Глава 2. Методические особенности развития композиционного мышления учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Методические особенности развития композиционного мышления учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи



2.1 Типичные композиционные ошибки в работах учащихся детской художественной школы в процессе обучения станковой живописи (на примере тематической композиции)

 

У детей младшего школьного возраста происходит стремительное развитие восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления. Специфика развития познавательных процессов отражается и на изобразительной деятельности детей. Воспринимая какой-либо предмет, младший школьник ограничивается первым впечатлением о предмете, совершенно не заботясь о том, что изображение предмета далеко ему не соответствует.

Анализ множества работ учащихся детских художественных школ говорит о том, что дети младшего школьного возраста совершают одни и те же ошибки. Такие ошибки называют типичными.

Не рационально будет переносить принципы восприятия академического рисунка на язык детских изображений, который отличается иным способом организации изображения, ровно, как и пытаться оценивать детский рисунок мерками академического искусства. Важно понимать, что детей младшего школьного возраста не нужно учить формальным приемам композиции, но есть необходимость раскрыть основные положения эстетических основ создаваемых ими рисунков, делиться с учащимися своим знанием того, в чём достоинства каждой работы, какие чувства и эмоции рождает работа. В том случае, если ребёнок начинает самостоятельно понимать достоинства и недостатки своих рисунков – педагог со своей задачей справился.

Оценить уровень усвоения знаний учащихся детской художественной школы и выявить их типичные композиционные ошибки позволяют критерии оценок, описанные в предыдущем параграфе.

Выполнение ребенком изображения по памяти и представлению основан на видении разнообразных предметов и явлений окружающего мира. С самых первых этапов овладения композиционной деятельностью в детской художественной студии создаются предпосылки к более результативному развитию задатков в художественной сфере.

Важно понимать, что в детскую художественную школу поступают дети с разным уровнем изобразительной деятельности: дети, которые рисовали ранее, но без всякого руководства, другие учились рисовать в детском саду, некоторые никогда не рисовали.

В самом начале поступления ребенка в детскую художественную студию - у учащихся 7-9 лет часто встречаются затруднения выполнения работы в передаче пропорций, цвете или формы изображаемого (Приложение Б, рисунок 1).

На начальном этапе обучения в процессе творческой деятельности – самой простой задачей для младших школьников оказалось – выполнить рисунок быстро, чуть менее трудно – оказалось для них завершить работу, а наиболее сложной явилась задача создать оригинальную композицию.

Такая сложность возникла на основе того, что у многих младших школьников только формируются основы знаний и умений изобразительной грамоты.

Распространенной ситуацией при работе цветом является то, что младшие школьники используют открытые цвета «разукрашивая» композицию, так же не умеют балансировать цветовые пятна (Приложение Б, рисунок 2).

Согласно Е. В. Шорохову, при условии активного обучения сюжетному рисованию в 1-3 классах для большинства работ характерно частичное сохранение первоначальной композиции или её полное изменение. Основная масса учащихся мыслит творчески и не останавливается на достигнутом, о чем говорят изменения в композициях на одну и ту же тему. Следует отметить, пишет Е. В. Шорохов, что число работ с частичным изменением композиции в процессе создания от класса к классу уменьшается, а количество рисунков, где композиция в процессе её создания совершенно меняется, наоборот, увеличивается. Это положительное явление, так как изменение композиции в процессе её сочинения указывает на активную работу мышления.

Младшие школьники методически неправильно ведут работу над композицией, в первую очередь начиная прорисовывать детали. Учащиеся еще не владеют таким способом работы, как работа «от пятна».  Учащиеся младшего школьного возраста опираются на уже сформированные обыденные представления о предмете, стараются запечатлеть в работе все детали в подробностях, вместо того, чтобы вначале проанализировать геометрические характеристики пятна формы, а уже затем приступать к выполнению изображения по принципу «от общего к частному».

Процесс выбора формата и масштаба – это один из первых наиважнейших этапов поискового процесса будущей композиции. Частой ошибкой в композиции является неправильно выбранный формат и масштаб изображения. Например, бывает, что ученики сосредотачивают внимание на изображении конкретного объекта забывая о его окружении или наоборот изображают объекты слишком маленькими из-за чего они теряются в композиции. Выбирая неправильный формат композиции, на листе образуется пустое ненужное пространство или не вмещаются элементы задуманной композиции (Приложение Б, рисунок 3).

Распространенной ошибкой является не умение построения композиционного единства, выделение в ней главного, и обобщение второстепенного. Часто ученики не могут выделить главный объект композиции, не могут разобраться с планами. В результате изображение получается дробным. Многие ученики располагают объекты слишком близко друг к другу или наоборот далеко (Приложение Б, рисунок 4)

Помимо природных данных, способности к рисованию определяются, и интеллектуальным диапазоном человека. На начальной стадии обучения (у малышей) исходный уровень готовности не так заметно влияет на процесс обучения, как степень впечатлительности ребенка, его повышенная эмоциональность.

Таким образом, иногда сразу трудно понять, что даже очень реалистичное изображение не всегда способно вызвать ответные чувства, в то время, как даже наивный детский рисунок может содержать в себе множество эмоций, находящих мгновенный отклик в душе человека. Одно дело, передать на бумаге все объективные внешние характеристики явления, и другое дело, передать изображением свое эмоциональное состояние. Искусство воздействует через эмоции, оно рождает эмоции, благодаря чему и существует.

 

 

2.2 Методические рекомендации по развитию композиционного мышления у учащихся детской художественной школы

Выявление качества освоения учебного материала, т.е. реальное оценивание результатов обучения, позволяет корректировать учебную программу с учетом имеющихся возможностей учащихся. Учебный процесс строится таким образом, чтобы повышать уровень образовательных потребностей личности.

Проникая в сущность эстетического в содержании занятия, учитель находит новые, интересные методы работы, приемы воздействия на детей средствами искусства и действительности, определяет новые связи урока с другими учебными предметами, с жизнью [20].

При работе с учащимися младшего школьного возраста педагогу необходимо помнить о том, что не все правила композиции будут одинаково усвоены и активно применяемы в практике рисования. Это зависит от характера темы рисунков, сюжетов, конкретных замыслов отдельных учеников; известно, что не в каждой теме и не в каждом сюжете можно и целесообразно применить то или иное правило [20].

Важнейшим звеном в деятельности школьников по выполнению сюжетных рисунков является процесс создания художественного образа.

Создание учащимися художественного образа в сюжетном рисунке происходит в процессе сочинения композиции и воплощения замысла, который был у детей до начала выполнения работы [20].

Создание художественного образа - это цель любого произведения. И вся работа по созданию художественного образа - это работа композиционного мышления.

Сюжетно-тематическая композиция для ребенка - это изображение окружающего мира и происходящих в нем событий на плоской поверхности листа.

Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознания ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности младшего школьника.

Преподавателю необходимо продумать и выбрать такие темы, которые были бы близки младшему школьнику для создания интереса к изображаемому.

В ходе анализа типичных ошибок был сделан вывод, что младшие школьники неправильно ведут работу над композицией, не видят работу в целом. Это может быть связанно с еще недостаточно развитым уровнем целостного восприятия картины. 

В обучении композиции младших школьников развитие визуального восприятия является основой развития художественно-творческих способностей. 

На самом первом занятии по композиции важно не травмировать психику ещё неопытного учащегося, так как ученик чаще всего напряжен от неизвестности – получится у него или нет. В этом случае, на первом занятии необходимо задать учащемуся такую тему, чтобы мог наверняка нарисовать каждый ребенок. 

Это могут быть линии разного характера (умные, хитрые, дружные, веселые, прямолинейные или колючие), силуэты бесформенных предметов (облака, камни, картофель), простые геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) – все это дает возможность говорить с детьми о свойствах изобразительных элементов, о их взаимоотношениях друг с другом и о тех чувствах, которые рождаются от восприятия рисунка. Для выполнения этих рисунков особых умений не требуется, и ребенок чувствует себя в этих обстоятельствах абсолютно уверенно.

Необходимо, чтобы обучение композиции строилось на логической связи одного задания с другим, с постепенным усложнением понятий и требований, от схем формальных композиций к повторению этих схем в сюжетно-образных предметных композициях.

Поскольку создание художественного образа является результатом образного мышления, то итогом обучения первой ступени учащихся должны быть:

1. Знание закономерностей композиции

2. Свободное владение любыми художественными средствами выражения

3. Умение использовать все средства композиции для выполнения творческих задач

Для достижения этих задач предлагается две группы упражнений: краткосрочные (кратковременно-тренировочные) и долгосрочные (длительно-творческие).

Первая группа кратковременно-тренировочных упражнений направлена на формирование знаний композиционных законов и приемов, совершенствование в освоении определённой темы. В ходе тренировочных упражнений осуществляется повторение и систематизация усвоенных знаний. Отрабатываются технические навыки ведения работы.

Все предлагаемые упражнения этой группы направлены на развитие в учениках как образного, так и композиционного мышления. Через образные ассоциации и метафоры, преподаватель формирует в детях творческое начало, добиваясь выразительности линии, цветового пятна, ритмического строя в композиции. То есть, добиваясь понимания того, что и линия, и цветовое пятно должны «разговаривать», «рассказывать» о чем-то. Начиная с первых дней обучения, педагог знакомит детей с особым миром образов, красок, неожиданных композиционных построений, пластических форм с помощью следующих упражнений:

 

 

Упражнение 1. «Цветочная клумба»:

Создание композиции на основе плоскостных геометрических форм. Учащимся предлагается множество разнообразных по величине, форме и цвету –условно стилизованных силуэтов цветов. Необходимо организовать композиционно грамотную композицию, заключенную в прямоугольнике формата листа А4. Практическое задание направлено на освоение основных законов и правил создания композиции на основе геометрических форм: выделение сюжетно-композиционного центра (доминанты), передача ритма, симметрии, асимметрии, статики, динамики.

Упражнение 2. «Букет из листьев»:

Создание композиции из заранее заготовленных силуэтов листьев разных цветов, размеров и формы. Учащимся необходимо композиционно грамотно разместить силуэты листьев на листе – выделить сюжетно-композиционный центр, передать ритм, статику или динамику в работе.

 Данное упражнение рассматривает силуэтное изображение и анализ геометрической основы листьев различных пород деревьев и изучение на этой основе закономерностей композиции.

Упражнение 3. «Подводный мир в одну нитку»:

Перед тем, как учащиеся приступят к выполнению упражнения - преподавателю необходимо объяснить принцип рисования нескольких объектов, не отрывая карандаша от листа (рыба, водоросли, пузыри, песочный замок). Методом, показанным преподавателем создание объектов на листе – начиная с главных объектов – учащиеся создают композицию. После того, как работа композиционно грамотно составлена – учащиеся выполняют её в цвете – гуашевой краской.

Упражнение 4. «История одного дня»:

Учащиеся выполняют фор - эскизы будущей композиции. Задача упражнения на этапе выполнения фор эскиза - создать в работе ярко выраженный композиционный центр. Изображение одобренного преподавателем фор – эскиза учащиеся выполняют в четырёх прямоугольниках, расчерченных на формате листа А3. Важно, чтобы каждое отдельное изображение было выполнено цветовым отношением больших пятен. Изобразить композицию необходимо в разное время суток (утро, день, вечер, ночь).

С помощью цвета, учащиеся создают настроение в работе, используя гармонию сближенных цветов, стилизованное решение. Упражнение выполняется гуашевой краской, с применением разных кистей и приёмов работы с ними.

Упражнение № 5.  «Морской пейзаж с лодкой»

В данном упражнении изучается передача настроения морского пейзажа с ярко выраженным композиционным центром (лодка). Изучается изменение цвета за счет световоздушной перспективы. Так же применяем необычные техники- штампики, набрызги, кляксы. Необходимо выполнить несколько поисковых фор-эскизов в карандаше, из них выбирается один лучший. Работа ведется на формате А3 гуашевой краской.

Вторая группа упражнений длительно-творческие. Эта группа упражнений является основой обучения живописи, подготовка ребёнка к самостоятельным сюжетно-творческим композициям. Последовательное выполнение работы ведется следующим образом: подготовительный рисунок, подмалевок, выявление формы цветом, обобщение и выделение деталей, второстепенного и главного. 

При выполнении длительной работы, ученики должны решить поставленные задачи: композиционное размещение на плоскости листа (предварительное выполнение фор-эскизов, перенос изображения на основной формат); выявить пропорциональные отношения (пропорциональные отношения по отношению друг к другу, характер формы, взаимное расположение); определение общего цветового тона (передача общих больших тоновых и цветовых отношений); моделировка объемной формы предметов; обобщающий этап (выявление главного и второстепенного в цветовом строе, подчинение всех частей изображения целому). Таким образом, длительно-творческие упражнения включают в себя фор-эскизы и кратковременно-тренировочные упражнения. На последнем этапе упражнения ученик переносит продуманную композицию на большой формат, пытаясь максимально точно повторить небольшой готовый вариант композиции.

Упражнение 1. «Подводный мир»

Упражнение на поиск равновесия в композиции. Для выполнения упражнения, учащиеся на отдельном листе рисуют изображения представителей водоемов. Из них ученики должны составить уравновешенную композицию в прямоугольниках 7х10 см. Сначала чертятся прямоугольники, затем ученики раскладывают в них вырезанные изображения рыбок, и составляют композиции, не приклеивая их, до тех пор, пока не будут удовлетворены результатом.

Упражнение 2. «Волшебный лес»

Необходимо выполнить несколько эскизов в карандаше на тему «Волшебный лес» на небольшом формате и выбрать из них лучший вариант. Затем сделать два цветовых решения выбранной композиции на небольшом формате. Последним этапом необходимо выполнить изображение на большем формате, с выбранным цветовым решением и детальной проработкой. Главная задача упражнения – применение законов композиции.

Упражнении 3. «Домик мечты»

Упражнение на симметрию и асимметрию и на запоминание последовательности ведения работы над композицией. Необходимо выполнить два изображения, симметричного и ассиметричного домика. Сначала ученики выполняют эскизы будущих домиков в карандаше на маленьком формате. Лучшие варианты домиков переносятся на больший формат. Упражнение выполняются в цвете. Композиция насыщается деталями.

Таким образом, выполняя данные упражнения – учащиеся усвоят основные законы композиционной грамоты и будут способны применять их при выполнении тематической композиции (Приложение В, рис 1, 2, 3, 4).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.023 с.)