Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности расследования преступлений несовершеннолетних
Преступлениями, за которые ответственность наступает с 14 лет, являются: убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой и некоторые другие (ст.20 УК РФ). Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеет определенные особенности: § предмет преступного посягательства: малогабаритные, легко транспортируемые вещи, как правило, престижные в молодежной сфере (видеокассеты, музыкальные инструменты и т.д.); § способ совершения преступления: а) отсутствие тщательной подготовки к совершению преступления, попыток скрыть следы преступления; б) подражание действиям взрослых преступников; в) выраженностью т.н. преступной персеверации, т.е. стойкой приверженности к однажды избранному способу и т.д.; § место, время и обстоятельства совершения преступлений: а) в вечернее время - хулиганства, грабежи и разбои; б) в дневное время - кражи из квартир (преимущественно через форточки); в) совершение преступлений преимущественно неподалеку от мест, где они проживают. § особенности оставляемых несовершеннолетними преступниками следов: а) значительное количество материальных следов (рук, ног, зубов и т.д.); б) надписи на стенах с помощью аэрозольных распылителей и т.д.; § в основном совершают преступления группой: более половины краж, более 2/3 грабежей; около 90% разбоев; изнасилования - 95%; § значительная доля преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения или наркотического состояния; § потерпевшими по данным категориям дел бывают как взрослые, Особенности возбуждения уголовного дела. Проверка до возбуждения дела необходима в следующих случаях: § в заявлении (сообщении) о преступлении несовершеннолетнего имеются существенные противоречия; § достоверно не известно, от кого исходит сообщение; § заявление подано спустя значительный промежуток времени после совершения действий, о которых о нем говорится;
§ описание преступного события дано неконкретно; § есть предположение о том, что подросток, заподозренный в совершении преступления, не достиг возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность. По каждому делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, необходимо, наряду с другими, проверить следующие версии: § имеются ли взрослые подстрекатели или иные соучастники; § существует ли преступная группа подростков и взрослых, совершившая несколько преступлений; § вовлечены ли несовершеннолетние в занятие попрошайничеством, пьянством, азартными играми, употребляют ли наркотики; § имеются ли факты заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых (в т.ч. и родителей). Существенная особенность дел данной категории - предмет доказывания (обстоятельств, подлежащих обязательному установлению). Наряду со ст.73 УПК по делам несовершеннолетних необходимо установить обстоятельства, предусмотренные ст.421 УПК: § возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения). Устанавливается копией свидетельства о рождении либо паспортом; § условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; § причины и условия, способствовавшие совершению преступления; § наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. При наличии данных умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должна быть выявлена также способность полностью сознавать значение своих действий (судебно-психиатрическая или психологическая экспертиза). Необходимо проконсультироваться с психиатрами или психологами, которые специализируются в области детской и юношеской психологии. На практике на первоначальном этапе расследования встречаются следующие типичные следственные ситуации: 1. Потерпевшие или свидетели, не зная преступников, утверждают, что, судя по внешнему виду, манере держаться и другим признакам, это, вероятно, несовершеннолетние. В этой ситуации предлагается следующая программа следственных действий и оперативно-розыскные мероприятия:
§ осмотр места происшествия (важно выявить признаки, указывающие на совершение преступления несовершеннолетним); § допросы потерпевших и иных осведомленных лиц; § оперативно-розыскные мероприятия с целью розыска преступника по горячим следам; § задержание преступников; § допрос и обыск по месту жительства, учебы или работы несовершеннолетнего и т.д. 2. Обстановка места происшествия, следы и другие данные свидетельствуют о том, что преступление совершено подростками. В этой ситуации программа следователя в основном определяется необходимостью работы со следами преступления, а также: § допросы осведомленных лиц; § поиск преступника по горячим следам; § оперативно-розыскные мероприятия с привлечением сил сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних и т.д. 3. Потерпевшие и свидетели знают преступников и их возраст. В этом случае обычно проводятся следующие следственные действия: § задержание несовершеннолетних, личный обыск и освидетельствование; § осмотр места происшествия; § допросы задержанных и осведомленных лиц; § предъявление для опознания; § проверка следов по учетам; § обыски и назначение экспертиз и т.д. Особенности тактики отдельных следственных действий: 1. Осмотр места происшествия. В ряде случаев в ходе осмотра удается обнаружить следы и вещественные доказательства, которые позволяют выдвинуть версию о том, что преступление совершено несовершеннолетними. К признакам, которые могут быть положены в основу подобной версии, относятся: а) особенности следов, обнаруженные при осмотре. Исследование следов на месте преступления производится экспертом-криминалистом. Определяется участие несовершеннолетних в преступлении по следующим следам: § по следам рук можно установить примерный возраст; § следам ног можно определить примерный рост человека, пол, особенности функциональных признаков; § следам зубов можно сделать предположительный вывод о том, что они принадлежат подросткам (с помощью специалиста-стоматолога); б) следы, указывающие на аналогичность действий преступников. При осмотре места происшествия может быть зафиксирована излишняя разбросанность предметов (при совершении имущественных преступлений), их повреждения, не вызываемые необходимостью; в) характер похищенных с места происшествия объектов, наличие признаков специфического для подростков интереса к определенным продуктам или вещам (сладости, видео-, радиоаппаратура, компьютеры, импортные часы, зажигалки и т.д.); г) особенности способа совершения преступлений. Анализируя обстановку места происшествия, можно выделить признаки: а) немотивированное повреждение вещей, наличие бутылок из-под спиртного, упаковки из-под наркотиков, различные надписи, характерные для несовершеннолетних; б) при изучении надписей следует обратить внимание на почерк, содержание и высоту расположения надписей на стенах, что позволит сделать вывод о росте и пристрастиях писавшего; в) обнаружение небольших по размеру отверстий, сквозь которые проникли преступники. 2. 3адержание подозреваемого несовершеннолетнего с последующим заключением под стражу. Применяется лишь в исключительных случаях, когда это диктуется тяжестью совершенного преступления. При этом учитываются:
§ особенности личности подростка; § его поведение после совершения преступления; § дерзость и агрессивность преступных действия; § направленность умысла и последствия, повторность и т.д. К несовершеннолетним часто применяется и такая мера пресечения, как помещение его под присмотр законных представителей. 3. Обыск. При обыске обращается внимание: § на вещи подростка (инструменты, книги, коллекции, видеокассеты и т.д.); § записные книжки, дневники подростка, фотографии знакомых и др.; § на вещи, свидетельствующие о частом употреблении несовершеннолетним спиртных напитков и наркотиков. 4. Допрос несовершеннолетних. В соответствии с законом допрос свидетеля или потерпевшего в возрасте 14 лет, а при необходимости и старше этого возраста, должен производиться в присутствии педагога. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) следователь обязан: § доходчиво изложить сущность подозрения или содержание предъявленного обвинения; § популярно разъяснить специальные юридические термины, квалифицирующие его действия как преступление; § выяснить мотивы преступления; § путем установления психологического контакта попытаться получить от несовершеннолетнего правдивые показания. К последующим следственным действиям относятся: 1. Назначение экспертиз. Специфическими для дел данной категории являются следующие экспертизы: § судебно-медицинская: а) является обязательной, когда необходимо установить возраст, а документы о возрасте отсутствуют и их получение или восстановление невозможно; б) для установления тяжести телесных повреждений; § судебно-психологическая экспертиза. Предмет исследования - степень развития подростка в случаях, когда есть сведения о существенном отставании развития подростка от возрастной нормы. Перед экспертами (обычно это педагоги или психологи, а иногда психиатры, обладающие познаниями в области возрастных характеристик человека) ставятся следующие вопросы: 1) Какова степень умственного развития несовершеннолетнего (с учетом его возраста)? 2) Если в умственном развитии несовершеннолетнего имеются отклонения от уровня нормального данного возраста, то каков характер этих отклонений. 3) Каковы причины этих отклонений; не являются ли они следствием психического заболевания (в т.ч. перенесенного ранее); какого именно? 4) Мог ли несовершеннолетний правильно воспринять те или иные конкретные обстоятельства и точно изложить их в своих показаниях? 5) Мог ли несовершеннолетний полностью осознавать значение своих действий (либо действий, совершаемых в отношении его)? 6) Мог ли несовершеннолетний полностью руководить своими поступками? 2. Другие следственные действия: § процессуальное закрепление законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) и его допрос; § очные ставки; § проверки показаний на месте (например, многоэпизодное преступление) и др. § истребование материалов из инспекции по делам несовершеннолетних и комиссии по делам несовершеннолетних администрации района.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.017 с.) |