Развитие композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи



РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (7-10 ЛЕТ) ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ

Курсовая работа по дисциплине:

Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)

 

Выполнил студент группы 411

Л.К Корбмахер___________                             

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль: Художественное образование

Форма обучения: Очная

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент кафедры изобразительного искусства

И. Н. Карнаева 

_____________

_____________

 «___» ________ 20__г.

 

 

Новосибирск 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..…...3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЩАЩИХСЯ (7-10 ЛЕТ) ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

1.1 Возрастные психологические особенности развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы………………….6

1.2 Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи………………………………………………………………………………11

1.3 Критерии оценки уровня развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи………………………………………………………………………………15

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ

2.1Типичные композиционные ошибки в работах учащихся детской художественной школы в процессе обучения станковой живописи (на примере тематической композиции). …………………………………………………………..19

2.2 Методические рекомендации по развитию композиционного мышления у учащихся детской художественной школы …….…………………………………...22

2.3 Организация занятий по композиции в детской художественной школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..….……36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….....38

ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………..41

ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………..49

ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………………..51

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что композиция является одним из важнейших элементов изобразительного искусства, наряду с рисунком, цветом и светотенью. Композиция, как учебная дисциплина в детской художественной школе представляет собой один из основных предметов, который организует начало творческой деятельности учащихся и становления их как будущих художников.

Детская художественная школа представляет собой начальный этап художественного образования, где закладываются основы профессиональной изобразительной грамоты, раскрывается творческий потенциал учащихся в сфере изобразительного искусства. На занятиях по композиции в детской художественной школе важное значение приобретает формирование у учащихся умение передавать зрителю основной идейный замысел произведения, создавать образ персонажей и выполнять оригинальную композицию.

Особое внимание на занятиях по живописи уделяется развитию творческого отношения к процессу рисования, поощряются самостоятельность в выборе сюжетов и в их раскрытии. Создание полноценной композиции можно назвать одним из наиболее сложных видов изобразительной деятельности для детей младшего школьного возраста (7-10 лет). В этот возрастной период собственная художественная практика ребёнка имеет для него большее значение, чем восприятие профессиональных художественных произведений.

Композиция является основой любого произведения искусства, следовательно, проблема развития композиционного мышления у учащихся является важнейшей в методике обучения художественным дисциплинам.

Потребность в формировании композиционного мышления у учащихся в системе дополнительного образования очевидна и предполагает поиск новых путей повышения эффективности данного процесса.

Цель курсовой работы: Выполнить курсовую работу по методике обучения и воспитания на тему: «Развитие композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи» и оформить ее в соответствии с требованиями.

Задачи:

1. Проанализировать возрастные психологические особенности развития композиционного мышления учащихся детской художественной школы.

2. Выявить педагогические условия формирования композиционного мышления учащихся детской художественной школы на занятиях по станковой живописи.

3. Разработать критерии оценки уровня развития композиционного мышления учащихся детской художественной школы на занятиях по станковой живописи.

4. Выявить типичные композиционные ошибки в работах учащихся детской художественной школы на занятиях по станковой живописи.

5. Разработать методические рекомендации, способствующие эффективному развитию композиционного мышления у учащихся в процессе выполнения тематической композиции.

   6. Разработать планы-конспекты занятий по композиции.

Методологическую основу курсовой работы составили:

- теоретические труды по возрастной психологии, психологии художественного творчества (Л. Ф. Обухова, Л. Б. Ермолаева-Томина, В. А. Крутецкий и др.);

- труды по педагогике (В.А. Сластенин, Л.С. Выготский,);

- теоретические труды по методике обучения изобразительному искусству (Е.В. Шорохов, Н. Н. Ростовцев, Т. Я. Шпикалова, Н. М. Сокольникова и др.);

- теоретические труды по композиции, цветоведению, живописи (Н.Н. Волков, О.Л. Голубева, Е.В. Шорохов и др.;)

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы. 

2. Эмпирический (педагогический эксперимент): практическая работа с учащимися детской художественной школы, педагогические наблюдения за учебно-творческой деятельностью на занятиях по живописи, анализ учебно-творческих работ учащихся, а также общепедагогического опыта; сравнение; синтез; обобщение.

Практическая значимость. Курсовую работу можно использовать при написании теоретической части дипломной работы. Материалы курсовой работы будут полезны при проведении занятий по живописи в учреждениях дополнительного образования.

Внедрение курсовой работы. Курсовую работу можно использовать при подготовке теоретической части выпускной квалификационной работы. Материалы курсовой работы будут полезны при проведении занятий по живописи в учреждениях дополнительного образования, а также для совершенствования учебных планов и программ по композиции.

Структура курсовой работы.   Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Учебно-методический план по дисциплине «Композиция» для учащихся в ДХШ, подготовительная группа (7-10 лет)

Наименование тем

Содержание занятий Материалы и инструменты Количество часов

Е полугодие

1.

Введение в дисциплину

 

1.Знакомство, рассказ о работах, планируемых к созданию, диалог о цвете, инструментах и способах создания творческих работ.  2.Список нужных материалов и инструментов. 3. Что такое «композиция?». Знакомство с композицией на примере произведений художников   1
2.

«Цветочная клумба»

Создание композиции на основе плоскостных геометрических форм. Учащимся предлагается множество разнообразных по величине, форме и цвету – условно стилизованных силуэтов цветов. Необходимо организовать композиционно грамотную композицию, заключенную в очерченном прямоугольнике формата листа А4.  Формат А4, силуэты стилизованных силуэтов цветов, клей  гуашевые краски, кисти, ножницы, линейка, карандаш 2
3

«Подводный мир в одну нитку»

 

Перед тем, как учащиеся приступят к выполнению упражнения - преподавателю необходимо объяснить принцип рисования нескольких объектов, не отрывая карандаша от листа (рыба, водоросли, пузыри, песочный замок). Методом, показанным преподавателем создание объектов на листе – начиная с главных объектов – учащиеся создают композицию. После того, как работа композиционно грамотно составлена – учащиеся выполняют её в цвете – гуашевой краской. Формат А3,  гуашь, кисти, карандаш 2
4.

Тематическая композиция

«Мишки на севере»

 1-2х фигурная композиция Предварительно учащиеся делают фор-эскизы на формате А4; Итоговая композиция создается на А3 формате листа; Передача пространства с помощью цвета: насыщенный, сближенный, контрастный Передача настроения и образа в композиции Цветовые отношения в зависимости от замысла композиции Сбор подготовительных материалов для создания композиции; Поиск композиции: выполнение фор эскизов, поиск композиции в цвете; Работа над окончательным вариантом. Выполнение итоговой композиции Формат А3, А4 материалы по выбору Разрешается оригинальное использование материалов на выбор. (акварель, тушь, гелиевая ручка, (акварель, белила) гуашь кисти   3
6.

 Итоговой Просмотр

 

  2
 

.

Е полугодие

   
7.

«Подводный мир»

Упражнение на поиск равновесия в композиции. Для выполнения упражнения, учащиеся на отдельном листе рисуют изображения представителей водоемов. Из них ученики должны составить уравновешенную композицию в прямоугольниках 7х10 см. Сначала чертятся прямоугольники, затем ученики раскладывают в них вырезанные изображения рыбок, и составляют композиции, не приклеивая их, до тех пор, пока не будут удовлетворены результатом.

Формат А3, гуашь, кисти, клей-карандаш 3
8.

«Букет из листьев»

Создание композиции из заранее заготовленных силуэтов листьев разных цветов, размеров и формы. Учащимся необходимо композиционно грамотно разместить силуэты листьев на листе – выделить сюжетно-композиционный центр, передать ритм, статику или динамику в работе.

Формат А3, клей-карандаш 1
9.

«Волшебный лес»

Необходимо выполнить несколько эскизов в карандаше на тему «Волшебный лес» на небольшом формате и выбрать из них лучший вариант. Затем сделать два цветовых решения выбранной композиции на небольшом формате. Последним этапом необходимо выполнить изображение на большем формате, с выбранным цветовым решением и детальной проработкой. Главная задача упражнения – применение законов композиции.

 

 

Формат А3, А4 Материалы по выбору, разрешается оригинальное использование материалов на выбор (акварель, тушь, гелиевая ручка, (акварель, белила) Гуашь, кисти кисти 3
9

«История одного дня»

 

 

Учащиеся выполняют фор - эскизы будущей композиции. Задача упражнения на этапе выполнения фор эскиза - создать в работе ярко выраженный композиционный центр. Изображение одобренного преподавателем фор – эскиза учащиеся выполняют в четырёх прямоугольниках, расчерченных на формате листа А3. Важно, чтобы каждое отдельное изображение было выполнено цветовым отношением больших пятен. Изобразить композицию необходимо в разное время суток (утро, день, вечер, ночь).

С помощью цвета, учащиеся создают настроение в работе, используя гармонию сближенных цветов, стилизованное решение. Упражнение выполняется гуашевой краской, с применением разных кистей и приёмов работы с ними.

Формат А4 Материалы по выбору Разрешается оригинальное использование материалов на Выбор (акварель, тушь, гелиевая ручка, (акварель, белила) гуашь, кисти 2

 

«Домик мечты»

Упражнение на симметрию и асимметрию, на запоминание последовательности ведения работы над композицией

Необходимо выполнить два изображения, симметричного и асимметричного домика

Сначала ученики выполняют эскизы будущих домиков в карандаше на маленьком формате

Лучшие варианты домиков переносятся на большой формат

Выполняется в цвете

Композицию насыщают деталями

Формат А4, А3 Материалы по выбору Разрешается оригинальное использование материалов на Выбор (акварель, тушь, гелиевая ручка) (акварель, белила) гуашь, кисти 3

 

«Сказочный зверь»

Выполнить итоговую композицию с ярко выраженным композиционным центром - сказочным зверем

В итоговой композиции учащиеся должны показать все свои знания композиционной грамоты, в том числе и умение подчинять второстепенное главному

 

Формат А3 Материалы по выбору Разрешается оригинальное использование материалов на Выбор (акварель, тушь, гелиевая ручка) (акварель, белила) гуашь, кисти 3

 

Итоговый Просмотр

 

  2
               

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Типичные композиционные ошибки в работах учащихся (7-10 лет) ДХШ в процессе обучения изобразительному искусству (на примере тематической композиции)

                                                                   Рисунок 1

Неоригинальная, статичная композиция, использование открытого цвета, отсутствие умения техники «от пятна»

 

Рисунок 2

Нет акцентирования на главном. Работа одной кистью

ПРОДОЛЖЕНИЕ Б

 

 

Рисунок 3

Отсутствие главного и второстепенного в композиции. Несоблюдение плановости

 

Рисунок 4

Дробность в композиции. Несоблюдение плановости

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Работы учащихся (7-10 лет) ДХШ по дисциплине «Композиция»

Рисунок 1. Тематическая композиция «За игрой»

 

Рисунок 2. Тематическая композиция «Мир под водой»

 

 

Рисунок 3. Тематическая композиция «Любовь»

 

 

Рисунок 4. Тематическая композиция «Игра в прятки»

 

РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (7-10 ЛЕТ) ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ

Курсовая работа по дисциплине:

Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)

 

Выполнил студент группы 411

Л.К Корбмахер___________                             

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль: Художественное образование

Форма обучения: Очная

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент кафедры изобразительного искусства

И. Н. Карнаева 

_____________

_____________

 «___» ________ 20__г.

 

 

Новосибирск 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..…...3



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.052 с.)