П.Я. Шаповалов, Г.А. Сулкарнаева, А.П. Васильева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П.Я. Шаповалов, Г.А. Сулкарнаева, А.П. Васильева



Гигиена детей и подростков

Учебно-методическое пособие для студентов

лечебного факультета

 

 

Тюмень

2013г.


 

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Гигиена детей и подростков. Основы ЗОЖ» содержит сведения по определению факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков; организации учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях; гигиене среды развития, воспитания и обучения детей и подростков; формированию культуры здоровья детей и подростков.

 

Для студентов лечебного факультета.

 

Учебно-методическое пособие составлено зав.каф. гигиены с основами экологии ТюмГМА, д.м.н., проф. П.Я.Шаповаловым; д.м.н., проф. Г.А.Сулкарнаевой; ст. преп. А.П.Васильевой

 

Рецензенты:

 

Заведующий кафедрой ФПК и ППС медико-профилактического дела ГБОУ ВПО ТюмГМА России, д.м.н.  Ю.В. Устюжанин

 

Доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО ТюмГУ, к.п.н. Т.А. Глухих

 

 


Введение

 

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей и подростков.

Задачами освоения модуля «Гигиена детей и подростков. Основы ЗОЖ» являются формирование у будущих врачей профилактического мышления, умений, знаний и представлений в вопросах воспитания детей и подростков, организации и проведении профилактических мероприятий, на­правленных на оздоровление внешней среды и укрепление здоровья дет­ского населения.

Определенные практические навыки в этом плане могут быть получены студентами в процессе изучения данной дисциплины (Таблица 1).

Таблица 1

Тематический план проведения практических занятий модуля

«Гигиена детей и подростков. Основы ЗОЖ»

№ п/п Тематика занятий Коли-чество часов
  Модуль 1. Факторы, влияющие на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. 6
1. Определение факторов, влияющих на состояние здоровья 2
2. Оценка состояния здоровья детского населения. 2
3. Исследование и оценка физического развития детей и подростков. 2
  Модуль 2. Организация учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях. 4
4. Определение готовности детей к обучению в школе. 2
5. Гигиена образовательной деятельности. 2
  Модуль 3. Основы физического воспитания. 4
6. Средства и формы физического воспитания детей и подростков. Группы физического воспитания. 2
7. Основные методики закаливания. 2
  Модуль 4. Гигиена среды развития, воспитания и обучения детей и подростков. 12
8. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов средних образовательных учреждений. 4
9. Санитарно-гигиеническое обследование школы. Самостоятельная работа. 4
10. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов дошкольных учреждений.  3
11. Гигиенические требования к качеству игрушек 1
  Модуль 5. Формирование культуры здоровья детей и подростков.   4
12. Анализ реализации оздоровительного направления в программах воспитания и обучения детей 2
13. Оценка эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях г.Тюмени. 2
  Семинар по дисциплине «Гигиена детей и подростков» 4
14. Защита актов обследования школ. 2
15. Обсуждение вопросов семинара по дисциплине «Гигиена детей и подростков». 2
  Итого: 32

 

Изучение модуля «Гигиена детей и подростков. Основы ЗОЖ» направлено на формирование компетенций:

общекультурные:

- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- готовность и способность использовать методы управления; организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8);

общепрофессиональные:

- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

профилактические:

- способность и готовность к использованию методов оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК- 11);

- способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия, мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию (ПК-12);

- способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

психолого-педагогические:

- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях (ПК-25);

- способность и готовность к обучению пациентов, членов их семей и общества основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, устранению вредных привычек (ПК- 26);

организационно-управленческие:

- способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);

- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала ЛПУ, проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, а также обеспечивать контроль за соблюдением экологической безопасности (ПК- 29);

научно-исследовательские:

- способность и готовность изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31);

- способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.009 с.)