Критерии оценки уровня развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки уровня развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи



Для определения уровня развития композиционного мышления учащихся, необходимо определить основные критерии оценки работ младших школьников, которые основываются на объективных закономерностях построения композиции в процессе обучения изобразительного искусства в детской художественной школе.

 Критерии оценки – это количественные показатели, эмоционально эстетические и интеллектуальные качественные критерии. Эти показатели выводятся в количественную оценку.

Критерии оценки призваны характеризовать работы младших школьников с целью показать уровень развития композиционного мышления в соответствии с уровнем развития умений, навыков и знаний. Основными направлениями, по которым оценивается уровень мыслительных способностей в области композиции, являются показатели уровня образного мышления и воображения, проявившиеся в работе младших школьников на уровне восприятия, представления и в последствии практического выполнения за­дания. Так же педагог обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся при оценке уровня мастерства.

Выполнение тематической композиции для ребенка - это отображение окружающего мира и происходящих в нем событий на плоской поверхности листа. Переосмысление и перенос любого события или действия на плоскость требует особых форм организации объектов для передачи смысла задуманного сюжета.

В качестве основных критериев оценки тематической композиции необходимо обосновать и композиционные критерии. Наиболее важными из них являются: определение формата и расположение листа (вертикальное, горизонтальное), выбор точки зрения, соразмерность предметов композиции, выделение зрительного центра, гармоничность цветовых отношений, ритмичность цветовых пятен, образность композиционного решения. Данный аспект обусловливает эстетическую значимость тематической композиции.  

В сюжетно - тематической композиции особая роль отводится взаимодействию содержания и формы. Форма, обусловленная особенностями содержания, имеет ряд показателей, характеризующих художественность, в том числе и гармоничность тональных и цветовых отношений, контрастность, ритмичность и т. п., что дает возможность оценить и соответствующие композиционные умения. В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

В результате этого, можно определить группы критериев для анализа творческих работ младших школьников на заданную тему:

Композиционные критерии:

1. Гармонично найдены пропорции изображения и поля листа

2. Единство и взаимосвязь между деталями изображения

3. Наличие ритмических построений

4. Выделение главного объекта

Выразительные критерии:

1. Создание художественного образа на заданную тему

2. Выделение выразительных качеств композиции

Изобразительные критерии:

1. Оригинальное решение в цвете

2. Создание целостной гармоничной композиции

3. Ярко выражено индивидуальное прочтение; состояние изображаемого образа.

Уровень технического исполнения:

1. Работа разными кистями;

2. Эффективность использования художественных материалов и инструментов;

3. Использование живописных мазков, подчеркивающих форму предметов на свету и на переднем плане;

4. Степень законченности, обобщение: акцентирование главного, обобщение второстепенного в цветовом строе; усиление, ослабление деталей по светлоте, насыщенности и цветовому оттенку.

Необходимо понимать, что данные критерии способствуют формированию у младших школьников живописного восприятия действительности. Умение грамотно решить композицию влияет на целостное восприятие действительности и способствует передачи чувств и эмоций через тематическую композицию. Учащиеся младшего школьного возраста, освоившие навыки композиционного решения плоскости способны собрать единую живописную картину.

Чем лучше младший школьник умеет пользоваться полученными умениями, тем более выразительной будет его композиция, и тем самым учащийся будет иначе смотреть на окружающий мир. Младший школьник использует возможности конкретного художественного материала для более выразительного решения работы, а значит, для выразительного решения художественного образа. Отсутствие сформированности навыков в изобразительной деятельности приводит к неуверенности в работе, а из-за этого падает интерес к изобразительной деятельности.

 Изобразительный критерий главным образом влияет на восприятие младшего школьника. Через использование цвета, как образной составляющей учащийся передает свои чувства и эмоции. В данном критерии формируется живописная система восприятия, создаваемая младшим школьником, как сложное эмоциональное и энергетическое пространство, через детскую трактовку формы и пространства изображаемой действительности.

Чем младше школьник, тем ценнее в его рисунках наличие многообразия различных образов, что указывает на развитие его интеллектуальных данных. Это же касается и детализации отдельных изображений.

Таким образом, данные критерии позволяют определить уровень развития композиционного мышления учащихся детской художественной школы, их умение работать над композицией и добиваться красоты и гармонии в создаваемых работах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.006 с.)