I . Марксистская схема исторического процесса и легальный марксизм в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Марксистская схема исторического процесса и легальный марксизм в России.



В середине XIX века Европа предлагает новую научную парадигму, связанную с именем немецкого мыслителя Карла Маркса. Он заимствовал у Гегеля схему универсальной истории, и придал ей материалистическое понимание. На место Абсолютного духа, как главного двигателя истории, он поставил развитие производительных сил и производственных отношений. Совокупность производительных сил и производственных отношений обуславливали способ производства материальной жизни – античный, феодальный, капиталистический. От способа производства зависели все общественные отношения: экономические, социальные, политические, правовые и духовные. При этом марксисты признавали также влияние на ход исторического развития политического строя, правовых отношений, религии и идей.

Марксистское учение признавало объективный и закономерный характер развития, возможность познания и использования исторических законов. Прогрессивный характер исторического процесса связывался с переходом общества от низших стадий развития к более совершенным. Особое место в марксистской парадигме занимало учение об общественно-экономических формациях. Универсальность истории заключалась в последовательной и прогрессивной смене общественно-экономических формаций: от азиатской, античной, феодальной и буржуазной в направлении коммунизма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, как наиболее талантливый популяризатор марксизма, оговаривали, что в истории не существует «вполне классического выражения» формаций. Для общественных формаций типична многоукладность.

Основной производящей силой общества и создателями материальных ценностей выступали народные массы. Общественная история в марксизме рассматривалась как история социальной или классовой борьбы.

Знакомство российской публики с трудами Маркса и Энгельса началось с середины 40-х годах XIX века, когда в России впервые опубликовали их отдельные работы. В конце 1860-х – начале 1870-х годов на русском языке выходит «Манифест коммунистической партии» и I том «Капитала». Когда народническое движение зашло в тупик, марксизм был воспринят в интеллигентской среде как «свежий ветер с Запада». Увлечение марксизмом переживают все направления русской общественной мысли.

Весомый творческий вклад в дело популяризации марксизма в России принадлежит Г.В.Плеханову. Он порывает с народничеством, и в эмиграции пишет ряд теоретических работ марксистского толка. Плеханов полагал, что природа и географическая среда дают первоначальный толчок развитию производительных сил, которые в свою очередь являются элементом общественного способа производства. Таким образом, производительные силы – первопричина исторического процесса. Состояние производительных сил обуславливает общественные отношения. Плеханов отстаивал теорию классовой борьбы, связывая с ней переход общества от одной экономической формации к другой.

Первоначально царское правительство проигнорировало революционное содержание марксизма, посчитав его своеобразным противоядием от бунтарских и террористических доктрин народничества. Пропаганда марксизма шла довольно открыто в университетских аудиториях. За адептами социалистического взгляда на перспективы капиталистического развития России закрепилось определение «легальные марксисты», а за научным направлением и направлением общественной мысли – легальный марксизм.

Легальные марксисты дополнили свое материалистическое понимание истории необходимостью ее нравственной оценки. Легальных марксистов отличали симпатии к социалистическим идеалам, ярко выраженный интерес к экономической проблематике, признание преобладающего влияния экономики на исторический процесс. В отличие от Московской школы историков, легальные марксисты говорили уже не об отдельных случаях воздействия экономики на социально-политические отношения, а о преобладающем ее влиянии на весь ход исторического развития народов. Они считали, что экономика дает ключ к пониманию исторического прошлого. По их мнению, развитие политических отношений, правовых норм и норм нравственности, художественное, религиозное или философское развитие общества определялось главным образом его экономическими процессами. Благодаря экономическому развитию происходит постепенная и плавная эволюция государственного строя и культуры в направлении социализма. Такая логика рассуждения не предполагала определяющей роли классовой борьбы в истории, что и отличало коренным образом легальный марксизм от классического марксизма.

Вывод

Вместе с позитивизмом марксизм оказал основополагающее влияние на формирование современных методов познания во многих отраслях научного знания, включая историю. Основоположники нового учения предупреждали, что марксистское понимание истории «есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования на манер гегельянства» (Ф. Энгельс). Легальный марксизм в России можно рассматривать как попытку соединения экономического учения Карла Маркса с либеральными идеями о политическом переустройстве государства и общества. В трудах легальных марксистов основной акцент был смещен с социальной борьбы на экономическую историю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.004 с.)