую продукцию или услуги, которые могут скомпрометировать конфиденциальность, объективность или непредвзятость процесса проведения им сертификации и принятых решений,

р) иметь политику и процедуры для рассмотрения и принятия решений по претензиям, апелляциям и спорным вопросам, поступившим от поставщиков или других сторон и относящимся к проведению сертификации или любым другим связанным с ней вопросам.

Система качества

Руководство органа по сертификации, несущее административную ответственность за качество, должно определить и документально оформить политику, цели и обязанности в области качества.

Орган по сертификации должен разработать эффективную систему качества, отвечающую виду, диапазону и объему выполняемых работ. Эта система качества должна быть документально оформлена и доступна для персонала органа по сертификации.

Документация

Орган по сертификации должен обеспечивать выпуск (посредством публикаций, через электронные и другие средства информации), регулярно актуализировать и представлять по требованию следующее:

а) сведения о руководстве органа по сертификации;

б) документальное заявление о системе сертификации продукции, в которой он действует, включая правила и процедуры предоставления, продления, приостановки и отмены сертификации;

в) информацию о процедурах оценки и процесса сертификации, касающихся системы сертификации конкретной продукции;

г)  сведения об источниках финансирования и общую информацию относительно платы, взимаемой с заявителей и поставщиков сертифицированной продукции;

д) описание прав и обязанностей заявителей и поставщиков сертифицированной продукции, включая требования и ограничения на применение знака органа по сертификации и на способы ссылки на предоставляемую сертификацию;

е)  информацию о процедурах рассмотрения апелляций, жалоб и разногласий;

ж) перечень сертифицированной продукции и ее поставщиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.048 с.)