Использование центильного метода для оценки физического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование центильного метода для оценки физического



 развития детей и подростков.

Сущность метода заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядо­ченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает три процента наблюдений данного ряда, десятый центиль - 10% наблюдений и т.д. Каждый из фиксиро­ванных центилей называют центильной вероятностью и обозна­чают в %. Между фиксированными центильными вероятностями образуется 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов.

                                                                                                 Таблица 7
Определение и оценка центральных интервалов

Центильная вероятность 3%   10% 25% 50%      75%     90%    97%   100%  
Центильные интервалы 1   2    3   4   5   6   7   8  
Оценка пока зателей Очень низкая Низкая Пони -женная Сред-няя Повы- шеная Высо- кая           Очень высокая Макси-мальная

 

 

В центильном методе величину наблюдаемого признака счи­тают средней, типичной, если она находится в пределах 50-75 центилей. Следовательно, за среднее значение признака прини­мают его величины, ограниченные 4 и 5 центильными интерва­лами. 1-3 интервалы характеризуют снижение изучаемого по­казателя, 6-8 интервалы свидетельствуют об увеличении изу­чаемого показателя по сравнению со средним его значением.

Методика оценки индивидуальных показателей центильным методом.

При оценке физического развития данным методом исполь­зуют одномерные центильные шкалы, которые разработаны со­трудниками Горьковского медицинского института по результа­там углубленных медицинских осмотров здоровых школьников. Центильные шкалы составлены по 10 признакам: длина, мас­са тела, окружность грудной клетки, жировая складка живота, жизненная емкость легких, мышечная сила правой и левой кисти, максимальное и минимальное артериальное давление, час­тота сердечных сокращений. В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каждого из 10 признаков и диапазон колебаний каждого признака по центильным интервалам.

Центильные шкалы разработаны для определенных возрастно-половых групп: для мальчиков и девочек школьного возрас­та 5-15 лет.

Оценка индивидуальных показателей как обычно проводится после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возрастной группе (табл.).

Оценка показателей по центильным интервалам. После установления точного возраста школьника определяют положение каждого его показателя в одном из 8 центильных ин­тервалов, пользуясь одномерными центильными шкалами, и дают им соответствующую оценку.

Оценка гармоничности физического развития. По центильным шкалам можно судить о гармоничности раз­вития массы тела по отношению к длине тела. Если значения рас­сматриваемых показателей оказываются в одном или соседних центильных интервалах, то физическое развитие оценивают как гармоничное. Если значения изучаемых показателей выходят за границы соседнего интервала, то физическое развитие ребенка считают дисгармоничным. Если разница в оценке составляет более двух интервалов, то физическое развитие оценивается как резко дисгармоничное.

Комплексная оценка физического развития.

В практике оценки физического развития детей используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие пас­портного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее воз­расту и гармоничное физическое развитие, а также детей с раз­личными отклонениями в физическом развитии.

 

 

Рис. 4. Возрастные центильные шкалы и номограмма для оценки физического развития мальчиков от 5 до 15 лет

 

 

 

Рис. 5. Возрастные центильные шкалы и номограмма для оценки физического развития девочек от 5 до 15 лет

Определение уровня биологического развития детей и подростков. Для определения биологического возраста можно использовать различные показатели, которые отражают зре­лость разных систем организма. В практической деятельности педиатра наиболее пригодны морфо­логические критерии (длина тела, погодовые прибавки длины тела). Биологический возраст детей старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста можно определять по длине тела, массе тела и числу постоянных зубов. Начиная с 10-11 лет у мальчиков и с 9-10 лет у девочек при оп­ределении биологического возраста необходимо учитывать сте­пень полового созревания. 

Таблица  8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.007 с.)