Покровская церковь в Озерском погосте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Покровская церковь в Озерском погосте



Погост „Озера» находится в 250 верстах от Петербурга, в 35 от Гдова и в 15-ти от почтовой Полновской станции и называется от множества озер. Судоходная река Желча отделяет погост от «Озерской слободы», называвшейся прежде «Подмонастырской». Желча, со своим плавучим мостом, придает местности веселый вид. Красота местности и находящиеся в храме мощи преп. Илариона привлекают сюда богомольцев. В трех верстах от погоста пролегает большая дорога во Псков.

На месте погоста прежде был мужской Покровский Озерский монастырь, основанный с 1470 г. преп. Иларионом, почивающим здесь под спудом. В 1695 г. монастырь был приписан к Псковскому Архиерейскому дому, а в 1764 году упразднен. От него сохранилась Покровская церковь, бревенчатая перекладина – остаток келлий, да еще «садня», или садок для рыбы из бревен, стоящих рядом и вертикально вбитых в землю. О положении монастыря свидетельствует копия с древней рукописи. На 16-м листе ее говорится о распродаже и уничтожении церковных вещей и построек казначеем экономии конторы секретарем Иваном Евреиновым.

Настоящий деревянный храм во имя Покрова построен в 1687 году, вероятно для монастырских служителей, оставшихся здесь по упразднении монастыря. Прежде была здесь деревянная церковь Рождества Христова, которая в 1843 году за ветхостью уничтожена, по указу гдовского духовного правления, данному причту Моцкой Георгиевской церкви, к которой Озерская церковь была приписана. По разобрании церкви, все, годное к употреблению, внесено в Покровскую церковь, а лес употреблен, частью на постройку ограды, частью на печение просфор. На месте упраздненной церкви стоит четвероугольный деревянный сруб, с крестом на верху.

В церкви Покрова находятся приделы Рождества Христова и Преп. Илариона40. Антиминс главного алтаря освящен Симоном, архиепископом Псковским и Нарвским, 1751 г., июля 10-го дня. Антиминсы приделов освящены в 1849 году.

Храм обшит тесом и выкрашен на средства церковного старосты, С.-Петербургского купца Мартиниана Якимова. Он же устроил в церкви приделы, из коих один освящен 2 янв. 1850 г., а другой 1851 г., января 3 дня; он же построил каменную колокольню и каменную из плиты ограду. На все это он употребил 3539 руб. 65 коп. сер. В 1871 году здесь построена новая, каменная, в 3 престола, того же наименования церковь. На престолах оставлены прежние антиминсы.

Церковь, прежде приписанная к Моцкой церкви, сделана самостоятельною, по просьбе того же Якимова, в 1845 г. по указу Свят. Синода от 8 декабря.

В храме достопримечательны: Мощи преп. Илариона, ученика преп. Евфросина Псковского, почивающие подле створных дверей, в углу иконостаса. Над мощами – красного дерева рака и, над нею – сень, резная с позолотою. Преподобному празднуют 28 марта и 21 октября; 2) напрестольный, серебряный вызолоченый крест 1843-го года, с частицами мощей и животворящего древа; 3) храмовая икона Покрова, греческого письма, считаемая чудотворною; 4) четырехугольная, в виде гроба, дарохранительница, современная бывшему монастырю; 5) две лжицы серебряная, и медная, довольно большого размера; 6) старые венцы аплике; 7) старинные богослужебные книги, напр.: напрестольное Евангелие, (м. 1677), на первых листах его надпись: „сие евангелие напрестольное, Арсений архиепископ на поминовение Покрову Пресвятой Богородицы, в Озерский монастырь», Евангелие (м. 1694), Апостол со след. надписью: 7111 Ианнуария, 1 дня, по указу Великого Господина, преосвященного Маркелла, митрополита Псковского и Изборского, сия книга апостол, куплена на кошт, на свои архиерейские деньги, домовые, казенные, должно быть сей книге в архиерейском доме, в крестовой палате неизносно». Октоих (м. 1683); общая минея (1681 г.), минея месячная, (1704 и 1705); пролог, с марта по август, со следующею на первых листах надписью: „От Рождества Христова 1703 г. отдал книгу пролог в обитель Покрову Пресв. Богородицы Озерского монастыря, от Псково-Мирожского монастыря архимандрит Аарон, при строителе той обители, иеромонахе Израиле, в поминовение души своей и сродников своих: Степана, Зиновии и присных, и быть сей святой книге в обители Покрова Пресв. Богородицы вечно, а кто сию книгу, желанием или научением, из сея обители похитит или усвоит, тот судим будет в страшное Его второе пришествие, егда приидет судить живые и мертвые, а подписал сию книгу, по его архимандритскому велению, того же Мирожского монастыря, сын его духовный, иеромонах Протасий, своею многогрешною рукою». Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского, изд. 1703, дар того же Аарона; евангелие учительное воскресное, (м. 1681); триодь постная, (м. 1682); Библия в лист, изд. в 1757; кормчая книга, изданная при Алексее Михайловиче, по благословению патриарха Никона 1761 г. июня 15 дня; требник, (м. 1750); 8) монастырский синодик, рукописный, со след. надписью: „Сей синодик церкви Пресв. Богородицы Покрова Озерского монастыря, писан 1782 г., совершен октября 11 дня, писал сей синодик Псковоградского монастыря, дьячек Иван Михаилов». Синодик начинается словами: „Помяни Господи души, иже во блаженной памяти представших, прежде почившихъ века сего». Потом поминовение общее: „Еже от Божия Твоея руки созданного первого человека от земли, прадеда нашего Адама и Его супруги прабабы нашей Евы, и от них народившихся и познавших Тебя, всех творца и зиждителя истинного Бога нашего, по воли твоей в законе и прежде закона верою ти послуживших, и прославиших пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Св. Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, и вся, иже от века в благочестии умершие». Потом писан Вселенский синодик по чинам духовным и светским. Потом паписано: „Помяни Господи иже добре храбрствовавших и мужественно подвизавшихся за святые Божие церкви и обители, за благочестивых царей и за православную христ. веру, кровь свою пролиявших, побитых за Псков град у Варлаамских ворот, на проломах и на вылазках» (выписаны имена). Далее: «Государь, Царь и Вел. Князь Алексей Михайлович всея России, указал на Москве; в градех, в соборных церквах, в больших монастырях, дворян и детей боярских, всяких чинов людей, которые на Государевой службе подо Псковом побиты, написати имена их в вечные синодики, а годовой памяти по тех же побитых, быти июля, в 18 день, и тем именам роспись. Новгородцы (имена), Псковичи (имена), Пусторжевцы (имена), Ржевовладимировцы, Торончане, Лугане, Луцкие казаки, Поляки, Господи иже мира сего отвергшееся и восприимше ангельский образ и обет монашеского пребывания: иноков и инокинь, постник и постниц, пустынников и пустынниц, и столпник, иже в общих монастырях и в особых пустынях, в пещерах и вертецах, в столпах и затворах и в скитах, и оставшихся и подвизавшихся и поживших в девстве, благоговеинстве, в молитвах, в молении и посте и в любви, в терпении, в безмолвии и всенощном стоянии, в коленопреклонении и чистем житии и прочих добродетельных трудех пребывших и на всяком месте владычествия Твоего, Тебе, Господи, угодивших и живот свой скончавших»; потом – жители Пскова, жертвовавшие на обители, создатели обители, из Иноков упомянуты: монах Иларион, схимонахи Иона, Сергий, Иоасаф, Иона, Евфимий; монахи: Левкий, Исайя, Иустин, Григорий. 9) два старинных колокола, на одном из которых написано, что он вылит 7070 г., июня 11, в церковь Воскресения Христова, «на Вавиловскую гору в Эрьево» (м. б. в Юрьев-Дерпт) при царе Иоанне Васильевиче; на другом, что его делал мастер Логин при архиепископе Новгорода и Пскова Пимене, при воеводе Якове Андреевиче Салтыкове, при Игумене Феодосии, при свешнике Ионе, казначее Юрии «при Келаре Каяне» и пр.

Метрические записи ведутся, с пропусками, с 1812 года.

При Покровской церкви, по упразднении монастыря, в 1764 году, положен причт из священника и двух причетников; в 1843 г. пономарь упразднен. Когда церковь была несамостоятельною, в ней служили или соседние священники, или из Полновского прихода, напр.: Киприян Иванов, (1809–1817), или из Ремядского, напр. Петр Ильин, или свои, местные, напр. Константин Сергеев и Петр Антонов. С 1846 года были уже самостоятельные священники, именно: Иоанн Малахиев Смирнов, Адриан Пустынский, Василий Вознесенский, Иоанн Копьев и Николай Беляев; ныне служит Дмитрий Флегонтович Красовский.

По штату 1843 г. церковь отнесена к 6-му классу и причту положено было 170 руб. жалованья; руги получалось по четверику ржи с прихожанина от 20 до 55 лет. Из 12 десятин церковной земли – 6 дес. пахатной, 5 сенокосной и 1 усадебной. Две части земли даются священнику, 1 – причетнику. Дрова для отопления причт получает из пустоши Липовец. С 1881 г. священник получает 220 р. Псаломщик – 70 р., кроме того получается 78 р. 58 коп. процентов с капитала в 1964 р. Церковного капитала имеется до 1700 р. Часть процентов идет на просвирню и на сторожа. При церкви шесть деревянных лавок и два дома, из которых один для причта, другой для богомольцев и для приход. училища. Последний выстроен ктитором Якимовым. Лавки отдаются под ярмарку 1 и 21 октября.

Соседние приходы: Моцкий, Полновский и Ремядский. Приход составляют деревни: Озерская Слобода, Ореховицы в 2-х верстах от церкви, Гнилово – в 3-х, Коровье Село – в 5-ти, Кятицы – в 6-ти, Низовицы – в 7-ми и Визовицы – в 11-ти. Всех прихожан м. п. 392, ж. 396.

В приходе много озер, река Желча и лес, называемый „сороковым бором“. Между Озерской слободой и Кятицами лежит почтовая псковская дорога.

Грамотных очень мало. Из 10-ти учеников, учившихся у священпика Василия Вознесенского, некоторые поют и читают в церкви. Когда Вознесенского в 1855 г. перевели на другое место, училище закрыто. Новое училище открыто в 1860 году. Оно помещается в особом доме.

Кроме общих праздников прихожане празднуют Покрову и преп. Илариону – во всех деревнях, Илии – в Визовицах, Троице – в Коровьем селе, Святому Духу и Петру и Павлу – в Низовицах, Флору и Лавру в Ореховицах.

При свадьбах замечена та особенность, что после свадебного стола бывает стол «кашников», т. е. лиц, которые привезли сундук с приданым невесты; им после всего угощения подают кашу. Младенца, которому еще не дано имени, называютъ „чухной». После крещения приходят соседи и, принося деревенские припасы, поздравляют родителей и пользуются угощением. Угощая детей, пришедших с поздравлением, говорят им: «не кидайте нашего мальчика (или девчонку) в крапиву».

На Иванов день жгут костры с пляской и пением, собирают целебные травы, а моющиеся в бане парятся новым веником.

В приходе два кладбища: одно в ограде, другое в 100 саженях от церкви, в 789 квадр. саж. Последнее отведено в 1846 году.

Часовень три: одна во имя Флора и Лавра в Ореховицах; две, во имя Св. Духа и Св. Петра и Павла, в Низовицах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.008 с.)