Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV . Периодизация истории отечественной исторической науки.Стр 1 из 26Следующая ⇒
Под периодизацией понимается деление процесса развития на основные качественно отличающиеся друг от друга этапы. В историографии периодизация позволяет сгруппировать историографические факты и обнаружить решающее направление развития научной мысли на каждом из этапов истории исторической науки, позволяет установить главные и второстепенные повороты в её эволюции. Периодизация является одним из важнейших способов познания закономерностей развития истории исторической науки. Первые попытки периодизации отечественной историографии относятся к середине XIX – началу ХХ века. Проблему периодизации отчетливо ставили перед собой В.О. Ключевский, П.Н. Милюков и А.С. Лаппо-Данилевский. В основу периодизации В.О. Ключевского были положены труды наиболее выдающихся ученых и общественно-политическое развитие страны: 1. Допетровский этап – до XVIII века. Его внутренние подъэтапы: а) с древнейших времен – середина XVI века (формируются зачатки исторических знаний); б) начало XVI – XVII век (переосмысление исторического прошлого); в) конец XVII – начало XVIII века. 2. XVIII век (петровские реформы). Его внутренние подъэтапы: а) петровский; б) елизаветинский; в) екатерининский. 3. XIX столетие. Его внутренние подъэтапы: а) от Французской революции и наполеоновских войн до Крымской войны и отмены крепостного права; б) пореформенный. Основу периодизации П.Н. Милюковасоставил принцип целеполагания исторического познания (влияние основных общетеоретических и философских взглядов на разработку исторических сочинений): 1. Период до Н.М. Карамзина – прикладное понимание задач исторической науки (сочинения в форме наставлений); 2. Период после Н.М. Карамзина – научное понимание задач исторической науки. По аналогии с Милюковым петербургский ученый А.С. Лаппо-Данилевский использовал в качестве определяющего критерия периодизации теоретические абстракции (научные идеи), дополненные соображениями о профессионализации труда историка. Одна из поздних периодизаций Лаппо-Данилевского выглядела следующим образом: 1. XI-XVII века: летописно-компилятивный период (первые попытки повествования об истории); 2. XVIII век: критико-прагматический и научно-литературный период (до Н.М. Карамзина включительно);
3. XIX век: научный период (влияние гегельянства и позитивизма). Таким образом, ученые использовали различные критерии для периодизации: очерчивали отдельные этапы по крупнейшим общеисторическим событиям, по отдельным столетиям, по царствованиям, по сугубо историографическим признакам (таким, как расширение потребности в исторических знаниях, изменение формы исторических сочинений, появление крупнейших исторических трудов, по историографическим направлениям). Даже робкие попытки периодизации объективно способствовали совершенствованию приемов историографического анализа и повышению теоретического уровня истории исторической науки. В советское время одним из первых проблему периодизации поставил Н.Л. Рубинштейн. В своей диссертации «Развитие русской исторической науки» (1939) он разделил историю исторической науки в России, во-первых, в соответствии с общественно-политическим развитием страны, как это практиковал Ключевский, и, во-вторых, с влиянием западноевропейской научной мысли на отечественную науку, из чего ранее исходили Милюков и Лаппо-Данилевский: 1. XI-XVII века (период зарождения исторической науки, как исторического знания в феодальную эпоху); 2. XVIII век (период превращения истории в науку); 3. XIX век (господство буржуазной исторической науки); 4. 1890-е – 1917 годы (с одной стороны, деградация буржуазной исторической науки и переход ее на открыто реакционные позиции, с другой – утверждение марксистского понимания исторического процесса и задач исторической науки в работах Ленина и ее усиливающимся отображением в исторической литературе); 5. с 1917 года начинается советский период. Внешне и частично периодизация Рубинштейна совпадала с предыдущими трёхчленными схемами Ключевского и Лаппо-Данилевского. К достоинству его периодизации относилась заключительная идея о преемственности дореволюционного и советского этапов отечественной историографии. Синтетическая версия Рубинштейна, встретившая понимание оппонентов в лице Ю.В. Готье и С.В. Бахрушина, вызвала возражения А.М. Панкратовой, которая представляла, в отличие от старших коллег, советскую генерацию историков. В своем отзыве на диссертацию Рубинштейна, она рекомендовала построить курс историографии в соответствии с основными классами, действовавшими в русской истории:
1. Феодально-дворянский период; 2. Мелкобуржуазный демократический период (разночинный); 3. Буржуазный период. Его подъэтапы: а) прогрессивный, связанны с творчеством С.М. Соловьева; б) переломный, эклектический (в центре – В.О. Ключевский); в) экономический материализм, отражавший марксизм в буржуазной историографии (1890-е - 1917 годы); г) реакционный и активно-контрреволюционный (буржуазная историография в советский период). 4. Пролетарский период. Его подъэтапы: а) 1890-е – 1917 год; б) советский. Такой сверх меры политизированный подход в значительной мере был продублирован в «Очерках истории исторической науки в СССР» (1955), первом вузовском учебнике «Историография истории СССР…» (1961) и лекционном курсе В.И.Астахов (1965). Во многих историографических работах советского времени общеисторическая периодизация была механически перенесена на историю исторической науки. Усложнению представлений о критериях периодизации истории исторической науки способствовала плодотворная дискуссия на страницах журнала «История СССР» (1960-1962 годы). По итогам настоящей полемики В.И. Астахов, в частности, более четко, чем его коллеги, сформулировал мысль о зависимости периодизации от смены историографических направлений. В настоящее время ведущим критерием периодизации истории исторической науки становится возникновение, доминирование и смена ведущих историографических направлений (консервативного, либерального, марксистского). Именно со сменой и сосуществованием историографических направлений связаны качественные изменения в развитии научно-исторической мысли, трансформация методов и характера исторического творчества, организационных форм исторической науки. 1. X – XVII (летописный период, господство провиденциализма: интерпретация исторических событий как результата вмешательства божественной воли и как осуществление “божественного плана»); 2. XVIII – первая треть XIX в. (доминирование консервативного направления, переход от принципов рационализма к историко-сравнительным и критическим методам); 3. вторая треть XIX – первые десятилетия ХХ века (господство либерального направления, позитивизм и неокантианство); 4. вторая четверть ХХ – рубеж 1980/1990-х (марксистское направление). 5. конец ХХ – начало XXI века (трансформация исторической науки в рамках методологического плюрализма).
ТЕМА № 3
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.007 с.) |